Шварц Евгений Львович


Шварц Евгений Львович
Родился: 9 (21) октября 1896
Умер: 15 января 1958 (61 год)


Биография


Евгений Львович Шварц — русский советский прозаик, сценарист и поэт, драматург, журналист. Первопоходник.

Семья и ранние годы

Евгений Львович Шварц родился 9 (21) октября 1896 года в Казани в семье Льва Борисовича Шварца (в крещении Льва Васильевича, 10 декабря 1874, Керчь — 1940), студента-медика (позже земский врач-хирург), из мещанской еврейской семьи, поселившегося в Казани в 1892 году, и Марии Фёдоровны Шелковой (1875—1942), слушательницы акушерских курсов. 18 (30) мая 1895 года, перед женитьбой, отец принял православие. Крещение состоялось в Михаило-Архангельской церкви 18(30) мая 1895 года.

Семья матери проживала в Рязани (дед Фёдор Ларин был цирюльником), семья отца — в Екатеринодаре (дед Берка Шварц был хозяином мебельного магазина). В 1898 году, по окончании университета, отец получил распределение в город Дмитров, но почти сразу был арестован там за антиправительственную пропаганду. «Отец — человек сильный и простой, пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях, любил быть на виду. Мать — много талантливее, по-русски сложная и замкнутая», — вспоминал о родителях писатель.

Его детство и юность прошли в Майкопе, куда в 1898 году после полугодичного ареста по подозрению в революционной агитации среди рабочих Алафузовских фабрик в Казани под гласный надзор полиции был сослан отец. Уже в 8 лет мальчик был уверен, что станет писателем. Однако, имея ужасный почерк, он стеснялся сочинять тексты, а просто заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя рукопись.

«Жил я сложно, а говорил и писал просто, даже не простовато, несамостоятельно, глупо. Раздражал учителей. А из родителей особенно отца. У них решено уже было твердо, что из меня „ничего не выйдет“. И мама в азарте выговоров, точнее споров, потому что я всегда бес­смысленно и безобразно огрызался на любое ее замечание, несколько раз говаривала: „Такие люди, как ты, вырастают неудачниками и кончают самоубийством“», -- вспоминал писатель в дневниках.

После окончания реального училища в Майкопе (1913), в 1914 году Шварц начал посещать вольнослушателем юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского и брал уроки латыни. Но театр интересовал его больше профессии юриста. Поэтому родительские деньги он спускал на билеты в цирк или оперу. К декабрю деньги кончились, и обнищавший студент в стоптанных ботинках вернулся к родителям в Майкоп.

Вскоре его родители переехали в Екатеринодар.

Военная служба

Осенью 1916 года был призван в армию. В апреле 1917 года служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером. 5 октября 1917 года был произведён в прапорщики.

В начале 1918 года оказался в Екатеринодаре, где вступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» в составе екатеринодарских частей Покровского. Тремор рук, который Шварц ощущал всю жизнь, — последствия тяжёлой контузии, полученной при штурме Екатеринодара.

В театре

После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской»(1919), которую создал молодой режиссер-экспериментатор Павел Вейсбрем. В мае 1920 года его зачислили в политотдел Кавказского фронта РККА как актера и театрального инструктора.

В 1920 году Шварц женился на актрисе Гаянэ Халайджиевой (по сцене Холодовой, 1898—1983). Предлагая ей в ноябре 1919 года руку и сердце, он заявил, что выполнит любое её желание. После её вопроса «А если я скажу: прыгни в Дон?» он не раздумывая перепрыгнул через парапет набережной прямо в пальто, калошах и шапке. В апреле состоялось бракосочетание.

«Театральная мастерская» гастролировала в провинции, 5 октября 1921 года переехала из Ростова-на-Дону в Петроград по рекомендации Николая Гумилёва. Капитал участников труппы был обращён в подсолнечное масло, которое в бидонах было привезено в Петроград, так как деньги обесценивались каждый день и везти их с собой не имело смысла. К моменту прибытия труппы в Петроград Гумилёв уже был расстрелян, но 8 января 1922 года она дала первый спектакль, пьесу Н. С. Гумилева «Гондла». Однако весной 1922 года мастерская прекратила работу. Шварц с женой остались в Петрограде, подрабатывая скетчами в балаганных театрах. За вечер они получали два миллиона рублей, чего хватало на несколько бутербродов из чёрного хлеба с селёдкой.

Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»), работал продавцом в книжном магазине.

В это время Шварц познакомился с литературной группой «Серапионовы братья», стал писать фельетоны и стихотворные сатирические обозрения под псевдонимами Щур, Дед Сарай, Домовой и Эдгар Пепо. В 1922—1923 годах работал секретарём у Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор. Однако коллеги воспринимали его как человека, который пишет хуже, чем говорит.

Литературная карьера

Писать начал в 1923 году, когда уехал на лето в Донбасс со своим другом Михаилом Слонимским. Обоих пригласили поработать в газете «Всероссийская кочегарка», выходившей в городе Бахмуте. Вначале Шварц лишь обрабатывал письма читателей, потом стал превращать их в небольшие рассказы, которые стали набирать у читателей популярность. Выпускал литературное приложение к газете — «Забой». В редакции газеты познакомился с Николаем Олейниковым, с которым впоследствии дружил и сотрудничал. Через него сблизился с литературной группой ОБЭРИУ.

После возвращения с Донбасса, со второй половины 1924 по октябрь 1925 года, Шварц работал ответственным секретарем журнала «Ленинград». Затем перешёл в созданное Львом Клячко при содействии Чуковского и Маршака издательство детской литературы «Радуга», где работал до 1928 года. В 1925—1931 годах одновременно работал в детском отделе Госиздата под руководством С. Я. Маршака.

В 1924 году вышло первое детское произведение Шварца — «Рассказ старой балалайки», опубликованное в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год. С 1925 года Шварц стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже были другие книги для детей: «Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др.

21 сентябя 1929 года Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца — «Ундервуд». Публика приняла пьесу хорошо, реакция Хармса и Маршака была холодной.

«Слава нужна мне была не для того, чтобы почувствовать себя выше других, а чтобы почувствовать себя равным другим. Я, сделав то, что сделал, успокоился настолько, что опустил руки. Маршак удивлялся: „Я думал, что ты начнешь писать книжку за книжкой, нельзя останавливаться!“», -- вспоминал писатель в дневниках 1950-х годов. Шварц продолжает работать в драматургическом жанре. В Ленинградском ТЮЗе ставят его пьесы «Остров 5-К» (1932), «Клад»(1933).

В 1930 году происходят перемены в семейной жизни писателя: он оставил первую жену и вступил в брак вторично с Екатериной Зильбер (урожденная Обух), с которой познакомился в мае 1928 года. Оба они были в браке на тот момент, однако расторгли брачные узы, чтобы быть вместе. «И я чудом ушел из дому. И стал строить новый. И новее всего для меня стало счастье в любви. Я спешил домой, не веря себе. До тех дней я боялся дома, а тут стал любить его. Убегать домой, а не из дому», -- писал об этом периоде Шварц. Екатерине Ивановне Шварц посвятил впоследствии пьесу «Обыкновенное чудо». Его первая супруга Гаянэ стала прообразом мачехи из «Золушки».

Шварц работает много и плодотворно: сочиняет повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии.

К Шварцу пришла слава детского писателя. 1 июля 1934 года его приняли в Союз писателей СССР. После упразднения редакции детской литературы «Чиж» Шварц работает преимущественно в драматическом и сценарном жанре. Обычно терзающийся бытовыми мелочами Шварц проявляет твердость, когда дело идет о принципах. Он отказался отречься от осужденного друга, поэта-обэриута Николая Олейникова, и помогал семье арестованного товарища, поэту Николая Заболоцкого. На вопросы о литературной деятельности он обычно отвечал: «Пишу все, кроме доносов». В 1940 году он написал пьесу «Тень», которая была запрещена сразу после премьеры.

Во время войны

В начале Великой Отечественной войны Шварц явился записываться в ополчение. Однако когда надо было расписаться в бумагах, военком увидел, какой у писателя тремор рук. Стрелять такими руками невозможно, поэтому в приёме в ополчение было отказано. В блокадном Ленинграде Шварц выступает на призывных пунктах, пишет антигитлеровские сценки и пьесы для радио. На крыше писательского дома на канале Грибоедова они с женой дежурили: Евгений Львович гасил «зажигалки», а его жена Екатерина Ивановна устроила санитарный пункт для помощи раненым. «Если убьют, так уж вместе», -- заявила она.

Шварц с июля по декабрь 1941 года он вёл радиопередачи в Радиоцентре. В августе 1941 года в Ленинградском театре комедии состоялась премьера «Под липами Берлина». Пьесу Шварц написал вместе с М. М. Зощенко.

11 декабря 1941 года по решению Исполкома Ленсовета Е. Л. Шварц с женой были на самолёте эвакуированы из Ленинграда и отправлены в Киров. При эвакуации лимит багажа составлял 10 кг на человека. Шварц взял с собой печатную машинку, а дневники, которые вёл с юности, и рукописи сжёг .

До июля 1943 года писатель работал завлитом областного драматического театра. Написал пьесы: «Одна ночь» — о защитниках Ленинграда; «Далекий край» — об эвакуированных детях (материалы собирал в Котельниче летом 1942, в детском доме, эвакуированном из Ленинграда); начал работать над «Драконом».

Когда в 1943 году Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда и стал заведовать литературной частью этого театра. В мае 1944 года вместе с театром приехал в Москву. В августе там состоялась премьера «Дракона». Пьеса была про Гитлера, про тоталитаризм, который «вывихнул» души людей, «дырявые души, мертвые души», и на этом держалась власть дракона после смерти. Однако сразу после премьеры в Москве пьесу запретили и при жизни автора она так и не была больше поставлена: запрет был снят лишь в 1962 г.

Последний период

После войны он снова начал вести дневники, в которых наряду с заметками для пьес и событиями дня начинают появляться воспоминания. Из этих записей составилась «Телефонная книга»: почти 200 портретов современников, созданных на основе воспоминаний.

По сценариям Шварца снят фильм «Золушка», с Яниной Жеймо, Фаиной Раневской, Эрастом Гариным, фильм режиссёра Григория Козинцева «Дон Кихот» и др.

В последний период жизни Шварц написал ещё несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо». Премьера этой пьесы состоялась в январе 1956 года в Театре-студии киноактера, в апреле – в Ленинградском театре комедии. В марте 1956 года Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР утвердило Е.Л.Шварца членом худсовета Ленинградского театра комедии.

После нескольких инфарктов, когда врачи прописали ему постельный режим, писатель впал в апатию и перестал работать в ожидании смерти, которую называл «самым длинным днём». Мрачно шутил, что подписался на 30-томное собрание сочинений Диккенса и гадает, на каком томе «это случится».

Е. Л. Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Последними его словами были «Катя, спаси меня!». Похоронен на Богословском кладбище.

Литературное кредо

С детства Евгений Шварц болезненно переживал трагические страницы литературы и старался пропускать в книгах "опасные места". В своих произведениях он старательно избегал безысходности, аже в драме «Одна ночь» (1942) о блокадном Ленинграде он дает зрителям надежду. В «Обыкно­венном чуде» устами Эмилии озвучена позиция автора: «Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Терпеть я этого не могу».

Пафос творчества Шварца — современность, которая звучит в образной иносказательной форме, в ассоциативном строе пьес, в тематике. Шварц — создатель оригинальной массовой драматургии, организованной по принципу лирической поэзии.

Адреса в Ленинграде (в Санкт-Петербурге)

1920-е—1935 — Моховая ул., 39.
1935—1955 — дом Придворного конюшенного ведомства («писательская надстройка») — Набережная канала Грибоедова, 9.
1955—1958 — Жилой дом Литфонда— Писательский дом, Малая Посадская ул., 8

Семья

Брат — Валентин Львович Шварц (1902—1988), инженер.
Жена (1920—1930) — актриса Гаянэ Николаевна Халайджиева (по сцене Холодова, 1898—1983).

Дочь — Наталья Евгеньевна Крыжановская (1929—1995). Вскоре после её рождения Шварц оставил семью. Наталья Евгеньевна была замужем за энтомологом Олегом Леонидовичем Крыжановским.

Внук — поэт Андрей Олегович Крыжановский (1950—1994). Внучка — Мария Олеговна Крыжановская (род. 1954).

Вторая жена — Екатерина Ивановна Зильбер (в девичестве Обух, 1904—1963), в первом браке была замужем за композитором Александром Александровичем Зильбером (псевдоним Ручьёв, 1899—1970), братом писателя Вениамина Каверина и иммунолога Льва Зильбера.

Двоюродный брат — заслуженный артист РСФСР Антон Исаакович Шварц (1896—1954), чтец-декламатор. С ним Е. Л. Шварц жил в одной комнате в студенческие годы и был близок всю жизнь.

Награды

орден Трудового Красного Знамени (28.12.1956)
медали

Сочинения

Пьесы

1928 — «Ундервуд» — пьеса в 3 действиях
1932 — «Пустяки» — пьеса для кукольного театра
1934 — «Клад» — сказка в 4 действиях
1934 — «Принцесса и свинопас»
1934 — «Голый король» — сказка в 2 действиях
1934 — «Похождения Гогенштауфена» — пьес
1936 — «Красная Шапочка» — сказка в 3 действиях
1939 — «Снежная королева» — сказка в 4 действиях на андерсеновские темы
1939 — «Кукольный город» — пьеса для кукольного театра
1940 — «Тень» — сказка в 3 действиях
1940 — «Сказка о потерянном времени» — «пьеса для кукольного театра» в 3 действиях
1940 — «Брат и сестра»
1941 — «Наше гостеприимство»
1941 — «Под липами Берлина» (совместно с М. М. Зощенко) — антифашистская пьеса-памфлет
1942 — «Далекий край»
1943 — «Одна ночь» — пьеса в 3 действиях
1944 — «Дракон» — сказка в 3 действиях
1946 — «Сказка о храбром солдате» — пьеса для кукольного театра
1948 — «Сто друзей» — пьеса для кукольного театра
1953 — «Два клёна» — сказка в 3 действиях
1956 — «Обыкновенное чудо» — сказка в 3 действия
редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована.
1957 — «Повесть о молодых супругах» / «Первый год» — пьеса в 3 действиях

Сценарии

1930 — Настоящие охотники (фильм) Автор надписей
1931 — Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
1934 — Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 — На отдыхе (фильм) (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 — Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
1938 — Доктор Айболит
1945 — Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), — мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
1947 — Золушка (сценарий 1945 года)
1948 — Первоклассница
1957 — Дон-Кихот
1959 — Марья-искусница
1963 — Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», — в соавторстве с Н. Р. Эрдманом)
1966 — Снежная королева

Нереализованные

1936 — Красная шапочка (мультфильм) (в соавторстве с Николаем Олейниковым)

Другие произведения

1925 — «Рассказы старой балалайки»,
1943 — «Два брата» (сказка),
«Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
1949 — «Первоклассница» (повесть),
«Приключения Шуры и Маруси» (рассказ)
«Рассеянный волшебник» (сказка)
Стихи (1920-е — 1950-е гг.)
«Чужая девочка» (рассказ)
1982 — Мемуары. Париж,
Дневники (опубликованы в 1989 г.)

Издания

1930 — «Карта с приключениями». М.; Л.: ГИЗ
1930 — «Ундервуд. Пьеса». М.; Л.: ГИЗ
1932 — «Приключения мухи». Л.: 1932
1933 — «Клад». Пьеса. М.; Л.: 1933, 1934, 1936
1937 — «Красная шапочка». М.; Л.: 1937, 1939
1939 — «Снежная королева». М.; Л.: Искусство
1940 — «Тень». Л.: 1940
1949 — «Наш завод». М.; Л.: Детгиз, 1951
1949 — «Первоклассница». М.; Л.: Детгиз
1947 — «Первоклассница». Киносценарий. М.: Госкиноиздат
1956 — «„Тень“ и другие пьесы». Л.: Советский писатель
1958 — «Повесть о молодых супругах». М.; Л.: Искусство
1997 — «Телефонная книжка». — М.: Искусство
2008 — «Позвонки минувших дней». — М.: Вагриус,
2008 — «Обыкновенное чудо» / Составитель и автор предисловия Александр Корин. — М.: Эксмо
2012 — «Все произведения: Проза; Пьесы; Стихи». — М.: Астрель,
2013 — «Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя». — М.: АСТ

Экранизации

1947 — Золушка — режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
1959 — Марья-искусница — режиссёр А. А. Роу
1963 — Каин XVIII по сказке «Два друга».
1964 — Обыкновенное чудо — авторы сценария и режиссёры Э. П. Гарин и Х. А. Локшина
1964 — Сказка о потерянном времени — автор сценария В. А. Лифшиц, режиссёр А. Л. Птушко
1966 — Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский
1971 — Тень — авторы сценария Ю. Т. Дунский, В. С. Фрид, режиссёр Н. Н. Кошеверова
1978 — Обыкновенное чудо — автор сценария и режиссёр Марк Захаров
1978 — Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) — австрийский телефильм по пьесе «Два клёна»
1988 — Убить дракона — авторы сценария Г. И. Горин, М. А. Захаров, режиссёр М. А. Захаров
1991 — Тень, или Может быть, всё обойдётся. По мотивам пьесы «Тень». автор сценария и режиссёр М. М. Козаков, композитор В. С. Дашкевич

Мультфильмы

1978 — Сказка о потерянном времени
1977 — Два клёна
1990 — Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) — режиссёр Дмитрий Генденштейн

2001 «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia») — серия мультипликационного сериала «Анимационные сказки мира» (англ. «Animated Tales of the World»)

2004 «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос).

Память

В Майкопе на здании реального училища (ныне 5-я гимназия), где учился Е. Шварц установлена мемориальная доска.
В Санкт-Петербурге именем писателя названа аллея.
Добавить комментарий