Годар Жан-Люк


Годар Жан-Люк
Родился: 3 декабря 1930



Биография


Жан-Люк Годар — франко-швейцарский кинорежиссёр, кинокритик, актёр, сценарист, монтажёр и кинопродюсер, стоявший у истоков французской новой волны в кинематографе. Его фильмы 1960-х годов оказали революционное влияние на мировое киноискусство.

В начале своей карьеры кинокритика Годар критиковал «традицию качества» основного французского кинематографа. Позже он и его единомышленники, объединенные под названием «Французская новая волна», стали снимать собственные фильмы. Многие из фильмов Годара бросают вызов традиционному Голливуду и французскому кино. В 1964 году Годар описал влияние себя и коллег: «Мы ворвались в кино, как пещерные люди в Версаль Людовика XV». Его часто считают самым радикальным французским режиссером 1960-х и 1970-х годов; его подход к фильмам, политике и философии сделал его, пожалуй, самым влиятельным режиссером французской новой волны. Наряду с демонстрацией знания истории кино через аллюзии и отсылки, некоторые из его фильмов выражали его политические взгляды; он был заядлым читателем экзистенциалистской и марксистской философии. После Новой волны его политика была гораздо менее радикальной, и его последние фильмы о репрезентации и человеческих конфликтах с гуманистической и марксистской точки зрения.

Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́), была родом из семьи швейцарских банкиров, принадлежавших к известной французской протестантской фамилии, которую носили многие известные люди, включая нобелевского лауреата Жака Моно, композитора Жак-Луи Моно, натуралиста Теодора Моно и историка Габриэля Моно.

Когда Годару было 4 года, семья переехала в Швейцарию. Здесь, в Ньоне, он получил начальное образование, затем с 1946 года обучался в Париже, в Лицее Бюффона (фр.)русск.. Однако в этот момент он увлёкся кино и предпринял первые попытки заняться литературным творчеством. В результате он провалил экзамен на степень бакалавра и вернулся домой в Швейцарию. В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию.

Кинокритика

В Париже, в Латинском квартале незадолго до 1950 года, все более популярными становились киноклубы (кинематографические общества). Годар начал посещать эти клубы — Французскую синематеку, Киноклуб Латинского квартала (CCQL), киноклуб «Работа и культура» и другие — он стал завсегдатаем этих клубов. Синематека была основана Анри Ланглуа и Жоржем Франжю в 1936 году; «Работа и культура» была образовательной рабочей группой, для которой Андре Базен организовывал показы фильмов и дискуссии в военное время, и которая стала образцом для киноклубов, которые выросли по всей Франции после освобождения от нацистов; CCQL, основанный примерно в 1947 или 1948 году, был возглавлен Эриком Ромером. В этих клубах он познакомился с другими синефилами, включая Жака Риветта, Клода Шаброля и Франсуа Трюффо. Годар был частью поколения, для которого кино приобрело особое значение. Он сказал: «В 1950-х годах кино было так же важно, как хлеб, но это уже не так. Мы думали, что кино утвердит себя как инструмент познания, микроскоп… телескоп… в Синематеке я открыл для себя мир, о котором мне никто не говорил. Они рассказывали нам о Гёте, но не о Дрейере… Мы смотрели немые фильмы в эпоху разговоров. Мы мечтали о кино. Мы были как христиане в катакомбах».

Его первый шаг в кино начался в области критики. Наряду с Морисом Шерером (писавшим под известным псевдонимом Эрик Ромер) и Жаком Риветтом, он основал в 1950 году недолговечный журнал «Gazette du cinéma», было опубликовано пять номеров. Когда Базен основал в 1951 году журнал «Cahiers du cinéma», Годар стал влиятельным редактором журнала. В январском номере 1952 года была опубликована его рецензия на американскую мелодраму режиссера Рудольфа Мате «Не надо грустных песен для меня». Его статья «Защита и иллюстрация классического декупажа», опубликованная в сентябре 1952 года, в которой он нападает на более раннюю статью Базена и защищает использование техники обратного выстрела, является одним из его самых ранних важных вкладов в критику кино. Восхищаясь Отто Премингером и «величайшим американским художником — Говардом Хоуксом», Годар поднимает их резкие мелодрамы над более «формализованными и откровенно хитрыми фильмами Уэллса, Де Сика и Уайдлера, которые одобрял Базен». В этот момент деятельность Годара не включала в себя создание фильмов. Он смотрел фильмы и писал о них, а также помогал другим снимать фильмы, в частности, Ромеру, с которым он работал над короткометражным фильмом «Представление или Шарлотта и ее стейк».

Кинопроизводство

Покинув Париж осенью 1952 года, Годар вернулся в Швейцарию и уехал жить к матери в Лозанну. Он подружился с любовником своей матери, Жан-Пьером Лаубшером, который работал на плотине Гранд-Диксенс. Через Лаубшера он обеспечил себя работой в качестве строителя на дамбе. Он видел возможность снять документальный фильм о плотине; когда закончился его первоначальный контракт, чтобы продлить свое время на плотине, он перешел на должность оператора телефонного коммутатора. Во время дежурства в апреле 1954 года он позвонил Лаубшеру и рассказал о том, что Одиль Монод, мать Годара, погибла в аварии на скутере. Благодаря швейцарским друзьям, которые предоставили ему 35-мм кинокамеру, он смог снять короткометражный документальный фильм «Операция бетон». Компания, которая управляла плотиной, купила фильм и использовала его в рекламных целях. Этот фильм стал первым для Годара.

Продолжая работать в Cahiers du cinéma, он сделал в Женеве 10-минутную короткую запись «Кокетка» (1955), и в январе 1956 года вернулся в Париж. Трюффо обратился к нему за помощью в работе над идеей для фильма, основанного на реальных преступлениях мелкого преступника Мишеля Портье, который застрелил полицейского на мотоцикле и чья подруга отдала его в полицию, но Трюффо не смог найти продюсеров. Другой совместный проект с Трюффо, комедия о деревенской девушке, прибывшей в Париж, также был заброшен. Он работал с Ромером над запланированной серией короткометражных фильмов, посвященных жизни двух молодых женщин, Шарлотты и Вероники. Осенью 1957 года Пьер Браунбергер выпустил первый фильм из серии «Все парней зовут Патрик», снятый Годаром по сценарию Ромера. Фильм «История воды» (1958) был создан в основном из неиспользованного материала, снятого Трюффо. В 1958 году Годар с актерским составом, в который входили Жан-Поль Бельмондо и Анн Колетт, сделал свой последний короткометражный фильм перед тем, как завоевать международное признание в качестве режиссера, «Шарлотта и ее Жюль», снятый в честь Жана Кокто. Фильм был снят в гостиничном номере Годара на улице Ренн и, по-видимому, отразил что-то вроде «романтической строгости» собственной жизни Годара в это время. Его швейцарский друг Роланд Толматчов отметил: «В Париже у него был большой плакат с Богартом на стене и больше ничего». В декабре 1958 года Годар выпустил репортаж с фестиваля короткометражных фильмов в Туре и высоко оценил работы Жака Деми, Жака Розье и Аньес Варда и подружился с ними — он уже знал Алена Рене, чью работу он также высоко оценил, но теперь Годар хотел снять полноценный художественный фильм. В 1959 году он поехал на Каннский кинофестиваль и попросил Трюффо позволить ему использовать историю, по которой они сотрудничали в 1956 году, о угонщике автомобилей Мишеле Портье. Финансирование фильма обеспечил продюсер Жорж де Борегар, с которым Годар встречался ранее, когда недолгое время работал в отделе рекламы парижского офиса Twentieth Century Fox.

Творчество в кино

Самый знаменитый период Годара в качестве режиссера охватывает примерно от его первого фильма «На последнем дыхании» (1960) до фильма «Уик-энд» (1967). Хотя работа Годара в это время считается новаторской сама по себе, этот период контрастирует с тем периодом, что последовал за ним, во время которого Годар идеологически осуждает большую часть истории кино как «буржуазную» и, следовательно, бесполезную.

В 1959 выходит дебютный фильм Годара «На последнем дыхании», в котором Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в главных ролях отчетливо выражали стиль французской Новой волны, фильм включает в себя большое количество отсылок и цитат к фильмам Ингмара Бергмана, Сэмюэля Фуллера, Фрица Ланга и другим; экранное посвящение Monogram Pictures, американской студии B-фильмов. Цитаты и ссылки на литературу включают Уильяма Фолкнера, Дилана Томаса, Луи Арагона, Рильке, Франсуазы Сагана, Мориса Сакса. Фильм также содержит цитаты в изображениях или на саундтреке — Моцарта, Пикассо, И.С. Баха, Пола Клее и Огюста Ренуара.

В 1961 Годар снял фильм «Маленький солдат», посвященный алжирской войне за независимость. Фильм, из-за его политического характера, был запрещен французским правительством до января 1963 года.

Следующие фильмы Годара «Жить своей жизнью», «Карабинеры», «Презрение» исследуют сложные социально-психологические проблемы, переживаемые обществом.

В 1964 году Годар и Карина создали производственную компанию Anouchka Films. В том же году он снял фильм «Банда аутсайдеров», который Годар описал как «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку».

Фильм «Замужняя женщина» (1964) последовала за «Бандой аутсайдеров». Это была медленная, обдуманная, смягченная черно-белая картинка без реальной истории, которая продемонстрировала участие Годара в самом передовом мышлении того времени, которое выражалось в работах Клода Леви-Стросса и Ролана Барта».

В 1965 году Годар снял «Альфавилль», фантастическую смесь научной фантастики, нуара и сатиры, обличавшую технократию и тоталитаризм. «Безумный Пьеро» (1965) отличался сложной сюжетной линией, яркими личностями и жестоким финалом. Жиль Жакоб, писатель, критик и президент Каннского кинофестиваля, назвал его «ретроспективой» и перепросмотром в том смысле, в каком он играл на многих из более ранних персонажей и тем Годара.

«Мужское — женское» (1966), основанный на двух историях Ги де Мопассана, был исследованием современной французской молодежи и ее участия в культурной политике. Интертитр именовал персонажей как «Дети Маркса и Кока-Колы».

Затем Годар снял фильм «Сделано в США» (1966), исходным материалом которого был «Джаггер» Ричарда Старка; и «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1967), в которой Марина Влади изображает женщину, ведущую двойную жизнь, в качестве домохозяйки и проститутки.

Фильм «Китаянка» (1967) в наиболее прямой выразил политические взгляды Годара в то время. Фильм сфокусирован на группе студентов-маоистов и знакомит с идеями студенческих групп активистов в современной Франции. Фильм, выпущенный незадолго до майских событий 1968 года, предвещает студенческие восстания.

Годар активно участвует в майских событиях 1968 года, является одним из идейных вдохновителей «нового левого движения», снимает ряд пропагандистских фильмов.

В том же году Годар сделал еще более красочный и политический фильм «Уик-энд». Это фильм рассказывает о парижской паре, когда они уезжают на выходные по французской сельской местности, чтобы забрать наследство. В результате возникает конфронтация с трагическими недостатками переизбыточной буржуазии.

На фоне потрясений конца 1960-х годов Годар увлекся «политическими фильмами». Хотя многие из его фильмов с 1968 по 1972 годы являются полнометражными, они малобюджетны и бросают вызов представлению о том, каким может быть фильм. В дополнение к отказу от массового кинопроизводства, Годар также пытался избежать культа личности, который сформировался вокруг него. Он работал анонимно в сотрудничестве с другими режиссерами, в частности с Жаном-Пьером Горином, с которым он создал кинематографический коллектив «Группа Дзига Вертов». В этот период Годар снимал фильмы в Англии, Италии, Чехословакии, Палестине и Америке, а также во Франции. Он и Горин гастролировали со своими работами, пытаясь создать дискуссию, в основном в студенческих городках. Этот период достиг своего апогея с большим бюджетом производства «Все в порядке», в котором снимались Ив Монтан и Джейн Фонда. Из-за аварии на мотоцикле, которая вывела из строя Годара, Горен в одиночку руководил этой самой знаменитой из своих работ. В качестве дополнения к «Все в порядке», Годар и Горен сняли «Письмо Джейн», 50-минутный «осмотр неподвижного», фото на котором Джейн Фонда посетила Вьетнам во время войны. Фильм является деконструкцией западной империалистической идеологии. Это был последний фильм, который Годар и Горин сняли вместе.

Позднее Годар возвращается к «большому кино» и создаёт несколько значимых лент: «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен».

В 1990-х годах Годар создаёт масштабную киноантологию «История кино». Фильм «Моцарт — навсегда» (1996) затрагивает близкую Годару тему взаимоотношений искусства и художника.

В последнее время Годар часто принимает участие в совместных режиссёрских проектах, таких как, например, «На десять минут старше».
В 2011 году был награждён премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.

В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград. При подведении киноитогов 2014 года «Прощай, речь» вошёл в большинство списков лучших фильмов года.

Этапы творчества

Творчество Ж.-Л. Годара систематизируется по 5 периодам, которые определяются переходом режиссёра на новый уровень развития политических воззрений и философского осмысления мира.

1. Новая волна (1960—1966)

«На последнем дыхании» (1960), «Маленький солдат» (1960), «Безумный Пьеро» (1965), «Карабинеры» (1963), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1966), «Мужское — женское» (1966).

Характерные приёмы: съёмки «парящей» камерой по концепции А. Астрюка «Камера-стило», jump cuts, переосмысленным из советского кинематографа, когда два кадра образуют резкую склейку, смысловые отсылки через газеты, картины и постеры.

Характерные темы: герой-бунтарь, находящийся в поисках новых правил жизни, политические события в стране, понимание режиссёром того, что существующая система ненавистна, жертвы социальных механизмов.

2. Маоистский период (1967)

«Китаянка» (1967), «Уикенд» (1967).
Характерные приёмы: техника коллажа, цветопись.
Характерные темы: яркий радикализм и революционная агрессия.

3. Группа «Дзига Вертов» (1967—1970)

«Правда» (1970), «Ветер с Востока» (1970), «Владимир и Роза» (1971), «Борьба в Италии» (1971), «Здесь и там» (1976).
Характерные приёмы: вскрытие и деконструкция нарративности.

Характерные темы: пытается применить идеи социализма в процессе создания кино (снимает коллективно, отсутствует один автор, свободная дистрибуция), аналитика существующих в обществе проблем.

4. Студия «Sonimage» (1973—1979) — Сотрудничество с Анн-Мари Мьевиль

«Номер два» (1975), «Как дела» (1978).

Характерные темы: исследование новых технологий (цифрового телевидения) в целях обретения новых средств выразительности, воспроизведение реальности в кино, обращается к способам фиксации реальности, вопросу достоверности видео и фотографии, допущения того, что в виртуальном формате реальность соразмерна той, в которой мы живём.

5. Поздний этап (с 1980-х гг. по н. в.)

Характерные приёмы: переходит от осмысления цифрового формата как средства художественной выразительности к специфике телеязыка, использует возможности нового языка.

Характерные темы: сложные социальные вопросы, исследование природы образов, поиск изображения, отсылающего к ментальным образам зрителя (которые появляются в обход аналитическому восприятию и являются процессом постоянного осознания мира).

Политические взгляды

Политика

Политика часто выражается в фильмах Годара. Один из его ранних фильмов, «Маленький солдат», темой которого была Алжирская война за независимость, был известен попыткой представить сложность спора, а не преследовать какую-то определенную идеологическую повестку дня. В соответствии с этим, «Карабинеры» представляет вымышленную войну, которая изначально романтизируется тем, как ее персонажи приближаются к своей службе, но в конце становится жестким антивоенным метонимом. В дополнение к международным конфликтам, на которые Годар искал художественного ответа, он также был очень обеспокоен социальными проблемами во Франции. Самый ранний и лучший пример этого — мощное изображение персонажи Анны Карины в «Жить своей жизнью» .

Вьетнамская война

Годар создал несколько произведений, которые непосредственно касаются войны во Вьетнаме. Кроме того, есть две сцены в «Безумном Пьеро», которые выразили эту проблему. Первая — сцена, которая происходит во время первоначальной поездки на автомобиле между Фердинандом (Бельмондо) и Марианной (Карина). По автомобильному радио они слышат сообщение «гарнизон, убитый Вьетконгом, потерял 115 человек». Марианна отвечает, размышляя о том, как радио дегуманизирует северовьетнамских комбатантов.

В том же фильме любовники обращаются к группе американских моряков. Их немедленная реакция, выраженная Марианной, — «Проклятые американцы!» Фердинанд затем пересматривает: «Все в порядке, мы изменим нашу политику. Мы можем поставить пьесу. Может быть, они дадут нам несколько долларов». Марианна озадачена, но Фердинанд предполагает, что американцы хотели бы войны во Вьетнаме. Следующая последовательность представляет собой импровизированную пьесу, в которой Марианна одевается как стереотипная вьетнамская женщина, а Фердинанд — как американский моряк. Сцена заканчивается коротким кадром, показывая меловое сообщение, оставленное парой на полу: "Да здравствует Мао!".

Также он также участвовал в съемках фильма «Далеко от Вьетнама» (1967). Антивоенный проект, он состоит из семи набросков, снятых Годаром, Клодом Лелушем , Йорисом Ивенсом, Уильямом Кляйном, Крисом Маркер, Аленом Рене и Аньес Варда.

Бертольт Брехт

Взаимодействие Годара с немецким поэтом и драматургом Бертольтом Брехтом связано, прежде всего, с его попыткой перенести теорию эпического театра Брехта и его перспективу отчуждения зрителя (Verfremdungseffekt) посредством радикального разделения элементов среды. Влияние Брехта остро ощущается во многих работах Годара, особенно до 1980 года, когда Годар использовал кинематографическое выражение для конкретных политических целей.

Марксизм

Марксизм связан, с большинством, если не со всеми ранними работами Годара. Прямое взаимодействие Годара с марксизмом не становится явным, до фильмов «Китаянка» и «Уик-энд». На протяжении всего кинематографического периода Годара постоянным рефреном является, потребительство буржуазии, унификация повседневной жизни и деятельности и отчуждение человека - все основные черты критики капитализма со стороны Маркса.

Замужняя женщина также построена вокруг концепции Маркса о товарном фетишизме. Однажды Годар сказал, что это «фильм, в котором люди рассматриваются как вещи, в которых погони в такси чередуются с этологическими интервью, в которых зрелище жизни смешивается с его анализом». Он очень хорошо понимал, как он хотел изобразить человека. Его усилия явно характерны для Маркса, который в своих «Экономических и философских рукописях» 1844 года приводит одну из своих самых нюансовых разработок, анализируя, как рабочий отчуждается от своего продукта, объекта его производственной деятельности. Жорж Садул в своем кратком размышлении о фильме описывает его как «социологическое исследование отчуждения современной женщины».

Обвинения в антисемитизме

Годар широко известен антисионистскими взглядами, критикой государства Израиль и поддержкой палестинцев. В 1976 году на основе съёмок, которые Годар смог провести во время своего путешествия на Ближний Восток несколькими годами ранее, он выпустил документальный фильм «Здесь и там (фр.)русск.». В нём Годар средствами монтажа проводит параллель между угнетением палестинцев и Холокостом. Биограф режиссёра Ричард Броди (англ.)русск. основную идею фильма излагает следующим образом: «Гитлер — это реакция на коммунизм, Израиль — результат Холокоста, а страдания палестинцев — последствия результатов Холокоста».

В 2010 году, после объявления о том, что Годару будет вручён почётный «Оскар», в прессе прошла бурная дискуссия о высказываниях режиссёра разных лет, вызвавших обвинения в антисемитизме, и о том, достоин ли он в связи с этим награды. Броди, комментируя эти обвинения, основанные в том числе и на приводимых в его работе цитатах, охарактеризовал Годара как режиссёра, который «как никто другой кроме Клода Ланцмана подходил к Холокосту с величайшей этической серьёзностью; в своих фильмах Годар рассматривал его как центральный политический и даже эстетический кризис своего времени и утверждал, в фильмах и интервью, что неспособность кинематографа задокументировать Холокост в надежде предотвратить его может считаться безусловным и невосполнимым поражением» этого вида искусства.

Личная жизнь

В 1961 году Годар женился на актрисе датского происхождения Анне Карине. Она играла главную героиню, проститутку, в фильме Жить своей жизнью. В 1967 году они развелись.

В 1967 году во время съёмок Китаянки Жан-Люк Годар встретил свою вторую жену, актрису, внучку французского писателя Франсуа Мориака — Анн Вяземски. В 1979 году они тоже расстались.

Фильмография

1954 — «Операция бетон» / Opération béton (короткометражный)
1955 — «Кокетка» / Une femme coquette (короткометражный)
1956 — «Всех парней зовут Патрик» / Tous les garçons s’appellent Patrick (короткометражный)
1957 — «Шарлотта и её Жюль» / Charlotte et son Jules (короткометражный)
1957 — «История воды» / Une histoire d’eau (совместно с Ф. Трюффо)
1960 — «На последнем дыхании» / À bout de souffle
1960 — «Маленький солдат» / Le Petit Soldat
1961 — «Женщина есть женщина» / Une femme est une femme
1962 — «Жить своей жизнью» / Vivre sa vie
1962 — «РоГоПаГ» (эпизод «Новый мир») / Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo)
1963 — «Карабинеры» / Les Carabiniers
1963 — «Презрение» / Le Mépris
1964 — «Посторонние» (Банда аутсайдеров) / Bande à part
1964 — «Самые красивые мошенники мира» / Les Plus Belles Escroqueries du monde (sketch Le Grand Escroc)
1964 — «Замужняя женщина» / Une femme mariée
1965 — «Альфавиль» / Alphaville, Une étrange aventure de Lemmy Caution
1965 — «Париж глазами…» (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») / Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois)
1965 — «Безумный Пьеро» / Pierrot le fou
1966 — «Мужское — женское» / Masculin, féminin
1966 — «Сделано в США» / Made in U.S.A.
1967 — «Две или три вещи, которые я знаю о ней» / 2 ou 3 choses que je sais d’elle
1967 — «Древнейшая профессия в мире» (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)
1967 — «Китаянка» / La Chinoise
1967 — «Далеко от Вьетнама» / Loin du Vietnam (sketch Caméra-œil)
1967 — «Уик-энд» / Week end
1968 — «Один плюс один» («Сочувствие дьяволу») / One plus one (Sympathy for the Devil)
1968 — «Фильм, как фильм» / Un film comme les autre
1968 — /Cinétracts
1969 — «Весёлая наука» / Le Gai Savoir
1969 — «Любовь и ярость» (эпизод «Любовь») / Amore e Rabbia (sketch L’Amour)
1969 — «Ветер с востока» / Le Vent d’est
1970 — «Владимир и Роза»
1970 — «Правда» / Pravda
1970 — «Лотта в Италии» / Lotte in Italia
1970 — «Звуки Британии» / British Sounds
1972 — «В час ночи» / One P.M.
1972 — «Всё в порядке» / Tout va bien
1972 — «Письмо Джейн» / Letter to Jane
1975 — «Номер два» / Numéro deux
1976 — «Здесь и там» / Ici et ailleurs
1977 — /Six fois deux / Sur et sous la communication (TV)
1977 — /France / tour / détour / deux / enfants (TV)
1978 — «Как дела?» / Comment ça va?
1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)» / Sauve qui peut (la vie)
1981 — «Письмо Фредди Бюашу» / Lettre à Freddy Buache (короткометражный)
1982 — «Страсть» / Passion
1983 — «Имя: Кармен» / Prénom Carmen
1985 — «Приветствую тебя, Мария» / Je vous salue, Marie
1985 — «Детектив» / Détective
1986 — «Величие и падение маленькой кинокомпании» / Grandeur et décadence d’un petit commerce de cinéma (TV)
1986 — «Мягко стелет» / Soft and Hard
1986 — «Встреча с Вуди Алленом» / Meetin' WA
1987 — «Король Лир» / King Lear
1987 — «Ария» (фрагмент «Армида») / Aria (partie Armide)
1987 — «Тренируй правую» / Soigne ta droite
1988 — «Сила слова» / Puissance de la parole
1988 — /On s’est tous défilé (TV)
1989 — /Le Rapport Darty
1990 — «Новая волна» / Nouvelle Vague
1991 — «Забвенью вопреки» / Contre l’oubli
1991 — «Германия, девять — ноль» / Allemagne 90 neuf zéro
1993 — «Увы мне» / Hélas pour moi
1993 — «Дети играют в Россию» / Les enfants jouent à la Russie
1995 — «ЖЛГ — автопортрет в декабре» / JLG — Autoportrait de décembre
1995 — «Сто лет французского кино» / Deux fois cinquante ans de cinéma français
1996 — «Моцарт — навсегда» / For Ever Mozart
1998 — «Старые места» / The Old Place
1998 — «История(и) кино» / Histoire(s) du cinéma (V)
2000 — «Происхождение XXI века» / L’Origine du XXIe siècle
2001 — «Хвала любви» / Éloge de l’amour
2002 — «На десять минут старше: Виолончель» (эпизод «Во тьме времени») / Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps)
2004 — «Наша музыка» / Notre musique
2010 — «Социализм» / Film Socialisme
2014 — «Прощай, речь 3D» / Adieu au Langage
2018 — «Книга образа», или «Образ и речь» / Le livre d’image
Добавить комментарий