Таривердиев Микаэл Леонович


Таривердиев Микаэл Леонович
Родился: 15 августа 1931
Умер: 25 июля 1996 (64 года)


Биография


Микаэл Леонович Таривердиев — советский и российский композитор. Народный артист РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, а также более 100 песен и романсов, 4 балета, 5 опер, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Полностью его музыкальное наследие ещё не извлечено из архива композитора.

Наибольшую известность Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам, прежде всего — «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Родился в Тбилиси, в армянской семье. Отец Таривердиева служил директором Государственного банка, в 1937 году был репрессирован. Жил в д. 14 на улице Павле Ингороквы (современный адрес). Учился в 43-й тбилисской средней школе и в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.

По настоянию матери он поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился полтора года. За это время изучил армянский язык и неплохо им владел. С 1953 по 1957 учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.

В 1958 году дебютировал в кинематографе, в фильме «Юность наших отцов».

В 1960-х годах Таривердиев был отчаянно влюблён в актрису Людмилу Максакову. 9 мая 1967 года они вместе ехали на машине по Ленинградскому проспекту. По разным данным неясно, кто из них был за рулём. Внезапно на дорогу выскочил человек. Таривердиев заявил ГАИ, что за рулём был он. Композитора осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже ровно два года, после суда его освободили. В фильме «Вокзал для двоих» экранизирован этот эпизод его жизни. Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала с друзьями. После этого Таривердиев решительно прекратил роман с актрисой. Впрочем, по ее рассказу, он реально сидел за рулем, будучи нетрезвым, и после ДТП пытался скрыться.

В 1983 году познакомился с Верой Гориславовной. Вместе они прожили 13 лет.

В 1993—1996 годах был художественным руководителем благотворительной программы «Новые имена». Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России.

Автор пяти опер, в том числе «Кто ты» (для театра Б. Покровского, 1966), «Граф Калиостро» (1983) «Ожидание» (1985), «Женитьба Фигаренко» (сатирическая опера по мотивам Бомарше, 1996, пост. в 2018), четырёх балетов (балет «Девушка и смерть» (по М. Горькому, 1985), музыки для органа — три концерта для органа, 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфония для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения», вокальных циклов на стихи Л. Н. Мартынова, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, М. И. Цветаевой и многого другого.

Написал музыку к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Мой младший брат», «Король-Олень», «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики!», «Старомодная комедия», «Любить». Всего — к 132 фильмам, более 100 романсов, инструментальные концерты. Его музыка использована в фильме «Исаев».

Активно сотрудничал с музыкальным коллективом (трио) "Меридиан" из города Иваново.

Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву. Похоронен на Армянском кладбище Москвы.

В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».

Личная жизнь

Отец: Леон Навасардович Таривердиев (1903, Нагорный Карабах — 1977).
Мать: Сатеник Григорьевна Акопова (1902, Тифлис — 1976).
Первая жена: Елена Васильевна Андреева (1926—2000).

Сын: Карен Микаэлович Таривердиев (28.05.1960 — 10.07.2014), выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, майор, участвовал в войне в Афганистане на различных должностях в подразделениях спецназа ГРУ, награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, несколько раз был тяжело ранен. После отставки работал журналистом, писал рассказы об Афганской войне. Публиковался в центральных периодических изданиях России, одно время работал на телевидении в передаче «Дорожный патруль».

Вторая жена: Элеонора Маклакова — художник-постановщик. Профессор.

Третья жена: Вера Гориславовна Таривердиева — музыковед, президент Благотворительного Фонда Микаэла Таривердиева, автор книги «Биография музыки» (о жизни и творчестве Микаэла Таривердиева), арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева.

Творческая деятельность

Имя Микаэла Таривердиева больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы». Помимо этого композитор написал музыку к 132 кинофильмам, он автор камерных вокальных циклов, четырёх балетов, четырёх опер, органной музыки. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957 году), он дебютировал как композитор в Зале имени Чайковского (через неделю программу повторили в Большом зале) Московской консерватории — его романсы исполнила камерная певица Зара Долуханова (концертмейстер Б. М. Козель). С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского. Комическая опера «Граф Калиостро» более 15 лет оставалась одной из самых репертуарных опер театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.

В последние годы жизни Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после катастрофы. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета.

Музыка Таривердиева, независимо от жанра, узнаваема с первых тактов: будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Композитор всегда находился в постоянном развитии, придумывал для себя всё время что-то новое, экспериментировал, ставил перед собой новые задачи. В 1960-е годы, после успеха романсов, исполненных Зарой Долухановой, он провозглашает третье направление. Это вызов академизму с одной стороны, а с другой — массовой культуре. Но когда это направление подхватывается другими композиторами, он возвращается к академическим жанрам. Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту.

Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978). Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».

Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр» (учреждена в 1998 году)

Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева (проходит раз в два года с 1999 года в Калининграде).
Являлся членом редакционного совета журнала «Детектив и политика».
В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».

Дискография

«Человеческий голос. Vox humana» вокальные циклы на стихи средневековых японских поэтов.

«Акварели», на стихи Леонида Мартынова, Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Евгения Винокурова, моноопера «Ожидание» на стихи Роберта Рождественского. Исполняют: Зара Долуханова (сопрано), Нина Лебедева (сопрано), Мария Лемешева (сопрано), Нина Светланова (фортепиано), Микаэл Таривердиев (фортепиано), оркестр Камерного театра имени Б.Покровского, дирижёр Владимир Агронский.

«Я такое дерево. Автопортрет». Монологи, речитативы, баллады на стихи Григория Поженяна, Эрнеста Хэмингуэя, Людвика Ашкенази, Михаила Светлова, Андрея Вознесенского в исполнении автора.

«Авангард Микаэла Таривердиева». Вокальные циклы на стихи средневековых японских поэтов.

«Акварели», вокальные циклы на стихи Беллы Ахмадулиной, Семена Кирсанова, Марины Цветаевой, Леонида Мартынова, вокальная сюита в тональности Соль на стихи Владимира Малишевского исполняют Ольга Кирьянова, Виктория Евтодьева, Татьяна Куинджи. Партия фортепиано — Алексей Гориболь

«QUO VADIS» Произведения для органа:
Концерт для органа «Кассандра»
две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам»
Симфония для органа «Чернобыль» в исполнении Екатерины Мельниковой и Жана Пьера Стайверса.
«Настроения». Произведения для органа:
Шесть хоральных прелюдий из цикла «Подражание старым мастерам»
10 пьес из цикла «Настроения»
Третий концерт для органа в исполнении Алексея Паршина.

«Граф Калиостро». Комическая опера в двух действиях. В исполнении солистов и артистов Московского камерного театра имени Бориса Покровского. Дирижёр — Владимир Агронский.

«Запомни этот миг». Сборник произведений Микаэла Таривердиева на двух дисках.
«17 мгновений весны». Музыка к фильму.
«Ирония судьбы» . Музыка к фильму.

Двойной альбом музыки из кинофильмов «Ольга Сергеевна», «Ошибка резидента», «Медный ангел», «Пропавшая экспедиция», «Король-олень», «Пятнадцатая весна».

«Знаменитые песни из знаменитых фильмов».
«Знаменитые инструментальные хиты».
«Двое в городе». Монологи, речитативы, баллады Микаэла Таривердиева в исполнении Ольги Дзусовой (вокал) и Алексея Гориболя (ф-но).
«Предчувствие любви». Мадригалы Микаэла Таривердиева в исполнении Вокального трио «Меридиан».
«Не исчезай». Романсы и песни Микаэла Таривердиева в исполнении дуэта Галины Бесединой и Сергея Тараненко.
«Ночные забавы. Тихая музыка». Музыка кино последних лет.
«Воспоминание о Венеции. Тихая музыка» Музыка кино последних лет.
«До свидания, мальчики!» музыки кино 1960-х.
«Видение джаза».
Авторские обработки еврейских песен в исполнении Маши Иткиной.
«Мгновения» музыка кино.
«Обещание любви» музыка кино.
«Микаэл Таривердиев и Эльдар Рязанов».
«Семнадцать мгновений судьбы. От Кобзона до Глюкозы». Новые версии песен Микаэла Таривердиева.
«Nostalgia». Исполнение музыки Микаэла Таривердиева японским дуэтом «Хиде-Хиде» (сякухати, сямисэн).
«Мир музыки Микаэла Таривердиева» — два DVD с архивными записями, концертами, передачами о Микаэле Таривердиеве.

Список сочинений

Оперы

«Кто ты?» (опера для молодых). Либретто по повести Василия Аксенова «Пора, мой друг, пора!»

«Мандарины из Марокко» со стихами А. А. Вознесенского, Е. М. Винокурова, Е. А. Евтушенко, Г. Поженяна, Р. И. Рождественского, С. И. Кирсанова, М. Львовского

«Граф Калиостро» (опера-буфф) по мотивам одноимённой повести А. Н. Толстого
«Ожидание (Монолог женщины)» (моноопера по поэме Р. И. Рождественского)
«Женитьба Фигаренко» (сатирическая опера по мотивам Бомарше, либретто М. Г. Казовского и Ф. Филиппова)

Инструментальная музыка

9 новелетт для фортепиано, 1953 г.
«Мимолётности» для фортепиано, 1953 г.
Соната для валторны и фортепиано, 1954 г.
Концерт для тромбона с оркестром, 1954 г.
Концерт для голоса с оркестром, 1956 г.
Полифоническое трио, 1957 г.
Увертюра «К звёздам», 1958 г.
Концерт для скрипки с оркестром N1 первая редакция — для большого состава оркестра, вторая — для камерного), З части , 24 мин., 1982 г.
Цикл из 24 пьес для фортепиано «Настроения», 42 мин., 1986 г.
Концерт для скрипки с оркестром N2 (струнные большого состава, духовые, ударные), 1-частный, 20 мин., 1992 г.
Концерт для альта и струнных в романтическом стиле, 1-частный, 22 мин., 1994 г.
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, в 2 частях, 19 мин.

Произведения для органа

Концерт для органа «Кассандра», 4 части, 18 мин., 1985 г.
Симфония для органа «Чернобыль», 2 части («Зона», «Qvo vadis?»), 26 мин., 1988 г.
Концерт для органа «Полифоническая тетрадь», 4 части, 20 мин., 1988 г.
Четыре пьесы для органа («Отражения», «Движение», «Хорал», «Прогулка в до-мажоре») 14 мин., 1989 г.
Десять хоралов для органа «Подражание старым мастерам», посвящено инфанте испанской Елене. 45 мин., 1995 г.

Балеты

«Герника» — балет в двух актах, 1984 г., 78 мин.
«Девушка и смерть» — балет в двух актах, 1986 г., 86 мин.

Концерты

Концерт для голоса с оркестром
Концерт для скрипки с оркестром N1 (первая редакция)
Концерт для скрипки с оркестром N1 (вторая редакция для камерного состава)
Концерт N2 для скрипки и струнного оркестра
Концерт для альта и струнного оркестра в романтическом стиле

Театральные работы

«На берегу», одноактный балет

«Допрос», одноактный балет поставлены в 1945 году в Тбилисском театре оперы и балета, балетмейстеры-постановщики Г. Геловани, М. Гамалетдинов.

«Назначение», 1963 г., театр «Современник», режиссёр-постановщик О. Ефремов
«Прощай, оружие!», 1966 г., театр ЛЕНКОМ, режиссёр постановщик Гинзбург
«Кто ты?» 1966 г., Камерный музыкальный театр, режиссёр-постановщик Б. Покровский
«Герой нашего времени» 1966 г., Театр на Таганке, режиссёр-постановщик Ю. Любимов
«Прощай», 1968 г., Театр имени Моссовета, режиссёр-постановщик М. Захаров.
«Восхождение на Фудзияму», театр «Современник», режиссёр-постановщий Г. Волчек
«Граф Калиостро» Московский камерный музыкальный театр, 1983 г., режиссёр-постановщик Б. Покровский
«Ожидание», Московский камерный музыкальный театр, 1985 г., режиссёр-постановщик Б. Покровский
«Ожидание», Софийский театр оперы и балета, 1990 г.
«Ожидание», Ереванский театр оперы и балета, 1992 г.
«Ожидание» Волгоградский музыкальный театр. Дирижёр-постановщик А. Смирнов, 2010 г.
«Преступная троица», Московский театр «СФЕРА», 1994 г., режиссёр-постановщик Е. Еланская
«Король, дама, валет», Московский театр «СФЕРА», 1995 г., режиссёр-постановщик Е. Еланская
«Король-олень», Театр «ГЛОБУС» в Лос-Анджелесе, 1994 г.
«Король-олень», Московский театр «СФЕРА», режиссёр-постановщик Е. Еланская, 1996 г.
«Мария Стюарт», Театр имени Ермоловой, режиссёр Владимир Андреев, 1996 г.

Вокальные произведения

Три романса на стихи А.Исаакяна («Сорванную розу ветке не вернуть» 3.10, «Могила» 2.56, «Я помню всегда» 3.59), 1955 г.
Три сонета Шекспира («Замшелый мрамор каменных могил» 2.48, «О, как тебе хвалу я воспою» 3.46, «Трудами изнурен» 4.05), 1956 г.
«Бывает так» (ст. Гайковича) 2.45, 1961 г.
Три песни на стихи В.Орлова («Знакомая песенка» 2.52, «Золотые сумерки» 2.05, «Песенка по телефону» 3.08), 1957 г.

«Акварели» — вокальный цикл на стихи средневековых японских поэтов («В путь» 0.55, «Пути в столицу» 1.54, «Перед казнью» — «В тумане утреннем» 1.54, «Сон» 1.51,) 1957 г.

Вокальный цикл на стихи Маяковского («А вы могли бы?» 1.06, «Кое-что про Петербург» 2.16, «Тучкины штучки» 1.49, «Послушайте» 2.05, «Вместо письма» 8.08), 1958 г.

Три песни на стихи С.Давыдовой («Песня о голубях» 2.01, «Дорожная песня» 2.38, «Песня о весне» 2.17), 1959 г.
«Садовое кольцо» (ст. С. Гребенникова и Н. Добронравова) 2.49, 1960 г.
«Твои глаза, как фары новых машин» 3.10 (ст. С. Кирсанова), 1960 г.
Три романса на ст. Кирсанова («Твои рисунки» 3.17, «И за белой скатертью» 3.58, «Приезжай» 3.36), 1960 г.
Вокальный цикл на стихи Л. Мартынова («Вечерело» 2.30, «Вода» 1.50, «Листья» 4.01), 1962 г.
Две песни на стихи Н. Добронравова («Ты не печалься» 2.34, «По вечерам» 2.18), 1963 г.
Вокальный цикл на стихи Беллы Ахмадулиной («Старинный романс» 2.25, «Я думала, что ты мне враг» 3.14, «Пятнадцать мальчиков» 4.31), 1963 г.
Вокальный цикл на стихи Е.Винокурова («Я ловил ощущение» 2.46, «Окна» 1.39, «Я лицо твое стал забывать» 2.59), 1964 г.

«Скирли» — вокальная сюита на стихи М. Малишевского («Воробей-экспериментатор» 1.48, «Обезьяна и зеркало» 1.53, «Самолюбие» 1.17, «Критики и пузыри» 1.03, «Беседа» 1.43, «По-грачиному» 1.28, «Соловей и художественный совет» 1.59), 1964 г.

Семь песен-речитативов на ст. Г. Поженяна («Я такое дерево», «Дельфины», «Вот так улетают птицы», «Сосны», «Мне хотелось бы», «Я принял решение», «Скоро ты будешь взрослым»), 1967 г.

«Ты уходишь, как поезд» 2.57, на стихи Е. Евтушенко, 1966 г.
«Песня-Сказка О Старом Доме На Новом Арбате» (Стихи В.Высоцкого ) 1966 г.

«Прощай, оружие» — вокальный цикл на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского «Топот ног», «Зачем?», «По мокрой земле», «Убитый», «С тобой когда-нибудь это было?», «Чем отличается ночь ото дня?», «Хвала рождеству», «Мы тратим, что не воздано для трат», "Любовь и сострадание», «Я бросаюсь к тебе», «Мы несем любовь в себе», «Вечно живые»). 1968 г.

«Маленький принц» 2.05, (ст. Н.Добронравова), 1968 г.

Шесть вокальный новелл на ст. Людвига Ашкенази («Радио» 1.44, «Женщины» 1.09, «Сигареты» 1.30, «Я ей прямо так и сказал» 2.28, «Облако пара» 1.37, «Песня о новом поколении» 1.20), 1969 г.

Песни на стихи А. Вознесенского «Тишины хочу» 2.42, «Не трожь, человека, деревце» 1.30, «Загляжусь ли на поезд» 3.12, Память («Убил я поэму») 3.32, «Свисаю с вагонной площадки» 3.32, 1970 г.

Два романса на стихи М.Цветаевой («Мой милый, что тебе я сделала?» 3.06, «Попытка ревности» 2.58), 1971 г.
«Я к вам пишу» ст. М. Лермонтова 2.58, 1971 г.
Две песни на ст. Р. Рождественского («Мгновения» 2.47, «Песня о далекой родине» 2.41), 1972 г.

Шесть песен на стихи советских поэтов («Мне нравится» ст. М. Цветаевой 1.33, «Никого не будет в доме» ст. Б. Пастернака 2.18, «Со мною вот что происходит» ст. Е. Евтушенко 2.25, «Я спросил у ясеня» ст. Владимира Киршона 3.06, «По улице моей» ст. Б. Ахмадулиной 2.51)

«Память» на ст. Д. Самойлова 3.06, 1975 г.
«Не исчезай» на ст. А. Вознесенского 3.02, 1975 г.

«Мы с тобою, товарищ» — цикл песен на стихи М.Светлова («Далекие красногвардейцы» 2.47, «Песня старых комсомольцев» 1.47, «Я другом ей не был» 2.06, «Московский военный округ» 2.10, «В разведке» 1.59, «Болота проходит пехота» 2.13, «Мы с тобою»)

«Эхо» («Не возвращайтесь к былым возлюбленным» на стихи А. Вознесенского 4.10), 1977 г.
«Песенка о цирке» на ст. Б. Ахмадулиной 3.04, 1977 г.

«Запомни этот мир» — вокальный цикл на ст. А. Вознесенского («Над пашней сумерки не резки» 1.58, «Ностальгия по настоящему» 2.13, «Благодарю, что не умер вчера» 2.16, «Запомни этот миг» — 2.48), 1979 г.

Восемь сонетов Шекспира («Люблю» 3.00, «Сонет о курице» 1.48, «Я виноват» 2.15, «Увы, мой стих не блещет новизной» 4.42, «Сонет о яблоке» 2.10, «Любовь слепа и нас лишает глаз» 4.51, «Мешать соединенью двух сердец» 2.59, «Пылающую голову рассвет» 2.39)

Пять песен на стихи М. Цветаевой («Откуда такая нежность?» 2.10, «Вот опять окно» 2.36, «Островитянка» 2.26, «Мне тебя уже не надо» 2.23, «Забыть?» 3.25), 1986 г.

Награды и премии

Орден Трудового Красного Знамени (28 июня 1982 года) — за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны»

Государственная премия СССР (1977) — за музыку к фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

премия Ленинского комсомола (1977) — за патриотические песни последних лет и вокальный цикл «Вспомним, товарищ!», посвящённый Ленинскому комсомолу.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (4 декабря 1979)
Народный артист РСФСР (7 февраля 1986)

лауреат трёх премии «Ника» («Загадка Эндхауза», «Русский регтайм», «Летние люди»), лауреат премии Американской академии музыки за сюиту из к/ф «Ольга Сергеевна».

Память

На доме № 9 по улице Усиевича, где композитор жил более тридцати лет, установлена памятная доска.

Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.

Именем композитора названа Детская музыкальная школа в микрорайоне Очаково, Москва.

В 1998 году была учреждена Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».

11 сентября 2013 года именем композитора названа Детская музыкальная школа города Гвардейска, Калининградской области.
Добавить комментарий