Щербина Борис Евдокимович


Щербина Борис Евдокимович
Родился: 5 октября 1919
Умер: 22 августа 1990 (70 лет)


Биография


Борис Евдокимович Щербина — советский государственный и партийный деятель. Заместитель председателя Совета Министров СССР (1984—1989). Герой Социалистического Труда. Один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Руководил ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986) и землетрясения в Армении (1988).

Родился в семье железнодорожника. В 1937 поступил в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. За успешную учёбу и активную общественную работу в 1939 отмечен почётной грамотой ЦК ЛКСМ Украины. В том же году вступил в партию.

Учёбу прервал — добровольцем отправился на советско-финскую войну, воевал в составе 316-го отдельного лыжного эскадрона. Институт окончил лишь в 1942.

Партийная карьера

В годы Великой Отечественной войны занимался организацией войсковых железнодорожных перевозок.

В 1942 году его назначают секретарём Харьковского областного комитета комсомола. В период немецкой оккупации Харькова был переведен в аппарат ЦК ВЛКСМ. Сразу после освобождения города он возвращается на работу в Харьковский областной комитет ВЛКСМ.

С 1944 года — на партийной работе. В 1948 году окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). В 1950—1951 годах возглавлял Харьковский городской комитет КПСС.

В 1951 году он был направлен на руководящую хозяйственную работу в Сибирь. Там под его руководством было закончено строительство Иркутской ГЭС (1958), началось строительство Братской ГЭС (1954). Заложены города Ангарск и Шелехов, запущен в эксплуатацию Ангарский нефтехимический комбинат (1955).

В 1951—1955 годах он занимал должность секретаря, а в 1955—1961 годах — второй секретарь Иркутского областного комитета КПСС.

В начале шестидесятых был переведен в Тюменскую область. В 1961—1973 годы он работает первым секретарем Тюменского областного комитета КПСС.

«К нам явился моложавый, обаятельный, здравомыслящий, одержимый духом новаторства лидер, от которого ожидали скорых и быстрых перемен», — пишет о нем профессор-историк Юрий Прибыльский.

В этот период здесь начинается промышленная разведка и добыча нефти — было запущено первое нефтяное месторождение в Западной Сибири (Шаимское). За 12 лет его руководства регион стал главным нефте- и газодобывающим в СССР. Здесь выросли многотысячные города с социальной инфраструктурой. Здесь протянули линии электропередач и трубопроводов. Проложили железную дорогу «Тюмень-Сургут». Сеть аэропортов связала удаленные сибирские города со Свердловском, Уфой и др.

Член ЦК КПСС (1976—1990). Депутат Верховного Совета СССР 6-11 созывов. Депутат Верховного Совета РСФСР 5-го созыва.

В Совете Министров СССР

В 1973—1984 годах — министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.

На этом посту внедрял высокоэффективные методы освоения нефти и газа, привлекал ученых к решению технологических проблем, возникающих при строительстве в условиях тайги, непроходимых болот, вечной мерзлоты. Протяжённость трубопроводов для экспорта нефти и газа увеличилась вдвое. При нем промыслы автоматизировались их начали обслуживать вахтовым методом. Темпы обустройства нефтяных и газовых месторождений возросли многократно — это вывело СССР на первое место в мире по добыче углеводородов.

13 января 1984 года был назначен заместителем председателя Совета Министров СССР и занимал эту должность до 7 июня 1989 года, когда членов правительства стал избирать Верховный Совет СССР, сформированный на первом Съезде народных депутатов СССР. Курировал деятельность Министерства нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства энергетики, Министерства угольной промышленности, Министерства геологии, Госгортехнадзора и Госатомэнергонадзора.

Вклад в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС

В 1986 году возглавлял правительственную комиссию по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Уже 26 апреля 1986 года прилетел в Киев, сразу отправился в город Припять, распорядившись о его немедленной эвакуации, которая началась на следующий день, 27 апреля, в 14.00, и прошла оперативно и организованно. Затем была также организована эвакуация жителей из 10- и 30-километровой зоны вокруг станции.

Комиссия решила и множество других задач — от тушения пожара на станции до сооружения укрытия над четвёртым энергоблоком, дезактивации территории, возобновления работы уцелевших энергоблоков и строительства нового городка энергетиков Славутич.

Считается, что командировки в зону ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС подорвали его здоровье и сократили его жизнь.

Землетрясение в Армении

В 1988 году его опять бросили на самый трагический объект страны — он возглавил комиссию по ликвидации последствий землетрясения в Армении, которая стала делом всего Советского Союза. Армейские части, добровольцы-строители из всех республик помогали жителям Спитака, Ленинакана и других пострадавших от стихии населённых пунктов (21 город и 350 сёл, из которых 58 были полностью разрушены) разбирать завалы и налаживать жизнь с нуля.

В этом землетрясении, равном по мощности подземных ударов 10 ядерным взрывам Хиросимы, 25 тысяч человек погибло, 140 тысяч стали инвалидами, а 514 тысяч человек лишились крова. Щербина привлёк и международных спасателей — из Чехословакии, Австрии, имевших специально обученных собак и тепловизоры для поиска живых людей под завалами. Всего помощь в ликвидации последствий землетрясения оказали 11 стран.

Щербина вызывал в штаб министров руководителей Госстроя, чтобы мобилизовать все ресурсы для спасения людей. Было организовано лечение пострадавших в больницах Москвы, Ленинграда, реабилитация и отдых в санаториях.

«Борис Щербина — настоящий герой, — говорил Вардкес Арцруни, в 1988 году председатель Госстроя Армянской ССР. — Оказывается, возглавляя правительственную делегацию чернобыльской аварии, он хлебнул там радиации. Здесь на второй день смотрю — он начинает кашлять, кашлять… Иммунитета нет — в холоде в этом, голоде заболел. Ну ему ничего не стоило вылететь в Москву… Он месяц сидел с нами рядом! С каждым днем чувствовал себя все хуже и хуже, но не уезжал».

Последние годы

С июня 1989 года — персональный пенсионер союзного значения.
Летом 1990 года подал в Политбюро ЦК КПСС записку об обстановке в стране со следующими словами:

Сам по себе факт избрания Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР опасен последствиями в политике и экономике страны. Ни политических, ни моральных качеств новоявленный руководитель Верховного Совета для такого поста не имеет. Если группе Ельцина удастся полностью захватить Верховный Совет и Совмин республики, наступит тяжелейшая полоса в истории страны.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Памятники и почётные звания

Почётный житель города Дебальцево (посмертно). На сессии городского совета, состоявшейся 23 октября 2009 года, депутаты единогласно присвоили Борису Щербине звание Почётного жителя города Дебальцево.

На главной улице Тюмени — улице Республики — в сквере имени Немцова 26 ноября 2004 года был установлен бюст Б. Е. Щербины.
В городе Гюмри (бывший Ленинакан), республика Армения, установлен памятник, именем Б. Е. Щербины названа одна из улиц города.

В 2010 году авиакомпания ЮТэйр присвоила имя Бориса Щербины самолёту Ту-154М бортовой номер RA-85788. Позже самолёт был выведен из эксплуатации. В 2014 году имя Бориса Щербины получил самолёт Boeing 737-800 Авиакомпании ЮТэйр с бортовым номером VQ-BQQ.

Киновоплощения

В сериале «Чернобыль» сыгран Стелланом Скарсгордом

Награды

Герой Социалистического Труда (06.10.1983)
четыре ордена Ленина (03.10.1969; 13.12.1972; 04.10.1979; 06.10.1983)
орден Октябрьской Революции (25.10.1971)
два ордена Трудового Красного Знамени (11.01.1957; 22.03.1966)
медали
Добавить комментарий