Кабаков Илья Иосифович


Кабаков Илья Иосифович
Родился: 30 сентября 1933



Биография


Илья Иосифович Кабаков — советский и американский художник, представитель московского концептуализма.

Стал всемирно известным в позднесоветский и постсоветский периоды благодаря инсталляциям, в которых он исследовал чувство отчужденности и скуки, так характерное для советской повседневности.

В последнее время работает в соавторстве со своей племянницей (впоследствии женой) Эмилией. В 2008 году вместе с супругой удостоен художественной премии императора Японии.

Работы Кабакова «Жук» ($5,8 млн, 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства (обе — аукцион Phillips de Pury, Лондон).

Родился 30 сентября 1933 в Днепропетровске в семье слесаря Иосифа Бенционовича Кабакова и бухгалтера Беллы Юделевны Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которой тоже были эвакуированы в Самарканд. Оттуда Кабакова в 1945 году перевели в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Её он закончил в 1951 году и тогда же поступил на отделение графики в Суриковский институт (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова), где занимался в мастерской книги у профессора Б. А. Дехтерева. Окончил институт в 1957 году.

С 1956 года Илья Кабаков начал иллюстрировать книги для издательства «Детгиз» (с 1963 года — «Детская литература») и для журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Со второй половины 1950-х стал заниматься живописью «для себя».

В 1960-х был активным участником диссидентских художественных экспозиций в Советском Союзе и за границей. Однако позже отказывался считать себя художником-диссидентом. Во время поездки в США в конце 1980-х годов во время интервью для англоязычного сборника «Soviet Dissident Artists» Кабаков ответил: «Я не был диссидентом. Я ни с кем и ни с чем не сражался. Этот термин ко мне неприменим.»

В конце 1967 года Кабаков вместе с Юло Соостером построил ставшую впоследствии знаменитой мастерскую на чердаке бывшего доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре. В 1968 году он вместе с Олегом Васильевым, Эриком Булатовым и другими нонконформистами участвовал в выставках в кафе «Синяя птица». Некоторые работы художника уже в 1965 году попали на выставку «Альтернативная действительность II» (Аквила, Италия), а с начала 1970-х их включали в устраивавшиеся на Западе экспозиции советского неофициального искусства в Кельне, Лондоне, Венеции и др. С 1970 по 1976 годы Кабаков нарисовал 55 альбомов для серии «Десять персонажей».

В 1973 году чешский искусствовед Индржих Халупецкий в своей статье в журнале Výtvarné umění назвал содружество авангардных московских художников, имевших мастерские в достаточно большом районе от Маросейки до Б. Дмитровки и до Уланского переулка "школой «Сретенского бульвара»". К ней Халупецкий отнес друзей Эрика Булатова, Илью Кабакова, Виктора Пивоварова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского. Название «Сретенский бульвар» понравилось искусствоведам для обозначения этой группы ведущих московских художников 1970х-1980х годов, однако как таковой "группы «Сретенский бульвар»" никогда не существовало.

В середине 1970-х Кабаков сделал концептуальный триптих из трех белых щитов и приступил к циклу «альб» — листов с надписями на «коммунальные» темы, а с 1978-го разрабатывал ироническую «жэковскую серию».

В 1980-е годы он стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на инсталляциях, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир. В 1982 году Кабаков придумал одну из своих самых знаменитых инсталляций — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году. Впоследствии такие масштабные проекты он стал называть «тотальными инсталляциями». В 1987 году получил первый зарубежный грант — от австрийского объединения Grazer Kunstverein — и построил в Граце в фойе Оперного театра инсталляцию «Перед ужином». Год спустя он устроил первую «тотальную инсталляцию» из проекта «Десять персонажей» в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана и получил стипендию французского министерства культуры. В 1989 году Кабакову дали стипендию в фонде DAAD (Германская служба академических обменов) и он переехал в Берлин. С этого времени он постоянно работал за пределами сначала СССР, а потом России.

С начала 1990-х годов у Кабакова прошли десятки выставок в Европе и Америке, в том числе в таких крупных музеях, как парижский Центр Помпиду, норвежский Национальный центр современного искусства, нью-йоркский музей современного искусства, кельнский Кунстхалле, а также на Венецианской биеннале и на выставке Documenta в Касселе. 1990-е годы стали временем признания художника: в это десятилетие он получил награды от датского, немецкого и швейцарского музеев, титул кавалера Ордена искусств и литературы от французского министерства культуры.

В 2000-е годы художник стал активно выставляться в России. Так, осенью 2003 года Московский дом фотографии показал проект «Илья Кабаков. Фото и видео документация жизни и творчества».

В начале 2004 года Третьяковская галерея устроила программную выставку «Илья Кабаков. Десять персонажей». В июне 2004 года в Эрмитаже в здании Главного штаба открылась выставка Ильи Кабакова и его жены Эмилии (они женаты с 1989 года) «Случай в музее и другие инсталляции», которая «знаменовала их возвращение на родину». Тогда же художники подарили музею две инсталляции, которые, по словам Михаила Пиотровского, положили начало эрмитажному собранию новейшего искусства. В декабре все того же 2004 года московская галерея «Стелла Арт» показала девять инсталляций Кабакова, сделанных в 1994—2004 годах.

Когда в 2006 году в нью-йоркский музей Гуггенхайма отправилась программная выставка «Russia!», в неё была включена инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос». Присутствие этой работы в одном пространстве с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Брюллова, Репина и Малевича окончательно закрепило за Кабаковым статус одного из самых важных советских и российских художников послевоенного поколения.

Летом 2007 года на лондонских торгах дома Phillips de Pury & Company картина Кабакова «Номер люкс» была куплена за 2 миллиона фунтов стерлингов (около 4 миллионов долларов). Так он стал самым дорогим русским художником второй половины XX века.

В феврале 2008 года работа Кабакова «Жук» (1982) ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,93 миллиона фунтов стерлингов (5,84 миллиона долларов). В апреле того же года альбом «Полетевший Комаров» был продан на нью-йоркских торгах Sotheby’s за 445 тысяч долларов. Осенью 2008 года в Москве была показана самая большая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Экспозиция демонстрировалась сразу на трех площадках: ГМИИ имени Пушкина, центр современного искусства «Винзавод» и центр современного искусства «Гараж».

Долгое время работал иллюстратором детских книг и журналов. Ввёл в художественный обиход понятие «тотальная инсталляция».

Живёт и работает в Нью-Йорке (на Лонг-Айленде) с 1988 года. С 1989 года работает в соавторстве со своей женой (и племянницей) Эмилией Кабаковой (урожд. Леках, род. 1945)..

В 2010 году подписал открытое письмо президенту России в защиту Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова.
В августе 2018 года Илья и Эмилия Кабаковы передали свою мастерскую в дар Третьяковской галерее.
15 февраля 2019 года Третьяковская галерея анонсировала открытие музея художника Кабакова .
Зарубежный почётный член Российской академии художеств

Семья

Первая жена — Ирина Рубанова (род. 1933), филолог, полонист, научный сотрудник Института истории искусств (ныне — Государственный институт искусствознания). От этого брака у Кабакова есть дочь Галина, антрополог, доцент кафедры славистики Университета Париж-IV (Сорбонна).

Вторая жена — Виктория Мочалова (род. 1945), филолог, полонист, руководитель Центра славяно-иудаики в Институте славяноведения РАН; первым браком замужем за писателем Б. М. Носиком. Воспитывал пасынка Антона Носика.

Третья жена (1989) — Эмилия Кабакова (урождённая Леках; род. 1945, Днепропетровск). С 1988 года художник с супругой живут в Нью-Йорке.

Награды и премии

2002 — премия Оскара Кокошки.
2008 — Императорская премия Японии, присуждена Илье и Эмилии Кабаковым в номинации скульптура.
2008 — Орден Дружбы (29 октября 2008 года, Россия) — за большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию русской культуры за рубежом.

Работы находятся в собраниях

Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный центр современного искусства, Москва;
Музей АРТ4, Москва.
Собрание Игоря Маркина
Музей современного искусства, Нью Йорк
Коллекция Колодзей русского и восточноевропейского искусства, Kolodzei Art Foundation, США

Персональные выставки

2017 — «В будущее возьмут не всех. Ретроспектива». Тейт Модерн — Государственный Эрмитаж — Третьяковская галерея, Лондон — Санкт-Петербург — Москва

2012 — «Памятник исчезнувшей цивилизации». Галерея «Red October», Москва.
2004 — «Случай в музее» и другие инсталляции. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
1995 — «Без воды», постоянная экспозиция, Австрийский музей прикладных искусств (Austrian Museum of Applied Art), Вена, Австрия
1995 — «Случай в музее или музыка воды», Центр современного искусства в Calouste Gulbenkian, Лиссабон, Португалия
1995 — «Кабаков: Море голосов», постоянная экспозиция, Kunstmuseum Basel, Швейцария
1995 — «Школьная библиотека», Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия
1995 — «Change of Scene VIII», Museum for Moderne Kunst, Франкфурт, Германия
1995 — «Crest Ici que Nous Vivons», Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция
1995 — «The Man Who Flew into Space from His Apartment», Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция
1995 — «Человек, который никогда ничего не выбрасывал», постоянная экспозиция, Национальный музей современного искусства, Осло, Норвегия
1994 — «Kabakov: Операционная (Мать и Сын)», Национальный музей современного искусства, Осло, Норвегия
1994 — «Река золотого андеграунда, Лодка моей жизни, Альбом моей матери», Centre National DrArt Contemporain, Гренобль, Франция
1994 — «Ilya Kabakov: Операционная (Мать и сын)», Музей современного искусства, Хельсинки, Финляндия
1993 — «Московский концептуальный цикл», Kunsthalle, Гамбург, Германия
1993 — «Случай в музее или музыка воды», муз. Владимира Тарасова, Музей современного искусства, Чикаго, США
1993 — «Красный павильон», музыка Владимира Тарасова, Венецианская биеннале, Италия
1993 — «Большой архив», Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия
1992 — «Нерукотворная живопись», Ludwig Museum, Кельн, Германия
1992 — «Иллюстрация как способ выживания», выставка памяти Юло Соостера, Koninklijke Academie voor Schone Kunsten, Бельгия
1992 — «Жизнь в полете», Kolnicher Kunstverein, Кельн, Германия
1991 — «Три выставки десяти характеров», The Power Plant, Торонто, Канада
1991 — «Корабль», Neue Galerie музея Людвига, Аахен, Германия
1991 — «Семь выставок одной картины», Kasseler Kunstverein, Кассель, Германия
1991 — Избранные работы из «Десяти образов», Музей Хиршхорна и Сад скульптур, Вашингтон, США
1989 — «Белизна покрывает собой все», De Appel, Амстердам, Голландия
1989 — «Коммунальная квартира — Корабль», Kunsthalle, Цюрих, Швейцария

1989 — «Новостройка (Бесталанный художник и другие образы — инсталляция)», совместно с Е. Булатовым, Институт современного искусства, Лондон, Англия

1988 — «Перед ужином», Kunstverein, Грац, Австрия; совместно с Е. Булатовым, Kunstverein, Бонн, Германия
1987 — «60-е — 70-е» совместно с И. Чуйковым, Музей современного искусства, Базель, Швейцария

Групповые выставки (выборочно)

2019 — «Russia. Timeless», Центр современного искусства DOX, Прага, Чешская республика
1994 — «Виртуальная реальность», Мельбурнская бьеннале, Австралия

1994 — «Лицо долой: портрет в сегодняшнем искусстве. Коллекционер», передвижная выставка в трех местах: Институт современного искусства, университет штата Пенсильвания, США; Художественный музей Джозайлин, Омаха, США; Картинная галерея Везерспун, Гринсборо, США

1994 — «Европа-Европа (Человек, который никогда ничего не выбрасывал — выставка)», Kunst- und Ausstellunghalle der Bundesrepublik Deutschland, Бонн, Германия; Топонимии Восемь идей пространства, Fundaciyn la Caixa, Мадрид, Испания

1993 — «Kunst im Verborgenen. Скрытое искусство: нонконформисты в России, 1957—1995», передвижная выставка в трех местах: Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен, Германия; Lindenau Museum, Альтенбург, Германия; Documenta-Halle, Кассель, Германия

1993 — «Российско-еврейские художники в столетие перемен, 1890—1990», передвижная выставка в двух местах: Еврейский музей, Нью-Йорк, США; Художественный музей Элвейем, Университет штата Висконсин, Мэдисон, США

1993 — «Конец музея», La Fundaciy Antoni Tapies, Барселона, Испания; Africus: Бьеннале в Йоханнесбурге, ЮАР
1992 — «Параллельные виды: современные художники и искусство аутсайдеров», Художественный музей округа Лос Анджелес, США;
1992 — «Туалет», Documenta n.9 de Kassel, Германия

1992 — «Синее блюдо», Expo '92, Севилья, Испания; Семь художников из России («На коммунальной кухне» — инсталляция), Groninger Museum, Гронинген, Голландия

1991 — «Widerstand — Denkbilder fur die Zukunft» («Альбом моей матери II Лабиринт» — выставка), Haus der Kunst, Мюнхен, Германия
1991 — «Выбор Сталина: советский социалистический реализм, 1932—1956», Институт искусства и городских ресурсов в P.S.l, Нью-Йорк, США
1991 — «От Малевича до Кабакова» («Перед ужином, Красный павильон» — инсталляции), Kunsthalle, Кельн, Германия

1991 — «Язык искусства», передвижная выставка в двух местах: Kunsthalle Wien, Вена, Австрия; Frankfurter Kunstverein, Германия; et tous ils changent le monde («Аварийный выход» — выставка), Biennale d’Art Contemporain, Лион, Франция;

1991 — Rendez Vous («Незаконченная выставка» — выставка), Музей современного искусства Луизиана, Химлебек, Дания.
1990 — «Wanderlieder» («Перед ужином» — выставка), Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия.
1990 — «Дислокации» («Мост» — выставка), Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
1990 — «Kunst, Europa: Sowjetunion» («Лети на крыльях» — выставка), Kunstverein, Ганновер, Германия.
1990 — «Слова без мыслей никогда не попадут на небеса», Центральный музей, Утрехт, Голландия.
1990 — «Советское искусство 1990-х гг.» («Красный фургон» — выставка с музыкальным сопровождением В. Тарасова), Kunsthalle, Дюссельдорф, Германия.
1990 — «Почему красный фургон не приехал в Израиль» — выставка, Музей Израиля, Иерусалим, Израиль.
1990 — «Риторический образ» («Медицинская ширма» — выставка), Новый музей, Нью-Йорк, США.
1990 — «В СССР и за его пределами» («Канат жизни» — и другие выставки), Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия.
1990 — «Бумеранг, готовый к употреблению: некоторые взаимосвязи в искусстве XX века» 8-я сиднейская бьеннале, Австралия.
1990 — «Советское искусство» («Подземная золотая река» — выставка), Museu d’Arte Contemporanea, Прато, Италия.
1989 — Magiciens de La Terre («Человек, который улетел в космос» — высавка), Musee National d’Art Moderne, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.
1988 — «Перед ужином» выставка, Biennale di Venezia, Италия.
1985 — «Русское искусство», Музей Бохума, Германия.
1981 — «Двадцать пять лет советского неофициального искусства», 1956—1981, Музей советского неофициального искусства CASE, Джерси Сити, США.
1979 — «Новое искусство из Советского Союза: выставка нонконформистского искусства 1960-х и 1970-х годов», Колледж Св. Мэри, Вашингтон, США.
1977 — «Новое советское искусство, неофициальная перспектива», Венецианское биеннале, Италия.
1977 — «Неофициальная русская живопись», Институт современного искусства, Лондон, Англия.
1970 — «Сегодняшний русский авангард из Москвы», Галерея Гмужирска, Кельн, Германия.
Добавить комментарий