Биешу Мария Лукьяновна
- Подробности
- Категория: Исполнители
- Опубликовано: 15.01.2019 00:23
- Автор: Роман
- Просмотров: 1484
Биешу Мария Лукьяновна
Родилась: 3 августа 1935
Умерла: 16 мая 2012 (76 лет)
Биография
Мария Лукьяновна Биешу — советская молдавская оперная певица (сопрано), педагог.
Герой Социалистического Труда (1990). Народная артистка СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1982) и Государственной премии СССР (1974).
Родилась 3 августа 1935 года (по другим источникам — 5 мая 1934) в селе Волинтирь (ныне в Штефан-Водском районе Молдавии). Отец — Биешу Лука Савельевич (1909), мать — Биешу Татьяна Степановна (1913—2010).
В родном селе окончила школу и в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в городе Леова. Пела в самодеятельности. В 1955 году была принята без экзаменов в Кишинёвскую государственную консерваторию (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) в класс педагога С. Л. Зарифьян, у которой проучилась четыре года.
Во время учёбы, в 1958—1960 годах выступала с оркестром народных инструментов Ансамбля песни и танца «Флуераш».Окончила консерваторию в 1961 году по классу П. А. Ботезат и сразу после государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский театр оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу) в Кишинёве.
Дебют на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноимённой опере Дж. Пуччини. В 1965—1967 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан, Италия), где под руководством педагога Э. Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Дж. Пуччини и Дж. Верди. В этот же период успешно выступает на международных конкурсах: становится лауреатом первого состязания вокалистов в рамках III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966) и побеждает на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоёвывает первую премию, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира».
После этого для М. Биешу началась напряжённая жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли на всех континентах, грамзаписи, съёмки в фильмах. Она поёт на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров СССР, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии, Австрии. Совершает концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы, Израиля. Выступает с сольными концертами в Рио-де-Жанейро, поёт в зале «Олимпия» (Париж).
Всего в творческом репертуаре певицы было около трёх десятков сопрановых партий в мировой оперной классике и операх современных композиторов. Широким был и камерный репертуар певицы, насчитывавший свыше двадцати концертных программ и включавший известнейшие арии из опер, произведения старинной, классической, духовной и современной музыки.
Вела вокальный класс в Академии музыки имени Г. Музическу в Кишинёве (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) (профессор). Проводила мастер-классы для студентов-вокалистов в Университете искусств города Нагоя (Япония, 1999), Пекинской и Венской консерваториях (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), в оперных театрах Турции (Анкара, Мерсин), Кубы (Гавана).
Участвовала в культурной и фестивальной жизни Молдовы, с 1990 года в Кишинёве проходит Международный фестиваль звёзд оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу» («Vă invită Maria Bieşu»).
В 1995 году приняла участие в первом Рождественском Фестивале искусств в Новосибирске в качестве специально приглашённой звезды, где выступила с партией Аиды в концертной версии оперы «Аида».
В 2001 году выступила в шести столицах Европы (Париже, Риме, Бухаресте, Берлине, Софии, Брюсселе) с программой романсов румынских и молдавских композиторов на стихи поэта М. Эминеску, посвященной году М. Эминеску, объявленному ЮНЕСКО.
Продолжая активную гастрольную деятельность, в последние годы творческой жизни выступила в оперных спектаклях и камерных концертах в Австрии, Германии, Франции, Италии, Венгрии, Японии, Белоруссии, Украине, России.
В творческом активе певицы и кино- и телефильмы с её участием, а также многочисленные грамзаписи арий, песен и романсов в её исполнении и оперных спектаклей, где она поёт главные партии.
Длительное время участвовала в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов (Токио, Барселона, Марсель, Будапешт, Батуми (конкурс теноров им. Д. Андгуладзе, 1996), Баку (конкурс вокалистов, посвящённый 100-летию Бюль-Бюля, 1997) и др.). Она — постоянный член жюри Международных конкурсов имени П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Г. В. Свиридова.
С 1987 года — председатель Союза музыкальных деятелей Молдавии. С 1992 года — вице-президент Международного союза музыкальных деятелей (Москва).
Член КПСС с 1979 года. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 7—11-го созывов (1966—1989) от Молдавской ССР.Жизнь после распада СССР
В одном из последних интервью Мария Биешу говорила российским журналистам:«Вообще Советский Союз — это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей. И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла. При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось моё детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию. И переживаю за неё сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии — всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь. „Мы помним добро и ваш талант“, — сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств. Ко мне лет десять на каждый фестиваль прилетала Ирина Архипова, мы с ней были очень дружны. Она меня так и называла: „Моя сестрёнка“. Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!»
При всех заслугах певицы назначенная ей пенсия составляла менее двухсот долларов США в месяц (1843 лея со слов самой певицы на 26 августа 2011 года, а также дотация по болезни). Обо всём этом она сама говорила российским журналистам в интервью:
«Диски с моим голосом разошлись по миру миллионными тиражами, каких только званий и лауреатств не имею — а пенсия меньше двухсот долларов в месяц… Знаю, что в России Герои Соцтруда получают пенсию, эквивалентную тысяче американских долларов. Я же за свою звезду не получаю ни копейки — у нас об этом и говорить вроде как стыдно. Только мне-то чего стыдиться? Всё заработала трудом, голосом своим». «Ещё в России осталась половина моих денег. Я свою Государственную и Ленинскую премии положила, как тогда было принято говорить, „на книжку“. В одну из сберкасс в центре Москвы. Так они там и лежат. Это несколько „Волг“ по тем, советским, ценам… Союз распался, я растерялась и не знаю, куда обратиться. У кого спросить эти деньги? Так и сижу, растерянная до сих пор…»
Смерть
16 мая 2012 года Мария Биешу скончалась в кишинёвской больнице «Лечсанупр» Государственной канцелярии Республики Молдова. На протяжении нескольких лет она страдала от редкой формы лейкемии. Похоронена на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве.
Репертуар
1962 — «Тоска» Дж. Пуччини — Флория Тоска1963, 1973 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Татьяна
1963 — «Аурелия» Д. Г. Гершфельда — Аурелия
1963 — «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини — Чио-Чио-сан
1965 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Лиза
1966 — «Аида» Дж. Верди — Аида
1967 — «Отелло» Дж. Верди — Дездемона
1969 — «Трубадур» Дж. Верди — Леонора
1970 — «Героическая баллада» А. Г. Стырчи — Домника
1971 — «Паяцы» Р. Леонкавалло — Недда
1973 — «Алеко» С. В. Рахманинова — Земфира
1974 — «Глира» Г. С. Няги — Глира
1974 — «Чародейка» П. И. Чайковского — Настасья
1975 — «Норма» В. Беллини — Норма
1977 — «Богема» Дж. Пуччини — Мими
1979 — «Турандот» Дж. Пуччини — Турандот
1979 — «Иоланта» П. И. Чайковского — Иоланта
1980 — «Сергей Лазо» Д. Г. Гершфельда — Ольга
1980 — «Сельская честь» П. Масканьи — Сантуцца
1980 — «В бурю» Т. Н. Хренникова — Наталья
1981 — «Сила судьбы» Дж. Верди — Леонора
1981 — «Виват, маэстро!» («Колокольчик») Г. Доницетти — Серафина
1984 — «Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа — Адриенна
1984 — «Дидона и Эней» Г. Пёрселла (в концертном исполнении) — Дидона
1985 — «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова — Рита
1985 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Елизавета
1987 — «Александру Лэпушняну» Г. Мусти — Руксанда
1989 — «Бал-маскарад» Дж. Верди — Амелия
1995 — «Набукко» Дж. Верди — Абигайль
Камерный репертуар включает старинную западноевропейскую музыку (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Г. Пёрселл, Д. Чимароза, А. Страделла, Дж. Каччини, Дж. Кариссими, К. Монтеверди); романтическую немецкую музыку (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди); русскую классику (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, М. М. Ипполитов-Иванов, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, С. Н. Василенко, Т. Н. Хренников); романсы композиторов СССР; молдавскую вокальную музыку (В. Г. Загорский, Е. Д. Дога, Б. С. Дубоссарский, С. В. Лунгу, В. Ротару, К. Руснак, З. М. Ткач, С. Бузилэ, Д. Георгицэ), вокально-симфонические концерты (Месса си минор И. С. Баха, «Реквием» Дж. Верди, «Немецкий реквием» И. Брамса, Stabat Mater Дж. Россини).
Фильмография
1969 — Мария (телефильм)1971 — Где б ни был я (документальный)
1971 — Мой голос для тебя (телефильм)
1971 — По страницам любимых опер (фильм-концерт, Ленинградское телевидение)
1975 — Поёт Мария Биешу (телефильм)
1978 — С любовью к вам (телефильм)
1979 — Песнь любви (документальный)
1980 — Чио-Чио-сан (фильм-спектакль) — главная роль
1981 — Флория Тоска — главная роль
1984 — О, Мария (телефильм)
2000 — Ave Maria (телефильм, Молдова)
2005 — Жизнь на сцене (телефильм, Молдова)
Звания и награды
Лауреат III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966)Лауреат I Международного конкурса памяти Миуры Тамаки в Японии (первая премия, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира») (1967)
Заслуженная артистка Молдавской ССР (1964)
Народная артистка Молдавской ССР (1967)
Народная артистка СССР (1970)
Народная артистка Республики Башкортостан (1994)
Герой Социалистического Труда (1990)
Ленинская премия (1982)
Государственная премия СССР (1974)
Государственная премия Молдавской ССР (1968)
Два ордена Ленина (4.05.1984; 3.08.1990)
Орден Трудового Красного Знамени (23.03.1976)
Орден «Знак Почёта» (8.06.1960)
Орден Республики (Молдавия) (1992)
Командорский Крест ордена Звезды Румынии (2000)
Медаль «Михай Эминеску» (Молдова)
Медаль «150 лет со дня рождения Михая Эминеску» (Румыния, 2001)
Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени (Русская православная церковь)
Премия и золотая медаль Фонда И. Архиповой (2002)
Примадонна Национальной оперы Республики Молдова
Почётный член Академии наук Молдавии (1999)
«Почётный доктор» («Doctor honoris causa») (Академия наук Молдавии)
Почётный гражданин Кишинёва (1987).