Земекис Роберт
- Подробности
- Категория: Режиссеры
- Опубликовано: 25.04.2020 15:41
- Автор: Роман
- Просмотров: 1203
Земекис Роберт
Родился: 14 мая 1952
Биография
Роберт Ли Земекис — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
Лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший режиссёр». Постановщик знаковых картин: «Форрест Гамп», «Контакт», «Изгой», «Кто подставил кролика Роджера» и трилогии «Назад в будущее».
Происхождение и юность
Отцом Роберта Земекиса был строительный сварщик Альфонс Земекис (Alphonse Zemeckis, 13 ноября 1914, Иллинойс — 1 июля 1998), родителями которого были Казимиерас Земецкис (Kazimieras Zemeckis, 1880—?) и Марийона Данта (Marijona Danta, 1887—1945), родившиеся в Литве. Фамилия Zemeckis является литуанизированной польской фамилией Ziemięcki (Земецкий, то есть «происходящий из Земецина»). Мать Роберта, урождённая Роза Неспека (Rosa Nespeca, 19 мая 1919 — 27 апреля 2010), происходит из Аркуата‑дель-Тронто (Италия). Родители Роберта были прихожанами римско‑католической церкви.
Роберт вырос в небольшом особняке по адресу 11344 S Edbrooke Ave, Chicago, IL в чикагском микрорайоне Роузлэнд. Впоследствии он поселил Билли, персонажа своего мультфильма «Полярный экспресс», в похожем доме по адресу 11344 Edbrooke Ave, Grand Rapids, MI (в реальности, в Гранд-Рапидс такой улицы нет).
По окончании католической начальной школы, Земекис перешёл в Академическую среднюю школу им. Кристиана Фенгера (Christian Fenger Academy High School). Он говорил: «Правда в том, что в моей семье не было места искусству. То есть музыке, книгам и театру… Единственным доступным мне источником вдохновения было телевидение — и оно действительно им было.»
В возрасте 13 лет у Земекиса появилась 8-мм любительская кинокамера Kodak. Начав со съёмки семейных событий, он перешёл к съёмке фильмов в жанре повествования, применяя кукольную мультипликацию и другие спецэффекты. В качестве звукового сопровождения использовалась музыка The Beatles.
Наслаждаясь съёмкой фильмов, Земекис по-прежнему оставался жадным до телевидения, которое было для него первым проблеском иной жизни — за пределами кругозора «синих воротничков», в среде которых он рос. «Часто слышишь, что телевидение порождает множество проблем»,— говорил Земекис. — «Но мне именно оно спасло жизнь.»
О существовании кинематографических факультетов и отделений вузов он впервые узнал из интервью Джерри Льюиса в одном из выпусков The Tonight Show Starring Johnny Carson. После просмотра фильма «Бонни и Клайд» он был настолько впечатлён, что твёрдо решил учиться на кинематографиста. Но окружение Роберта не разделяло его энтузиазма. «Для моей семьи, друзей и всего того мира, в котором я рос, эта мечта относилась к разряду неосуществимых. Мои родители, бывало, сидели там и говорили: „Ты забыл, кто ты и откуда? Ты не можешь быть кинорежиссёром.“ Возможно, желание доказать обратное также повлияло на мой выбор.»
Образование и раннее творчество
После двух лет обучения в Университете Северного Иллинойса, в течение которых Земекис подрабатывал в отделе монтажа WMAQ-TV, флагманской телестанции NBC в Чикаго, он подал заявление о переводе в Школу кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии — с помощью эссе и 16-мм короткометражного фильма, снятого им на песню «Golden Slumbers» группы The Beatles. Не получив ответа от университета, он решил позвонить сам, и ему сообщили, что его просьба была отклонена из-за недостаточно высокого среднего балла. Пылко пообещав чиновнику на другом конце линии пойти в летнюю школу и улучшить показатели, Земекис, в конечном счёте, добился своего принятия.
Прибыв в Лос-Анджелес той осенью, Земекис столкнулся с программой, которая, по его словам, интересовала только кучку хиппи и рассматривалась университетом как излишнее обременение.
Трудность изучавшихся дисциплин усугублялась профессорами, неустанно подчёркивавшими сложность кинобизнеса. Но благодаря своему чикагскому воспитанию, Земекис относился к этому без лишнего беспокойства и со здоровым цинизмом.
Во время учёбы в университете Земекис завязал тесную дружбу с другим студентом — Робертом Гейлом. Тот позже вспоминал: «Студентам магистратуры Университета Южной Калифорнии был присущ этакий налёт интеллектуализма... Поэтому мы с Бобом тяготели друг к другу, так как хотели снимать настоящее голливудское кино. Нас не интересовала французская „Новая волна“. Нам нравились Клинт Иствуд, Джеймс Бонд и Уолт Дисней, потому что на этом мы выросли.»
Получив 1 июля 1975 студенческого «Оскара» за свой фильм «Поле чести», начинающий режиссёр привлёк внимание Стивена Спилберга. Последний рассказывал: «Земекис проскочил через моего секретаря, усадил меня и показал мне этот фильм… Это было захватывающе: полицейские машины, погоня — и всё это на фоне музыки Элмера Берштайна из „Большого побега“.»
Спилберг стал наставником Земекиса и исполнительным продюсером его первых двух фильмов (написанных в соавторстве с Бобом Гейлом), а позже и других — в том числе трилогии «Назад в будущее» и фильма «Кто подставил кролика Роджера».
Несмотря на то, что фильмы «Я хочу держать тебя за руку» (1978) и «Подержанные автомобили» с Куртом Расселом (1980) были благосклонно встречены критиками (о последнем фильме с восторгом отозвалась Полин Кейл), они потерпели коммерческий провал. «Я хочу держать тебя за руку» была первой из нескольких картин Земекиса, в которых он встроил игровых персонажей в документальные видеоряды с участием исторических фигур и знаменитостей.
После провала первых фильмов, а также картины «1941» под режиссурой Спилберга (для которой Земекис и Гейл создали сценарий), этот союз приобрёл репутацию пишущих «сценарии, которые всеми считаются потрясающими, но не воплощаются в фильмы, нравящиеся публике».
Прорыв
В силу сложившейся репутации, в начале 1980-х у Земекиса возникли сложности с работой, несмотря на то, что фактически они с Гейлом оставались загруженными.
Они писали сценарии для других режиссёров, в том числе «Кар пул» для Брайана де Пальмы и «Взросление» для Спилберга — впрочем, так и не снятые. Их сценарий о подростке, переместившемся из современности в 1955-й год на машине времени, был отклонён всеми крупными студиями. Режиссёр пребывал безработным до тех пор, пока Майкл Дуглас не нанял его в 1984 для съемок картины «Роман с камнем». Ожидалось, что романтическая приключенческая история с Майклом Дугласом и Кэтлин Тёрнер в главных ролях будет провальной (по той причине, что после просмотра предварительного монтажа продюсеры находящегося тогда в работе «Кокона» уволили Земекиса с должности режиссёра), но фильм неожиданно для всех стал популярным.
Работая над «Романом с камнем», Земекис встретился с композитором Аланом Сильвестри, который стал автором музыки всех его последующих картин.
После «Романа», режиссёр переключился на свой старый сценарий о путешествиях во времени, названный «Назад в будущее». С Майклом Джеем Фоксом и Кристофером Ллойдом в главных ролях, кино завоевало признание сразу после релиза, что повлекло за собой съемки двух сиквелов, вышедших в прокат в 1989 и 1990.
Перед тем, как выпустить последние части трилогии, Земекис успел поработать с Walt Disney Company и снять другой фильм — сумасбродный детектив о 1940-х годах «Кто подставил кролика Роджера», в котором рисованная мультипликация виртуозно комбинирована с живым действием. 70-миллионный бюджет этой картины сделал её одной из самой дорогих в своей категории. Фильм имел успех как у зрителей, так и у критиков, и был награждён четырьмя премиями «Оскар». В 1990, когда Земекиса спросили, хотел ли бы он создавать некомедийные фильмы, он ответил: «Я хотел бы обрести способность работать в любом жанре. Но пока что я слишком непоседлив для того, чтобы делать что-либо по-настоящему несмешное».
В 1992 Земекис снимает чёрную комедию «Смерть ей к лицу» с участием Мерил Стрип, Голди Хоун и Брюса Уиллиса.Снятая в 1993 комедийная драма «Форрест Гамп», с Томом Хэнксом в главной роли, имела колоссальный, с точки зрения кассовых сборов и мнения критиков, успех. От лица главного героя, режиссёр повествует о жизни мужчины с IQ 75 (умственный возраст 13 лет, характерный для среднестатистического белого призывника по результатам скандально известного исследования психологов армии США, опубликованного в 1921), которому невольно пришлось сыграть ключевую роль в нескольких знаковых событиях 1950-х–70-х годов и взаимодействовать с несколькими из крупнейших исторических фигур того периода. Фильм собрал $677 млн. по всему миру и стал культовой картиной, получив шесть премий «Оскар» — в категориях «Лучшая картина», «Лучший актёр в ведущей роли» (Том Хэнкс), «Лучший режиссёр», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж».
В 1997 Земекис снимает фильм «Контакт», по мотивам опубликованного в 1985 одноимённого романа Карла Сагана. Сюжет построен вокруг радиоастронома Элеонор Эрроуэй (Джоди Фостер), убеждённой в том, что она установила контакт с инопланетными существами.
2000-e
В 1999-м режиссёр вкладывает $5 млн в Центр цифрового искусства Роберта Земекиса при Университете Южной Калифорнии — территорию в 3300 м², на которой расположились производственные цеха, огромная цифровая лаборатория обработки с 60 системами и проекционный зал на 50 мест.
Когда центр был открыт в марте 2001-го, Земекис уже обсуждал вопросы будущего кинематографа со своими друзьями — Спилбергом и Джорджом Лукасом. О тех, кто цеплялся за целуллоид и осуждал идею цифровой съемки, Земекис говорил: «Это те же ребята, которые утверждали, что звук граммофонных пластинок лучше CD. Вы можете твердить об этом до посинения, но я не знаю никого, кто бы продолжал покупать винил. Фильм, в традиционном представлении о нём, собирается меняться. Но неизменно желание человека делиться историями у походного костра. И единственная вещь, которая претерпевает изменения,— это сам костёр.»
Центр Роберта Земекиса в настоящее время включает много классов киношколы, большая часть которых занята школой USC Interactive Media Division и Trojan Vision — студенческую телевизионную станцию Университета Южной Калифорнии, которая была признана студенческой телевизионной станцией номер один в стране.
В 1996 Земекис стал развивать проект, вышедший позже в русский прокат с названием «Изгой», с Томом Хэнксом и сценаристом Уильямом Бройлесом-младшим История, вдохновлённая героем романов Даниэля Дефо Робинзон Крузо, повествует о человеке, выброшенном на необитаемый остров после крушения самолета и претерпевающим глубокие физические и духовные изменения. Работая над «Изгоем», Земекис обращается к триллеру Хичкока «Что скрывает ложь», основанном на идее Спилберга,— истории о супружеской паре, переживающей «синдром опустевшего гнезда».
Для роли Хэнкс должен был резко сбросить вес, поэтому Земекису пришлось отснять картину «Что скрывает ложь» в промежутках эпизодов первого фильма. Он снял первую часть «Изгоя» в начале 1999-го, осенью выпустил «Что скрывает ложь» и в начале 2000-го завершил работу над последним эпизодом драмы.
«Что скрывает ложь» с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер в главных ролях была выпущена в июле 2000-го и имела отличные кассовые сборы, которые «грязными» составили более $155 млн. Хэнкс был удостоен номинации «Лучший актёр» за роль Чака Ноланда в «Изгое».
В 2004-м Земекис снова работает с Хэнксом над кинокартиной «Полярный экспресс» — по одноименной книге Криса Ван Оллсбурга.«Полярный экспресс» использовал технику компьютерной анимации, известную как захват движения, посредством чего движения актёров были захвачены в цифровой форме и использовались в качестве основы для анимационных персонажей. Как первый главный фильм, использующий захват движения, «Полярный экспресс» заставил Нью-Йорк Таймс писать, что, «Независимо от того, что критики и зрители сделают из этого фильма, с технической точки зрения он может стать поворотным моментом в постепенном переходе от аналогового кино к цифровому».
В феврале 2007 Земекис и управляющий «Студией Уолта Диснея» Дик Кук объявили о планах открыть новую кинокомпанию, использующую данный эффект, чья основная деятельность будет акцентирована на компьютерной графике и 3d-эффектах. Предполагалось, что компания ImageMovers будет создавать фильмы, используя технологию захвата движения, Земекис будет курировать проекты, а Дисней распределит и продаст кинофильмы во всем мире.
Земекис использовал технологию снова, в фильме «Беовульф», который является художественным пересказом англосаксонского эпического одноименного стихотворения, и приглашает для съёмок Рэя Уинстона, Анджелину Джоли и Энтони Хопкинса.
Обладатель литературной премии Хьюго в области научной фантастики Нил Гейман, который писал сценарий по книге вместе с Роджером Эвери, описывал фильм как «невероятно сильную и странную интерпретацию легенды о Беовульфе». Фильм вышел в прокат 16 ноября 2007 г.
В июле 2007 г. в еженедельнике «Variety» появилась заметка о том, что Земекис написал сценарий для «Рождественской истории», основанной на рассказе Чарльза Диккенса 1843-го года «Рождественская песнь в прозе», и собирается снять фильм с использованием знаменитого эффекта и выпустить его уже от имени студии «ImageMovers Digital».
Во время работы над сценарием Земекис держал в голове Джима Керри, и в итоге актёр согласился сыграть даже несколько ролей в картине, в том числе Эбенезера Скруджа — молодого, средних лет и старика, а также всех трёх призраков, охотившихся на богача. Также в фильме принимал участие Гэри Олдмен. В прокате кино появилось 6 ноября 2009.
В августе 2008 г. веб-сайт IGN опубликовал интервью с Филиппом Пети, известным французским актёром, в котором тот заявил, что Земекис помогает ему воплотить в жизнь его мемуары «Дотянуться до облаков».
В августе 2009 г. Земекис и его компания начали обсуждение с Disney съёмок ремейка на фильм «Желтая подводная лодка» — уже в новом цифровом исполнении. Также режиссёр планирует снять продолжение фильма «Кто подставил кролика Роджера». Питер Симэн и Джеффри Прайс, писавшие сценарий к первому фильму, в настоящее время работают над второй частью.
В октябре 2019 года Земекис начал переговоры со студией Disney о съёмках игрового фильма про Пиноккио. В январе следующего года Земекис подписал контракт на участие в качестве режиссёра и соавтора сценария.
Личная жизнь
Земекис признался, что в течение длительного периода жертвовал личной жизнью ради карьеры. «Я выиграл „Оскара“ в 44 года, но заплатил за него третьим десятком своих лет. В то десятилетие моей жизни, от киношколы до 30 лет, не существовало ничего кроме абсолютной, всепоглощающей работы. У меня не было денег. И не было жизни.»
С 1980 по 2000 Земекис был женат на актрисе Мэри Эллен Трейнор (8 июля 1952 — 20 мая 2015), у них есть сын Александр (Alexander Francis Zemeckis, род. 11 декабря 1985).4 декабря 2001 он снова женился — на актрисе Лесли Хартер (Leslie Elizabeth Harter, род. 5 февраля 1969). У них два сына и дочь — Зэйн (Zane), Рис (Rhys) и Жа Жа Роуз (Zsa Zsa Rose).