Орлова Любовь Петровна


Орлова Любовь Петровна
Родилась: 11 февраля 1902
Умерла: 26 января 1975 (72 года)


Биография


Любовь Петровна Орлова — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Народная артистка СССР (1950).

Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в подмосковном Звенигороде (ныне Московская область) в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938), потомственный дворянин, служил в военном ведомстве и имел высокие царские награды. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) (отец Сухотин, Николай Николаевич, начальник Николаевской Академии Генерального штаба, член Государственного совета, генерал от кавалерии), происходила из старинного дворянского рода, состоящего в родстве с семейством графа Л. Н. Толстого. В доме Орловых хранилась книга «Кавказский пленник», подписанная лично писателем и подаренная маленькой Любови Орловой как родственнице.

Родители хотели, чтобы дочь научилась актёрскому мастерству, так как Любовь была талантливой девочкой с самого рождения. В домашнем спектакле Любови Орловой досталась роль репки. В гостях у семьи Орловых часто бывал Фёдор Шаляпин, когда он увидел домашний спектакль с участием Орловой, он подошёл к Любови и сказал, что её ожидает грандиозная актёрская слава в будущем, и посоветовал родителям актрисы записать свою дочь в театральную студию. Но родители, признавая её музыкальный талант, не только и не столько не хотели, чтобы знатная дворянка стала актрисой, но и не верили в её будущее на сцене из-за того, что она была инвалидом с детства — человеком с ограниченными возможностями здоровья из-за болезни Меньера, и мечтали только, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу.

В 1919—1922 годах Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К. А. Киппа. Из-за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена. С 1922 года по 1925 год Любовь учится на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно берёт уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. С 1920 года по 1926 год работает преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион» (позднее — кинотеатр повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступает с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».

В 1926 году вышла замуж за Андрея Гаспаровича Берзина, заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). На этом посту Андрей Гаспарович занимался организацией и руководством финансированием всей системы землеустройства. Также на него было возложено руководство работой Наркомзема по производственному кредитованию сельского хозяйства через систему кредитов. Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе, хотя Берзин содержал её и всех родственников Орловой.

После окончания Московского театрального техникума, с 1926 года по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра (первоначально — Музыкальной студии при МХАТе) под руководством В. И. Немировича-Данченко.

В 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан, где он работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме». В 1938 году повторно арестован и заключён в ГУЛАГ. В ссылке Андрей Гаспарович пробыл до окончания войны, после чего вернулся в Москву. Умер в 1951 году от рака, в Латвии, где он жил у родственников. О судьбе Берзина после его ареста Орлова ничего не знала, и, уже будучи женой Григория Александрова, просила Сталина узнать о судьбе своего бывшего мужа и помочь ему.

Как артистка хора и кордебалета, Орлова была занята, в основном, в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим бросался в глаза. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой.

В 1933 году состоялась встреча Любови Орловой с молодым начинающим режиссёром Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе. Она стала его женой, он снимал её в своих фильмах.

В один из весенних дней 1933 года художник Пётр Вильямс посоветовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день он познакомился с Любовью. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у Александрова после этого не осталось. Но он заставил её делать пластические операции, чтобы лицом и фигурой она была ещё больше похожа на Марлен Дитрих.

Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Любови Орловой. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Типаж Орловой — человек нового времени, энергичный, оптимистический, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

В то же время, как отмечал известный театровед и критик Виталий Вульф, «…Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в „Веселых ребятах“ у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в „Голубом ангеле“. В „Цирке“ Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке.»

Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью.

Орлова тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой, использовала все доступные медицинские средства продления молодости кожи и тела. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью.

В 1934—1945 годах — актриса на киностудии «Мосфильм». В 1945—1949 годах — актриса Государственной студии киноактера, параллельно певица «Гастрольбюро». Во время Великой Отечественной войны Орлова выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. В 1949—1955 годах — актриса Театра-студии киноактера (ныне Государственный театр киноактёра).

С 1955 года — актриса Академического театра имени Моссовета. Член Союза кинематографистов СССР.
В 1974 году снят последний фильм с участием Орловой «Скворец и Лира».
Любовь Петровна Орлова скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Творчество

Роли в кино

1933 — Любовь Алёны — миссис Эллен Гетвуд, жена американского инженера
1934 — Петербургская ночь — Грушенька
1934 — Весёлые ребята — Анюта
1936 — Цирк — Марион Диксон
1937 — Наш цирк (короткометражный) — Марион Диксон
1938 — Волга, Волга — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»)
1939 — Ошибка инженера Кочина — Ксения Лебедева, сотрудница авиационного института
1940 — Светлый путь — Таня Морозова («Золушка»)
1941 — Боевой киносборник № 4 — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»), ведущая сборника
1941 — Дело Артамоновых — танцовщица Паула Менотти
1943 — Одна семья (не вышел на экраны, в 1990-х гг. демонстрировался по телевидению) — Катя
1943 — Каспийцы (документальный)
1947 — Весна — актриса Вера Шатрова / учёный Ирина Никитина
1949 — Встреча на Эльбе — Джанет Шервуд, журналистка
1950 — Мусоргский — Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки
1952 — Композитор Глинка — Людмила Ивановна, сестра композитора
1960 — Русский сувенир — Варвара Комарова (мисс Барбара)
1974 — Скворец и Лира — Людмила Грекова («Лира»)

Роли в театре

«Перикола» — Перикола
«Дочь мадам Анго» — Герсилья
«Корневильские колокола» Р. Планкета — Серполетта
1927 — «Соломенная шляпка» Эжена Лабиша и Марк-Мишеля. Режиссёр: Леонид Баратов — Жоржета (Музыкальный театр им. Немировича-Данченко)
«Русский вопрос» — Джесси
«Сомов и другие» — Лидия
«Нора» — Нора
1955 — «Лиззи Мак-Кей», по пьесе Ж.-П.Сартра «Добродетельная шлюха». Режиссёр: Ирина Анисимова-Вульф — Лиззи
1963 — «Милый лжец» — Патрик Кэмпбэлл
1972 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика. Режиссёр: Леонид Варпаховский — Этель Сэвидж (ввод)

Награды и премии

Заслуженная артистка РСФСР (1935)
Народная артистка РСФСР (1947)
Народная артистка СССР (1950)
Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в фильме «Волга, Волга» (1938)
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме «Встреча на Эльбе» (1949)
Орден Ленина (1939)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, ?)
Юбилейный значок «XX лет советской кинематографии» (1940)
Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

VIII Международный кинофестиваль в Венеции (1947, специальный приз фестиваля за лучшую женскую роль (в фильме «Весна») (разделила с Ингрид Бергман).

IV Международный кинофестиваль в Марианске-Лазне (1949, премия Мира за фильм «Встреча на Эльбе»)
Почётная грамота Советского комитета защиты мира (1960).

Личная жизнь

С 1926 года по 1930 год — брак с Андреем Гаспаровичем Берзиным (1893—1951), заместителем начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. В 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой крестьянской партии и в 1931 году был сослан в Казахстан, где он работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме».

С 1932 года по 1933 год — гражданский брак с Францем, австрийским импресарио.
С 1933 года по 1975 год — брак с кинорежиссёром Григорием Васильевичем Александровым (1903—1983).
Детей не было.

Память

В Звенигороде, на родине артистки открыт Культурный центр имени Любови Орловой, около которого установлен памятник.
На доме, где в 1966—1975 годы жила Любовь Орлова (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова».
В её честь в 1985 году назван кратер Орлова на Венере.

В 1989 году композитор и певец Игорь Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название — «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти Любови Орловой. Авторы слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.

В 2001 году в честь Л. Орловой была выпущена почтовая марка России.

10 сентября 2016 года в Звенигороде, на родине актрисы был торжественно открыт первый памятник (не считая мемориальных досок и надгробия) народной артистке СССР Любови Орловой. Проект памятника был определён народным голосованием из трех предложенных вариантов, а создан памятник был на народные средства звенигородцев, собранные благотворительным Фондом «Наша Любовь». Открытие памятника состоялось в Год российского кино.

Добавить комментарий