Нагибин Юрий Маркович
- Подробности
- Категория: Писатели
- Опубликовано: 29.03.2019 17:57
- Автор: Роман
- Просмотров: 2231
Нагибин Юрий Маркович
Родился: 3 апреля 1920
Умер: 17 июня 1994 (74 года)
Биография
Юрий Маркович Нагибин — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
Юрий Маркович Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. Настоящий отец Нагибина — Кирилл Александрович Нагибин — погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии (по словам самого писателя, был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 году «за сочувствие мужикам»). Кирилл Александрович оставил беременную жену Ксению Алексеевну своему другу адвокату Марку Яковлевичу Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы Юрию Марковичу рассказали, кто его настоящий отец. Мать Юрия Нагибина дала ему отчество Маркович, чтобы никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило Юрию с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа.
О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях «Четыре друга на фоне столетия», записанных писателем и журналистом Игорем Оболенским, близкий друг Юрия Марковича — Вера Прохорова:
Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная — тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила её, хотела ли она ребенка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын все равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность».
Вот что пишет Ю. М. Нагибин о своем происхождении в дневнике: «Моё анкетное существование весьма резко отличается от подлинного. Один из двух виновников моего появления на свет так основательно растворился среди всевозможных мифических отчимов, что можно подумать, будто я возник только из яйцеклетки. Но вытравить отца мне удалось лишь из анкетного бытия. В другом, в плоти и крови, существовании моем он непрестанно напоминает о себе».
Отчима Нагибина — Марка Левенталя, который работал в Москве адвокатом — в 1927 году сослали в Кохму Ивановской области, где он и умер в 1952 году.
В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва, который поощрял первые литературные опыты Юрия. В 1937 году Якова Семёновича тоже посадили.
В 1938 Юрий окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевёлся на сценарный факультет ВГИКа, который не окончил из-за войны.
В 1940 году опубликовал первый рассказ. Его дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев. В 1940 году принят в Союз писателей.В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. С января 1942 года — инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года — старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. В его фронтовые обязанности входит разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным военным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.
Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов.В начале 1963 года перенёс первый инфаркт после проблем со сценарием фильма «Председатель».
Член редколлегии журналов «Знамя» (1955—1965), «Наш современник» (1966—1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.
В 1966 году поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля.В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
В 1981 году перенёс второй инфаркт.
В США читал лекции в 25 университетах. Последние годы Нагибин с женой жили в Италии.
Личная жизнь
Юрий Нагибин был женат шесть раз (в «Дневнике» сам Нагибин называет свой последний брак «пятым»).Первой его женой была Мария Асмус (с 1940 по 1942 год).
Второй брак с Валентиной, дочерью И. А. Лихачёва, директора автозавода им. Сталина. Этот брак продолжался с 1943 по 1948.
Третьей женой была Елена Черноусова.
Четвертая жена — артистка эстрады Ада Паратова.
В пятый раз женился на Белле Ахмадулиной, с которой, по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике» и мемуарах Василия Аксёнова «Таинственная страсть», Нагибин расстался из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы.
Последней женой писателя была ленинградская переводчица Алла Григорьевна, с которой он жил с 1968 года до конца своей жизни.У него не было детей. Его жена Алла заявила в интервью: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после вторжения советских войск в Чехословакию. И он мне сказал: „В этой стране я не хочу иметь детей“. Он очень серьёзно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей».
Творчество
Нагибин часто переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Но писатель оправдывает себя так: «я мог зарабатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут — хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой — там радовались».
Временами Юрию Марковичу приходилось выдумывать статьи и выдавать их за реальную жизнь для того, чтобы хоть как-то выжить: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!»
Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Причем, халтуру в своём опубликованном «Дневнике» сравнивал с водкой: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое — разрушение личности. Только халтура — более убийственное».
Халтурой Нагибин называл литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, — сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих социалистический строй, — и сценариев к советским кинофильмам. Но в то же время писатель осознавал другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много».
Много ездил за рубеж (Финляндия — 1955, ГДР — 1956, Венгрия — 1958, Греция, Турция, Египет — 1962, Югославия, Венгрия, Болгария — 1964, Норвегия, Швеция, Австрия, Италия, Бельгия, Люксембург — 1965, Польша, Чехословакия, Япония, Бирма, Гонконг — 1966, Румыния — 1967, Франция, Сирия, Ливан — 1968, США, Нигерия, Дагомея — 1969, Венгрия, Франция, Конго, Габон — 1971, Польша, Чехословакия, Норвегия — 1972, Италия, Чехословакия, Япония, Польша — 1973, Сингапур, Австралия, Чехословакия, Польша, Болгария — 1974, ГДР — 1975, Австрия — 1976, Дания, Югославия, Индия — 1977, Франция, Испания, Норвегия — 1978, США, Италия — 1979, Венгрия — 1982, Венгрия — 1983, Венгрия, Австрия — 1984, Италия — 1985 и др).
Нагибин, по оценке Андрона Кончаловского, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом, но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя.
Нагибин очень ответственно относился к писательскому творчеству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем написать. Затем они претерпевали лишь стилистическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначительном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам Мещерского края его проза обнаруживает родство с прозой К. Паустовского. Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин — как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя преобладают у него темы войны, природы, любви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что центральное место в них занимают человеческие отношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупречность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин назвал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе.
— Вольфганг КазакПроизведения
Человек с фронта. М., Советский писатель, 1943Большое сердце. М., Советский писатель, 1944
Гвардейцы на Днепре. М., Молодая гвардия, 1944
Две силы. М., Молодая гвардия, 1944
Ценою жизни. М., 1944
Дважды рождённый. М., 1945
Слава Николая Чистова, М., 1945
Зерно жизни. М., Московский рабочий, 1948. Сб. рассказов
Государственное дело. М., 1950
Господствующая высота. М., Советский писатель, 1951
Партийное поручение. М., Воениздат, 1951
Всегда в строю. М., Воениздат, 1953
Рассказы. М., Молодая гвардия, 1953
Трубка. М., Правда, 1953
Рассказы о войне. М., Воениздат, 1954
Зимний дуб. М., Молодая гвардия, 1955. Рассказы
Рассказы. М., Советский писатель, 1955
Ночной гость. (1955) Рассказ. Снят одноимённый кинофильм (1958)
Скалистый порог. М., Правда, 1955; М., Молодая гвардия, 1958
Мальчики. М., Детгиз, 1955, 1956
На озёрах. М., Правда, 1957
Рассказы. М., Гослитиздат, 1957
На озере Великом. М., Детгиз, 1958
Бой за высоту. М., Советская Россия, 1958, 1959
Человек и дорога. М., Советский писатель, 1958
Трудное счастье. М., Детгиз, 1956, 1958
Великое посольство. М., Детгиз, 1959. (в соавторстве с Я. Рыкачёвым)
Последний штурм. М., Воениздат, 1959
Павлик. М., Воениздат, 1960
Перед праздником. М., Молодая гвардия, 1960
Друзья мои, люди. М., Советская Россия, 1961
Ранней весной. М., Гослитиздат, 1961
Чистые пруды. М., Московский рабочий, 1962 По мотивам рассказа снят фильм «Чистые пруды» (1965)
Погоня. Мещерские были. М., 1963
На тихом озере. М., ИХЛ, 1963; М., Советская Россия, 1966
Страницы жизни Трубникова. М., Советская Россия, 1963. Экранизация — «Председатель».
Далеко от войны. М., Советская Россия, 1964 Повесть (по мотивам повести снят фильм «Жди меня, Анна»)
Размышления о рассказе. М., Советская Россия, 1964
Эхо. М., Правда, 1964
Далёкое и близкое. М., Советский писатель, 1965
Трудный путь (Председатель). М., Искусство, 1965
Зелёная птица с красной головой. М., Московский рабочий, 1966
Ночной гость. М., Физкультура и спорт, 1966. По мотивам рассказа снят одноимённый фильм).
Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968). По мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча» (1979)
Не дай ему погибнуть. М., Молодая гвардия, 1968
Чужое сердце. М., Молодая гвардия, 1969
Заброшенная дорога. М., Правда, 1970
Перекур. М., Советская Россия, 1970
Директор. Киносценарий. М., Искусство, 1970
Переулки моего детства. М., Современник,1971. Сборник рассказов
Непобедимый Арсенов. М., Физкультура и спорт, 1972
Моя Африка. М., Наука, 1973
Ты будешь жить. М., Современник, 1974
Берендеев лес М., Советский писатель, 1978. По мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника» (1981)
В апрельском лесу. М., Воениздат, 1974
Эхо. М., Детская литература, 1975
Где-то возле консерватории. М., Правда, 1975
Пик удачи. М., Советская Россия,1975. Повесть
Маленькие рассказы о большой судьбе. М., Советская Россия, 1976
Комаров. М., 1977
Литературные раздумья. М., 1977
Остров любви. М., Молодая гвардия, 1977
Ливень. Кишинев, 1979
Замолчавшая весна. М., Правда, 1979
Заброшенная дорога. М., Современник,1979
Царскосельское утро. М., Известия, 1979; М., Советский писатель, 1983
Один на один. М., 1980 (Роман-газета).
Киносценарии. М., Искусство, 1980
Мягкая посадка. (1980) Повесть
Наука дальних странствий. М., Молодая гвардия, 1982
Дорожное происшествие. М., 1983 (Роман-газета).
Не чужое ремесло. М., Современник, 1983
Дворы, переулки и весь мир. М., Детская литература, 1984
Перекур. М., Современник, 1984
Река Гераклита. М., Современник, 1984
Московская книга. М., Московский рабочий, 1985.
Посланец таинственной страны. М., Правда, 1985
Остров любви. Кишинев, 1985
Зимний дуб. Иркутск,1986
Лунный свет. Минск, 1986
Музыканты. М., Современник,1986
Москва… Как много в этом звуке. М., Советская Россия, 1987
Время жить. М., Современник, 1987
Поездка на острова. М., Молодая гвардия, 1987
Терпение. М., Известия, 1987 (публикация). По мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984)
В дождь. М., Правда, 1988
Испытание. М., Физкультура и спорт, 1988
Сильнее всех иных велений. М., 1988 (Роман-газета).
Человек с фронта. М., ДОСААФ, 1988
Рассказы о Гагарине. М., Детская литература, 1978, 1979, 1988
Вдали музыка и огни. М., Современник, 1989
Встань и иди. М., Художественная литература, 1989. Сборник. рассказов
Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… М., Киноцентр, 1989; М.,1991. Повесть
Ильин день. М., Современник, 1990
Пророк будет сожжён. М., Книга, 1990
Любовь вождей. М., ПИК, 1991. Сборник рассказов
Гардемарины, вперёд! М., 1992; Тверь, 1992. Сценарий в соавторстве с Н. Соротокиной и С. Дружининой.
Старая черепаха. М., Малыш, 1992
Комаров. М., Киноцентр, 1993
Тьма в конце тоннеля. М., ПИК, 1994
Моя золотая тёща. (1994) Автобиографическая повесть
Бунташный остров. М., Московский рабочий, 1994. Повесть.
Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. (опубликован в 1995 г.) Роман
Дневник. (опубликован в 1995 г.) Книга. Первое издание Юрия Кувалдина. 1995
Критика
Штут С. Рассказ в строю. (1952)Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
Иванова Т. Практик литературы. (1988)
Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)
Солженицын А. И. Двоенье Юрия Нагибина. (2003)
Киносценарии
1955 — Гость с Кубани1958 — Ночной гость
1958 — Под стук колёс
1958 — Трудное счастье
1960 — Победитель (короткометражный)
1961 — Братья Комаровы
1961 — Личное первенство (короткометражный)
1963 — Молодожён (короткометражный)
1963 — Самый медленный поезд
1963 — Цветные сны (фильм, 1963) (короткометражный)
1964 — Председатель
1964 — Девочка и эхо
1964 — Пока фронт в обороне
1965 — Погоня
1967 — Бабье царство
1968 — Времена года (киноальманах) (новеллы «Дети лепят из снега» и «Четвёртый папа»)
1969 — Директор
1969 — Чайковский
1969 — Красная палатка
1969 — Жди меня, Анна
1971 — Пристань на том берегу
1974 — Под каменным небом
1975 — Дерсу Узала
1975 — Семья Ивановых
1975 — Ярослав Домбровский
1976 — Прозрение
1976 — Так начиналась легенда
1977 — Снимает Акира Куросава (документальный)
1978 — Поздняя встреча
1978 — Чужая
1984 — Загадка Кальмана
1985 — Детство Бемби
1986 — Юность Бемби
1987 — Гардемарины, вперёд!
1987 — Сильнее всех иных велений
1987 — Здравствуй, племя молодое (киноальманах) (новелла «Век мой, зверь мой…»)
1991 — Виват, гардемарины!
1992 — Гардемарины III