Брюллов Александр Павлович


Брюллов Александр Павлович
Родился: 29 ноября (10 декабря) 1798
Умер: 9 (21) января 1877 (78 лет)


Биография


Александр Павлович Брюллов — русский художник и архитектор, академик и заслуженный профессор архитектуры Императорской Академии художеств. Тайный советник (1864). Старший брат Карла Брюллова.

Ранние годы

Александр Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло.

Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт. В 1821 поступил на государственную службу. В 1822 году за счёт Общества поощрения художников братья Брюлловы были отправлены на 6 лет за границу.

Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года прибыли в Рим. С особенной любовью А. П. Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с Александром Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпеи, где составил проект реставрации терм.

К 1826 году им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 году. Следующий за тем год Брюллов провёл в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Шартр и другие города, а также в Англию. В 1829 году вернулся в Санкт-Петербург.

«Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.

Архитектор

Как архитектор Брюллов составил себе имя проектами зданий, строившихся в Петербурге и его окрестностях. В их числе сооружённая по высочайшему повелению обсерватория на Пулковской горе, которая строилась им одновременно со зданием штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, в Санкт-Петербурге.

Свой талант архитектора Брюллов впервые выказал в воссоздании жилых помещений Зимнего дворца после пожара 1837 года и в постройке здесь Экзерциргауза. Большой успех имела помпейская орнаментация, по имени которой получила название соответствующая дворцовая галерея.

Вскоре Брюллову поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с продолжением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, в 1831 году Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге, готическую церковь для графини Полье в Парголово, дом графини Самойловой в Славянке.

В 1832 году составил проект лютеранской церкви Св. Петра и Павла на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице, в классическом стиле, после чего ему и поручена была постройка Пулковской обсерватории.

В 1845—1850-х годах он продолжил работы над Мраморным дворцом, на этот раз ему была поручена перестройка «Служебного дома». Нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем. Для украшения здания по фасаду, над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был размещён семидесятиметровый рельеф «Лошадь на службе человека».

Его выполнил Пётр Клодт по графическому эскизу архитектора. Тимпаны боковых фронтонов также были выполнены Клодтом и изображали тритонов, трубящих в раковины.

По эскизу работы архитектора Брюллова и инженера Павла де Витте в 1835 году был создан лафет с орнаментом для Царь-пушки в московском Кремле.

Брюллов составлял проекты и для зданий, строившихся в провинции. В 1835—1839 году по проекту Александра Павловича в Тобольске был воздвигнут памятный обелиск в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума, а в 1842 году по его проекту сооружён караван-сарай в Оренбурге, состоящий из мечети с минаретом и окружающего их здания для гражданских учреждений.

Портретист

Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Во время пребывания в Неаполе он написал портреты тамошнего королевского семейства, а для императрицы Марии Фёдоровны — рисунок амфитеатра Флавия.

В 1831-1832 году написал акварельный портрет жены Пушкина Н. Н. Гончаровой.

В Париже в 1837 году на вечере у княгини Голицыной им был исполнен наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевёл на камень.

В 1830 году в Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, ещё через год написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.

С 1845 года Александр Павлович Брюллов занимал дом на Кадетской линии, 21, впоследствии принадлежавший его зятю графу П. Ю. Сюзору. В 1872 году вышел в отставку с государственной службы. Умер 9 (21) января 1877 года в своём особняке. Похоронен в Павловске на городском кладбище. Его могила признана памятником архитектуры федерального значения.

Семья

В 1831 году Александр Павлович Брюллов женился на баронессе Александре Александровне фон Раль (1810—1885), младшей дочери придворного банкира барона Александра Александровича фон Раля (1756—1833) от брака с Елизаветой Александровной Мольво (1768—1843), как и все дочери барона, получившей хорошее домашнее воспитание. Ближайшими свойственниками Брюллова стали писатель О. И. Сенковский и генерал Ф. Ф. Шуберт, женатые на старших дочерях барона Раля — Адели и Софье, соответственно.

Брюллов прожил в удачном браке с женой 46 лет. В доме супругов в Петербурге, а в летние месяцы на даче в Павловске, бывали К. Брюллов, М. Глинка, Нестор Кукольник, Н. Гоголь. Сама Александра Александровна была талантливым музыкантом, и в их гостиной устраивались музыкальные вечера.

С большой теплотой вспоминал о семье Брюлловых художник Фёдор Иордан:

«Много приятных дней и вечеров провел я в этом семействе. Его гостеприимство было, можно сказать, образцовое. Бывало, сядем в 5 часов за стол в прекрасно устроенной в саду столовой и просидим до 11 часов ночи. Время проходило незаметно среди весёлых и шумных разговоров. Не менее приятно проводил я у них время в городе.»

В семье Брюллова родилось девять детей; трое старших сыновей и дочь умерли малолетними.
Владимир (1832—1835)
Николай (1836—1840)
Александр (1838—1849)

Павел (1840—1914) — кандидат математических наук, классный художник 3-й степени по архитектуре, живописец, акварелист, гравер, действительный член Академии художеств, знание пяти иностранных языков позволило ему профессионально заниматься переводами.

Владимир (1844—1919) — делопроизводитель и управляющий делами Русского музея.
Александра (1848—1849)
Софья (1848—1901) — жена архитектора Павла Юльевича Сюзора (1844—1919).
Юлия (1850—1878) — в браке Спиц
Анна (1852—1920) — жена архитектора П. Н. Волкова (1842—1922).
Добавить комментарий