Шпор Луи
- Подробности
- Категория: Композиторы
- Опубликовано: 30.03.2019 06:48
- Автор: Роман
- Просмотров: 2357
Шпор Луи
Родился: 5 апреля 1784
Умер: 22 октября 1859 (75 лет)
Биография
Луи Шпор — немецкий скрипач, композитор, дирижёр и педагог, один из первых представителей романтического стиля в музыке.
Шпор родился в семье врача, который был также музыкантом-любителем и старался дать сыну хорошее образование. Рано проявив музыкальные способности, Шпор в возрасте шести лет начал учиться теории музыки у органиста Хартунга, затем — на скрипке у известного музыканта Мокура. Достигнув достаточных успехов, Шпор обратил на себя внимание герцога Брауншвейгского, который в 1799 году назначил его придворным музыкантом. Последним учителем Шпора был скрипач Мангеймской школы Франц Экк (сын трубача Георга Экка, сотрудничавшего с Моцартом); Экк существенно повлиял на Шпора, полностью перестроив его исполнительскую технику, и взял его с собой в продолжительную гастрольно-учебную поездку, финальной точкой которой стал в 1802 г. Санкт-Петербург, где Шпор, в частности, был восхищён игрой Муцио Клементи и Джона Филда (от этой поездки остался подробный, красочный и наивный дневник 18-летнего музыканта, в дальнейшем обширными фрагментами включённый им в свои поздние воспоминания).
Затем Шпор начал гастролировать самостоятельно, везде имея большой успех. Первое своё концертное турне в качестве солиста Шпор предпринял в 1804. В 1812 музыкант отправился в Вену, где получил место капельмейстера местной оперы, а затем побывал в Италии, где составил конкуренцию самому Никколо Паганини.
В 1816 году состоялась премьера важнейшей оперы Шпора — «Фауст» по роману Фридриха Клингера. Осмыслив оперные открытия Моцарта («Дон Жуан»), Шпор одним из первых соединил в опере инфернальную и религиозную сферы, создал демонический образ, применил лейтмотивную технику и, в конечном счёте, открыл (наряду с другими композиторами) историю немецкой романтической оперы. Смелую оперу Шпора не удалось поставить в Вене, её премьера состоялась в Сословном театре Праги под управлением Карла Марии фон Вебера.
С 1817 года Шпор работал музыкальным руководителем Франкфуртского городского театра, в 1820 вместе со своей женой, арфисткой Дореттой Шпор (1778—1834) выступил в Лондоне. Два года спустя музыкант получает место придворного капельмейстера в Касселе, где и работает до самой смерти.
Творчество
Наследие Шпора-композитора включает в себя большое количество произведений в различных жанрах: ему принадлежат девять опер, оратории, симфонии, мессы, кантаты, камерные сочинения. Наибольшей популярностью пользуются 15 его концертов для скрипки с оркестром, а также четыре концерта для кларнета, посвящённые Иоганну Симону Хермштедту. Шпор считался также одним из лучших скрипачей своего времени, его исполнение отличалось большой технической виртуозностью и глубокой выразительностью.
Основные произведения
Оперы
Испытание (Die Prüfung, 1806)Альруна, королев сов (Alruna, die Eulenkönigin, 1808)
Поединок с возлюбленной (Der Zweikampf mit der Geliebten, 1811)
Фауст (1816; нов. редакция 1852)
Земира и Азор (1819)
Йессонда (Jessonda, 1823)
Горный дух (Der Berggeist, 1825)
Пьетро из Альбано (1827)
Алхимик (Der Alchimist, 1830)
Крестоносцы (Die Kreuzfahrer, 1845)
Произведения для голосов, хора и оркестра
Оратории
Страшный суд (Das jüngste Gericht, 1812)Последние деяния (Die letzen Dinge, 1826)
Последние часы Спасителя (Des Heilands letze Stunden, 1835)
Падение Вавилона (Des Fall Babylons, 1842)
Отче наш (Vater unser) — месса на слова Ф. Г. Клопштока
Освобождённая Германия (Das befreite Deutschland) — сценическая кантата (1814)
Для оркестра
10 симфоний, из которых:4-я — Святость звуков (Die Weihe der Töne, 1832)
6-я — Историческая (Historische, 1839)
7-я — Земное и божественное в жизни человека (Irdisches und Göttliches im Menschenleben, для 2-х оркестров, 1841)
9-я — Времена года (Die Jahreszeiten, 1850)
3 увертюры, в том числе, увертюра к трагедии «Макбет» Шекспира
Концерты для инструментов
18 концертов для скрипки, включая три неопубликованных при жизни композитора (1799-1844)4 концерта для кларнета (1808-44)
Концерт для струнного квартета и оркестра (1845)
Концерт для арфы и оркестра
Камерно-инструментальные ансамбли
3 сонаты для скрипки и фортепиано15 дуэтов для 2-х скрипок
5 фортепианных трио (1841-47)
36 струнных квартетов
4 двойных квартета (1823-47)
3 фортепьянных квинтета (1820, 1845, 1853)
7 струнных квинтетов
Фортепьянный секстет (1848)
Струнный секстет (1848)
Септет (для флейты, кларнета, валторны, фагота, скрипки, виолончели и фортепиано)
Октет (для скрипки, 2 альтов, виолончели, кларнета 2 валторн и контрабаса)
Нонет (для скрипки, альта, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота и контрабаса, 1813)
Пьесы для фортепиано, 2 фантазии для арфы
Для хора — кантаты, псалмы, хоры.
Для голоса с фортепиано — около 100 песен, в том числе песни на тексты И. В. Гёте: Гретхен за прялкой (Gretchen am Spinnrade, 1809), Миньона (1815) и др.