Висконти Лукино


Висконти Лукино
Родился: 2 ноября 1906
Умер: 17 марта 1976 (69 лет)


Биография


Лукино Висконти ди Модроне — итальянский режиссёр оперного и драматического театра и кино. Представитель одной из ветвей аристократического рода Висконти. Его полное имя и титул — дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате Поццоло, синьор ди Корджело, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций. Фрейдомарксист по взглядам, был членом Итальянской коммунистической партии.

Отец Лукино Висконти носил титул герцога Висконти ди Модроне, владел замком в Ломбардии, честно служил Савойской династии, покровительствовал театру Ла Скала и в 1914—1919 годах возглавлял миланский футбольный клуб «Интернационале». Мать была дочерью богатого промышленника. С юности Лукино увлёкся оперой и полюбил лошадей. В конце 1930-х годов уехал в Париж, где стал ассистентом режиссёра Жана Ренуара.

В годы Второй мировой войны Висконти сблизился с итальянскими коммунистами, помогал Сопротивлению, был арестован по подозрению к организации антифашистского заговора. «Говорят, Висконти стал жертвой сексуального насилия в фашистском пансионе Яккорино, где он провёл пятнадцать суток, приговоренный к расстрелу», — пишет Андрей Плахов, защитивший диссертацию о творчестве Висконти.

В 1943 году на собственные средства и средства компартии Италии, снял свой первый полнометражный фильм «Одержимость» по роману Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». По словам самого режиссёра, чтобы снять этот прото-нуар, он продал драгоценности, доставшиеся ему от матери. Симпатии к коммунистической партии и «левые убеждения» Висконти сохранил до конца жизни.

Следующий полнометражный художественный фильм — «Земля дрожит» — был снят на Сицилии с участием непрофессиональных актёров и произвёл настоящий фурор в Италии. Предполагалось, что он станет первой частью трилогии о рабочем классе. Трилогия никогда так и не была закончена, однако Висконти был признан одним из гуру итальянского неореализма.

В 40-е и 50-е годы Висконти был прежде всего театральным режиссёром, ставил преимущественно современных драматургов, в том числе Жана Кокто, Жана Ануя, Теннесси Уильямса и Артура Миллера; осуществил несколько постановок и на оперной сцене. «Травиата» Дж. Верди, поставленная им в содружестве с К. М. Джулини в 1954 году в «Ла Скала», с Марией Каллас в заглавной партии, в своё время не принятая миланской публикой, давно уже стала «легендарной»

В кинематографе, отойдя от пролетарской тематики, Висконти в своём стремлении к синтезу романтизма и реализма чередовал фильмы на современные сюжеты («Самая красивая», 1951; «Рокко и его братья», 1960; «Туманные звёзды Большой Медведицы», 1965; «Семейный портрет в интерьере», 1974), с эпическим воссозданием мира предшествующего столетия («Чувство», 1954; «Белые ночи» по повести Ф. М. Достоевского, 1957).

Этапной в творчестве Висконти принято считать масштабную экранизацию романа князя Джузеппе Томази ди Лампедуза «Леопард», за которую он в 1963 году был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

С годами режиссёра всё больше влекла тема распада семейных отношений и обречённости того замкнутого, полуфеодального, хотя и высококультурного мира, к которому принадлежали в том числе и его собственные предки. Иногда «утомлённый могильщик европейской культуры» бросает на него критический взгляд, но он не может и не хочет скрывать его красоты и поэтому к беспощадному анализу почти всегда примешиваются нотки любви и грусти.

К числу наиболее спорных работ Висконти относятся фильмы «германской трилогии», в которых режиссёр одним из первых в кино откровенно поднял темы однополой любви и инцеста: в 1969 году появилась «Гибель богов», в 1971-м — «Смерть в Венеции» по новелле Томаса Манна, в 1972 году — многосерийный «Людвиг». Предполагалось, что трилогия перерастёт в тетралогию, четвёртой частью которой должна была стать экранизация «Волшебной горы» Томаса Манна. Однако инсульт, перенесенный на съёмках «Людвига», помешал осуществить планы. Лукино Висконти умер 17 марта 1976 года в Риме от сильнейшей простуды. Его последний фильм, «Невинный», снят по мотивам романа Габриэле д’Аннунцио.

Личная жизнь

Висконти не скрывал своей гомосексуальности. В разное время его возлюбленными были фотограф Хорст, режиссёр Франко Дзеффирелли (род. 1923), актёр Хельмут Бергер (род. 1944); он также короткое время был обручён с австрийской аристократкой Ирмой Виндишгрец (1913—1984).

Театральные постановки

1945 — «Трудные родители» Жана Кокто
1945 — «Пятая колонна» Эрнеста Хемингуэя
1945 — «Антигона» Жана Ануя
1945 — «Адам» Марселя Ашара
1945 — «Табачная дорога» Эрскина Колдуэлла
1946 — «Женитьба Фигаро» Бомарше
1946 — «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса
1947 — «Эвридика» Жана Ануя
1949 — «Трамвай „Желание“» Теннесси Уильямса
1949 — «Орест» Витторио Альфьери
1949 — «Троил и Крессида» Уильяма Шекспира
1951 — «Смерть коммивояжёра» Артура Миллера
1951 — «Соблазнение» Диего Фаббри
1952 — «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони
1952 — «Три сестры» А. П. Чехова
1953 — «О вреде табака» А. П. Чехова
1953 — «Медея» Еврипида
1955 — «Суровое испытание» Артура Миллера
1955 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова
1958 — «Вид с моста» Артура Миллера
1958 — «Взгляни на дом свой, ангел» Томаса Вульфа
1958 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона
1965 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова
1967 — «Эгмонт» Гёте

Фильмография

1943 — Одержимость / Ossessione
1948 — Земля дрожит / La terra trema
1951 — Самая красивая / Bellissima
1954 — Чувство / Senso
1957 — Белые ночи / Le notti bianche
1960 — Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli
1963 — Леопард / Il Gattopardo
1965 — Туманные звёзды Большой Медведицы / Vaghe stelle dell’Orsa
1967 — Посторонний / Lo straniero
1969 — Гибель богов / La caduta degli dei
1971 — Смерть в Венеции / Morte a Venezia
1972 — Людвиг / Ludwig
1974 — Семейный портрет в интерьере / Gruppo di famiglia in un interno
1976 — Невинный / L’innocente

Эпизоды в киноальманахах

1953 — Мы — женщины / Siamo donne (эпизод «Анна Маньяни» / «Anna Magnani»)
1962 — Боккаччо-70 / Boccaccio '70 (эпизод «Работа» / «Il lavoro»)
1967 — Ведьмы / Le streghe (эпизод «Ведьма, сожжённая заживо» / «La strega bruciata viva»)

Документальные фильмы

1945 — Дни славы / Giorni di gloria (межавторский проект)
1951 — Заметки о происшествии / Appunti su un fatto di cronaca (короткометражный)
1970 — В поисках Тадзио / Alla ricerca di Tadzio (телевизионный)