Капур Радж
- Подробности
- Категория: Актёры
- Опубликовано: 02.12.2017 16:27
- Автор: Роман
- Просмотров: 1944
Капур Радж
Родился: 14 декабря 1924
Умер: 2 июня 1988 (63 года)
Биография
Ранбир Радж Капур — режиссёр, продюсер, актёр театра и кино. Гений индийского кино, прославившийся романтическими лентами с социальным звучанием. На родине Радж Капур собрал все существующие награды и регалии и продолжает получать их по сей день посмертно. Известен как «индийский Чарли Чаплин», «отец индийского кино» и «легендарный шоумен». В Советском Союзе был известен как «товарищ Бродяга». Самый видный представитель династии Капур, работающей в кино на хинди с конца 1920-х годов.
Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в Пешаваре (ныне провинция Хайбер-Пахтунхва, Пакистан) в семье выдающегося актёра и театрального деятеля Притхвираджа Капура и его жены Рамы (в девичестве Рамсарни Мехра). Свою первую роль в кино в фильме «Революция» Радж Капур сыграл в 1935 году в возрасте одиннадцати лет. С самого детства он играл на театральной сцене, в театре своего отца (Prithvi Theatre), проявив способности к импровизации, эмоциональность и темперамент (самыми известными его театральными работами были роли в спектаклях «Стена» и «Патан»). Однако мечтой Раджа Капура было кино. Отказавшись получать высшее образование, он с юношеских лет начал работать ассистентом режиссёра на студии Bombay Talkies («Бомбей токиз»), на практике освоив основные кинематографические специальности. Параллельно шло изучение и освоение будущим режиссёром технических достижений западного кинематографа.
Карьера
Переломный для Индии 1947 год стал переломным и в судьбе Раджа Капура. Сыграв в 1947 году несколько главных ролей, он вложил заработанные средства в создание своего первого фильма «Испепеляющая страсть». В этом фильме о начинающем театральном режиссёре проявилось много характерных, как с технической, так и содержательной точки зрения, элементов будущих картин Капура: контрастная черно-белая съёмка с игрой света и тени, автобиографические штрихи, философия подлинной и фальшивой красоты, тема истинного предназначения художника. С этого фильма началось и сотрудничество Раджа Капура с актрисой Наргис (впоследствии они снялись вместе в 16 фильмах).
Несмотря на скромный успех первого фильма, Радж Капур основал в 1948 году собственную студию R.K. Films («Р. К. Филмз») и приступил к созданию крупномасштабной картины «Сезон дождей», с которой началась его неувядающая режиссёрская слава. В те времена Радж Капур был самым молодым режиссёром в Индии и, возможно, во всем мире. Успеху фильма «Сезон дождей» способствовало сотрудничество молодого режиссёра-энтузиаста с целой группой талантливых, творческих людей, заложившее начало формированию «команды Капура». Особенности индийского мировосприятия и культурная традиция требовали особого внимания к музыкальному ряду картины. Сотрудничество с лучшими композиторами и собственная музыкальная одаренность Капура отныне и навсегда сделали исключительно качественную музыку фирменной стороной фильмов, выходивших под флагом «Р. К. филмз». Саундтрек фильма «Сезон дождей», созданный новым композиторским дуэтом Шанкар—Джайкишан, остается одним из лучших в истории индийского кино. В том же году индийские кинозрители смогли насладиться и блистательным выступлением актёрского трио Радж Капур — Наргис — Дилип Кумар (единственный общий фильм двух легендарных актёров) в фильме Мехбуба Хана (англ.)русск. «Репутация».
В большинстве своих ранних фильмов Капур был не только режиссёром и продюсером, но и исполнителем главной роли. В фильме «Сезон дождей» его романтический дуэт с Наргис отличался необычной для индийского кино того времени интенсивностью, эмоциональным напряжением и естественностью (шепот, интимные интонации, спонтанные жесты). Один из кадров с Раджем и Наргис даже лег в основу символической эмблемы (логотипа) «Р. К. Филмз», изображающей Художника и его Музу. В одной руке Художник держит скрипку, другой обнимает красиво изогнувшуюся девушку. В несколько видоизмененном виде этот логотип сохранялся в течение десятилетий во всех фильмах студии, в том числе в тех, которые были созданы сыновьями Раджа Капура после смерти отца. Прекрасная музыка, напряжённый сюжет, исключительный, экспрессионистский визуальный ряд и харизматичные молодые герои принесли фильму оглушительный успех.
Пятидесятые годы раздвинули границы капуровской славы и окружили его любовью зрителей. Как актёр, в это десятилетие он неизменно входил в тройку лучших, составляя, вместе с Дилипом Кумаром и Девом Анандом, знаменитый актёрский «триумвират» Бомбейской киноиндустрии. Несмотря на режиссёрское призвание и успех, он по-прежнему много снимался, в том числе для того, чтобы иметь средства для создания собственных фильмов. Это обстоятельство не должно умалять того факта, что он был выдающимся актёром, способным быть искренним, естественным, подвижным и пластичным перед камерой, обладающим широким диапазоном выразительных средств, от гротеска и клоунады до умения передавать тончайшие эмоциональные нюансы одними глазами или улыбкой. Однако, за несколькими важными исключениями «Бодрствуйте!» (англ.)русск. (1956), «И снова будет утро» (англ.)русск. (1958), «Простофиля» (англ.)русск. (1959), «Третья клятва» (англ.)русск. (1966) лучшие роли сыграны им в фильмах Раджа Капура-режиссёра. Это относится, прежде всего, к знаменитым фильмам «Бродяга» (1951, фильм был участником основной программы Каннского фестиваля 1953 года) и «Господин 420» (1955), в которых был создан классический образ обаятельного «бродяги» Раджа, или Раджу, человека из городских социальных низов, который проходит через невзгоды и испытания, но сохраняет «золотое сердце» и не теряет оптимизм ни при каких обстоятельствах. Этот навеянный Чарли Чаплином образ стал самой известной актёрской маской Раджа Капура. Последний раз Капур надел её в своем opus magnum — четырёхчасовом исповедальном фильме «Моё имя — Клоун» (1970), создание которого отняло у него около шести лет.
Ленты Капура, сочетавшие, казалось бы, несочетаемое: лирику, романтику, фольклор, мифологию, пафос, юмор, реализм и социальную критику, завоевали популярность не только в Индии и соседних странах Южной Азии, но и в Иране, Турции, арабских странах, КНР, странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Для жителей этих стран Радж Капур стал образом и символом, «знаменосцем» и «послом» пост-колониальной, нерувианской Индии. Однако наиболее оглушительный, феноменальный успех Капур имел у советского зрителя, надолго став самым популярным зарубежным актёром и едва ли не самым популярным индийцем в СССР. Многие фильмы «Р. К. филмз», такие как «Бродяга», «Чистильщики обуви», «Господин 420», «Бодрствуйте!» и «Страна, в которой течёт Ганг» (1960), отличаются повышенным вниманием к этической и социальной тематике, на них лежит печать эпохи нерувианского социализма. Многие из них отражают не только идеалистические взгляды молодого Капура, но и марксистские взгляды автора большинства сценариев — писателя Ходжи Ахмеда Аббаса.
Вместе с тем шестнадцать фильмов, в которых в течение 1947—1956 годов молодой Радж Капур сыграл вместе с Наргис, сделали их лучшей романтической парой индийского кино, равной которой по искре и искренности экранного присутствия с тех пор так и не появилось. Пару отличала такая сыгранность, взаимопонимание и обоюдный магнетизм, что зрители не могли понять, где кончается экранная жизнь и начинается настоящая. Благодаря Наргис, даже прославленные «социальные» фильмы — «Бродяга» и «Господин 420» — смотрелись как романтические картины о великой любви, и любовь была в них тем якорем, который не давал потонуть молодому герою, и тем маяком, к свету которого он стремился в беспросветной тьме бедности и несчастья. Чистая, светлая любовь была философией и этосом Капура и придавала его социальным фильмам индивидуальную, человечную окраску. Героиня этих фильмов была, как правило, не традиционной «женщиной при мужчине», а яркой, сильной, самостоятельной и цельной личностью, способной сыграть в судьбе героя поворотную роль, прийти на помощь в самую трудную минуту. Символическим является в этом смысле появление Наргис в конце выдающегося фильма «Бодрствуйте!», где именно она оказывается тем единственным человеком, который дает воды измученному жаждой герою этой притчи. Яркое представление о романтической паре Раджа и Наргис дают популярные песни из их фильмов, в которых великолепно передаются разные эмоциональные оттенки любовных отношений: Mujhe Kisi Se Pyaar Ho Gaya, Meri Aankhon Me Bas Gaya (обе — «Сезон дождей»), Dam Bhar Jo Udhar Munh Pere («Бродяга»), Jane Na Nazar («Дыхание любви»), Yeh Raat Bheegi Bheegi, Aaja Sanam Madhur Chandani (обе — «Тайком от всех») и многие другие, а также новаторская сцена сна героя из фильма «Бродяга». По-своему пророческой стала знаменитая песня Pyar Hua Iqrar Hua («Господин 420»), или «песня под зонтом», в которой счастливые влюбленные поют о тех временах, когда их уже не будет, но останутся их «потомки» (Радж Капур называл Наргис «матерью своих фильмов»), а будущие поколения будут петь их любовные песни. В 1957 году творческий союз Раджа Капура и Наргис распался: она начала сниматься в масштабном фильме Мехбуба Кхана «Мать Индия», который стал вершиной её карьеры, а вслед за этим вышла замуж и практически оставила кино.
После ухода Наргис
После расставания с Наргис Капур взял вынужденную творческую паузу и в течение нескольких лет не занимался режиссурой. В это время он много снимался: на разных студиях, с разными партнёршами, у разных режиссёров, в фильмах различных жанров, имевших разный успех у публики и критиков. Так, с актрисой трагического плана Миной Кумари он снялся в трагедии «Шарда» (англ.)русск. (1957), а затем в социальной драме «Четыре сердца, четыре дороги» (1959), с Малой Синха (англ.)русск. — в мелодрамах «Воспитание» (1958) и «Игры судьбы» (1959), с прославленной Мадхубалой, с которой вместе он когда-то дебютировал в картине 1947 года Neel Kamal, — в ярком масала-фильме «Два хозяина» (1959). В этих картинах его актёрский потенциал и харизма использовались не в полной мере, хотя ни одну из ролей нельзя назвать провальной. К этому периоду относятся два фильма, входящих в «золотую десятку» капуровских актёрских работ: «И снова будет утро» (1958) и «Простофиля» (1959). Сюжет первого из этих фильмов вторит «Преступлению и наказанию» Достоевского, так как его герой, обыкновенный молодой человек из городских низов, образованный, но бедный и не имеющий особых надежд на будущее, почти случайно становится убийцей. Фильм исследует психологию героя, которого преследует не только полиция, но и собственная совесть. Роли такой психологической глубины Раджу Капуру не приходилось играть прежде, и он справился с нею исключительно хорошо. Серьёзности фильма соответствовали и тексты песен, автором которых был выдающийся поэт Сахир Лудхианви. Достойной партнёршей Капура была в этом фильме Мала Синха. Фильм остается одной из немногих экранизаций Достоевского в Индии. В картине «Простофиля» Капур играл реинкарнацию своего почти фольклорного «бродяги», простака с пустыми карманами и золотым сердцем, который влюбляется в богатую девушку (Нутан), не подозревая о том, что она богата; особый шарм фильму придавала трогательная линия взаимоотношений Раджа с его названой матерью в исполнении Лалиты Павар (англ.)русск.. Фильм имел большой кассовый успех и был отмечен наградами. Успешный дуэт с Нутан был продолжен в ряде других картин («Мошенник» (англ.)русск., 1960; «Свадьба моей любимой» (англ.)русск., 1963).
В 1960 году киностудия «Р. К. Филмз», наконец, выпустила новый фильм: ленту «Страна, в которой течёт Ганг», поднимающую сложную патриотическую тему. Радж Капур выступил на этой картине продюсером и исполнителем главной роли, а режиссёром фильма в титрах назван оператор Радху Кармакар. Каким было реальное участие Капура в постановке фильма, сказать трудно (это относится и к ряду других картин «Р. К. Филмз», в которых Капур был продюсером), однако очевидно, что на фильме лежит печать его персонального стиля. Интервью Капура, предшествовавшие выходу фильма, говорят о том, что этот фильм - такая же авторская работа Капура, как и его предыдущие фильмы. Фильм является своеобразным мостом между черно-белыми «винтажными» фильмами Капура сороковых и пятидесятых годов и широкомасштабными цветными полотнами шестидесятых-восьмидесятых. Простаку-Раджу, герою этой истории, приходится решать уже не столько личные проблемы, сколько проблемы целого «народа» (народом в данном случае выступает племя разбойников, в плен к которым попадает герой), и он успешно справляется с этой задачей. Героиню этого фильма играла актриса южной школы, высокопрофессиональная танцовщица Падмини, темпераментный и чувственный образ которой резко контрастировал с элегантной утонченностью Наргис.
Следующий фильм Капура — «Сангам» (англ.)русск. (1964) — был знаковым во многом. Это был первый цветной фильм сорокалетнего режиссёра, и неслучайно его цветовое решение было продумано до мелочей. Но не только это сыграло роль в том, что фильм не сходил с экранов кинотеатров целый год и побил все кассовые рекорды. На этом фильме Капур впервые отошёл от социальных проблем и сосредоточился на делах семейных; драма троих друзей, связанных и измученных любовью, страстью, ревностью, дружбой и взаимной преданностью, оказалась, по большому счету, очень правдивой и «жизненной». Эмоционально насыщенная мелодрама, украшенная прекрасной музыкой и визуальным пиршеством — роскошными съёмками в Европе, оборачивается к концу реальной трагедией тотального непонимания и одиночества. Радж Капур играет в нём очень неоднозначную роль хорошего и искреннего человека, терзаемого внутренними демонами. Фильм отличается тонкостью и беспощадностью психологического анализа, многослоен, содержит значимые символические нюансы. Он стал следствием пережитого режиссёром «кризиса среднего возраста» и предназначен скорее взрослой аудитории, ровесникам режиссёра. Вполне достойной партнёршей Капура в фильме «Сангам» стала актриса южной танцевальной школы — Виджаянтимала, которая под чутким руководством Капура смогла «выдать» по-настоящему драматическое исполнение сложной роли.
После огромного успеха «Сангама» Радж Капур сосредоточился на работе над фильмом, который называют его magnum opus — главным творением его жизни. Речь идет об отнявшей шесть лет жизни, много сил и нервов четырёхчасовой картине «Моё имя Клоун», состоящей из трёх частей с тремя разными героинями. Пока шла работа над фильмом, Радж Капур продолжал сниматься в кино. Такова специфика Болливуда: гениальный режиссёр с мировым именем был вынужден зарабатывать деньги на собственный фильм как актёр, занятый на съемочных площадках других режиссёров (в работу которых он никаким образом не вмешивался). Чаще всего эти режиссёры эксплуатировали давно найденный образ «милого простофили», который к середине шестидесятых перестал удовлетворять зрителя, переключившегося на новых героев — более успешных и менее рефлектирующих. Из этих цветных и ярких картин («Преступление и…», «Вокруг света» (англ.)русск.) можно выделить фильм «Продавец мечты» (1967), во-первых, потому, что в нём Радж Капур (которому к тому времени было уже слегка за сорок) сыграл в паре с будущей мегазвездой семидесятых, юной dream girl Хемой Малини, положив начало её карьере в кино, а, во-вторых, потому, что Радж Капур сменил образ простофили на образ волшебника — гораздо более соответствовавший ему по жизни.
В это же время, в 1966 году, Радж снялся в фильме «Третья клятва», продюсером которого выступил его друг и соратник, поэт Шайлендра. Этот фильм занимает совершенно особое место в актёрском послужном списке Капура, который снимался в нём без гонорара — из дружеских чувств к Шайлендре и ради достижения высокой художественной цели. И это ему удалось: фильм, поставленный бенгальским режиссёром Басу Бхаттачария по рассказу Mare Gaye Gulfam индийского писателя (хинди) Пханишварнатха Рену, называют «поэмой на целлулоиде» — такова его поэтическая и лирическая сила. Действие фильма происходит в Бихаре в начале XX века. Радж Капур играет не слишком молодого деревенского жителя, погонщика волов Хирамана, которого судьба сводит с красивой, образованной городской женщиной — танцовщицей Хирабаи (Вахида Рехман). Дружба и любовь между двумя этим непохожими людьми, которые внезапно стали друг другу роднее всех родных, показаны в этом фильме настолько тонко и необычно, что фильм справедливо заслужил национальные награды и был представлен на международных фестивалях, а игра Капура в нём признана одной из самых сияющих вершин его актёрской биографии. В этом фильме, как и в более ранних картинах «Бодрствуйте!» и «И снова будет утро», Радж Капур в очередной раз показал всю мощь своего актёрского дарования за рамками привычных для широкого зрителя образов.
В центре повествования фильма «Моё имя Клоун» (1970) — одинокий человек, клоун Раджу, который на наших глазах проходит путь от отрочества до старости, многое теряя и мало что приобретая на этом пути. Лозунгом его жизни постепенно становится магическое заклинание «Представление должно продолжаться» (Show must go on!) — которому он следует с маниакальным упорством, несмотря на все страшные удары судьбы. Клоун считает своим долгом и счастьем возможность смешить людей и приносить им ощущение полноты существования, и делает это за счёт внутренних резервов добра и человечности, которые кажутся неисчерпаемыми. В первой части (новелле) подросток Раджу (первая роль Риши Капура, сына режиссёра) влюбляется в учительницу (Сими Гаревал (англ.)русск.), которая выходит замуж. Необыкновенно красивая по картинке, почти мистическая, окрашенная в ностальгические тона поисков утраченного времени, эта часть отличается вместе с тем смелым изображением пубертатной чувственности. Влюбленность в учительницу, конечно, обречена с самого начала, и, очевидно, с самого начала обречена влюбленность циркового клоуна Раджа из второй новеллы, который влюбляется не в кого-нибудь, а в советскую гимнастку Марину (в этой роли выступила балерина Большого театра Ксения Рябинкина), похожую на небесную фею. Тем не менее, зрителя не покидает странное чувство «а вдруг Чапаев выплывет?» до самого конца второй части, когда Радж провожает безнадежным взглядом улетающий вдаль самолёт с русской девушкой. Мотив безнадежной любви к идеалу внезапно сменяется более приземленным чувством к земной девушке Мине (Падмини), которая поначалу становится его товарищем и делит с ним невзгоды и радости, а затем, поднявшись за счёт тех самых резервов человечности, которые в нём неисчерпаемы, предает его при первом удобном случае. Все три новеллы обрамлены Прологом и Эпилогом, в котором старый и седой Клоун встречается со всеми своими пассиями (пригласив их на своё последнее представление в цирк)и поет им необыкновенно трогательную песню о жизни и смерти, отчаянии и долге. Сложно задуманная, мощно исполненная, но перенасыщенная (по меркам индийского кино) саморефлексией картина не была принята массовым зрителем, так как не соответствовала шаблонам «семейного» кино, романтической комедии или мелодрамы. Её драматическая и трагическая сила оказалась не по плечу индийскому зрителю, в результате чего фильм с треском провалился в прокате, поставив Раджа Капура на грань банкротства и нанеся ему серьёзную душевную травму.
Режиссёрские шедевры
Финансовые потери были компенсированы достаточно скоро благодаря оглушительному успеху следующей режиссёрской работы Капура — подросткового романса о влюбленных — «Бобби» (1973), хотя душевная рана лишь затянулась и мучила Капура до конца его дней (в наши дни фильм «Моё имя Клоун», явно опередивший своё время, пользуется популярностью и наибольшей известностью среди всех творений режиссёра, уступая, может быть, лишь «Бродяге»). В успехе картины «Бобби», автором сценария которой выступил старый товарищ режиссёра писатель Ходжа Ахмад Аббас, а в возрастных ролях отцов, выступающих против брака молодых людей, разделённых социальным положением и принадлежностью к разным религиозным общинам, снялись друзья режиссёра Пран и Премнатх, решающую роль сыграли «свежесть» красивой юной пары Риши Капур — Димпл Кападия, смелые решения мизансцен, энергичная музыка. Фильм стал законодателем молодёжной моды, а также моды на подростковую тематику в болливудском кино. «Бобби» безусловно понравился зрителям, однако критики увидели в нём чисто развлекательный «болливудский» фильм без особой социальной подоплёки и философской нагрузки. Радж Капур выдержал критику весьма достойно и начал готовиться к осуществлению другого давнего замысла (перекликающегося с самым первым фильмом режиссёра, «Огонь») — философской картине «Истина, любовь и красота» (1978). Эта картина отражает новые размышления автора по поводу старой темы противостояния внутренней и внешней красоты, начатой первым фильмом Капура «Огонь» тридцать лет назад. Новаторская по форме, глубокая по содержанию, яркая и запоминающаяся «психоделическая» картина не выдержала испытания привередливой зрительской аудиторией своего времени, так как, очевидно, намного это время опережала. Зрителю не понравились слишком откровенные эротические мотивы и образы (особенно образ главной героини в исполнении Зинат Аман, для которой роль Рупы стала лучшей в карьере), заслонившие собой как интересные мысли и образы, так и мощный, предполагающий катарсис, финал. Этот провалившийся в прокате экстраординарный фильм, как и другие фильмы Капура, теперь признан классикой индийского кино.
Капур не был бы Капуром, если бы не боролся до конца. Два его следующих фильма, «Любовный недуг» (англ.)русск. (1982) и «Ганг, твои воды замутились» (1985), стали блокбастерами и лидерами проката. Как и все прочие фильмы Капура, они касались сложных тем и имели непростое художественное решение (хотя и не такое сложное, как в картинах «Моё имя Клоун» и «Истина любовь и красота»). Первый из них был посвящён теме повторного брака вдовы (традиционно запрещенного в индуизме), то есть, по сути, боролся с косностью бесчеловечных традиций. Второй фильм рассказывал о судьбе горской девушки Ганги, чья судьба была искалечена злым и беспощадным миром, что аллегорически перекликалось с «судьбой» реальной Ганги — великой реки Ганг — чистой в горах и невероятно грязной в нижнем течении. Как и в двух предыдущих фильмах Капура (то есть во всех его картинах после «Клоуна», где он выступал уже только как режиссёр), главными в этих картинах являются женские образы, сыгранные молодыми актрисами Падмини Колхапуре (англ.)русск. и Мандакини соответственно. Интересно также отметить что все главные мужские роли в этих фильмах сыграны родственниками режиссёра — его сыном Риши («Бобби» и «Любовный недуг»), братом Шаши («Истина, любовь и красота») и сыном Радживом («Ганг, твои воды замутились»)
Последним — и, к сожалению, незаконченным — фильмом великого индийского режиссёра стала «Хенна» — история пакистанской девушки-мусульманки (Зеба Бахтияр), полюбившей спасенного ею индуса «с того берега» (Риши Капур). Как и многие ранние фильмы Капура, этот фильм снимался по сценарию Ходжи Ахмада Аббаса. Считается, что этой картиной Капур хотел не только сказать веское слово в защиту культурно-исторического единства Индийского субконтинента, объединяющего нынешние Пакистан, Индию и Бангладеш, но и вспомнить свою малую родину, Пешавар, ныне находящуюся на территории Пакистана.
Как истинный великий художник, Радж Капур умер, продолжая работать. Его творческий потенциал далеко не был исчерпан. Он умер от осложнений, связанных с астмой, в Дели, через месяц после вручения ему Президентом Индии премии Дадасахеба Фальке, присуждаемой лучшим кинематографистам Индии. Смерть Капура в 1988 году была воспринята в Индии как национальная трагедия.
Потомки
Радж Капур, наряду со своими братьями Шаши и Шамми, представляет собой второе поколение актёрской династии Капур. Трое его сыновей (Рандхир, Риши, Раджив) также стали актёрами. Наибольший успех выпал на долю среднего из братьев — Риши Капура, блиставшего в романтических ролях, а ныне знаменитого характерными ролями. Правнучками основателя династии Капуров — Притхвираджа Капура (1906—1972) и внучками Раджа Капура являются индийские киноактрисы Каришма и Карина Капур, дочери Рандхира Капура. С 2008 года свой путь в индустрии кино начал сын Риши Капура — Ранбир Капур. Его актёрский послужной список насчитывает два десятка фильмов. Отмеченное критиками и зрителями великолепное исполнение главных ролей в фильмах «Рок-звезда» (2011) и «Барфи» (2012) является признаком того, что Ранбир Капур будет следующей суперзвездой Болливуда. Другой внук Раджа Капура — Никхил Нанда — индустриалист, руководитель крупной промышленной компании в Дели. Он женат на дочери актёра Амитабха Баччана. Младшие внуки Раджа Капура, Арман Джайн и Адар Джайн, также снимаются в кино.
Популярность
Радж Капур — один из самых популярных актёров за всю историю кино. Он получил признание как критиков, так и простых людей. Но если критики, историки кино и искусствоведы больше интересуются режиссёрскими работами Капура, то «простые люди» помнят и любят его прежде всего как актёра, причём зачастую как актёра одного образа — образа «Бродяги». Именно с этим образом ассоциируется Радж Капур в сознании миллионов. На родине, в Индии, Радж был и остается культовой фигурой, имеет невероятное число наград, признан «шоуменом тысячелетия» и почитается как один из «пионеров» и классиков индийского кино эпохи его Золотого Века. Наряду с такими актёрами, как Мэрилин Монро, Вивьен Ли, Джеймс Дин, является поп-иконой своего времени. В пятидесятые годы в СССР, как и в некоторых странах Восточной Европы, в Китае и на Ближнем Востоке, Радж Капур, как и его подруга и соратница Наргис, пользовался необыкновенной популярностью. Всенародная любовь к Капуру обрела в СССР характер «капуромании». Широко известен случай, когда в Москве поклонники Капура пронесли его автомобиль на руках от кинотеатра до гостиницы. Его персональная известность способствовала чрезвычайному росту популярности индийского кино в СССР. На его фильмах были аншлаги, поклонники осаждали кинотеатры, на «Бродягу», а затем на «Господина 420» невозможно было достать билеты даже при повторных прокатах.