Рукавишников Николай Николаевич


Рукавишников Николай Николаевич
Родился: 18 сентября 1932
Умер: 19 октября 2002 (70 лет)


Биография


Николай Николаевич Рукавишников (18 сентября 1932, Томск — 19 октября 2002, Москва) — советский космонавт. Дважды Герой Советского Союза.

Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля. Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 года при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Жил в Томске на Пролетарской улице[неавторитетный источник? 43 дня]. Школьное образование получил в Кяхте и в средней школе № 8 в Томске (проспект Кирова, дом N° 12). В 1951 году окончил среднюю школу №248 в Москве.

В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 году закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва).

С июля 1957 года, работая инженером, он занимался вводом в эксплуатацию ЭВМ «Урал» (один из первых компьютеров), а также проектированием, разработкой, установкой и натурными испытаниями систем автоматического управления и защитой ядерных реакторов. С октября 1964 года в качестве начальника группы руководил разработкой части систем контроля и управления космическими кораблями с применением ЭВМ.

В 50-х годах увлекался мотоциклетным спортом.

В 1967 году зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

Рукавишников также входил в один из экипажей, которые должны были выполнить экспедиции на Луну с высадкой на неё командира экипажа (Рукавишников должен был оставаться на окололунной орбите) по параллельной лунно-посадочной программе, которая также была отменена ввиду полного проигрыша СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11» в июле 1969 года.

Первый полет

23—25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена, и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды. После первого космического полёта продолжил подготовку к новым полётам. С мая 1973 года проходил подготовку по советско-американской программе ЭПАС. Был назначен бортинженером второго экипажа.

Второй полет

2—8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд. Являлся членом дублирующего экипажа при полёте космического корабля Союз-19 (июль 1975). В дальнейшем проходил подготовку по программам международных полётов. Являлся членом дублирующего экипажа при советско-чехословацком полёте в марте 1978 года.

Третий полет

10—12 апреля 1979 года совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Во время полета на этапе сближения со станцией «Салют-6», в 16 км от нее, на корабле произошло самопроизвольное отключение двигателей. Корабль остался без основного двигателя, и о стыковке со станцией речь уже не шла. Вопрос стоял о том, останутся ли вообще Рукавишников и Иванов в живых.

Центром управления полетами в это время руководил Алексей Елисеев, напарник Рукавишникова по полету на «Союзе-10». «Решение Центра следующее. Посадка на резервном двигателе. Экипажу отдыхать в течение 15 часов. В случае необходимости срочного спуска с орбиты использовать резервную двигательную установку», — передал он экипажу.

Командир «Союза-33» Рукавишников из 15 часов, отведенных на отдых, проспал два. Все остальное время Рукавишников просчитывал варианты развития событий.

«Если бы „Союз“ надолго остался на орбите, то через несколько дней нам грозила мучительная смерть от удушья, — вспоминал космонавт. — Вот тогда и решил: при наихудшем варианте будем продолжать полет до тех пор, пока сможем нормально дышать. А потом... Я знал, где на корпусе корабля находится клапан перепада давления и как он устроен. Клапан, как известно, срабатывает при спуске, уже в земной атмосфере. Но для меня не представляло труда открыть его и в космосе. Это гарантировало нам почти мгновенную смерть — в течение нескольких десятков секунд».

Рукавишников в уме рассчитал, как проведет эту операцию, но ничего не сказал Иванову, рассудив, что не стоит волновать товарища подобными вариантами.

12 апреля 1979 года, в День Космонавтики, ЦУП сообщил окончательное решение: дублирующий двигатель запустить в 18:47. В расчетном режиме он должен был отработать 188 секунд. Если бы он отключился раньше, чем через 90 секунд, то это означало бы, что экипаж останется на орбите. Если двигатель проработает более полутора минут, но менее 188 секунд, Рукавишникову рекомендовали вручную дать команду на повторное включение. В 18:47 двигатель был включен, и произошел третий вариант — через 188 секунд он продолжал работать. Такое развитие событий тоже не сулило ничего хорошего, поскольку «Союз-33» мог свалиться на спуск по баллистической траектории, чреватой страшными перегрузками, которые космонавты могли просто не пережить. Казалось бы, командир должен был вручную отключить двигатель через 188 секунд. Но Николай Рукавишников, знал «Союзы» как никто другой. Анализируя работу резервного двигателя, он пришел к выводу, что тот дает неполную тягу. А это значит, что импульс может оказаться недостаточным для схода с орбиты. Но и ждать до бесконечности нельзя по изложенным выше причинам. Командир «Союза-33» дал команду на отключение двигателя через 213 секунд, ориентируясь исключительно на опыт и интуицию. В мире нет других космонавтов и астронавтов, попадавших в аналогичную ситуацию. Спуск действительно пошел по баллистической траектории, с перегрузками до 10 g. Но в той ситуации, в которой оказались Рукавишников и Иванов, это был не самый страшный вариант — к таким нагрузкам они были подготовлены.

На Земле в этот момент судорожно вычисляли место посадки, по некоторым прогнозам спускаемый аппарат должен был приземлиться с отклонением в 600 км. От командира отряда поиска и спасения потребовали срочно перебросить все силы в новый район, однако он, на свой страх и риск, оставил два вертолета в первоначально намеченном районе посадки. И у командира поисковиков тоже оказалась блестящая интуиция — «Союз-33», словно решив, что приключений с него достаточно, сел в 320 км юго-восточнее Джезказгана, в районе, где обычно и заканчивали свое путешествие советские космические корабли.

Только четкие и грамотные действия Рукавишникова обеспечили благополучное возвращение космонавтов на Землю. Николай Николаевич первым в мире посадил вручную корабль на Землю по баллистической траектории с использованием резервного двигателя. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

За третий полет Рукавишникову присвоили только звание Героя НРБ. Объяснялось это существовавшим в советские годы правилом — космонавтам «Золотые Звезды» Героев Советского Союза вручались только за первые два полета, а последующие космические путешествия отмечались только орденами Ленина. К этому моменту Николай Рукавишников уже был дважды Героем Советского Союза, и получалось, что его самый героический и уникальный полет высшим званием страны не мог быть отмечен.

После полетов

Проходил подготовку к советско-индийскому полёту, но из-за болезни в полёте не участвовал. За 3 рейса в космос налетал 9 суток 21 час 10 минут 35 секунд. После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия».

Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991 - 1999), a 20 марта 1999 года был избран почетным президентом ФК РФ.

Кроме того, в течение многих лет вел на радио программу «На космических орбитах».

Почетный гражданин городов: Калуга, Томск, Кяхта, Караганда, Аркалык, Джезказган (Казахстан), Сухэ-Батор (Монголия), Хьюстон (США).

Порядковый номер - 51 (23)

Классность:
Космонавт 3-го класса (1971.06.14),
Космонавт 1-го класса (1979.04.28).
Воинское звание:
Подполковник запаса.
Семейное положение: Мать - Михеева (Рукавишникова) Галина Ивановна, (1910 - 1982), инженер-проектировщик железных дорог.
Отчим - Михеев Михаил Григорьевич, (1898 - 1962), начальник проекта строительства железных дорог.
Жена - Рукавишникова (Павлова) Нина Васильевна, (1939 - 31.05.2000), старший механик НПО «Энергия».
Сын - Рукавишников Владимир Николаевич, (29.10.1965 - 08.01.2006).
Внучка - Рукавишникова Алёна Владимировна (25.09.1993).
19 октября 2002 г. на 71-м году жизни после длительной и тяжелой болезни Н. Н. Рукавишников скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище рядом с супругой и сыном.

Память

17 ноября 1978 года в Томске возле Белого озера установлен бюст Н. Н. Рукавишникова.
Перед Музеем истории Томска экспонируется автомобиль Н. Н. Рукавишникова.
В день космонавтики 2011 года в Томске был установлен памятник, который представляет собой спускаемую капсулу корабля. Капсула использовалась для предполетных тренировок Н. Рукавишникова.
Именем Николая Рукавишникова названы две улицы в Томске: первая появилась в коттеджном посёлке Апрель в 1994 году, а вторая запроектирована в 2009 году, в районе Иркутского тракта
. На Останкинском кладбище установлен монумент из бронзы в полный рост космонавта.

Награды

Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1971, 1974);
три ордена Ленина (1971, 1974, 1979);
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970);
медаль «Золотая Звезда» Героя МНР (1972);
орден Сухэ-Батора (МНР, 1972);
медаль «Золотая Звезда» Героя НРБ (1979);
орден Георгия Димитрова (НРБ, 1979);
золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР;
почётный диплом имени В. М. Комарова (ФАИ);
почётный гражданин Калуги, Томска, Кяхты (Россия), Караганды, Аркалыка, Джезказгана (Казахстан), Сухэ-Батора (Монголия), Хьюстона (США).

Добавить комментарий