Дубовской Николай Никанорович


Дубовской Николай Никанорович
Родился: 5 (17) декабря 1859
Умер: 28 февраля 1918 (58 лет)


Биография


Николай Никанорович Дубовской — живописец русской пейзажной школы рубежа XIX и XX веков, видный общественный деятель, член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок» — далее ТПХВ) — самого значительного из русских художественных объединений XIX века, сыгравшего выдающуюся роль в развитии русского изобразительного искусства.

Академик живописи (1898), действительный член Императорской Санкт-Петербургской академии художеств (ИАХ) (1900), член Совета Академии художеств (1908), преподаватель (1909) и профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (1911).

Автор проникновенных, мастерски исполненных и пользующихся большой популярностью картин русской природы, продолжатель традиции широкого, панорамного пейзажа своего учителя академика М. К. Клодта (1832—1902). Кисти художника принадлежит более четырёхсот картин и около тысячи этюдов.

Н. Н. Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме. Картины мастера пейзажа представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, Сочинском художественном музее и во многих других музеях и галереях России и за рубежом.

Жизнь и творчество

Годы ученичества

Николай Никанорович Дубовской родился в Новочеркасске в семье родового казака — войскового старшины Войска Донского. Рисовать начал в детстве, копируя иллюстрации в журналах «Нива», «Всемирная Иллюстрация». Его дядя, художник А. В. Пышкин, научил мальчика рисовать по памяти. Несмотря на проявленный с ранних лет интерес к рисованию, по нерушимой семейной традиции он обязан был выбрать судьбу военного. По настоянию отца в 1870 году он был определён кадетом в Владимирскую Киевскую военную гимназию.

Учась в Владимирской Киевской военной гимназии Н. Дубовской не оставил своего занятия, урок рисования стал его любимым предметом. Он обратил на себя внимание воспитателей тем, что использовал всё свободное время для рисования. Мальчик умудрялся даже тайком заниматься своим любимым делом, вставая за два часа до общего подъёма. Заметив увлечение

Н. Дубовского искусством, директор гимназии настоятельно советовал его отцу послать сына учиться живописи.

По окончании Владимирской Киевской военной гимназии в 1877 году семнадцатилетний Дубовской добивается у отца разрешения и отправляется в Петербург, где успешно поступает в Императорскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем переводится в мастерскую пейзажной живописи профессора М. К. Клодта, ставшего его учителем. В Академии художеств Николай Дубовской пробыл четыре года и получил за свои работы четыре Малые серебряные медали. Ещё будучи студентом, он выставлял картины в классе учеников Академии и в Обществе поощрения художеств.

Успешно пройдя курс обучения, он, тем не менее, отказывается от участия в конкурсе на Большую золотую медаль и написания дипломной картины на заданную тему. Не окончив Академию художеств, он в 1881 году покидает её стены, повторив своим поступком знаменитый «Бунт 14-ти» выпускников 1863 года во главе с И. Н. Крамским и лишив себя, тем самым, поддержки со стороны Академии и возможности пенсионерской поездки за границу. После ухода из Академии художеств начинающий художник всецело посвящает себя пейзажной живописи. С этого момента учителем его становится сама горячо им любимая природа. Написанные Н. Дубовским на свободную тему пейзажные картины — «Перед грозой» и «После дождя» академическим Советом приняты не были, зато, показанные в том же году на выставке Общества поощрения художеств, обе удостоились премий.

Становление мастера

С 1882 года молодой художник стал постоянно участвовать в выставках Общества поощрения художеств. В этом же году за работы «После дождя» и «Перед грозой в Малороссии» Дубовской получил вторую премию Общества. Картины Дубовского стали появляться на выставках в 1880-х годах. Уже эти первые шаги художника на поприще пейзажа привлекли к нему внимание общественности.

В 1884 году на 12-й передвижной художественной выставке Н. Дубовской ярко заявил о себе, показав свою картину «Зима», которая явилась крупным событием в области пейзажа. Никто до него не передавал в красках так правдиво свежесть первого снега, налёт легких к вечеру теней на нём и последних световых пятен. В картине зритель наблюдал не холодную передачу натуры, напротив, он заражался глубокими, искренними чувствами и переживаниями художника, который как бы вёл свой рассказ, свою неспешную беседу с природой.

Первое выступление молодого пейзажиста на передвижной выставке было высоко оценено как художественной критикой того времени, в частности, В. В. Стасовым, так и известными коллекционерами: эту картину приобретает для своей галереи П. М. Третьяков. В этой, уже вполне самостоятельной работе художника прослеживалось влияние его учителя М. К. Клодта. Но, пожалуй, ещё более была заметна преемственная связь с творчеством А. К. Саврасова, Ф. А. Васильева и А. И. Куинджи.

Состояние природного мотива в картине Дубовского сплавлено с волшебством точно переданного освещения, которые вместе и создают удивительно цельное поэтическое настроение. «(…) Казалось, Васильев и г. Куинджи соединили в одной лучшие стороны своих дарований, чтобы произнести этот шедевр», — писал в те годы художественный обозреватель журнала «Артист»

В. Н. Михеев. После такого успеха Н. Дубовской становится непременным участником всех последующих выставок ТПХВ, показав там впоследствии более 700 своих работ.

Демократичность взглядов и убеждений Н. Дубовского привели его в лагерь «передвижников», где он получил поддержку, а его творчество — быстрое признание. Его первым из плеяды молодых художников, таких как А. Е. Архипов, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Васнецов — приняли в члены ТПХВ (1884).

На XIV передвижной художественной выставке 1886 года наибольший успех выпал на долю картины «Ранняя весна» (?) Н. Дубовского, и с этого времени его имя становится одним из самых популярных среди художников России.

В эти годы художник много работает на пленэре. В 1887 году он принимает приглашение И. Е. Репина и живёт на его даче на Сиверской в окрестностях Петербурга и вдохновенно трудится над натурными этюдами. Без сомнения, пребывание у великого мастера, общение с ним не могло остаться без влияния на творчество Н. Н. Дубовского. В 1888 году он проводит все лето в Кисловодске у Н. А. Ярошенко, с которым подружился и под влиянием которого утверждался в идеях передвижничества. Они совершают верхом на лошадях совместную четырёхнедельную поездку по Военно-Грузинской дороге через горные перевалы с выходом к Чёрному морю, привезя множество холстов с пейзажами.

В искусстве Н. Дубовской видел могущественнейшее средство единения людей между собой и с природой, порывая с которой человек становится жалким калекой. Тех, кто не понимал искусства, не жил им и переживаниями от природы, он называл несчастными людьми.

В этом отношении программным произведением Дубовского стала картина «Притихло» (1890), созданная по этюдам, выполненным на Белом море. Показанная в 1890 году на 18-й передвижной художественной выставке, она сразу же получила единодушную оценку и признание.

Здесь художник положил начало новому для передвижнического реализма мотиву, как он сам говорил «тишины перед грозой», когда воздух бывает так тяжел, что трудно дышать, когда чувствуешь свою ничтожность перед надвигающейся стихией, от которой нет спасения. Узнав о том, что ещё до открытия выставки в Санкт-Петербурге картина была приобретена императором Александром III для своей коллекции в Зимнем дворце (впоследствии — собрание Государственного Русского музея), П. М. Третьяков выезжает в столицу, чтобы заказать художнику повторение для своей галереи в Москве, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. «Повторение, по мне, вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», — делился своими впечатлениями П. М. Третьяков в письме к И. Е. Репину.

Вслед за картинами «Зима» (1884), «Притихло» (1890), последовали картины «Ранняя весна», «Утро в горах»,
«Зимний вечер», которые принесли Дубовскому широкую известность.

Впечатления, полученные во время путешествия художника по Волге ещё в 1882 году, воплотились в замечательном пейзаже «На Волге» (1892). Простой мотив реки с рыбацкими лодками на фоне бескрайнего неба приобретает у Дубовского эпическое звучание. Картина принесла Дубовскому необыкновенную популярность, он был приглашен с ней на шестую Всемирную выставку в Мюнхене.

На каждой передвижной выставке появляются новые работы Н. Н. Дубовского, выдвигающие его в первый ряд русских пейзажистов, где блистают имена

И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова. Особо отмечались критикой такие произведения, как «Вне монастыря» (1893), «Водопад Иматра» (1894), «Пашня» (1894) и многие другие.

Формирование собственного стиля

С 1886 года Н. Дубовской становится постоянным участником выставок передвижников. Любимыми темами художника были картины русской природы, в которых он стремится к глубине и повествовательной образности в пейзаже, придаёт большое значение живописному языку своих произведений. Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской создаёт свой тип пейзажа. Его пейзаж лаконичен и прост, проникнут оптимизмом. Содержание, передача дыхания жизни природы, связь с ней, — вот что для него дорого и к чему он стремится. Свет, воздух, пространство — вот те компоненты формирования пейзажного образа, по которым теперь безошибочно узнаются его работы. Начав с небольших, лирических по настроению пейзажей, художник затем овладевает изображением эпических просторов, в его произведениях всё сильнее звучит романтическое чувство. Он нередко обращается к образу зимы, деревенской жизни, его излюбленным мотивом также было спокойное состояние природы, затишье перед бурным всплеском стихии.

В 1890—1900-х художник много ездит по России, неоднократно совершает поездки на Дон, Азовское море, Волгу, на Кавказ, летние месяцы часто проводил на этюдах в Силламяэ на Балтийском побережье, в его творчестве усиливается влечение романтическими тенденциями, что нашло отражение в его работах «Ураган в степи» (1890), «Дождь прошёл» (1909).

Будучи человеком передовым, одаренным тонким умом и сердцем, натурой не столько идеалистической, сколько романтической, он сторонился портретной и жанровой живописи, полагая, что пейзажем тоже можно воздействовать на человека, зажигать сердца людей, направлять их к добру. Он стремился отойти от прозы жизни, перешагнуть грань реального и уйти в особый мир отвлеченной мысли и мечты, которые не увязывались с действительностью.

Новый образ природы произведений Н. Дубовского завершился обобщённой темой родины (Родина, 1905). Тема эта для русской живописи была не нова. В 1899 году Левитан почти завершил свою картину «Озеро» («Русь»). Попытки создания образа родины делали Михаил Нестеров в картине «На горах» (1896) и Аполлинарий Васнецов, чье полотно «Родина» (1886) непосредственно оказало влияние на Н. Дубовского.

Н. Дубовской не раз высказывался о соотношении формы и содержания, этих ведущих вопросов в истории взаимодействия реалистического и идеалистического направлений в искусстве:

«В искусстве много сторон, и чисто красочные разрешения нам тоже нужны, но что дороже: внешний лоск, который завтра же будет побит ещё более нарядной живописью, или внутреннее, духовное содержание вещи, которое навсегда останется ценным. Форма есть средство для воплощения идеи, а не главная цель».

Помимо деревенских и городских пейзажей, одной из основных тем его творчества было изображение водных морских просторов. Морской пейзаж — это совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По мнению И. К. Айвазовского, «движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры».

Большое место в своих пейзажах Дубовской уделял изображению неба. Во многих картинах оно становится «основным компонентом пейзажного образа, наиболее выразительной её частью». Но более всего художника интересовало световоздушное пространство, наполненное солнцем, эффекты цвета с тончайшей, подчас почти неуловимой градацией, когда предметы как бы растворяются в воздухе. Художник любил вечернее море, мастерски его передавал на холсте. Основанные на натурных наблюдениях морские пейзажи Н. Н. Дубовского с их яркими эффектами освещения вызывали восторг современников. Опираясь на опыт и достижения пейзажистов старшего поколения — А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. К. Клодта, идя от традиции романтической живописи А. И. Куинджи, используя открытия французских импрессионистов в области цвета и пленэра, Н. Дубовской, однако, не увлекался «этюдизмом», а оставался, прежде всего, мастером пейзажной картины, внося в этот жанр свою лепту, собственное нечто новое и оригинальное.

Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству». Художнику было чуждо бесстрастно-прозаическое воспроизведение внешних форм природы. В сильном и ярком, величественном и грозном, простом и обыденном в жизни природы он чутко улавливал внутренний смысл, всегда соотнесённый с человеком, с миром его чувств и переживаний.

В эти годы Н. Дубовской немало путешествует по европейским странам, он побывал в Италии (1892, 1895, 1897, 1898), Греции (1892, 1894), Турции (1893), Швейцарии (1895, 1897, 1903, 1908), Франции (1898), Германии (1912), островах греческого архипелага, на Дунае (1892), делая наброски и зарисовки.

Он отлично разбирался как в классическом искусстве Европы, так и во всех его новейших течениях, знал прекрасно крупнейшие европейские музеи и многих мастеров живописи из Европы. Писал этюды и собирал материал для картин повсюду — от южной Италии до берегов Бретани и Северного моря.

После ухода А. И. Куинджи в 1897 г. из Императорской Академии художеств Н. Н. Дубовскому было предложено занять место профессора по пейзажу, но он, несмотря на все выгоды этого положения, отказался. Профессором был тогда назначен А. А. Киселёв.

Искания и размышления

Для этого времени были характерны поиски нового в искусстве, стремление отыскать ответ на вопрос — где и в чём состоит истина творчества; в Товариществе, с вступлением в него молодых и постепенным отходом от дел стариков, наступили трудные времена. Н. Дубовской всё это видел и остро переживал.

Дубовской исходил из того, что все искусства близко родственны между собой и художник должен понимать поэзию, музыку так же, как и пластическое искусство. Он не пропускал ни одного значительного явления во всех областях искусства, читал беллетристику, посещал театры, концерты и метко характеризовал драматические произведения и музыку.

Безнравственный человек в глазах Н. Дубовского не мог быть художником. Он мог быть артистом, мастером, но не художником, потому что художник должен не бесцельно передавать мир, но своим творчеством вести общество к высшим идеалам, а этого не может сделать человек, сам не имеющий таких идеалов.

Н. Дубовской всячески старается пополнить свой пробел в научном кругозоре самообразованием и общением с людьми науки. Для укрепления своих взглядов он ищет поддержки у людей науки не только через сочинения, но и в тесном житейском с ними общении. Для этого он устраивает у себя вечера, музыкальные «вторники», на которые приглашает своих товарищей художников, профессоров Академии художеств, лиц, причастных к какому-либо искусству или науке.

Частыми гостями семьи Н. Н. Дубовского были высоко ценившие талант художника Д. И. Менделеев и И. П. Павлов, у семьи которого сложились особо тёплые отношения с четой Дубовских.

«Мы, художники, не можем охватить всех человеческих знаний, даже изучить одну отрасль науки в полном объёме, у нас для этого не хватит ни времени, ни сил, но мы должны понимать сущность всякого явления, чтобы не быть оторванными от жизни, чтобы понимать и уметь передавать эту жизнь. И если не учёность, то всестороннее развитие необходимо для художника, как и самоусовершенствование, выполнение требований морали».

В эти годы жизнь Н. Дубовского заполнена напряжённой благополезной работой с учениками как профессора пейзажного класса Высшего художественного училища, отличавшейся добросовестностью и аккуратностью. С учениками был требователен и строг, следя за их общим художественным развитием и поддерживая их в минуты слабости и сомнений. Одновременно трудился в руководстве ТПХВ по организации и проведению выставок, занимаясь отбором наиболее интересных и содержательных произведений, встречаясь и ведя переговоры с многочисленными экспонентами предстоящих выставок Товарищества. Всё столь незначительное время, остававшееся от служебных обязанностей, старался работать как художник.

На переломе эпох

С началом Первой мировой войны выставки «передвижников» превращаются в места распродаж картин, уровень картин Дубовского не выделялся из общего фона — гнетущее время не давало пищи для творчества. Все жили ожиданиями будущего, предчувствием приближающейся развязки, так как настоящее никого не удовлетворяло. Февральскую революцию Дубовской встретил с надеждой, однако возникшая переоценка многих ценностей коснулась как творчества художественных объединений, так и деятельности самой Академии художеств. Казалось, что зашатались и рушились, устои и традиции передвижничества, создавшего великие памятники искусства, прежние идеалы представлялись ненужными и несостоятельными. Все это приводило Дубовского к глубоким и трагическим размышлениям. Русский интеллигент той поры томился и страдал не только от бездеятельности и нужды, но и от ощущения, что наступают новые времена, мучался от незнания, как жить в них…

Пророческими оказались слова самого художника, сказанные им в 1917 году, за год до смерти:

«Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься».

— Н. Н. Дубовской о судьбе «передвижничества»

Драматические события тех дней стали для Н. Дубовского испытанием его веры и поставленных им ещё в годы обучения в военной гимназии целей — быть полезным родине и, может быть, всему миру. Помогая и поддерживая многих своих коллег и товарищей по объединению, он не смог защитить только себя.

28 февраля 1918 года в Петрограде в возрасте 58 лет Н. Н. Дубовской скоропостижно скончался от паралича сердца и был похоронен на православном Смоленском кладбище, недалеко от часовни Св. Ксении Петербургской. Слова прощания на могиле художника были сказаны И. П. Павловым. Надгробие художника входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге.

Семья

Был женат на художнице Терской (Дубовской) Фаине Николаевне (1875—1943), также вошедшей в Товарищество передвижников. Сын — Сергей Николаевич Дубовской. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. Художник приходится дядей известному московскому архитектору В. Е. Дубовскому (1877—1931).

Участие в художественных объединениях

Много сил отдавал Н. Н. Дубовской работе в столичных и губернских объединениях художников:
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). С-Петербург, Москва, 1870—1922
Архангельский кружок любителей изящных искусств. Архангельск, 1913—1918
Кружок донских художников. Новочеркасск, 1893—1914
Общество имени А. И. Куинджи. С-Петербург, 1909—1931
Общество Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И. П. Пожалостина. Рязань, 1913—1917
Северный кружок любителей изящных искусств. Вологда, 1905—1922
Союз деятелей искусств (СДИ). С-Петербург, 1917—1918

Ученики

Немало известных художников могут назвать Н. Н. Дубовского своим учителем:
Горбатов Константин Иванович
Гужавин Михаил Маркелович
Черкасский Абрам Маркович
Бубнова Варвара Дмитриевна
Протопопов Николай Адрианович
Новиков Максим Евстафьевич
Попов Александр Николаевич
Колесников Иван Федорович

Тень забвения

Признание на родине и в Европе однако не уберегло Н. Дубовского от тени забвения у себя в стране в советское и постсоветское время. Несмотря на то, что картины Н. Дубовского находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея, что его знают многие, в то же время для подавляющего большинства любителей искусства он остаётся неизвестен. В этом парадоксе заключается печальная истина.

Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников, и начинал выступать на выставках со второй половины 1880-х годов вместе с А. Архиповым, А. Васнецовым, В. Серовым, К. Коровиным, с именами которых связывается возникновение новой русской пейзажной живописи.

Среди множества ныне почти забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Николая Никаноровича Дубовского стоит особняком: в кругу русских пейзажистов конца XIX — начала XX столетия его имя было одним из самых популярных. Профессиональный и общественный авторитет Н. Дубовского был непререкаем. Сподвижники Н. Дубовского высоко ценили солнечный оптимизм и мощный темперамент, присутствовавшие в его творчестве.

Что бы ни писал Н. Дубовской — камерные лирические сюжеты или широкие эпические пейзажи, свежий ветер или ясное солнце и море, его вещи всегда жизнерадостны и проникнуты любованием природой в различных её состояниях и в разное время суток. Его великолепные марины позволяют говорить о них отдельно, как о наследии крупнейшего художника-мариниста. Несомненно, речь идёт о большом художнике, творчество которого давно заслуживает самого пристального внимания и изучения. Достаточно познакомиться с отзывами современников на страницах газет и журналов, стоит прочитать обширные обзоры передвижных выставок, чтобы убедиться насколько велика была роль Н. Дубовского в развитии русской пейзажной школы второй половины XIX — начала XX века.

Первая и единственная за последние сто лет большая персональная выставка картин Николая Дубовского была устроена в Ленинграде Русским музеем лишь в 1938 году. Ряд скромных выставок устраивались любителями и знатоками творчества художника в Новочеркасске (1946, 1947), Ростове-на-Дону (1948, 1955), Москве (2006). Монографии о творчестве художника на сегодняшний день не существует, другая литература крайне скудна и не системна.

В 2009 году исполнилось 150 лет со дня рождения Н. Н. Дубовского. Для страны это событие прошло незаметно, оно лишь отмечалось усилиями и энтузиазмом краевых и областных музейных работников.

Среди причин, способствовавших исключению Н. Дубовского из широкого культурного обихода и художественного процесса, исследователи его творчества называют несколько. С одной стороны, считается, что теоретическим обоснованием практики замалчивания и принижения значения творчества Н. Дубовского явилась концепция Александра Бенуа, высказанная им в своей «Истории русской живописи» (1902), и в трудах его последователей. С другой, последовавшая вслед за этим в послевоенные годы, на первый взгляд, с благородной целью всесоюзное распределение произведений искусства и пополнение коллекций республиканских, крупных краевых, областных центров, городских музеев из фондов музеев Москвы и Ленинграда проходила под знаком игнорирования значения работ Н. Дубовского в пользу более понятных и привычных работ других художников. Заметим, примера ради, что посмертное завещание П. М. Третьякова не разъединять собранную им коллекцию произведений русских художников, было в советское время беззастенчиво нарушено.

Таким образом, в советские годы творческое наследие Н. Н. Дубовского было разрознено и последовательно распылено, найдя своё пристанище в более чем в 75 музеях и галереях России, бывших республик СССР и за границей. В итоге, у многих специалистов и широких слоёв почитателей живописи сложилось искажённое представление о реальной личности мастера, отсутствует также целостное понимание значения творчества замечательного русского художника. К этому следует добавить, что причина забвения Николая Дубовского советскими искусствоведами оказывается вполне понятной: его творчество трудно и невозможно было интерпретировать в нужном идеологическом русле, ведь главное качество его живописи состояла в изображении всего лишь «красоты».

Однако в последние годы интерес к живописи Николая Дубовского резко возрос. Своё слово здесь сказал остро чувствующий конъюнктуру арт-рынок, в основном международный: картины художника на аукционах имеют высокий спрос.

Есть надежда, что имя Н. Н. Дубовского окончательно вернётся в современный отечественный оборот и его памяти, и заслугам перед русским искусством будет воздано по правде и достоинству. Бесспорная мысль Н. Дубовского, выраженная им ещё в 1917 году о том, что искусство художника призвано раскрепощать людское чувство, а значит, возвышать в человеке духовное начало, пробуждать в нём способность чувствовать и сопереживать, звучит и сегодня как его завещание.

Сохранение памяти и судьба наследия художника

Ещё при жизни, в 1913 году, Николай Дубовской, всегда мечтавший об устроении картинной галереи в своём родном городе, передал в дар Новочеркасску свою личную коллекцию — 77 собственных картин, этюдов и рисунков, а также 129 живописных и графических работ своих товарищей, художников-передвижников. Однако тогда он выдвинул только одно условие: вновь созданный музей должен располагаться в специально для него построенном здании.

Городские власти быстро нашли деньги и подрядчика, работы начались, но их вскоре пришлось прекратить по причине разразившейся в 1914 году войны. Последовавшие затем революция, Гражданская и Отечественная войны смешали все планы.

В 1946 году по причине отсутствия отдельного здания произведения художника из Русского музея, где они хранились после смерти художника, поступили в Новочеркасский музей истории донского казачества. Сегодня картины из частного собрания Н. Дубовского большей частью находятся в запасниках этого музея, располагающего наиболее полным собранием работ художника в стране. Отдельного здания, о чём так мечтал художник, способного принять всю его коллекцию живописи, по-прежнему нет, как нет и возможности увидеть все работы целиком, которые писались им для того, чтобы быть показанными вместе.

В родном городе Дубовского — Новочеркасске — есть улица, названная его именем.
Добавить комментарий