Писемский Алексей Феофилактович
- Подробности
- Категория: Писатели
- Опубликовано: 28.02.2016 12:27
- Автор: Биограф
- Просмотров: 2574
Писемский Алексей Феофилактович
Родился: 11 (23) марта 1821 года.
Умер: 21 января (2 февраля) 1881 года.
Биография
Алексей Феофилактович Писемский (11 (23) марта 1821, село Раменье Чухломского уезда Костромской губернии — 21 января (2 февраля) 1881, Москва) — русский писатель.
Происходил из старинного дворянского рода. Окончил математическое отделение Московского университета (1844). Служба в Костроме и Москве позволила ему во всех подробностях узнать чиновничий быт николаевской эпохи. Выйдя в отставку, жил и работал в имении Раменье Чухломского уезда.
Дебютировал в печати в 1848 году. Известность пришла после повести «Тюфяк» (1850). Автор повестей из жизни дворянско-чиновничьей провинции «Комик», «Богатый жених» (обе 1851), «Фанфарон» (1854), «Виновата ли она?» (1855) и других, комедий «Ипохондрик» (1852) и «Раздел» (1853), рассказов из крестьянской жизни, пьес «Ваал», «Просвещённое время», «Финансовый гений». Первый роман «Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы.
В конце 1850-х и начале 1860-х гг. Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому. Его сочинения переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858) — редкий для русской литературы пример «делового романа», во многом предвещающий эстетику натурализма. В 1863 г. с оглушительным успехом была поставлена трагедия «Горькая судьбина», за которой закрепилась репутация «одной из лучших пьес русской драматургии».
В 1857—1860 совместно с А. В. Дружининым, в 1860—1863 единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения». В журнале «Искусства» заведовал литературным и театральным отделами.
Последнее крупное произведение Писемского — роман «Взбаламученное море» (1863) — рисует деятельность революционеров как плод дворянской праздности. Последующие сочинения, например, романы «Люди сороковых годов» (1869) и «Масоны» (1880—1881), не имели прежнего успеха. Одной из причин творческого упадка Писемского было его пристрастие к спиртному. Вот как описывает посещение писателя общественный деятель А. Ф. Кони:
Он отстранил рукой налитый ему стакан чаю и, налив большую рюмку водки, выпил её залпом, ничем не закусив. Через несколько минут он повторил то же самое и угрюмо замолчал, неохотно отвечая на вопросы. Через десять минут он выпил третью рюмку. Я взглянул вопросительно на бедную Екатерину Павловну. Она с печальной улыбкой в ответ мне пожала плечами и с затаённым страданием посмотрела на мужа. По словам Ю. Айхенвальда, в последние годы жизни Писемского «его угасавшее вдохновение отдавало себя обетованиям и чаяниям масонства, уносилось за пределы того быта, который нашел в нём своего художника, своего питомца, но и своего критика».
Адреса
1856—1858 — доходный дом — Санкт-Петербург, набережная Лиговского канала, 34;
1858—1863 — дом Адама — Санкт-Петербург, Большая Садовая улица, 51.
В 1864 году Писемский просил выкупных денег за 15 крестьянских душ принадлежавшей ему деревни Вонышево Костромской губернии, по 120 руб. за душу. На вырученные деньги он купил двухэтажный дом в Москве в Борисоглебском переулке.