Абуладзе Тенгиз Евгеньевич
- Подробности
- Категория: Режиссеры
- Опубликовано: 04.01.2020 11:52
- Автор: Роман
- Просмотров: 1266
Абуладзе Тенгиз Евгеньевич
Родился: 31 января 1924
Умер: 6 марта 1994 (70 лет)
Биография
Тенгиз Евгеньевич Абуладзе — советский грузинский кинорежиссёр, педагог. Народный артист СССР (1980).
Молодость и первые фильмы
Тенгиз Абуладзе родился 31 января (по другим источникам — 1 января) 1924 года в Кутаиси.Окончил железнодорожный техникум, затем Тбилисский театральный институт (1943—1946), где его преподавателями были Г. А. Товстоногов и Д. А. Алексидзе. В 1953 году окончил ВГИК (мастерская С. Юткевича). Во ВГИКе занимался также у С. М. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, А. С. Хохловой, А. П. Довженко. Дипломной работой стал короткометражный документальный фильм о дирижёре Дмитрии Аракишвили.
С 1953 года — режиссёр киностудии «Грузия-фильм».В 1955 году совместно с Резо Чхеидзе сняли фильм «Лурджа Магданы» по рассказу Екатерины Габашвили. Фильм рассказывает об осле, которого бросил умирать богатый и жестокий владелец и выходили дети бедной вдовы. Для фильма Абуладзе изменил конец рассказа: если в рассказе после того, как богач заявляет претензии на осла, судья выносит справедливое решение в пользу вдовы, то в фильме подкупленный судья присуждает осла богачу. Абуладзе объяснял, что ему было необходимо показать драму, а не святочную историю. В 1956 году фильм был удостоен Специального упоминания на конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля как «Лучший фильм с вымышленным сюжетом», став первой за долгое время советской картиной, получившей признание на крупном западном кинофестивале>.
Вторая работа режиссёра — бытовая драма «Чужие дети» — была создана в 1958 году под впечатлением от газетного очерка Н. Александровой, опубликованного в «Комсомольской правде», при этом Абуладзе перенёс события в Грузию. Советские критики упрекали фильм в подражании итальянскому неореализму. Современные биографы Абуладзе отмечают влияние неореалистов, а также наследовавших им кинорежиссёров М. Антониони и Ф. Феллини, но одновременно говорят и о собственном поэтическом языке режиссёра. Фильм также был удостоен почётных наград на международных кинофестивалях.
Фильмы начала 1960-х
В 1962 году Абуладзе снял «грустную комедию» «Я, бабушка, Илико и Илларион» — экранизацию одноимённого романа Нодара Думбадзе. Фильм вышел в широкий прокат и принёс режиссёру всесоюзную популярность. Михаил Ромм высоко оценил фильм, отметив одновременное сочетание в картине юмора и философии грузинского народа.
В 1960-х Абуладзе замыслил фильм о грузинском художнике Нико Пиросмани. В главной роли он видел Серго Закариадзе. Режиссёр обращался за санкцией на съёмки фильма в Госкино, но не получил разрешения.
«Мольба» и «Древо желания»
В 1967 году Абуладзе закончил фильм «Мольба» по произведениям Важи Пшавела (поэмы «Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин»). В нём он соединил сюжеты о кровной вражде хевсуров и кистинов, притчу о столкновении Добра (Девы) и Зла, олицетворяемого духом Мацилом, и философские интермедии. Абуладзе считал «Мольбу» своим главным творением, обобщившим на философском уровне и содержание двух последующих фильмов трилогии — «Древа желания» и «Покаяния». «Мольба» почти не демонстрировалась в кинотеатрах в СССР, но в 1973 году получила Гран-при МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (Италия).
В фильме «Ожерелье для моей любимой» (1971) по повести Ахмедхана Абу-Бакара режиссёр продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме.
С 1974 года Абуладзе преподавал в Тбилисском театральном институте. Он был одним из инициаторов создания в институте кинофакультета, где вёл курс кинорежиссуры. Среди его учеников Темур Баблуани, Н. Джанелидзе. С этого же года он — первый художественный руководитель творческого объединения киностудии «Грузия-фильм».
В 1977 году он закончил работу над фильмом «Древо желания» по мотивам рассказов Георгия Леонидзе. Фильм повествует о судьбе двух влюблённых в грузинской деревне начала XX века, юноши Гедиа и девушки Мариты. Деревенские старейшины хотят выдать Мариту за богача, и когда они застигают влюблённых вместе, то подвергают Мариту поношению, провезя её через деревню на осле и забросав грязью. И Гедиа, и Марита гибнут. Фильм принёс Абуладзе успех и в СССР, и за рубежом, был показан на многих кинофестивалях, где завоевал почётные награды. Иностранные обозреватели отмечали богатую цветовую гамму, мастерское переплетение сюжетных линий и шекспировский пафос истории Гедиа и Мариты.
В 1978 году, возвращаясь из Еревана с показа «Древа желания», Абуладзе попал в автокатастрофу. Его шофёр погиб, а сам Абуладзе получил тяжёлые травмы и несколько месяцев лечился.
«Покаяние»
Самым значительным произведением Абуладзе стал фильм «Покаяние». Фильм был снят в 1984 году, но лёг «на полку». В конце 1986 года, во многом благодаря личным усилиям первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова, состоялся закрытый показ «Покаяния» в Доме кино, в начале следующего года картина вышла в широкий прокат. Демонстрация «Покаяния» стала знаковым явлением кампании по развенчанию культа личности Сталина в период Перестройки.
В центре повествования история вымышленного диктатора Варлама Аравидзе и художника Сандро Баратели. Абуладзе придал Варламу узнаваемые черты А. Гитлера, Б. Муссолини и Л. Берии. После смерти Аравидзе Кетеван, дочь Сандро Баратели, погибшего в застенках, выкапывает тело диктатора и не позволяет похоронить, чтобы напомнить о его злодеяниях.
Абуладзе стремился не только показать ужас тирании и в иносказательной форме рассказать о сталинских репрессиях, но в первую очередь об опасности затишья и застоя, которые сменяют диктатуру. В фильме их олицетворяет фигура Авеля Аравидзе — сына Варлама, который оберегает прошлое. По замыслу режиссёра, чтобы преодолеть свою историю и страх перед прошлым, народ должен пройти через покаяние. Такое покаяние переживает молодой сын Авеля Торнике, который кончает с собой, узнав правду о своём деде.
Фильм также был показан на кинофестивалях в СССР и за рубежом, где завоевал множество почётных наград, в том числе и Гран-при Каннского кинофестиваля.
С 1976 года — секретарь правления Союза кинематографистов Грузии.Абуладзе — член КПСС с 1978 года. Народный депутат СССР (1989—1991).
В последние годы жизни Абуладзе не снимал кино. Он умер 6 марта 1994 года в Тбилиси. Похоронен в Дидубийском пантеоне.
Семья
Отец — Евгений Моисеевич Абуладзе, врач.Мать — Александра Яковлевна Абуладзе, экономист, но занималась домашним хозяйством.
Жена — Мзия Махвиладзе, актриса
Сыновья: Гия (Георгий), архитектор; Каха Абуладзе, архитектор; Иракли Абуладзе, юрист.
Внуки: Георгий Абуладзе; Мариам Абуладзе; Тамара Абуладзе.
Характеристика творчества
Работы Абуладзе отличало сочетание общефилософской проблематики и национальных грузинских мотивов (многие его фильмы — экранизация грузинской литературы). За яркость и выразительность образов его картины сравнивались с произведениями Нико Пиросмани и Питера Брейгеля.
Маргарита Кваснецкая отмечает две переходящих черты фильмов Абуладзе. Первая — это женский образ, олицетворяющий абсолютное добро и гибнущий, но при этом одерживающий нравственную победу. Это Марита в «Древе желания», Нино Баратели в «Покаянии» и Дева в «Мольбе». Вторая — образ дороги как символа жизни, пути к познанию. В «Ожерелье для моей любимой» главный герой странствует, в «Лурдже Магданы» дорога неразрывно связана с судьбой ослика, в «Древе желания» Марита держит свой крестный путь по разбитой непогодой дороге. В «Покаянии» почти всё действие проходит в закрытом пространстве, однако в эпилоге героиня Верико Анджапаридзе задаёт знаменитый вопрос «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?».
Сочетание интеллектуального пути с интуитивными озарениями, изобразительной культуры с актёрскими открытиями, которые могут быть запечатлены только средствами кино, — основа режиссуры Абуладзе.
Фильмография
Режиссёр
Художественные фильмы
1955 — Лурджа Магданы (совм. с Р. Чхеидзе)1958 — Чужие дети
1962 — Я, бабушка, Илико и Илларион
1967 — Мольба
1971 — Ожерелье для моей любимой
1977 — Древо желания
1984 — Покаяние
Документальные фильмы
1953 — Дмитрий Аракишвили (документальный) (совм. с Р. Чхеидзе)1954 — Государственный ансамбль народного танца Грузии (документальный) (совм. с Р. Чхеидзе)
1954 — Наш дворец (документальный) (совм. с Р. Чхеидзе)
1965 — Сванские и Тушетские зарисовки (документальный)
1972 — Музей под открытым небом (документальный телефильм)
Сценарист
Документальные фильмы
1953 — Дмитрий Аракишвили (документальный)1954 — Наш дворец (документальный)
Художественные фильмы
1958 — Чужие дети (совм. с Р. Джапаридзе)1962 — Я, бабушка, Илико и Илларион (совм. с Н. Думбадзе)
1966 — Кто придумал колесо? (совм. с А. Гребневым и Т. Мелиава)
1967 — Мольба (совм. с А. Салуквадзе и Р. Квеселава)
1971 — Ожерелье для моей любимой (совм. с Т. Мелиава и А. Абу-Бакаром)
1977 — Древо желания (совм. с Ревазом Инанишвили)
1984 — Покаяние (совм. с Н. Джанелидзе и Р. Квеселава)
Награды и звания
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1961)Народный артист Грузинской ССР (1966)
Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1972)
Народный артист СССР (1980)
Государственная премия Грузинской ССР им. Шота Руставели (1979)
Ленинская премия (1988) — за трилогию художественных фильмов «Мольба» (1968), «Древо желания» (1976), «Покаяние» (1984) производства киностудии «Грузия-фильм»
Орден «Знак Почёта»(1971)Орден Трудового Красного Знамени (1976)
МКФ в Канне (Специальное упоминание на конкурсе короткометражных фильмов как «Лучший фильм с вымышленным сюжетом», фильм «Лурджа Магданы», 1956)
МКФ в Эдинбурге (Почётный диплом, фильм «Лурджа Магданы», 1956)МКФ в Хельсинки (Диплом, фильм «Чужие дети», 1959)
МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Чужие дети», 1959)
МКФ в Порретта-Терме (Приз, фильм «Чужие дети», 1960)
МКФ короткометражных фильмов в Тегеране (Приз, фильм «Чужие дети», 1960)
МКФ в Братиславе (Диплом I степени, фильм «Я, бабушка, Илико и Илларион», 1964)
ВКФ в Тбилиси (Диплом и Премия «За вклад в разработку жанра кинокомедии», фильм «Ожерелье для моей любимой», 1972)
МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (Главный приз, фильм «Мольба», 1974)
ВКФ в Риге (Главная премия, фильм «Древо желания», 1977)
МКФ в Тегеране (Пластина «Золотой тур» за режиссуру, фильм «Древо желания», 1977)
МКФ в Карловых Варах (Специальный приз, фильм «Древо желания», 1978)
Национальная кинопремия Италии «Давид ди Донателло» (За лучший зарубежный фильм года на экранах Италии, фильм «Древо желания», 1979)
Международный фестиваль романтических фильмов в Кабурге (Франция) (Приз, фильм «Древо желания», 1983)
ВКФ в Киеве (Приз и Диплом за лучшую кинокомедию, фильм «Ожерелье для моей любимой», 1984)
ВКФ в Тбилиси (Главный приз, фильм «Покаяние», 1987)
МКФ в Канне (Гран-при, фильм «Покаяние», 1987)
МКФ в Канне (Приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), фильм «Покаяние», 1987)
МКФ в Канне (Приз экуменического (христианского) жюри, фильм «Покаяние», 1987)
МКФ в Чикаго (Специальный приз, фильм «Покаяние», 1987)
Премия «Ника» в номинациях: «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая сценарная работа» (совм. с Н. Джанелидзе и Р. Квеселава) (фильм «Покаяние», 1987)
Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (фильм «Покаяние», 1988)