Уильям Гибсон

Уильям Гибсон

Уильям Гибсон
Родился: 17 марта 1948 года


Биография


Уильям Гибсон (англ. William Gibson; 17 марта 1948, Конвей, Южная Каролина, США) — американский писатель -фантаст, с 1967 года живущий в Канаде и имеющий двойное гражданство.

Он считается основателем стиля киберпанк, определившего жанровое лицо литературы 1980-х. Его трилогия «Киберпространство» («Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза Овердрайв») привлекла миллионы читателей. Некоторые произведения Гибсона созданы в соавторстве с Брюсом Стерлингом. Проза Гибсона имеет ярко выраженный социально-психологический и социально-философский характер, он считается одним из лучших стилистов современной американской литературы. Лауреат премий «Хьюго», «Небьюла» и награды имени Филипа К. Дика (1985).

Родился в городе Конвей, штат Южная Каролина. В 13 лет, втайне от матери, купил себе набор книг писателей бит-поколения — Джека Керуака, Уильяма Берроуза и других, которые значительно повлияли на его представления о литературе и жизни.Учился в местной школе с баскетбольным уклоном, хотя сам проводил все время в своей комнате за чтением. Был робким, неуклюжим подростком. В 15 лет поехал учиться в частную школу в Аризоне.

После смерти матери, когда ему было 18 лет, эту школу Гибсон бросил и уехал в путешествия по Калифорнии и Европе. В 1967 году он переезжает в канадский город Торонто — по его словам, он уехал из США, чтобы избежать призыва на вьетнамскую войну. В 1972 году он женился и обосновался в Ванкувере (тихоокеанское побережье Канады), где и начал писать фантастику. Поняв, что проще рассчитывать на стипендию, чем работать, поступает в университет Британской Колумбии, и в 1977 году получает степень бакалавра, специализируясь на английской литературе.

В университете Гибсон посещал курс по научной фантастике; в это время он пишет свой первый рассказ «Осколки голографической розы». В конце 1980-х Гибсон познакомился с творчеством Виктора Цоя и работал с Рашидом Нугмановым над сценарием фильма, в котором главная роль отводилась знаменитому музыканту, но гибель последнего не позволила этому проекту состояться.

Ранние произведения Гибсона в основном представляют собой футуристические рассказы, повествующие о проникновении кибернетики в жизнь людей и о влиянии киберпространства (реальности, созданной компьютером) на человечество. Гибсону принадлежит авторство понятия «киберпространство» (англ. «cyberspace»), он впервые в литературе описал виртуальную реальность. При этом ему не нравится, когда его произведения называют киберпанком.

При остром сюжете насыщает произведения описаниями множества гаджетов, но считал, что внешние атрибуты — не главное. Считал, что литературное образование, которое он получил, является «только кошмарным грузом теории». Движущей силой глобализации видел деятельность транснациональных мегакорпораций, дзайбацу. При этом, мир будущего в описании Гибсона — не слишком приятное место. Жизнь общества в нём полностью подчинена интересам враждующих корпораций.

Написав несколько романов, где Япония занимает значительную часть повествования, сам в тот момент в Японии не бывал. Например, Тиба в «Нейроманте» — это фантазия на темы американского Детройта, перенесённая в Японию. «Детройтом ведь никто не гордится — это просто грязная, отвратительная окраина», — говорит он. Таков и мир, описываемый Гибсоном в общем. Много писал о Японии потому, что общался с японцами-туристами, приезжающими в Ванкувер на отдых, и их рассказы о совсем другой культуре его интересовали.

Сам Гибсон считает жанр научной фантастики только инструментом, с помощью которого он может сделать что-то новое в литературе. А от ярлыка «изобретателя киберпанковского движения» он открещивается, поскольку считает, что навешивание ярлыков несёт смерть жанру. «Думаю, что ярлык запутает менее известных авторов, которые попытаются этим заниматься. Будет немало боевиков с мордобоем. Появится множество поделок о парнях с ирокезами, севших за компьютер. „Киберпанк" бьёт мимо цели» — говорит он в интервью в 1986 году.

В произведениях последнего цикла («Распознавание образов», «Страна призраков») Гибсон отошёл от описания традиционного для начала «киберпанка» мира. В этих произведениях описание смещается в современное время (например, в задуманном в 2006 году романе «Страна призраков» действие происходит в 2006 году, частично в Ванкувере, где живёт сам Гибсон), пропадают герои-кибержокеи, отсутствуют биоимплантаты и другие явные признаки стиля. Описанные ранее «фантастические» вещи уже незаметно вошли в обыденную жизнь людей.

По рассказам Гибсона снято два фильма: «Джонни-мнемоник» (1995 год) и «Отель „Новая Роза"» (1998 год).После долгого периода неясности и нескольких незавершенных попыток экранизации, фильм по роману «Нейромант» был запущен в производство в 2007 году (режиссёр Винченцо Натали, актёры Хейден Кристенсен, Лив Тайлер — предварительно). Планируемая дата выпуска — 2011 год. Права на «Граф Зеро» и «Mona Lisa Overdrive» тоже выкуплены. «Распознавание образов» экранизируется Питером Уиром с 2006 года, хотя Гибсон пишет, что «он надеется, что дальше Уир не продвинется».

В соавторстве с Томом Мэддоксом были написаны сценарии к сериям телевизионного сериала «Секретные материалы»:
- «Kill Switch»Выключатель», 11 серия 5 сезона, 15 февраля 1998 года) - «First person shooter» («Стрелялка от первого лица», 13 серия 7 сезона, 2000 год).

Ознакомившись с работами Уильяма Гибсона и его биографией, неизбежно возникает вопрос: как человеку, не имеющему никакого прямого отношения к высоким технологиям и никогда не работавшему с компьютерами профессионально, удалось создать произведения, по праву признанные лучшими в жанре? Ведь, по сути, он сымитировал целую науку, придумал массу терминов, умудрившись при этом не потерять в чисто художественных качествах своих работ. Наверное, ответить на эти вопросы не смог бы даже сам Гибсон.


Награды

1984 — Nebula Award // Роман —> Neuromancer
1985 — Philip K. Dick Award // Лучшая НФ-книга в США —> Neuromancer
1985 — Hugo Award // Роман —> Neuromancer
1998 — Сигма-Ф // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) —> Neuromancer
2002 — Сигма-Ф // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) —> Virtual Light
2008 — Hall of Fame // Литература

Работы

Трилогия Киберпространства
1984 — Нейромант ( Нейромантик ) / Neuromancer
1986 — Граф Ноль (Счёт Ноль) / Count Zero
1988 — Мона Лиза Овердрайв / Mona Lisa Overdrive
1990 — Машина различий / The Difference Engine
Трилогия Моста
1993 — Виртуальный свет / Virtual Light
1996 — Идору / Idoru
1999 — Все вечеринки завтрашнего дня / All Tomorrow’s Parties
Трилогия Бигэнда
2003 — Распознавание образов / Pattern Recognition
2007 — Страна призраков / Spook Country
2010 — Zero History
Рассказы
1977 — Осколки голограммной розы / Fragments of a Hologram Rose
1981 — Джонни-мнемоник / Johnny Mnemonic
1981 — Отель «Новая Роза» / New Rose Hotel
1982 — Сожжение Хром / Burning Chrome
1986 — Сожжение Хром / Burning Chrome
1992 — Комната Скиннера / Skinner’s Room
2012 — Distrust That Particular Flavor
Добавить комментарий