Милляр Георгий Францевич
- Подробности
- Категория: Актёры
- Опубликовано: 23.10.2017 16:54
- Автор: Роман
- Просмотров: 1805
Милляр Георгий Францевич
Родился: 25 октября (7 ноября) 1903
Умер: 4 июня 1993 (89 лет)
Биография
Георгий Францевич Милляр — советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Широко прославился в СССР благодаря образу Бабы-Яги и нескольких других отрицательных персонажей в фильмах-сказках режиссёра Александра Роу. Всего актёр принял участие в шестнадцати фильмах Роу и исполнил там тридцать ролей. Вне сказок снимался в основном в эпизодических или второстепенных ролях, также работал в области дублирования и озвучивания мультфильмов.
Детство и юность
Георгий де Мильё родился 25 октября (7 ноября) 1903 года в Москве. Впоследствии Георгий жалел, что его дата рождения пришлась на День Великой Октябрьской социалистической революции, и говорил, что предпочёл бы появиться на свет в День взятия Бастилии (14 июля). Его отцом был Франц де Мильё, французский инженер-мостостроитель, уроженец Марселя, приехавший в Россию на работу, матерью была дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Алексеевна Журавлёва. Отец Георгия умер в 1906 году в Ялте, когда сыну не исполнилось и трёх лет. Тем не менее, детство мальчика проходило в роскоши. Он воспитывался гувернантками-француженками, изучал языки, музыку, много читал.
Ещё до начала Первой мировой войны вдова де Мильё переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в стране волнений. После революции 1917 года семья осталась без родных и без денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где Миллярам отвели лишь одну комнату. Впоследствии Георгий сменил фамилию, чтобы не афишировать своё аристократическое происхождение. Знание иностранных языков он всю жизнь не указывал в анкетах, хотя свободно владел французским и немецким.
Георгий с детства увлекался искусством, слушал Шаляпина, Нежданову, Собинова. Любовь к театру ему привила его тётка, театральная актриса. Ещё в семь лет будущий актёр впервые попробовал нанести грим, попытавшись перевоплотиться в Мефистофеля из «Фауста», однако был разочарован, когда вызвал у родственников смех, а не испуг.
Карьера в театре
По окончании обучения в школе Георгий устроился работать в геленджикский театр бутафором, но, мечтая о сцене, учил все роли. Дебют актёра состоялся в спектакле «Золушка». Актриса, игравшая заглавную роль, заболела, и Милляр её подменил. Неожиданный дебют прошёл удачно, и Милляр стал в случае необходимости подменять актёров. Так в 1920 году с женской роли началась его актёрская карьера. Милляр стал одним из ведущих актёров театра. В 1924 году он, будучи уже известным провинциальным актёром, поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). Преподаватели насторожённо отнеслись к юноше из-за его непривычной для актёра внешности и проблем с дикцией. «По своим психофизическим данным я был тяжёлым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… „Консилиум“ педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли…», — вспоминал актёр.
Окончив школу, Милляр поступил на работу в театр. Он принял участие в нескольких спектаклях, среди его ролей были герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живём»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), мистер Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Карьера в кино
Несмотря на успех в театре, Милляр продолжал мечтать о карьере в кино. Театральные критики ещё в 1920-е годы отмечали: «Крупные способности Милляра в области мимики жеста и пластики, пожалуй, имели бы большее применение в кино». Однако первые его обращения в киностудии, в том числе и к Александру Роу, не увенчались успехом. Первые пробы у Роу актёр провалил из-за волнения. Свою кинокарьеру Милляр начал с эпизодических появлений в нескольких фильмах. Однако позже Роу вспомнил об этом актёре и предложил ему роль в экранизации (1938) сказки «По щучьему велению», своём первом самостоятельном фильме. В этом фильме Милляр сыграл роль царя Гороха, и зрители увидели вздорного, злого дурака, облачённого в царские одежды. Ради этой роли ему пришлось сбрить брови и волосы на голове, что, по воспоминаниям актёра, вызвало шок у домашних. Картина была тепло принята критиками и аудиторией, и Роу сразу же получил заказ на следующую киносказку.
Между режиссёром и актёром завязалась многолетняя дружба. Роу снимал Милляра во всех своих фильмах, часто одновременно в нескольких ролях. Наиболее характерным для него образом стала героиня русских сказок Баба-Яга. О том, как рождался образ Бабы-Яги, сам Милляр рассказывал так: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Впервые в образе Бабы-Яги Милляр предстал в фильме-сказке «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на роль Бабы-Яги пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но Роу не мог подобрать подходящей кандидатуры и обратился за советом к Милляру. «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю», — сказал актёр. Образ получился настолько пугающим, что присутствующие на съёмках дети при виде Милляра разбегались. Фильм снимали в сильную жару. Милляру пришлось больше двадцати дублей съезжать из печки по жёлобу, который из-за жары нагрелся так сильно, что актёр получил ожог.
В 1944 году актёр исполнил роль Кащея Бессмертного в одноимённом фильме. Милляр играл практически без грима, используя своё крайне худощавое телосложение и знаменитый голос. Вначале он отказывался от роли, говорил, что не справится с ней, но позже всё же согласился. При подготовке к съёмкам актёр обошёл оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. Фильм снимался во время Великой Отечественной войны, и киностудия была эвакуирована в Среднюю Азию — в Душанбе, где накануне съёмок в условиях недоедания и антисанитарии актёр перенёс малярию, вследствие которой весил во время съёмок всего 48 кг. Как и Баба-Яга в первом фильме Милляра, Кащей стал устрашающим персонажем. Даже лошади, на которой скакал Милляр, пришлось завязать глаза, иначе она отказывалась подпускать его к себе. Премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года — Кащей стал для зрителей олицетворением побеждённых на войне нацистских сил. Сам режиссёр хотел видеть в персонаже аллюзию на Гитлера. После этого фильма Милляр, по его словам, стал «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».
В своих следующих сказочных ролях Милляр решил перейти к более ироничному обыгрыванию отрицательных персонажей. В 1959 году он появился в роли покорного слуги Квака в киносказке «Марья-искусница». Во время съёмок актёра покрывали зелёнкой и обували в зелёные ласты. Знаменитая манера речи Квака была идеей самого Милляра. В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», где Милляр вновь перевоплотился в Бабу-Ягу. Он готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Кинокритик из журнала «Советский экран» так отозвалась о работе актёра:
Баба Яга в «Морозке» — восьмой вариант этого образа в исполнении Г. Милляра. Как и в других картинах, живет Баба Яга в избушке на курьих ножках, в ступе летает, положительного героя собирается в печке изжарить — вроде бы классическая, так сказать, ведьма, а в то же время и несколько иная: не скрывают ни режиссёр, ни актёр, какая она старая да хворая — причём страдает не чем иным, как вполне современным радикулитом. Не лишена Баба Яга и некоторого человеческого обаяния. Устав долго и нудно препираться с Иваном, который никак не хочет ей подчиниться, измученно присаживается на порог хаты, энергично потирая больную поясницу. Здесь она скорее похожа на сварливую «кухонную» скандалистку, чем на традиционное олицетворение тёмного, злого начала.
В 1967 году актёр вновь сыграл Бабу-Ягу в очередном фильме Роу «Огонь, вода и… медные трубы». Здесь же он впервые с 1944 года вернулся к образу Кащея Бессмертного, однако тут этот персонаж был значительно изменён: в отличие от первого фильма, где Кащей был воплощением зла, в картине 1967 года он предстаёт гораздо более симпатичным неудачливым женихом. В том же году появился в эпизодической роли пожилого любителя домино в получившей широкий успех кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и сыграл небольшую роль французского солдата Мореля в киноэпопее «Война и мир», удостоенной премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В 1970 году перевоплотился в шута Ивана Балакирева в историческом фильме «Баллада о Беринге и его друзьях».
После смерти Роу в 1973 году Милляр принимал участие в фильмах в основном во второстепенных или эпизодических ролях. Кончина режиссёра стала ударом для многих членов его актёрской команды, раз за разом снимавшихся в его фильмах. В 1988 году был удостоен звания народного артиста РСФСР. Высказывались мнения, что широко признанный критикой и зрителями актёр долго не был отмечен этой наградой потому, что всю жизнь имел холодные отношения с властью.
Последние годы жизни актёра мало снимали, и он соглашался на любые роли в фильмах, ответственно подходил к игре даже в эпизодах. Умер тихо, во сне. Скончался Георгий Францевич Милляр 4 июня 1993 года от воспаления лёгких за несколько месяцев до 90-летнего юбилея. Похоронен на Троекуровском кладбище (участок № 3). После его смерти жена и приёмная дочь передали некоторые части его архива с письмами, записями, фотографиями и грамотами в Музей кино. Большая часть документов, тем не менее, была утрачена.
Личная жизнь
По воспоминаниям друзей и коллег, Милляр был эрудированным, весёлым, лёгким в общении человеком, любил детей. Режиссёр документального фильма о Милляре Юрий Сорокин рассказал об эпизоде, когда актёра позвали на детский праздник, и он нарисовал 850 картинок с Бабой-Ягой, чтобы подарить по одной каждому ребёнку, но о нём забыли. Милляр любил анекдоты, за своё пристрастие к ним называл себя «Стариком Похабычем». Также стал известен так называемый «алфавит Милляра» — сборник высказываний актёра. Любил выпить, но не злоупотреблял алкоголем, хотя и регулярно проносил горячительные напитки на съёмки. Для этого часто использовал различные ухищрения, например, договаривался с продавщицей, чтобы она подливала алкоголь в бидоны с молоком. Насторожённо относился к советской власти, в частности, из-за отнятого в детстве богатства. Георгий Милляр был верующим человеком, вместе с женой часто посещал церковь. Незадолго перед смертью попросил священника для исповеди.
По распространённой версии, до пожилого возраста Милляр не состоял в браке, жил вместе с матерью в коммунальной квартире на Бронной улице. Из рассказа кинооператора Владимира Окунева, однако, следует, что в 22 года Георгий Милляр женился на некоей актрисе Московского театра Революции (ныне Театр имени Маяковского), но брак распался после того, как актёр узнал, что жена ему изменяет. Решив, что с ним что-то не так как с мужчиной, он обследовался у врача и получил диагноз: «Как мужик ты замечательный. А вот детей у тебя никогда не будет». Милляр в расстроенных чувствах вернулся домой, где жена радостно сообщила ему, что беременна. В ответ тот рассказал о своём визите к доктору, посоветовал ей уходить к отцу ребёнка и подал на развод.
В 1969 году, в возрасте 65 лет, после смерти матери, актёр по совету Роу женился на своей 59-летней соседке по квартире Марье Васильевне, работавшей в охране одного из министерств. Её муж погиб на войне, она одна вырастила троих детей. И когда Милляр сделал ей предложение, она попыталась отказаться: «Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны!». На это Милляр уверенно возразил: «А я не мужчина, я — Баба-Яга». Свадьбу отмечали во время съёмок картины «Варвара-краса, длинная коса» на берегу Москвы-реки . Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.
По рассказам падчерицы Людмилы Марковой, Георгий Францевич очень любил её мать, готов был исполнить любое её желание. Настоял, чтобы та уволилась с работы, и всюду возил её с собой на съёмки. Марья Васильевна тоже его любила и даже ревновала к партнёршам по съёмкам. Милляр ласково звал её Манечкой, а она его — Кошей. По словам кинокритика Игоря Гаврикова, брак был основан исключительно на взаимных выгоде и уважении, но не на романтических чувствах. Некоторые издания писали, что Милляр якобы был гомосексуалом, и свадьба была подстроена Роу, чтобы его друг не был привлечён к уголовной ответственности за мужеложство.
Критика и амплуа
Игра Милляра получала высокие оценки специалистов. «Каждая его роль становилась маленьким шедевром», — сказал кинокритик Игорь Гавриков.
Милляр был ярко выраженным характерным артистом, мастером гротеска и буффонады. Его своеобразный голос, старчески дребезжащий, переламывающийся на утробное сопение, как нельзя лучше подходил для озвучивания сказочных злодеев, в первую очередь Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Чудища морского и т. д. Актёр практически сам придумал костюм и грим Бабы-Яги — бесформенное серое тряпьё, растрёпанные седые волосы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, но и в какой-то степени комичной, а в целом - очень узнаваемой. В кино Милляр чаще всего играл пожилых персонажей. Актёр предпочитал словам мимику и пластику. Он считал, что немое кино было гораздо выразительнее звукового. Милляр сам придумывал походку, жесты, правил сценарий. Самостоятельно выполнял все трюки в фильмах.
Сам актёр говорил, что мечтал сыграть и более серьёзные роли, такие как Вольтер, Суворов, Цезарь. «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю», — говорил он. Однако в более серьёзном кино актёру не удалось полностью проявить свой талант. Тем не менее, режиссёры тянулись к нему, много и часто снимали в своих фильмах, хотя и обычно во второстепенных ролях.
Фильмография
Актёрские работы
1931 — Рядом с нами — генерал1932 — Штурм — чиновник
1933 — Марионетки — лысый чиновник (нет в титрах)
1933 — Рваные башмаки — прохожий (в титрах не указан)
1938 — По щучьему веленью — царь Горох
1939 — Василиса Прекрасная — гусляр, старик-отец, Баба-Яга
1940 — Брат героя — врач (нет в титрах)
1940 — Салават Юлаев — управляющий рудником
1940 — Сибиряки — дед Яков
1940 — Яков Свердлов — старик-лавочник, участник собрания социалистов (нет в титрах)
1941 — Конёк-Горбунок — мудрый сказитель, разбойник, спальник Чихирь
1942 — Принц и нищий — Йокель
1942 — Швейк готовится к бою — хозяин пивной «Приют шофёров» и тапёр Дворжак
1943 — Мы с Урала — дед Томакуров
1943 — Новые похождения Швейка — немец, обрабатывающий мобилизованного Швейка (нет в титрах)
1944 — Кащей Бессмертный — Кощей Бессмертный, старичок
1945 — Пятнадцатилетний капитан — туземец (нет в титрах)
1947 — Мальчик с окраины — член экзаменационной комиссии
1948 — Первоклассница — почтальон
1950 — В степи — водовоз (нет в титрах)
1950 — Заговор обречённых — прислуга в американском посольстве (нет в титрах)
1950 — Смелые люди — немец с губной гармошкой (нет в титрах)
1951 — Сельский врач — больной (нет в титрах)
1952 — Майская ночь, или Утопленница — писарь
1953 — Завтрак у предводителя — кучер Карп
1954 — Налим — Ефим
1954 — Море студёное — дьячок
1955 — Белый пудель — слуга Иван
1955 — Овод — нищий
1955 — Самоуверенный карандаш — дворник
1955 — Секрет красоты — председатель экзаменационной комиссии
1955 — Судьба барабанщика — Николя
1956 — Драгоценный подарок — профессор Утятин
1956 — Человек родился — сосед Петрова
1957 — Его время придёт — эпизод
1957 — Звёздный мальчик — слуга в Замке (нет в титрах)
1957 — Как поймали Семагу — посетитель кабачка
1957 — Новый аттракцион — охотник из шалаша
1957 — Поединок — Клодт
1957 — Шторм — человек на заготовке дров (нет в титрах)
1958 — Девушка с гитарой — флейтист (нет в титрах)
1958 — Звероловы — эпизод (нет в титрах)
1958 — Лавина с гор — слуга Муса (нет в титрах)
1958 — Новые похождения Кота в сапогах — шут, колдунья
1958 — Сампо — чародей
1958 — Юность наших отцов — поп
1959 — Василий Суриков — ряженый
1959 — В нашем городе — дворник
1959 — Косолапый друг — зритель в цирке
1959 — Марья-искусница — Квак
1959 — Муму — человек, купивший Муму у Степана (нет в титрах)
1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва — работник почты
1959 — Судьба человека — пьяный немецкий солдат (нет в титрах)
1959 — Тоже люди — французский офицер
1960 — Конец старой Берёзовки — прохожий (нет в титрах)
1960 — Осторожно, бабушка! — пенсионер Барашкин, исполняет песни (нет в титрах)
1960 — Своя голова на плечах — сторож
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки — чёрт, сплетница
1961 — Совершенно серьёзно. Приятного аппетита — швейцар (нет в титрах)
1961 — Человек ниоткуда — электромонтёр (нет в титрах)
1961 — Совершенно серьёзно. Пёс Барбос и необычный кросс — полицейский-городовой из «Рыбнадзора» в лодке
1962 — Деловые люди. Вождь краснокожих — папаша Эбенезер Дорсетт
1962 — Я купил папу — продавец в зоомагазине (нет в титрах)
1963 — Большой фитиль. Гудок — капитан парохода
1963 — Королевство кривых зеркал — наиглавнейший церемониймейстер, возчик, вдовствующая королева
1963 — Сгорел на работе — эпизод
1963 — Слепая птица — буфетчик
1963 — Сорок минут до рассвета — эпизод
1964 — Всё для Вас — дворник
1964 — Морозко — Баба-Яга, разбойник-дьяк
1964 — Обыкновенное чудо — палач
1965 — Бывает и так — «Скелет Аполлона»: эпизод и «Сбежала машина»: озвучивание
1966 — Заблудший (фильм) — колхозник — возница
1966 — Весёлые расплюевские дни — Омега
1966 — Волшебная лампа Аладдина — Наимудрейший
1966 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — доминошник
1967 — Война и мир — пленный француз Морель
1967 — Дубравка — Антон Юрьевич, почтальон
1967 — Огонь, вода и… медные трубы — Кощей Бессмертный, Баба-Яга, пожарный
1968 — Калиф-аист — мудрец Селим
1968 — Улыбнись соседу — Владимир Захарович
1969 — Варвара-краса, длинная коса — царь Чудо-Юдо
1969 — Две улыбки. Выкрутасы — эпизод
1969 — Старый дом — конвоир
1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — шут Балакирев
1970 — Бушует «Маргарита» — пассажир (нет в титрах)
1970 — Хуторок в степи — старик
1970 — Шаг с крыши — вождь хапов Гы
1971 — Держись за облака — Берёзка
1971 — Достояние республики — железнодорожник
1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания — посыльный инквизитора (нет в титрах)
1972 — Включите северное сияние — учитель физики
1972 — Золотые рога — Баба-Яга, дед Маркел
1973 — Доброе дело — генерал
1973 — Обновили — дедушка Бори
1975 — Финист — Ясный Сокол — Кастрюк
1976 — Деревня Утка — мистер Брауни
1976 — Пока бьют часы — министр войны
1976 — Развлечение для старичков — дедушка
1978 — Замурованные в стекле — эпизод
1978 — Осенние колокола — правитель европейской державы
1979 — Мой первый друг — предводитель бродяг Дик
1979 — Самые большие гонки — эпизод
1980 — Если бы я был начальником — дед Любы
1980 — История одного подзатыльника — прадедушка Димы Бугаева
1980 — Полёт с космонавтом — старый конюх (нет в титрах)
1980 — У матросов нет вопросов — пассажир
1985 — Вечерний лабиринт — лифтёр в гостинице (озвучивание)
1981 — Андрей и злой чародей — Цмок
1981 — Шестой — старик-шахматист
1982 — Безумный день инженера Баркасова — сосед
1982 — Серебряное ревю — дядя Яша (нет в титрах)
1983 — Без особого риска — пассажир ялтинского автобуса (нет в титрах)
1983 — Мэри Поппинс, до свидания! — ворон (1 серия, «Леди Совершенство») / попугай Сэр Томас (2 серия, «Неделя кончается в среду»; озвучивание)
1983 — Комета — пенсионер
1984 — Осенний подарок фей — солдат-охранник
1985 — Внимание! Всем постам… — пациент в больнице (нет в титрах)
1985 — Господин гимназист — пассажир на вокзале
1985 — После дождичка в четверг — визирь шаха Бабадура (эпизод)
1986 — Кин-дза-дза! — постовой старик-эцилопп в капюшоне (в титрах не указан)
1986 — Полёт в страну чудовищ — генерал
1988 — На помощь, братцы! — царь
1990 — Убийство свидетеля — старичок с улицы
1991 — Veniks. Половые щётки — Ариана
1991 — Действуй, Маня! — Иван Акимыч
1991 — Пять похищенных монахов — вор Кощей
1992 — Детонатор — чукча
1992 — Ка-ка-ду — адвокат
Озвучивание мультфильмов
1940 — Ивась — Генерал1947 — Конёк-Горбунок — Царь (нет в титрах)
1948 — Новогодняя ночь — Леший (нет в титрах)
1948 — Сказка о солдате — нищий (нет в титрах)
1949 — Весенняя сказка — Тетерев
1949 — Гуси-лебеди — Ёж (нет в титрах)
1949 — Скорая помощь — Мистер Удав (нет в титрах)
1949 — Чужой голос — Глухарь (нет в титрах)
1950 — Дедушка и внучек — пёс - дворник (нет в титрах)
1950 — Чудо-мельница — царь Андрос
1950 — Дудочка и кувшинчик — Дятел (нет в титрах)
1953 — Братья Лю — тюремщик (нет в титрах)
1953 — Лесной концерт — Крот (нет в титрах)
1954 — Стрела улетает в сказку — Ворон
1954 — Царевна-Лягушка — Баба-Яга
1954 — Подпись неразборчива — Трезор Трезорыч, сторожевой пёс (нет в титрах)
1954 — Козёл-музыкант — Козёл (нет в титрах)
1954 — На лесной эстраде — Дятел (нет в титрах)
1955 — Заколдованный мальчик — гусь (нет в титрах)
1955 — Храбрый заяц — старый заяц (нет в титрах)
1955 — Юля-капризуля — обруч (нет в титрах)
1956 — Миллион в мешке — господин Миллион
1956 — Гадкий утёнок — индейка (нет в титрах)
1957 — В некотором царстве — барабанщик
1958 — Краса ненаглядная — Кащей Бессмертный
1958 — На перекрёстке — Консервная банка (нет в титрах)
1958 — Золотые колосья — Болотный дед (нет в титрах)
1958 — Спортландия — Кресло - член Палаты Лодырей (нет в титрах)
1959 — Скоро будет дождь — Дракон (нет в титрах)
1960 — Железные друзья — Гвоздь (нет в титрах)
1960 — Королевские зайцы — Министр короля
1960 — Человечка нарисовал я — маляр Герасим / бродяга
1960 — Тринадцатый рейс — Диспетчер Дятел (нет в титрах)
1961 — Семейная хроника — Баран (нет в титрах)
1961 — Чиполлино — Сыщик Моркоу (нет в титрах)
1963 — Дочь Солнца — Мороз (в титрах — Ю. Миляр)
1965 — Лягушка-путешественница — старый селезень (нет в титрах)
1966 — Про бегемота, который боялся прививок — Марабу
1970 — Сказка сказывается — Кащей Бессмертный
1970 — Рассказы старого моряка. Необычайное путешествие — Старый моряк
1971 — Как ослик счастье искал — Ворон
1972 — Фока — на все руки дока — шут
1974 — Молодильные яблоки — Кащей Бессмертный (в титрах — Ю. Милляр)
1975 — Мук-скороход — Ханум, любительница кошек
1976 — Заяц, Скрип и скрипка — Скрип
1976 — Утренняя песенка — гномик
1977 — Незнайка в Солнечном городе — милиционер Караулькин
1978 — Беда — Беда
1978 — Лесные сказки
1980 — Семь братьев — Гном
1981 — Вук — лягушка, петух
1981 — Как здоровье, братец Лис? — Ворон (нет в титрах)
1986 — Сын камня и великан — великан Иныш.
1950 -- Сказка о рыбаке и рыбке -- Человек (нет в титрах). 1961 -- Кто самый сильный? -- дерево (нет в титрах). 1957 -- Верлиока -- Дед (нет в титрах). 1956 -- Лесная история -- Барсук (нет в титрах). 1956 -- Аист -- дехканин (нет в титрах).