Перикл


Перикл
Родился: около 494 года до н. э.
Умер: 429 до н. э.


Биография


Перикл (др.-греч. Περικλῆς, от περί + κλέος, — «окружённый славой»; около 494—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

Перикл родился в Афинах в семье аристократов. Свою активную политическую деятельность начал, возглавив политическую группировку Алкмеонидов. Несмотря на своё аристократическое происхождение, он выступал как сторонник демократии. В борьбе с Кимоном, вождём аристократической группировки, Периклу была необходима поддержка народа. Добившись изгнания Кимона в 461 году до н. э., он стал одним из самых влиятельных политиков в Афинах и стал проводить серию реформ, которые знаменовали собой важный этап в демократизации афинского полиса. Перикл позиционировал себя как выразителя интересов всего народа Афин, в противоположность своему противнику, Фукидиду, преемнику Кимона, опиравшемуся только на аристократию.

После изгнания Фукидида Перикл фактически встал во главе Афин, будучи самым влиятельным и авторитетным политиком. Эпоха наивысшего расцвета демократии была, в то же время, эпохой преобладания одного государственного деятеля. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и прочие). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира. В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился к войне со Спартой.

В 431 году до н. э. началась Пелопоннесская война. Благодаря правильно выбранной стратегии Перикла, афиняне смогли противостоять спартанцам, но начавшаяся в городе эпидемия спутала все его планы. Он начал терять своё влияние в полисе и умер в 429 году до н. э., возможно, став жертвой эпидемии. С его смертью закончился Периклов век, период наивысшего внутреннего расцвета Древней Греции.

Этимология

Имя «Перикл», означающее «окружённый славой», было редким в Афинах и не зафиксировано среди ближайших предков и родственников Перикла. Историк И. Е. Суриков предполагает, что имя «Перикл» — стяжённое от «Периклимен». Таким образом, Ксантипп и Агариста назвали сына в честь легендарного Периклимена, одного из крупных представителей пилосской династии Нелеидов. Его внук Меланф бежал во время дорийского нашествия в Аттику и стал там царём. Алкмеониды относили себя к Нелеидам, но не к прямой ветви, а к одной из боковых.

Источники

В нарративной традиции деятельность Перикла отражена не лучше и не хуже, чем деятельность его современников. Однако в современной историографии принято резко выделять Перикла из их числа. Древнегреческие же авторы рассматривали его наряду со многими другими, причём далеко не всегда отзывались о нём положительно.

Среди древнегреческих писателей только Фукидид резко выделяет Перикла из числа всех его современников. Именно он сыграл решающую роль в формировании современного образа Перикла. Труд Фукидида является важнейшим источником о Перикле, потому что представляет собой отчасти и воспоминания современника описываемых событий, видевшего Перикла вживую. Фукидид описывает подробно лишь последние годы жизни Перикла, но даёт ему оценку, превозносящую его над всеми другими политическими деятелями его времени:

«…Для государственной деятельности Перикла считали наиболее достойным. Пока Перикл в мирное время стоял во главе города, он всегда управлял мирно и справедливо, прочно укреплял его безопасность, и при нём город достиг вершины могущества. Когда же началась война, то оказалось, что он также правильно оценил её важность и значение… После его кончины афиняне убедились в том, насколько правильны были его расчёты и предвидения относительно хода войны… Перикл, как человек, пользовавшийся величайшим уважением сограждан за свой проницательный ум и несомненную неподкупность, управлял гражданами, не ограничивая их свободы, и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом. Не стремясь к власти неподобающими средствами, он не потворствовал гражданам, а мог, опираясь на свой авторитет, и резко возразить им. Когда он видел, что афиняне несвоевременно затевают слишком дерзкие планы, то умел своими речами внушить осторожность, а если они неразумно впадали в уныние, поднять их бодрость. По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина. Из преемников Перикла ни один не выдавался как государственный деятель среди других, но каждый стремился к первенству и поэтому был готов, потакая народу, пожертвовать даже государственными интересами».

Фукидид завершил своё произведение уже после поражения Афин в Пелопоннесской войне. Пытаясь выявить причины поражения, он видит одной из главных причин неопытность нового поколения политиков в противоположность старому поколению, одним из представителей которого был Перикл. Новое поколение рассматривается Фукидидом как слабое подобие старого.

Образ Перикла у других авторов, в отличие от Фукидида, отнюдь не положительный. Его даже обвиняли в тирании, что было весьма серьёзным обвинением. Платон и Аристотель рассматривали Перикла как одного из многочисленных афинских демагогов, внёсшего свой вклад в процесс деградации демократии.

В эллинистическую эпоху Перикла также считали недостойным быть в одном ряду с великими деятелями прошлого — Мильтиадом, Фемистоклом или Кимоном. В противоположность этому образу, древнегреческий биограф и моралист I века Плутарх в жизнеописании Перикла ещё более усилил его идеализацию. Плутарх хорошо относился к Фукидиду и поддержал его оценку Перикла. Причём он ставит в заслугу Периклу не только политические и военные успехи, но и культурный расцвет Афин, строительную программу на Акрополе и создание плеяды ведущих интеллектуалов эпохи. В целом жизнеописание Перикла является одним из лучших в его цикле «Сравнительные жизнеописания».

Ранние годы

Перикл, сын Ксантиппа, из дема Холарг родился, скорее всего, в 494 году до н. э. По мужской линии он происходил из рода Бузигов — древнего и почтенного, но не слишком влиятельного, по материнской — из Алкмеонидов. Его отец Ксантипп был видным военным и политическим деятелем Афин и лидером группировки Алкмеонидов. Он был Бузигом только по линии своего отца, а по матери — Алкмеонидом. Матерью Перикла была Агариста. У Ксантиппа и Агаристы было два сына (Перикл и Арифрон) и дочь, имя которой неизвестно.

Детство Перикла проходило в тревожной обстановке 80-х годов V века до н. э., характеризовавшихся усилением персидской угрозы и обострением борьбы политических группировок. Остракофории, инициированные вождём народной «партии» Фемистоклом, были направлены в первую очередь против Алкмеонидов. В 486 году до н. э. был изгнан Мегакл, дядя Перикла, брат его матери. В 484 году до н. э. остракизму был подвергнут отец Перикла. Эти события оставили тяжёлый след в душе мальчика; отсюда боязнь остракизма у взрослого Перикла. Об образовании Перикла мало что достоверного известно. Программа обучения аристократов в то время была довольно поверхностной, и углубленного изучения какого-то предмета она не предусматривала. Плутарх писал, что музыке его обучали Дамон и Пифоклид, а философии — Зенон Элейский и Анаксагор. Однако эти люди не могли обучать Перикла в юности, так как были примерно его ровесниками.

В 480 году до н. э. отец и дядя Перикла досрочно вернулись из изгнания. По инициативе Аристида была создана оппозиция Фемистоклу, состоявшая из трёх аристократических родов — Алкмеонидов, Филаидов и Кериков. Ведущую роль в этом союзе играл Филаид Кимон. Перикл, судя по всему, входил в окружение Кимона. Но он был его неискренним сторонником. Препятствиями на пути к власти были его молодость, происхождение из слывшего «проклятым» рода Алкмеонидов. Кроме того, Перикл был внешне похож на тирана Писистрата, своего прапрадеда. Это не нравилось его согражданам, ненавидевшим тиранию.

Начало политической деятельности

В 473/472 году до н. э. умер или погиб Ксантипп. Группировка Алкмеонидов осталась без вождя. Тогда Перикл, несмотря на свою молодость, взял на себя руководство группировкой Алкмеонидов. До этого он служил в афинской армии. В 472 году до н. э. Перикл был одним из хорегов, это был однин из способов заявить о себе. Также он на свои деньги поставил трагедию Эсхила «Персы».

Перикл позиционировал себя как политик демократической ориентации в противовес аристократу Кимону. Несмотря на происхождение из аристократии, Перикл был сторонником демократии. В 60-х годах начинается борьба Перикла и Кимона. Сначала Перикл атаковал осторожно, а затем — всё более смело и остро. Но он пока состоял в демократической группировке, заинтересованной в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей, лидером которой был Эфиальт. В 464/463 г. до н. э. они оба были стратегами. Перикл занимал эту должность впервые. Они совершили морскую экспедицию в Восточное Средиземноморье, в зону персидского контроля. За пограничными островами они не встретили ни одного персидского корабля. Это было дерзкое предприятие, нарушавшее Кимонов мир 466 или 465 года до н. э. Персидский царь Артаксеркс I предпочёл не обратить никакого внимания на этот инцидент. Эта экспедиция прибавила популярности Периклу.

В 463 г. до н. э. был организован судебный процесс против Кимона, и Перикл выступал одним из его обвинителей. Однако Кимон был оправдан.

От остракизма Кимона до остракизма Фукидида

Весной 461 года до н. э. Кимон был изгнан остракизмом, а Эфиальт провёл реформу Ареопага. Вскоре при невыясненных обстоятельствах Эфиальт был убит, и, по одной из версий, это было делом рук Перикла. Теперь именно он стал лидером демократической группировки. Ещё во время борьбы с Кимоном и в 50-е годы Перикл проводил серию реформ, знаменовавших собой важный этап демократизации Афин. Среди них введение мистофории, допуск зевгитов к архонтату, возрождение института «судей по демам» и закон о гражданстве. Благодаря этим реформам Перикл стал со временем лидером демократических Афин.

Во внешней политике Перикл выступал за обострение отношений со Спартой. Он храбро сражался в битве при Танагре в 457 году до н. э. Неизвестно, был ли он стратегом или рядовым воином в этой битве. Достоверно подтверждено, что в 455 году до н. э. Перикл был стратегом. Он вышел из гавани Пеги в Мегариде с крупной эскадрой и провёл несколько операций, отчасти удачных, отчасти безуспешных. Вскоре после поражения при Танагре Перикл выступил с предложением вернуть Кимона из остракизма. На это он пошёл из соображений политической целесообразности. Услуги Кимона могли пригодиться в новой войне Афин с Персией, в которой афиняне действовали не очень удачно. В 454 году до н. э. афинский флот потерпел поражение, а сухопутный экспедиционный корпус был разгромлен в Египте. Перикл воспользовался этим, чтобы под предлогом новой персидской угрозы перенести казну Делосского союза с Делоса на афинский Акрополь.

После смерти Кимона в ходе осады Кития лидером аристократической группировки стал его родственник Фукидид, сын Мелесия. Для противодействия влиянию Перикла он создал аристократическую гетерию, в которой были единые организационные принципы, целенаправленно действующую против Перикла. Фукидид опирался только на аристократию — слабеющую, уходящую в прошлое социальную группу, Перикл же выступал выразителем интересов всего полиса.

Фукидид создавал и укреплял гетерию, Перикл действовал противоположными методами. Плутарх писал:

«Перикл переменил и весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге — на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей на обед; только, когда женился его родственник Эвриптолем, он пробыл на пире до возлияния и тотчас потом встал из-за стола».

Перикл позиционировал себя как «чисто публичную» личность, которая ни при каких условиях не поступится законностью и интересами государства ради каких-либо дружеских или родственных связей. Поэтому он стал сторониться своих сограждан, прежде всего, Алкмеонидов, чтобы ни у кого даже и мысли не возникало, что он находится с тем или иным афинянином в дружеских отношениях, а его друзьями стали метэки Анаксагор, Протагор, Геродот и другие. В эти же годы Перикл развёлся со своей женой, принадлежавшей к роду Алкмеонидов.

Стычки между Периклом и Фукидидом происходили регулярно, и чаще всего выигрывал Перикл. Наиболее частой темой для споров была внешняя политика. В 449 году до н. э. афиняне подписали мирный договор с Персией, закончив тем самым продолжавшиеся полвека греко-персидские войны.

В 448 году до н. э. фокидяне, союзники Афин, захватили Дельфы. Спартанцы пришли с войском и снова отдали Дельфы дельфийскому жречеству. Но после того, как спартанцы вернулись в Пелопоннес, в Фокиду вступила афинская армия под командованием Перикла и вернула Дельфы Фокиде. На этом Вторая Священная война закончилась. В это же время, после Каллиева мира, Перикл

«… внёс в Народное собрание предложение о том, чтобы все эллины, где бы они ни жили, в Европе или в Азии, в малых городах и больших, послали на общий съезд в Афины уполномоченных для совещания об эллинских храмах, сожжённых варварами, о жертвах, которые они должны принести за спасение Эллады по обету, данному богам, когда они сражались с варварами, о безопасном для всех плавании по морю и о мире».

Таким образом, Перикл предлагал созвать общегреческий конгресс и обсуждать на нём вопросы послевоенного устройства. Конгресс должен был носить ярко выраженный религиозный оттенок. Если бы конгресс состоялся, Афины бы стали главной религиозной святыней Греции, оттеснив Дельфы. Но из-за противодействия Спарты конгресс не состоялся. Тогда в 447 году до н. э. Перикл предложил начать восстанавливать храмы в Афинах. Надзирал за строительством сам Перикл, а главным архитектором был Фидий.

Программа реконструкции Акрополя реализовывалась несколько десятилетий и закончилась уже после смерти Перикла. Созданные сооружения представляли собой единое целое, единый ансамбль. На западном подъёме на Акрополь были воздвигнуты Пропилеи — крытая колоннада из мрамора, представлявшая собой монументальные ворота в Акрополь. Они строились под руководством Мнесикла. На площади поставлена колоссальная статуя Афины-Защитницы работы Фидия. В южной части Акрополя был построен храм Афины Парфенон. Его построили архитекторы Калликрат и Иктин. Постройка Парфенона и Пропилей началась в 447 и 438 годах соответственно, а закончилась к 431 году до н. э. Вне Акрополя при Перикле были построены Тесейон, храм Гефеста, и Одеон, место музыкальных состязаний.

В 447 году до н. э. афиняне потерпели поражение в битве при Коронее со спартанцами и беотийцами. В 446 году до н. э. восстала Эвбея, входившая в Делосский союз, недовольная жёстким нажимом Афин. Афинская армия под командованием Перикла направилась на Эвбею и вернула эвбейские города в состав симмахии. Затем отпали Мегары и вернулись в состав Пелопоннесского союза. В Аттику шло большое спартанское войско под командованием царя Плистоанакта. Номинально войском командовал он, а фактически — эфор Клеандрид. Перикл, согласно Плутарху, вступил с ним в тайные переговоры и дал ему взятку, чтобы спартанцы отступили из Аттики. Вскоре был заключён Тридцатилетний мир между Спартой и Афинами, называемый также Перикловым миром. Согласно Плутарху, Перикл ежегодно, начиная с 445 года до н. э., посылал в Спарту большую сумму денег в качестве взятки, с помощью которой он оттягивал начало новой войны.

После окончания Малой Пелопоннесской войны внутриполитическая борьба вновь обострилась. Фукидид обвинял Перикла в том, что он очень жёстко эксплуатирует союзников и зря тратит государственные деньги на строительные программы. Но влияние Перикла было очень значительным, и Фукидид не мог сравняться с ним по авторитету в афинском демосе. В 444 или 443 году до н. э. Перикл инициировал остракофорию и добился изгнания Фукидида.

Ораторские способности

Уже с молодости Перикл выступал в качестве оратора в народном собрании и судах, сразу снискав себе репутацию искусного мастера красноречия. Плутарх так характеризовал ораторский дар Перикла, прозванного за своё красноречие «Олимпийцем»:

«…он далеко превзошёл всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище… Из комедий того времени, авторы которых часто поминают его имя как серьёзно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом, и носил страшный перун на языке».

Перикл был крупнейшим греческим оратором «дориторической» эпохи, когда искусство красноречия ещё не стало предметом преподавания. Он, как и другие ораторы его времени, опирался главным образом на импровизацию и не записывал своих речей. Никаких сочинений Перикла не сохранилось. Несколько речей Перикла передаёт Фукидид, но это пересказ по памяти с добавлением собственных взглядов Фукидида.

Красноречие Перикла было его природным талантом, а не результатом специального обучения. В юности Перикл получил хорошее образование, но в обучении аристократов ораторское искусство и политика изучались поверхностно. В 440-е годы до н. э. он общался с софистами, которые первыми начали обучать красноречию и от которых Перикл мог многое почерпнуть.

Военные достижения

Перикл не был крупным полководцем. В чисто военной сфере он почти ничем особенным не отличился. Самым знаменитым его военным достижением было покорение восставшего Самоса. Этой удачей он, согласно Иону Хиосскому, «ужасно возгордился: Агамемнон в десять лет взял варварский город, а он в девять месяцев покорил первых, самых сильных ионян!» Так как он часто избирался стратегом, ему приходилось быть военачальником. Тактику Перикла описал Плутарх:

«Как стратег, Перикл славился больше всего своею осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно и исход его был сомнителен; тем военачальникам, которые рискованным путём получали блестящий успех и возбуждали общий восторг как великие полководцы, он не подражал и не ставил их себе в образец…»

Образ Перикла в искусстве

Перикл — главный герой исторического романа Георгия Гулиа «Человек из Афин».

Перикл является персонажем нескольких фильмов: «Die Frauen des Herrn S.» (ФРГ, 1951), «The War That Never Ends» (1991) и «Empires: The Greeks — Crucible of Civilization» (2000).

Добавить комментарий