Алексеев Михаил Николаевич
- Подробности
- Категория: Писатели
- Опубликовано: 30.06.2013 21:20
- Автор: Биограф
- Просмотров: 4749
Михаил Николаевич Алексеев
Родился: 6 мая 1918 года
Умер: 21 мая 2007 года
Биография
Родился 29 ноября 1918 в с. Монастырское Баландинского р-на Саратовской области в большой крестьянской семье «маломощного середняка». Окончил сельскую школу-семилетку, учился в Аткарском педагогическом училище, откуда был призван в армию. С июля 1941 воевал на Юго-Западном и Сталинградском фронтах, на Курской дуге. В 1942 опубликовал первый очерк Наши герои в газете «Советский богатырь». В 1944–1945 служил за границей, в составе Группы советских войск.
С 1951 член Союза писателей СССР; в 1957 закончил Высшие литературные курсы при нем. Работал редактором «Воениздата», в 1968–1989 главный редактор журнала «Москва». В 1978 Алексееву было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Первый роман Алексеева Солдаты впервые полностью опубликован в журнале «Сибирские огни» (1951–1953). Проблемам послевоенной армии посвящены повести Наследники (1956) и Дивизионка (1959). Начиная с романа Вишневый омут (1961) в творчестве Алексеева переплетаются военная и крестьянская темы, и главный герой писателя , русский мужик, предстает в двух своих основных «ипостасях»: пахаря и воина.
В романе прослеживается история трех поколений деревенской семьи Харламовых, с 1880-х до середины 1970-х годов, в судьбы героев вторгаются войны – русско-японская 1904–1905, Первая мировая, Гражданская и Отечественная, «раскулачивание» и коллективизация.
Прототипом образа Михаила Аверьяновича Харламова, взрастившего дивный сад, который преобразил село и облагородил его жителей, послужил дед Алексеева; его внук Михаил – это сам писатель, ощущающий себя «типичным» представителем своего поколения.
Не отказываясь от постулата «деревенщиков» о неизменной «презумпции невиновности» народа (душа которого – «чистая, родниковая»), Алексеев, тем не менее, тяготеет к драматическим сюжетным коллизиям (зверская месть Николая Харламова жене за измену; расправа над Митькой Кручининым – его заталкивают в прорубь; сожжение заживо Карпуши и т.п.), стремясь при этом убедить читателя, что всплески безудержной злобы не заглушают в народе ни совести, ни жажды справедливости, ни поэтического настроя.
О жизни послевоенной деревни рассказывают повесть в новеллах Хлеб – имя существительное (1963) и роман Ивушка неплакучая (кн. 1–2, 1970–1975, Государственная премия СССР, 1976), в котором современная история преломляется через призму женской судьбы – тяжкого и трагического пути Фени Угрюмовой, упорно и бесполезно сопротивляющейся невзгодам, чья жизнь в романе «окаймлена» двумя утратами, обусловленными высшими государственными задачами: гибелью мужа и, уже в мирное время, сына.
Главным героем, подростком Михаилом, объединены в автобиографическую трилогию повесть Карюха (1967), роман Драчуны (1981), вызвавший в свое время острую дискуссию как одно из первых правдивых произведений о коллективизации и голоде в Поволжье в начале 1930-х годов, и повесть Рыжонка (1990).
Работы
1953 - «Солдаты». Роман.1955 - «Наш лейтенант». Рассказы.
1957 - «Наследники». Повесть.
1958 - «Жили-были два товарища…»
1960 - «Внимание, мины!»
1960 - «Дивизионка».
1962 - «Вишнёвый омут».
1963 - «Автобиография моего блокнота, частично расшифрованная».
1963 - «Бьют родники»
1964 - «Хлеб — имя существительное».
1968 - «Карюха».
1970 - «Великий сеятель земли».
1973 - «Мишкино детство».
1975 - «Слово в строю».
1980 - «Бессмертие».
1980 - «Цена ему — жизнь».
1982 - «Драчуны».
1986 - «Меж дней бегущих». М.,
1986 - «Наследники».
1993 - «Мой Сталинград».
1998 - «Драчуны. Карюха. Рыжонка.»