Гардин Владимир Ростиславович


Гардин Владимир Ростиславович
Родился: 6 (18) января 1877 года.
Умер: 29 мая 1965 (88 лет) года.


Биография


Владимир Ростиславович Гардин (настоящая фамилия — Благонра́вов; 6 (18) января 1877 — 29 мая 1965, Ленинград) — советский актёр, кинорежиссёр и сценарист. Народный артист СССР (1947). Правнук писателя И. И. Лажечникова.

Владимир Гардин родился, по одним данным, в Твери, по другим — в Москве. В 1894 году окончил Второй Московский кадетский корпус, затем учился в Киевском военном училище. В 1896—1897 годах находился на военной службе. После увольнения в запас поступил на должность младшего контролёра в Акцизном ведомстве. Выступал на любительской сцене Пожарного общества в Рославле Смоленской губернии.

В 1898 году Гардин был принят в труппу антрепренёра Е. Славянского. Затем служил в театрах Риги, Екатеринбурга, Перми, Одессы, Бендер, Гродно, Царицына, Таганрога, Кишинёва, Екатеринослава. В 1902—1904 годах работал в Тифлисе. Во время гастролей петербургского театра Веры Комиссаржевской в Тифлисе подписал договор с театром, на сцене которого выступал с 1904 по 1906 год. В 1906 году ушёл в Ново-Василеостровский театр. В 1908-м организовал русский театр в Париже. В 1909—1912 годах — актёр и режиссёр театров Воронежа, Царицына и Саратова. В 1912-м в Московском театре Корша актёр выступил в роли Феди Протасова в «Живом трупе» Л. Н. Толстого.

В 1913 году заключил контракт с торговым домом «Тиман и Рейнгардт» и начал работать в качестве кинорежиссёра и сценариста знаменитой «Русской Золотой Серии», иногда снимаясь также как актёр. Дебютный фильм — «Ключи счастья», снятый в 1913 году совместно с Яковом Протазановым, — не сохранился. Протазанов выполнял роль консультанта, подсказывая начинающему режиссёру, как лучше снять ту или иную сцену. Бюджет фильма и время съёмок во много раз превышало установленные стандарты, а его успех превзошёл все ожидания. «Ни один фильм, ни до, ни после „Ключей счастья“ не имел такого коммерческого успеха».

В 1914 году вместе с Я. Протазановым Гардин стал ведущим режиссёром фирмы Тимана, на «Русской золотой серии» экранизирует классические («Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Дворянское гнездо») и современные («Вавочка», «Дни нашей жизни», «Привидения») произведения, а также фильмы по оригинальным сценариям («Маска смерти»). Драма о любви двух братьев к одной женщине «Жребий» была поставлена по сценарию известного писателя Ф. К. Сологуба. Особенным успехом пользовались фильмы «Анна Каренина» и «Дворянское гнездо». «Привидения» не пользовались никаким успехом.

В связи с начавшейся Первой мировой войной Тиман, будучи немецким подданным и опасаясь за свою судьбу, выпустил ряд патриотических фильмов, не обращая внимание на качество продукции. Гардин снял фильмы: «Под пулями немецких варваров», «Ужасы Калиша», «В огне славянской бури», «Подвиг казака Кузьмы Крючкова» (фильм был снят за один день и пользовался бешеной популярностью) и «Энвер-паша — предатель Турции» (один из самых слабых фильмов Гардина).

В начале 1915 года Тиман, узнав о том, что Александр Ханжонков снимает «Войну и мир», решает опередить его, чтобы сорвать выпуск картины, и начал производство экранизации того же романа. Гардин ставил этот фильм совместно с Протазановым. Они успели снять фильм раньше Ханжонкова, картина принесла большие сборы, однако Гардин и Протазанов покинули Тимана. По мнению В. Михайлова, «уход Гардина и Протазанова был протестом против коммерциализации „Русской Золотой серии“», а В. Короткий предполагает, что «причиной могли быть опасения режиссёров быть обвинёнными в отсутствии патриотизма: в условиях войны с Германией они продолжали работать в немецкой фирме».

После ухода Гардин и Протазанов организовали собственное производство, которое вскоре распалось, и Гардин объединился с В. Венгеровым. Среди его фильмов, снятых в 1915-1917 годах, выделяются «Приваловские миллионы», «Мысль» и «Слава сильным… гибель слабым…». Последний в 1919 году был перемонтирован и выпущен на экран под названием «Сильным слава», метраж при этом сократился с 1603 метров до 700.

В 1917 году Гардин стал режиссёром фирмы «Нептун», где снимал салонные мелодрамы, зачастую с мистическим сюжетом. Во многих из этих фильмов главную роль сыграл Григорий Хмара. Пресса эти фильмы не заметила, и в большинстве случаев о них почти ничего не известно.

В 1918 году Гардин — один из организаторов, а затем и первый директор Госкиношколы в Москве. В 1920 году — заведующий Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса; в 1922—1924 годах — один из организаторов и режиссёр киностудии Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе. С 1924 года Гардин в качестве режиссёра и актёра работал на ленинградских киностудиях: Госкино, Белгоскино, «Ленфильм». Поставил в 1920-х годах более 50 фильмов.

После появления звукового кино выступал только как актёр, снялся более чем в 70 фильмах, в том числе таких, как «Встречный» (1932), «Иудушка Головлёв» (1933); «Дубровский» (1935); «Юность Поэта» (1937); «Пётр I» (1938); «Человек в футляре» (1939); «Антон Иванович сердится» (1941) и других.

С 1940 года выступал также на эстраде.

Первым из киноартистов удостоен званий «Народный артист РСФСР» (1935) и «Народный артист СССР» (февраль 1947).

Жена — артистка Татьяна Булах (1904—1973).

Умер в Ленинграде 29 мая 1965 года, (по другим источникам — 28 мая). Похоронен на Богословском кладбище.

Адреса в Санкт-Петербурге

1927 — 29.05.1965 года — особняк С. С. Боткина — Потёмкинская улица, 9.

Фильмография

Актёрские работы

1912 — 1812 год
1913 — Ключи счастья — дядюшка
1914 — Энвер-паша — предатель Турции — кайзер Вильгельм II
1914 — Дни нашей жизни — доктор
1915 — Приваловские миллионы — Бахарев
1915 — Война и мир — Наполеон I
1916 — Власть земли — Обёртышев
1917 — К народной власти — фабрикант
1924 — Слесарь и канцлер — Гаммер
1930 — Наши девушки — Матвеев
1930 — Мёртвая душа — Иванов
1930 — Города и годы — фабрикант
1930 — По ту сторону — доктор
1930 — Счастливый Кент — заведующий конторой
1931 — Их пути разошлись — Айвазян
1931 — Снайпер — генерал
1931 — Секрет (короткометражный) — Жуков
1931 — Кровь земли — начальник экспедиции
1932 — Двадцать шесть комиссаров
1932 — Встречный — мастер Бабченко
1932 — Блестящая карьера — Капнист
1933 — Иудушка Головлёв — Порфирий Головлёв
1934 — Крестьяне
1935 — Дубровский — князь Верейский
1935 — Гибель сенсации — Джек Рипль
1936 — Концерт Бетховена
1936 — Я люблю
1937 — Соловей
1937 — Юность поэта — гувернер Мейер
1937 — Пугачёв
1938 — Пётр Первый — Пётр Толстой
1938 — Враги — Печенегов
1939 — Человек в футляре — директор гимназии
1941 — Антон Иванович сердится — Иоганн Себастьян Бах
1941 — Парень из тайги
1944 — Морской батальон
1947 — Солистка балета — Любомирский
1950 — Секретная миссия — Диллон
1950 — Огни Баку

Режиссёрские работы

1914 — Анна Каренина (сохранился не полностью: фрагмент[Прим. 1])
1914 — В огне славянской бури (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1914 — Вавочка (не сохранился)
1914 — Дворянское гнездо (не сохранился)
1914 — Дни нашей жизни (не сохранился)
1914 — Жребий (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1914 — Крейцерова соната (сохранился не полностью: первые 3 части из 4-х)
1914 — Маска смерти (не сохранился)
1914 — Под пулями немецких варваров (не сохранился)
1914 — Подвиг казака Кузьмы Крючкова (не сохранился)
1914 — Привидения (не сохранился)
1914 — Ужасы Калиша (не сохранился)
1914 — Энвер-паша — предатель Турции (не сохранился)
1915 — Без пуговиц (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1915 — Война и мир (совместно с Я. Протазановым) (не сохранился)
1915 — Вторая молодость (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1915 — Дикарка (не сохранился)
1915 — Крик жизни (не сохранился)
1915 — Маскарад чувств (не сохранился)
1915 — Много ли человеку земли нужно (совместно с Н. Маликовым) (не сохранился)
1915 — Накануне (совместно с Н. Маликовым) (сохранился не полностью: фрагменты[Прим. 2])
1915 — Петербургские трущобы (совместно с Я. Протазановым) (не сохранился)
1915 — Приваловские миллионы (совместно с Э. Бескиным) (не сохранился)
1916 — Барышня-крестьянка (совместно с О. Преображенской) (не сохранился)
1916 — Богема (не сохранился)
1916 — В сетях сирен (совместно с О. Преображенской) (не сохранился)
1916 — Великая страсть (режиссёр под вопросом)
1916 — Власть земли (не сохранился)
1916 — Доктор-ловелас (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1916 — Дочь улицы (не сохранился)
1916 — Изобретательность любви (не сохранился)
1916 — Лунный свет (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1916 — Мысль (не сохранился)
1916 — Пиковое положение (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1916 — Слава сильным… гибель слабым… (сохранился не полностью: 2 части из 6)
1916 — Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1917 — Белый негр (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1917 — Граф Нирод (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1917 — Двадцать два несчастья (не сохранился)
1917 — Дети сатаны (не сохранился)
1917 — Любовь монаха (не сохранился)
1917 — Милый друг (режиссёр под вопросом) (не сохранился)
1917 — Наше сердце (не сохранился)
1917 — Роковое (не сохранился)
1917 — Ток любви (не сохранился)
1919 — Девяносто шесть (не сохранился)
1919 — Железная пята (не сохранился)
1921 — Серп и молот
1922 — Призрак бродит по Европе
1923 — Помещик (не сохранился)
1923 — Последняя ставка мистера Энниока (не сохранился)
1923 — Слесарь и Канцлер
1924 — Остап Бандура (не сохранился)
1924 — Особняк Голубиных
1924 — Четыре и пять
1925 — Медвежья свадьба
1925 — Золотой запас (не сохранился)
1925 — Крест и маузер
1926 — Карьера Спирьки Шпандыря
1927 — Кастусь Калиновский
1927 — Поэт и царь
1928 — Четыреста миллионов (не сохранился)
1929 — Песня весны (не сохранился)

Написал сценарии

1914 — Анна Каренина
1914 — В огне славянской бури (сценарист под вопросом)
1914 — Вавочка
1914 — Маска смерти
1914 — Под пулями немецких варваров
1914 — Подвиг казака Кузьмы Крючкова
1914 — Ужасы Калиша
1914 — Энвер-паша — предатель Турции
1915 — Дикарка
1915 — Крик жизни
1915 — Маскарад чувств
1915 — Приваловские миллионы (совместно с Э. Бескиным)
1916 — Власть земли
1916 — Дочь улицы
1916 — Мысль
1926 — Карьера Спирьки Шпандыря
1927 — Кастусь Калиновский
1927 — Поэт и царь
1929 — Песня весны

Монтажёр

1915 — Брандт

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить