Покрышкин Александр Иванович


Покрышкин Александр Иванович
Родился: 6 (19) марта 1913
Умер: 13 ноября 1985 (72 года)


Биография


Александр Иваннович Покрышшкин — советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).

Александр Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Отец его был выходец из крестьян Вятской губернии. Семья жила небогато, в не самом благополучном районе города, но это не помешало Саше с самого детства много времени уделять учёбе.

Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. В 1928 году, после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, после конфликта с отцом, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой». С 1931 года — член комсомола.

В Красной Армии с 17 июня 1932 года, доброволец. Был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе мастерству лётчика. Во время отпуска зимой 1938 года он втайне от начальства прошёл всего за 17 дней годичную программу гражданского пилота. Это помогло ему добиться в ноябре 1938 года направления на учёбу в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова, которую он окончил с отличием в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР).

Участие в Великой Отечественной войне

1941

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. Из-за близости к границе его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский . Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.

В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, одержав ещё одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин, увидев как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления. Позже он говорил:

« Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны. »

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью.

Участвовал в оборонительной операции в Молдавии, Тираспольско-Мелитопольской оборонительной операции, Донбасской оборонительной операции, Ростовской оборонительной операции и Ростовской наступательной операции. Зимой 1941 года Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, которые были остановлены перед городом Шахты и затем были потеряны советской разведкой. После того, как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, его наградили орденом Ленина.

К середине ноября 1941 года выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне-декабре 1941 года сбил 2 немецких самолёта лично и 1 — в группе.

1942

Продолжал воевать на Южном фронте в составе того же 55-го истребительного авиаполка. «За образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и героизм личного состава» полк 7 марта 1942 года был переименован в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк. Продолжал воевать на Южном фронте, а с июля 1942 года — на Северо-Кавказском фронте. В августе 1942 года назначен командиром эскадрильи. В конце августа 1942 года с полком убыл в тыл для переформирования и переобучения на новые самолёты. Полк осваивал новые типы истребителей, сначала Як-1, а затем поставлявшийся по ленд-лизу американский «P-39N Аэрокобра»

С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.

В 1942 году участвовал в Донбасской оборонительной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. За 1942 год сбил 1 немецкий самолёт лично и 1 — в группе (обе победы — июль-август).

1943

В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. 8 апреля лётчики-гвардейцы вернулись на фронт и сразу же включились в воздушные сражения на Кубани. 9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100»,"белая сотка", Покрышкин сбил Bf.109.

В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений А. И. Покрышкин проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же А. И. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза (указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года).

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу.

В июле 1943 года Александр Иванович присутствовал на Краснодарском процессе над пособниками немецких оккупантов.

С ноября 1943 года — заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Кроме воздушных сражений на Кубани, в 1943 году участвовал в Миусской наступательной операции (2 победы) , Донбасской наступательной операции (7 побед), Мелитопольской наступательной операции (1 победа) и в блокировании немецких войск в Крыму (5 побед).

Именно 1943 год стал «звёздным часом» Покрышкина — в этом году он сбил лично 38 самолётов врага. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

1944

С января по начало мая 1944 года А. И. Покрышкин с полком находился в тылу на переформировании. В феврале 1944 года он получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку. С марта 1944 года он — командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше летать на боевые задания. Он должен был уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции (в ней одержал 2 последние официально засчитанные ему победы), прикрывал с воздуха наземные части на Сандомирском плацдарме.

1945

В 1945 году полковник А. И. Покрышкин командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.

Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

Количество побед А. И. Покрышкина

В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.

Однако после распада СССР ряд авторов настаивают на меньшем числе его побед. Так, М. Быков в своих справочниках пишет только о 46+6 (43+3) подтверждённых победах и ставит Покрышкина только на 7-е место по результативности среди истребителей Великой Отечественной войны (Кожедуб И. Н. — 64+0 (+2), Речкалов Г. А. — 61+4 (+3), Гулаев Н. Д. — 55+5, Евстигнеев К. А. — 52+3, Глинка Д. Б. — 50+0, Скоморохов Н. М. — 46+8 (43+3), Покрышкин А. И. — 46+6 (43+3), Колдунов А. И. — 46+1 (43+1), Ворожейкин А. В. — 45+1, Попков В. И. −41+1).

А. Табаченко указывает ещё меньшее число побед аса, но его книга подвергалась критике за предвзятость. Например, А. Марчуков после детального исследования архивов критически разбирает книги М. Быкова и особенно А. Табаченко, и приводит полный список побед А. И. Покрышкина в количестве 53 личных и 6 групповых.

Сам А. И. Покрышкин однажды в частной беседе с В. М. Молотовым сказал, что сбил около 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно.

По некоторым публикациям, в течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё несколько побед, не вошедших в его общий счёт. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы. Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения лётного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:

Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка.

Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. было установлено:

«Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей.»

Однако даже в 1943 году, на совещании в штабе 4-й воздушной армии, которое проходило в ходе напряжённых боёв на Кубани, Покрышкин обратил внимание на то, что фактически сбитые самолёты противника засчитываются согласно правилам, введённым ещё в начале войны:

« В своём выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полёта к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привёл примеры перехвата моей восьмёркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном ещё в начале войны, установлено, что сбитые самолёты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулемётом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы дерёмся в двадцати — тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолёты без кинопулемётов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени лётчиков-истребителей этот приказ изменить.

Выслушав моё выступление и сделав пометки в блокноте на столе, Вершинин сказал: — Товарищ Покрышкин, ваше выступление заслуживает внимания. По этим вопросам будут даны указания. Предложения по приказу о сбитых самолётах доложим в Москву. В отношении боёв в районе Мысхако вам и штурману армии завтра же слетать в бомбардировочный полк. При получении подтверждения засчитаем сбитые самолёты.»

Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном, ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространённым явлением.

В полку под командованием А. И. Покрышкина служили и другие прославленные лётчики, в том числе дважды Герои Советского Союза Клубов А. Ф.и Речкалов Г. А.,, а также Герои Советского Союза Бабак, И. И., Бондаренко В. Е., Голубев Г. Г., Искрин Н. М., Карпович В.П., Лукьянов С. И., Селиверстов К. Е., Старчиков Н. А., Сухов К. В., Трофимов Н. Л., Труд А. И., Фадеев В. И., Фёдоров А. В., Фигичев В. А.

Послевоенная биография

В июле 1945 года направлен на учёбу в академию. В 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. После войны Покрышкин вызвал своим независимым характером раздражение Василия Сталина, тогда командовавшего ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года, и далее служил не в ВВС, а в Войсках ПВО. С января 1949 года — заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО, с июня 1951 года — командир 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО (переименован из 33-го иак ПВО в феврале 1949 года). С февраля 1955 года — командующий истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО. В январе 1956 года направлен на учёбу.

В 1957 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С января 1958 года — командующий 52-й воздушной истребительной армией ПВО. С августа 1959 года — командующий Киевской армией ПВО — заместитель командующего Киевским военным округом по войскам ПВО. После её переименования с февраля 1961 года — командующий 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. С июля 1968 года — заместитель Главнокомандующего войсками ПВО страны.

С января 1972 года — председатель Центрального комитета ДОСААФ. С ноября 1981 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Член ВКП(б) с 1942 года. Кандидат в члены ЦК КПСС (1976—1985).
Скончался 13 ноября 1985 года в Москве в возрасте 72 лет.

Сочинения

Атака большой группы бомбардировщиков противника // Крылья Советов : газета.
Чему учит опыт // Сталинский сокол : газета. — 1944. — № от 9 февраля.
Воздушные бои над Кубанью // Вестник воздушного флота : журнал. — 1953. — № 5.
Покрышкин А. И. Крылья истребителя. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948. — 140 с.
Твоя почётная обязанность. — М., 1976.
Небо войны. — М.: Воениздат, 1966, 1968, 1970, 1975, 1980.
Покрышкин А. И. Познать себя в бою. — М. : ДОСААФ, 1986. — 492 с. — 95 000 экз.
Познать себя в бою. — М.: ДОСААФ, 1986 — с испр. замеч. опечаток

Познать себя в бою. — М.: Центрполиграф, 2007. — ISBN 978-5-9524-3120-1, 5-9524-3789-0 (Издание без купюр)

Бой требует мысли. — Новосибирск: АВИОН, 1998.

Покрышкин А. И. Тактика истребительной авиации. — Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница», 1999. — 392 с, ил. — ISBN 5-900152-14-6.

Награды

Герой Советского Союза

Трижды Герой Советского Союза (24.04.1943 — медаль № 993; 24.08.1943 — медаль № 10; 19.08.1944 — медаль № 1).

Ордена

шесть орденов Ленина (22.12.1941 — № 7086; 24.05.1943 — № 9600; 6.03.1963 — № 124904; 21.10.1967 — № 344099; 21.02.1978 — № 429973; 5.03.1983 — № 400362);

орден Октябрьской Революции (5.03.1973 — № 1793);

четыре ордена Красного Знамени (22.04.1943 — № 66983; 18.07.1943 — № 8305/2; 24.12.1943 — № 448/3; 20.04.1953 — № 1392/4);

два ордена Суворова II степени(6.04.1945 — № 1484; 29.05.1945 — № 1662);
орден Отечественной войны I степени (11.03.1985 — № 537850);
два ордена Красной Звезды (6.11.1947 — № 2762070; 4.06.1955 — № 3341640);
орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975 — № 0039).
Медали
«За боевые заслуги» (3.11.1944);
«За оборону Кавказа» (1.05.1944);
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (9.05.1945);
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (6.06.1945);
«За освобождение Праги» (9.06.1945);
«За взятие Берлина» (9.06.1945);
«XXX лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948);
«В память 800-летия Москвы» (7.04.1951);
«40 лет Вооружённых Сил СССР» (18.12.1957);
«За освоение целинных земель» (5.11.1964);
«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (7.05.1965);
«50 лет Вооружённых Сил СССР» (26.12.1967);

«За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (20.04.1970);

«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (25.04.1975);
«60 лет Вооружённых Сил СССР» (28.01.1978);
«За укрепление боевого содружества» (31.05.1980);
«В память 1500-летия Киева» (17.05.1982);
«Ветеран Вооружённых Сил СССР» (30.04.1984);
«Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (12.04.1985).
Иностранные награды
медаль «За выдающиеся заслуги» (США) (1943);
орден Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ);
ордена Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР);
орден Карла Маркса (ГДР);
Серебряный крест ордена «Виртути Милитари» (ПНР);
Кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР);
орден Сухэ Батора (МНР);
орден Красного Знамени (МНР).
Также награждён медалями Вьетнама, Кубы, Болгарии, ГДР, ЧССР.
Региональные награды
медаль Кемеровской области «За честь и мужество» (2013 год).
Почётный гражданин

Почётный гражданин городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, Ржев, Владикавказ и др.

Память

В Москве:
бюст на надгробии на Новодевичьем кладбище;

бюст в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе (2002 год);

мемориальная доска на доме по улице Большая Бронная, 19, где жил Покрышкин (ск. М. В. Переяславец, арх. А. П. Семёнов, открыта 7.5.1987);

мемориальная доска на доме на Волоколамском шоссе, 88, стр. 3 (ЦК ДОСААФ);
улица Покрышкина в районе метро «Юго-Западная».
В Краснодаре:
улица имени Покрышкина в Краснодаре;

памятник в Краснодаре в микрорайоне имени Жукова (Энка), перенесённый в 2008 году с улицы Постовой;

мемориальная доска на доме у перекрёстка улиц Постовой и Седина, известный как «стодворка», в котором с 1936 года по 1938 год жил А. И. Покрышкин;

памятник в Краснодарском авиационном училище (открыт в мае 2013 года).
В Новосибирске:
его именем назван Новосибирский учебный авиационный центр;

бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект), установлен в 1949 году в соответствии с правилом об установке бюста дважды Героя Советского Союза на его родине. Первоначально был установлен на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Но с началом сооружения метрополитена (1981 год) его «временно» переместили на площадь Свердлова (пересечение Красного проспекта и улицы Свердлова), где он и остался стоять;

в 1980 году имя А. И. Покрышкина было присвоено профессиональному училищу № 2 (с 2010 года — Новосибирский техникум металлургии и машиностроения);

с 1994 года в Новосибирском техникуме металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина существует музей, посвящённый А. И. Покрышкину;

в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена. Через 12 лет, к столетнему юбилею маршала, при входе в один из её вестибюлей (см. фото) был установлен бронзовый бюст;

улица Покрышкина, названная так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года;

в 2003 году на площади Карла Маркса в Новосибирске был установлен памятник, а в 2006 году был проведён опрос населения на переименование площади в «Площадь Александра Покрышкина»;

в 2009 году открыт Сибирский авиационный кадетский корпус имени А. И. Покрышкина;

в 2013 году около Новосибирского техникума металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина установлен бюст;

к дню города в 2013 году в Новосибирске появилась Аллея маршала Покрышкина. Инициатива создания принадлежала студентам НГАХА. Она располагается от улицы Свердлова до улицы Коммунистическая, по Красному проспекту. Проект реконструкции его участка был утверждён 10 апреля 2013 года, на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии города. В ходе реконструкции здесь, согласно проекту стоимостью 10 млн рублей, появились: лавочки, обелиски и мозаики с изображениями самолётов, которые пилотировал Александр Покрышкин. На аллее также существующую тротуарную плитку поменяли на цветной гранит;

6 марта 2013 года Новосибирский Главпочтамт использовал спецгашение «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)».

В Новокузнецке:
улица Покрышкина в Центральном районе.
В Перми:

мемориальная доска на бывшей школе авиатехников (ул. Орджоникидзе, 12), в которой он учился. Установлена в 1990 году, пропала в 2003 году, восстановлена с гипсового слепка в 2008 году.

Во Ржеве:

мемориальная доска в Ржевском авиагарнизоне, которым в 1950-е годы командовал А. И. Покрышкин;

площадь имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина;

мемориальная табличка на аллее Героев;

в 2013 году, на аллее в войсковой части 40963 6-й бригады военно-космической обороны, был установлен бронзовый бюст А. И. Покрышкина;

имя А. И. Покрышкина присвоено 6-й бригаде военно-космической обороны, штаб которой дислоцирован во Ржеве.

В Ростове-на-Дону:
мемориальная доска на доме, где жил Покрышкин в 1955-1956 годах.
В Севастополе:
улица в посёлке Кача названа именем А. И. Покрышкина.
На Украине:

в Киеве, на доме, в котором он жил в 1968 году (ул. Грушевского, 34а), установлен памятный знак;

улица имени Покрышкина в городе Свердловск, Луганская область;
улица имени Покрышкина в городе Мариуполь, Донецкая область;
улица имени Покрышкина в городе Винница;

бюст на аэродроме «Широкое» под Запорожьем. На этом аэродроме в 1988—1992 годах базировалось Запорожское авиационное училище лётчиков ДОСААФ СССР, которое носило имя трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина;

в 1985 году Киевскому высшему инженерному радиотехническому училищу ПВО присвоено почётное звание имени маршала авиации А. И. Покрышкина.

В Казахстане:
имя А. И. Покрышкина носят улицы в Алма-Ате и Талдыкоргане;
именем А. И. Покрышкина названа школа в Талгаре.
Воинские части:

почётные наименования «Имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина» присвоены 4-й и 6-й бригадам противовоздушной обороны (ПВО) Войск воздушно-космической обороны (ВКО), дислоцированные в Долгопрудном (Московская обл.) и Ржеве (Тверская обл.);

его именем назван 689-й гвардейский Сандомирский, ордена Александра Невского истребительный авиационный полк (входит в состав Балтийского флота).

А также:

пионерский лагерь имени Покрышкина (Аэрокосмического объединения «Полёт», научно-производственное объединение «завод имени Баранова») в Омской области (курортная зона Чернолучье);

в школе № 20 города Кирова существует музей А. И. Покрышкина;
его именем названа малая планета № 3348;
улица в станице Калининской Краснодарского края;
улица в Могилеве, Республика Беларусь;
школа № 2 станицы Калининской Краснодарского края носит имя Покрышкина;
имя Александра Покрышкина носит самолёт Ан-148 МЧС России (борт RA-61715);

Художественная марка: 22 февраля 2013 года в обращение была введена художественная марка «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)». (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1675).

Добавить комментарий