Бодлер Шарль
- Подробности
- Категория: Поэты
- Опубликовано: 02.03.2016 13:29
- Автор: Биограф
- Просмотров: 3341
Бодлер Шарль
Родился: 9 апреля 1821 года.
Умер: 31 августа 1867 года.
Биография
Шарль Пьер Бодлер — французский поэт и критик, классик французской и мировой литературы.
Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже. Его отцом был выходец из крестьян, ставший в эпоху Наполеона сенатором, Франсуа Бодлер. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником, и с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, водил его по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками. Но в шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за генерала Опика; отношения с отчимом у мальчика не сложились. Замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, который в отрочестве и в юности в пику мнениям отчима и матери часто совершал шокирующие общество поступки.
Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион, и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский колледж. В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил в коллеж Людовика Святого, откуда впоследствии был исключён за год до окончания. В мае 1841 года родители отправили его в качестве наказания в путешествие в Индию, дабы он «избавился от дурного влияния» круга богемы Латинского квартала. Путешествие продлилось всего два месяца; до Индии Бодлер не доплыл, и с острова Реюньон вернулся обратно. В 1841 году он вступил в право наследования, однако быстро начал проматывать отцовские деньги, и в 1844 году постановлением суда управление наследством было передано его матери, а сам Шарль с того момента должен был получать ежемесячно лишь небольшую сумму «на карманные расходы».
Литературное творчество
Первые стихи Бодлера печатаются в 1843—1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов. Судьба Бодлера в эти годы была типична для многих людей тогдашних образованных кругов общества. Бодлер не только участвовал в баррикадных боях февраля и затем сотрудничал в республиканской прессе, Бодлер сражался вместе с парижскими рабочими на баррикадах[источник не указан 1229 дней] и в июне 1848 года.
Городской пейзаж, приземленно-будничный, насыщенный грубыми деталями, перерастает в символ, полный волнующих загадок, побуждающий Бодлера задумываться о мире, им воссозданном. Лиризм диптиха сложен: мрачное открытие грязного, отвратительного сочетается с ощущением полноты жизни, могущества её природных начал, их взаимопереходов, контрастов. Текст начинается с упоминания о тех, «кто имеет право на отдых после дневных трудов». Это — рабочий, учёный. День принадлежит созиданию — такова идея автора.
В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла» («Les Fleurs du mal»), шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания. Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осужденная книга поэта. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе. В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором.
Психоделические опыты
Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли.
С 1844 по 1848 Бодлер посещал «Клуб гашишистов», основанный Жаком-Жозефом Моро, и употреблял давамеск (алжирскую разновидность гашиша). По свидетельству Теофиля Готье, активно участвовавшего в жизни клуба, Бодлер «принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно. Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно». Впоследствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х гг. преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своем психоделическом опыте, которые составили сборник «Искусственный рай» (1860).
Две статьи из трех — «Вино и гашиш» (1851) и «Поэма о гашише» (1858) — посвящены каннабиноидам. Бодлер считал их воздействие интересным, но неприемлемым для творческой личности. По мнению Бодлера, «вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его. Вино превозносит волю, гашиш уничтожает её». Несмотря на это, в своих статьях он выступает как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропные эффекты гашиша и не впадая в излишнее морализаторство; поэтому и неутешительные выводы, которые он делает из своего опыта, воспринимаются с определенной долей доверия.
Болезнь
В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.
В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболевает. Свой недуг он описывал так: наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия.
По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днем ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядит ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.
Его перевезли в Париж и поместили в клинику, в которой он и скончался 31 августа 1867 года.
Отдельные факты
В Париже Шарль Бодлер проживал более чем по 40 адресам. Почти 17 лет жизни Бодлер посвятил переводу на французский язык произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом. Ш.Бодлер похоронен на кладбище Монпарнас в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла прах матери поэта. На пространной эпитафии - только три строчки о Бодлере: "ПАСЫНОК ГЕНЕРАЛА ЖАКА ОПИКА И СЫН КАРОЛИНЫ АРШАНБО-ДЕФАИ.УМЕР В ПАРИЖЕ 31 АВГУСТА 1867 В ВОЗРАСТЕ 46 ЛЕТ". О поэте Бодлере - ни слова. Место захоронения крайне неудобно: оно прижато к западной стене кладбища и окружено массивными надгробиями. Поэтому впоследствии на трансверсальном проспекте кладбища был установлен величественный кенотаф Бодлеру (кенотаф -греч.:пустая могила). Единственный кенотаф на всем кладбище, специально воздвигнутый именно в честь Бодлера. На простой плите прямо на земле положена завернутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружен ... Сатана. Инициатором создания скульптурной композиции выступил большой почитатель Бодлера, поэт и критик Leon Deschamps, объявивший 1 августа 1892 г. в основанном им журнале "La Plume" общественный сбор средств для кенотафа. В организационный совет входили многие видные люди искусства, хорошо знавшие Бодлера при жизни, его коллеги и последователи: Леконт де Лиль - председатель и первый французский нобелевский лауреат Сюлли Прюдом. Сооружение кенотафа сопровождалось яростной полемикой насчёт его целесообразности и выбора автора монумента. Одним из возможных кандидатов был Огюст Роден, однако отборочная комиссия предпочла композицию малоизвестного скульптора Жозе де Шармуа. 26 октября 1902 г. монумент был торжественно открыт. Вокруг кенотафа много свободной площади и именно это место привлекает почитателей Бодлера, приходящих сюда читать его стихи.
Бодлер и музыка
На стихи Бодлера писали музыку К. Дебюсси, Э. Шабрие, Г. Форе, Венсан д’Энди, Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Анри Дюпарк, Альфредо Казелла, Фрейташ Бранку, А. фон Цемлинский, А. Берг, К. Штокхаузен, Н. Рорем, В. Плохарский (альбом «Cyfry»), А. Соге, Арне Меллнесс, Кайхосров Сорабджи, Оливье Грейф, Серж Генсбур, С. Танеев, А. Гречанинов, А. Крупнов, Юрий Алексеев, Д. Тухманов, Диаманда Галас, Лоран Бутонна, Милен Фармер, Константин Кинчев, Судный день и др.
"La musique souvent me prend comme une mer!" - "Как море,музыка порой меня влечет" (пер. С.Шервинского). Именно в этих словах заключено отношение Ш. Бодлера к музыке. См.сонет "Музыка". А в его сборнике разрозненных заметок " Моё обнажённое сердце" есть,пожалуй, самое сильное утверждение: "La Musique creuse le ciel.- Музыка пронзает небо". Sic - с заглавной буквы. Будем понимать каждый по-своему.
Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств (см. сонет СООТВЕТСТВИЯ). Он был тонким знатоком музыки. Бодлер явился первым во Франции, кто открыл Рихарда Вагнера, написав выдающееся эссе "Рихард Вагнер и "Тангейзер" в Париже"(1861 г.) В творчестве Бодлера есть упоминания о его музыкальных предпочтениях: Вебер, Бетховен, Лист. В Брюсселе тяжелобольной Бодлер часто просил играть для него увертюру к "Тангейзеру".
Современность
В настоящее время стихи Бодлера популярны и часто переиздаются. Иллюстратором одного из переизданий книги стихов «Цветы зла» стал художник комиксов Даниель Хюлет.