Ольденбург Сергей Фёдорович


Ольденбург Сергей Фёдорович
Родился: 14 (26) сентября 1863 года.
Умер: 28 февраля 1934 года.


Биография


Сергей Фёдорович Ольденбург (14 (26) сентября 1863, село Бянкино, ныне Нерчинского района Забайкальского края — 28 февраля 1934, Ленинград) — русский и советский востоковед, один из основателей русской индологической школы, академик Российской Академии наук (1903), непременный секретарь Академии наук в 1904—1929 годах, член РБО. Министр народного просвещения Временного правительства (1917).

Семья

Происходил из старинного мекленбургского дворянского рода, представители которого переселились в Россию при Петре I.

Дед — Фёдор Фёдорович Ольденбург, генерал от инфантерии.
Отец — Фёдор Фёдорович Ольденбург, полковник лейб-гвардии Московского полка. С 1856 года служил в Забайкальском казачьем войске, командовал полком. В 1867 году вышел в отставку в чине генерал-майора, уехал с семьёй за границу, был вольнослушателем Гейдельбергского университета. Был поклонником идей Ж. Ж. Руссо. Умер в 1877 году.
Мать — Надежда Фёдоровна, урождённая Берг, дочь офицера, выпускница, а затем преподавательница французского языка Смольного института.
Брат — Фёдор Фёдорович (1862—1914) — педагог и общественный деятель

По воспоминаниям академика Ф. И. Щербатского,
происходя из семьи высококультурной и очень зажиточной, С. Ф., тем не менее, с ранних лет был приучен к тяжёлому труду и скромной жизненной обстановке. Все свободные средства родителей были обращены на обучение детей, на дарование им наилучшего по тому времени образования.

Первая жена — Александра Павловна, урождённая Тимофеева, выпускница математического отделения Педагогических курсов. Умерла в 1891 году.
Вторая жена — Елена Григорьевна, урождённая Клеменц, в первом браке Головачёва (1875—1955) — работала учительницей в Чите. Стала женой С. Ф. Ольденбурга в 1923 году.
Сын — Сергей Сергеевич (1888—1940) — историк, профессор и журналист. Монархист. Участник Белого движения на Юге России. Жил в эмиграции во Франции. Автор капитального исторического исследования «Царствование Императора Николая II».
Внучка — Ольденбург, Зоя Сергеевна (1916—2002) — писательница, автор книг о крестовых походах, катарах и альбигойцах.

Образование

Окончил с золотой медалью первую Варшавскую гимназию (1881), санскритско-персидский разряд факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета (1885; тема кандидатской работы: «Очерк фонетики и морфологии пракритского наречия Magadhi»). Магистр санскритской словесности (1895; тема диссертации: «Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpavadana Jatakamala»).

Член возникшего в середине 1880-х годов кружка («Братства»), объединившего молодых интеллектуалов, получавших образование в Петербургском университете (среди них были также В. И. Вернадский, Д. И. Шаховской, А. А. Корнилов, И. М. Гревс). В 1887—1889 годах работал в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа, главным образом, над буддийскими рукописями.

Научно-педагогическая деятельность

С 1889 года — приват-доцент факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, также преподавал санскрит на историко-филологическом факультете. С 1 января 1897 года — профессор. В 1899 году покинул университет в знак солидарности с уволенными оппозиционно настроенными преподавателями.

Основная тематика его научных трудов — религия, поэзия и искусство, древности и история Индии, персидская и западные литературы, вопросы этнографии и истории востоковедения. В области сравнительной истории литературы, он исследовал главным образом влияние восточных литератур на средневековую европейскую. Магистерская диссертация С. Ф. Ольденбурга посвящена санскритским джатакам — рассказам о перерождениях Будды, представляющим собой огромный свод сказочного фольклора. Изучал трансформацию буддийских учений при их взаимодействии с народной средой. Считал, что

буддийские легенды при постоянном сравнении их с буддийскими догматами ясно покажут нам, как буддизм, попытавшись вступить в борьбу с брахманской церковностью и обрядностью, весьма быстро перешёл к тому, против чего он боролся, то есть создал церковь, которая неминуемо связала его с обрядностью.

В 1897 году основал международную серию «Bibliotheca Buddhica. Собрание оригинальных и переводных буддийских текстов». До своей кончины редактировал это издание, в рамках которого к 1937 году вышло 30 томов в более чем 100 выпусках. В книгах серии были опубликованы тексты, принадлежащие к традиции «северного буддизма», на санскрите, китайском, тибетском и монгольском языках с введениями и научным аппаратом преимущественно на английском, французском и немецком языках. О работе Ольденбурга в качестве редактора серии академик Ф. И. Щербатский писал: «ни один лист не вышел без его внимательной и иногда даже придирчивой корректуры».

Из воспоминаний И. Д. Хлопиной, жившей в начале 1920-х годов в семье С. Ф. Ольденбурга:

Он считался не только лучшим санскритологом, но и лучшим знатоком буддизма. Мы были уверены, что он буддист. Буддисты Тибета почитали его за бодхисаттву, ездили к нему на поклонение, привозили ему ароматические курительные свечи и голубые шали из шёлка-сырца, лёгкие как одуванчики и цеплявшиеся за пальцы; привозили ему рис, он ел его каждый день. Он покровительствовал буддийскому храму, что в Старой Деревне…

Работа в Академии наук до 1917 года

С 5 (17) февраля 1900 года — адъюнкт по литературе и истории азиатских народов Императорской Академии наук, с 19 апреля (2 мая) 1903 года — экстраординарный академик, с 1 (14) ноября 1908 года — ординарный академик. В 1904—1929 годах — непременный секретарь Академии наук.

В 1909—1910 и 1914—1915 годах руководил археологическими экспедициями в Восточный Туркестан, в ходе которых были найдены и описаны многочисленные памятники древней буддийской культуры. При этом предметы, нуждавшиеся в спасении и реставрации, были перевезены в Петербург, где пополнили коллекции Эрмитажа и Азиатского музея (затем — Института востоковедения). Был инициатором ряда русских научных экспедиций в Центральную Азию и Тибет, являлся председателем этнографического отделения Императорского Русского географического общества, секретарём Восточного отделения Русского археологического общества. С 1916 года был директором Азиатского музея.

Либеральный политик

Активно участвовал в деятельности либерального Союза освобождения. Был членом Конституционно-демократической партии (Партия народной свободы, кадеты). В 1912—1917 годах — член Государственного совета по выборам от Академии Наук и Петербургского университета, был одним из левых членов этой весьма консервативной законодательной палаты. С 1915 года — член Особого совещания по обороне государства.

После Февральской революции 1917 года выступал за учреждение Министерства изящных искусств. В мае 1917 вошёл в ЦК партии кадетов. В июле—августе 1917 года — министр народного просвещения Временного правительства. Под его руководством обсуждались проекты организации франко-русского института с техническим уклоном и обучением на французском языке, и об образовании Украинской Академии наук в Киеве. Был членом Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконных действий министров и других высших должностных лиц царского режима.

Деятельность при советской власти

Первоначально резко негативно воспринял приход к власти большевиков, но уже с 1918 года начал активно сотрудничать с советской властью. По мнению биографа С. Ф. Ольденбурга Б. С. Кагановича, суть его позиции можно сформулировать так: «Лояльность к советской власти и участие в ряде её экономических и культурных программ с сохранением автономии и внутренней независимости Академии». По словам народного комиссара просвещения А. В. Луначарского, Ольденбург оказался «одним из самых крепких и самых нужных звеньев между советской властью и крупнейшей мировой и нашей интеллигенцией, и сыграл в этом отношении выдающуюся роль». Возможно, в этом сыграло свою роль давнее знакомство с братом главы советского правительства В. И. Ленина Александром и самим Лениным (с 1891 года). Поскольку Совнарком исправно финансировал научные проекты Академии, выступая в конце 1918 года с отчётом о деятельности Академии наук, Ольденбург говорил: «В наши трудные и сложные дни многие склонны падать духом и не понимать величайших переворотов… глубоко болезненных и мучительных, но тем не менее великих и замечательных. И многим из нас — людям науки, начинает казаться, что и наука гибнет от непонимания и невнимания к ней. Опасения эти напрасны…».

В сентябре 1919 года был арестован, спустя примерно три недели освобождён. Литературовед Е. П. Казанович записала в своём дневнике, что «у него после освобождения была походка человека, на двадцать лет состарившегося и разбитого».

Близкий друг Ольденбурга, историк и литературовед Д. И. Шаховской дал такую характеристику как его личности, так и деятельности при советской власти:

Сергей был прежде всего человеком реального дела, непреклонным служителем долга, ценящим результаты и подлинное дело. При этом в нём было много самоуверенности, и при постоянном вращении в среде, стоящей гораздо ниже его, это вылилось в какое-то самомнение, а огромные задачи, им на себя принятые и им с удивительным умением проводившиеся, всецело поглотили все его душевные силы и сделали его рабом принятого на себя тяжёлого ответственного служения.

Фактически руководя деятельностью Академии наук до 1929 года, Ольденбург способствовал её сохранению, созданию условий для проведения научных исследований, неоднократно добивался освобождения или облегчения участи арестованных учёных. Организовал юбилейные торжества по случаю 200-летия Академии наук в 1925 году.

Заслуги Ольденбурга получили международное признание — в 1920-е годы он был избран членом-корреспондентом Прусской академии наук, Геттингенской Академии наук, почётным членом Королевского Азиатского общества Великобритании, Парижского Азиатского общества, почётным доктором Эбердинского университета в Глазго и Археологического института Индии.

В 1928 году отношения между советской властью и Академией наук стали быстро ухудшаться, что свидетельствовало о скором конце системы компромиссов, на которой основывалась административная деятельность Ольденбурга. В январе 1929 года академики демонстративно провалили трёх кандидатов-коммунистов, баллотировавшихся в состав АН, но уже в феврале, в условиях сильнейшего давления, они были вынуждены пересмотреть своё решение. Начало так называемого «Академического дела» осенью 1929 года (оно было связано с обвинениями в адрес сотрудников Академии в сокрытии важных документов политического характера, в том числе акта об отречении Николая II, архивов ЦК партий кадетов и эсеров) привело к смещению Ольденбурга с поста непременного секретаря Академии в конце октября 1929 года. После этого органы советской власти установили полный контроль над Академией, многие сотрудники которой были подвергнуты репрессиям.

В 1930—1934 годах — директор Института востоковедения АН СССР, созданного на базе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Туркологического кабинета.

Адреса в Санкт-Петербурге

1891 год — доходный дом — 6-я линия, 17.
Похоронен на Литераторских мостках.
На доме, где в советское время жил Ольденбург (набережная Лейтенанта Шмидта, 1/2), — мемориальная доска.

Труды

Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpavadana Jatakamala. СПб., 1894.
О персидской прозаической версии «Книги Синдбада»: Из сборника статей учеников проф. В. Р. Розена. СПб., 1897.
Буддийское искусство в Индии. СПб., 1901. (Известия Императорской академии наук; февраль. Т. 14. № 2).
Европа в сумерках на пожарище войны. Впечатления от поездки в Германию, Англию и Францию летом 1923 г. Пг., 1924.
Культура Индии. М., 1991.
Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: пять лекций по буддизму М., 2010. Агни
Письма С. Ф. Ольденбурга

Добавить комментарий