Бриттен Бенджамин


Бриттен Бенджамин
Родился: 22 ноября 1913
Умер: 4 декабря 1976 (63 года)


Биография


Бенджамин Бриттен — британский композитор, дирижёр и пианист. Один из крупнейших английских композиторов XX века.

С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа (англ.)русск., затем в 1929—1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (англ.)русск. (фортепиано); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.

Уже ранние произведения Бриттена — «Гимн Деве» (англ. A Hymn to the Virgin; 1930), хоровые вариации «Младенец родился» (англ. A Boy was Born; 1934) — привлекли внимание музыкальной общественности.

В 1935—1942 годах Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» (англ. Our Hunting Fathers), музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (англ. Paul Bunyan; 1941), созданная после переезда обоих в США.

В 1936 году началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим спутником жизни композитора.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 году композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (англ. Peter Grimes; 1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; 1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джеймса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (англ.)русск. (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964).

В 1948 году Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В 1957 году заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (англ. The Prince of the Pagodas; 1957).

В 1960-е годы Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» (англ. Parables for Church Performance); третья из них, «Блудный сын» (англ. The Prodigal Son; 1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию.

Особый успех выпал на долю Военного Реквиема (англ.)русск. (англ. War Requiem; 1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Его исполнили впервые в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что Реквием разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах.
Бриттен неоднократно бывал в СССР — в 1963, 1964, 1971 годах.
В 1970-е годы к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание.
В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса.
В 1976 году, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.
Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.

При жизни Бриттена его гомосексуальность не была темой публичного обсуждения. Но после смерти Бена Питер Пирс, переживший его на десять лет, рассказывая о друге и об их счастливом браке, признавался: «Он любил мой голос и любил меня».

Признание

Введён в Зал славы журнала Gramophone.
Бриттену посвящён ряд сочинений других композиторов, в том числе 14-я симфония Д. Д. Шостаковича и «Cantus» А. Пярта.

Сочинения (выборка)

Для оркестра

Два портрета, для струнного оркестра (1930)
Симфониетта, op. 1
Простая симфония (Simple symphony), для струнного оркестра, op. 4 (2-я редакция — 1934)
Музыкальные вечера (Soirées musicales). Сюита № 1 на музыку Дж.Россини, op. 9 (1936)
Вариации на тему Фрэнка Бриджа, для струнного оркестра, op. 10
Канадский карнавал. Увертюра для оркестра, op. 19
Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem), op. 20 (1940)
Музыкальные утренники (Matinées musicales). Сюита № 2 на музыку Дж.Россини, op. 24 (1941)
Путеводитель по оркестру для юных слушателей (вариации и фуга на тему Пёрселла), для чтеца с оркестром, op. 34 (1945)
Люди доброй воли. Вариации на рождественскую кэрол (Men of goodwill. Variations on a Christmas carol)

Для музыкального театра

Питер Граймс (опера; 1945)
Поругание Лукреции (опера; 1946)
Альберт Херринг (опера; 1947)
Давайте ставить оперу (детская опера; 1949)
Билли Бад (опера; 1951)
Глориана (опера; 1953)
Поворот винта (опера; 1954)
Принц пагод (The Prince of the Pagodas), балет (op. 57; 1957)
Ноев ковчег (Noye's Fludde). Честерский миракль, положенный на музыку, op. 59 (1958)
Сон в летнюю ночь (опера; 1960)
Река Керлью (опера-притча; op. 71; 1964)
Золотая тщета (The golden vanity). Водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78 (1966)
Пещное действо (The burning fiery furnace; опера-притча; 1966)
Блудный сын (The prodigal son), опера-притча, op. 81 (1968)
Смерть в Венеции, опера (1973)
Оуэн Уингрейв, опера, op. 85

Для хора

Гимн Деве Марии (A hymn to the Virgin), для двойного хора (1930)
Родился Мальчик (A boy was born). Вариации для смешанного хора, op. 3 (1934)
Хоровые пятницы (Friday afternoons). Цикл песен для детского хора и фортепиано, op. 7 (1935)
Небожители. Кантата для хора и оркестра (1937)
Баллада героев (кантата; 1939)
Рождественские песни (Ceremony of Carols) (1942)
Возвеселитесь в Агнце (Rejoice in the Lamb). Кантата на стихи Кристофера Смарта (1943)
Святой Николай. Кантата для солистов, хора и оркестра, op. 42
Военный реквием, для солистов, хора и оркестра, op. 66 (1962)
Кантата-misericordium, для солистов, хора и оркестра, op. 69

Прочие сочинения

Струнные квартеты (1931, 1941, 1945 и 1975 гг.)
Наши предки — охотники, для высокого голоса с оркестром, op. 3 (1936)
Концерт для фортепиано с оркестром, op. 13 (1938)
Озарения (Les Illuminations). Вокальный цикл для тенора и струнных на стихи А.Рембо, op. 18 (1939)
Концерт для скрипки с оркестром, op. 15 (1939)
Юный Аполлон (Молодой Аполлон), для фортепиано с оркестром, op. 16
Семь сонетов Микеланджело, для тенора и фортепиано (1940)
Серенада, для тенора, валторны и струнных, op. 31 (1943)
Весенняя симфония (Spring Symphony) для солистов, хора и оркестра, op. 44 (1949)
Китайские песни (Songs from the Chinese), для голоса и гитары (1957)
Ноктюрн, для тенора, облигатных инструментов и струнных, op. 60 (1958)
Симфония для виолончели с оркестром, op. 68 (1964)
Цикл песен на слова А. Пушкина (1965)
Сюита № 3 для виолончели соло (c использованием русских народных мелодий) (1971)
Шотландская баллада, для двух фортепиано с оркестром, op. 26
Фантастический квартет (для гобоя, скрипки, альта и виолончели)

Обработки, редакции чужих сочинений

переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша (1948)
Добавить комментарий