Литовченко Александр Дмитриевич


Литовченко Александр Дмитриевич
Родился: 14 (26) марта 1835
Умер: 16 (28) июня 1890 (55 лет)


Биография


Александр Дмитриевич Литовченко — российский исторический и религиозный живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Литовченко, Александр Дмитриевич, родился в Кременчуге в 1835 году, в бедной мещанской семье.

«По собственным рассказам Александра Дмитриевича, неохотно, впрочем, обращавшегося к своему раннему детству, он почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками. Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук»

.

В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 годах он получил две малые и две большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 году за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль. Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.

Знаменитое 9 ноября 1863 года застало Литовченко ещё в Академии; он присоединился к двенадцати конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на большую золотую медаль, и, вместе с остальными, покинул Академию, получив от неё диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа». По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок», имевших столь серьёзное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 года свои произведения.

В 1868 году за картину «Сокольничий» он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение четырёх лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»; однако представленная в 1874 году в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко. Скончался Литовченко 16 июня 1890 года.

«Литовченко не внес в русскую школу живописи ничего нового ни в смысле направления, ни в смысле художественных приемов. Рисунок его был правилен и даже несколько академичен, колорит приятен, манера, что называется, сочная, композиция суха и неразнообразна. Но, не оставив в русской живописи крупного следа после себя, Литовченко, тем не менее, не будете забыт, благодаря именно той роли, которую он играл при основании товарищества передвижных выставок. За последние тридцать лет это основание товарищества является самым выдающимся событием истории живописи в России. Товарищество несомненно оживило русскую школу, открыло новые пути и, не придавая товариществу того исключительного значения, которое ему придает г-н Стасов, можно, однако же, сказать, что товарищество было полезным учреждением не только для своих членов, но и вообще для русской живописи. Литовченко служил этому делу искренно и горячо; хотя из его протеста, в смысле личной художественной деятельности, не вышло ничего, — он был, как основатель (sic) товарищества, одним из «главных пионеров русского искусства»

— «Всемирная Иллюстрация», 1890 год.
Как человек, Литовченко гораздо интереснее; Пётр Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризует его:

Он представлялся мне простым, наивным русским человеком, несколько способным к похвальбе и преувеличенью (как и все истинно русские люди), но чрезвычайно добродушным и симпатичным. Особенно приятно поражала меня в Литовченке его любознательность, его желание узнать, как можно больше об излюбленной русской старине, его жадность в собирании и накоплении о ней сведений и всякого рода материалов. Чуть бывало увидит новые фотографии, новые книги по археологии, сейчас ухватится за них, попросит дать ему на время — и все выспрашивает меня, и извлекает из-под спуда неизвестное ему и страстно любимое

.

Известные произведения

Известны следующие его произведения: «Олимпийские игры» (Академическая выставка 1860 года), «Царь Петр и царевич Иоанн, показываемые их матерью стрельцам» (Академическая выставка 1862 года), «Тамара», за эту картину была объявлена художнику благодарность академического совета (Академическая выставка 1863 года). В 1862—1863 годах Литовченко также написал «Лобзание Иуды» и «Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея», доставившие ему третью и вторую денежные премии, «Сокольничий» (с этой картины имеется офорт художника; Академическая выставка 1868 года), портреты господина Зеленова и госпожи N (Академическая выставка 1869 года), портрет М. В. Дурново (Академическая выставка 1874 года), «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею» (акварельный эскиз к этой картине в собрании С. С. Боткина; Академическая выставка 1875 года; ныне в музее Императора Александра III (Государственный Русский музей);

портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878 года), «Офелия» и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878 года), портрет г. Малакен, «Ставка проиграна» и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880 года), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881 года), «Боярыня Морозова» (XIII Передвижная выставка 1885 года), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (XIV Передвижная выставка 1886; ныне в Третьяковской галерее), «Боярыня» (XVIII Передвижная выставка 1890 года), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича», 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892 года), рисунки карандашом «Дамский портрет» и «Голова рыцаря» (вместе с «Сокольничьим» на Всемирной выставке в Париже 1867 года), два портрета (вместе с «Грозным» на Всемирной выставке в Париже 1878 года), «Христос в Гефсиманском саду» (вместе с «Сокольничьим» и «Грозным» на Всероссийской выставке в Москве 1882 года), образа в храме Святого Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасителя в Москве, рисунки — «Рождество Христово», «Два этюда на одном листе» и «Поездка патриарха зимой» и портрет маслом В. Г. Шварц (все в Третьяковской галерее) и громадная коллекция его произведений в превосходном собрании Е. Г. Шварца.

При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).

Современные выставки

2009 — в Государственной Третьяковской галерее состоялась выставка отреставрированной картины А. Д. Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». Много десятилетий большое полотно (225х183,8 см) не покидало запасников Третьяковской галереи.

2009 — Выставка «Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х годов», Хельсинки, Музей изобразительных искусств.
Добавить комментарий