Сокуров Александр Николаевич


Сокуров Александр Николаевич
Родился: 14 июня 1951



Биография


Александр Николаевич Сокуров — советский, российский кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997), народный артист России (2004), заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Института истории, филологии и СМИ Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (с 2010). Член Попечительского совета эндаумента Государственного Эрмитажа. Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году затоплена при пуске Иркутской ГЭС) в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. В связи с тем, что отец Сокурова часто командировался к различным местам службы, семья вынуждена была переезжать вместе с ним. А. Сокуров начал учиться в школе в Польской Народной Республике, а закончил в Туркмении. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете.

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди). За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна. В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве. В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали позитивную копию и исходные материалы картины, подложив на их место другие киноматериалы.. Именно это время для Сокурова ознаменовано моральной и профессиональной поддержкой режиссёра Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссёра:

Посмотри картину, которая называется „Одинокий голос человека“... Играют у него в этом фильме не актёры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез — какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять... Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал... Там есть кусок черно-белый, снятый рапидом и... немой. Это даже не один кадр. Там четыре гениальных кадра. ...ты знаешь, что только за одну эту картину... Ты помнишь Виго?.. Он сделал две картины, и он уже гений, он остался в веках... Уровень! Ты помнишь „Ноль за поведение“? У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные... Но... гений! Рука гения..

Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату. Тарковский дважды организовывал Сокурову выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться.

В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях. В 1980—1990 годы режиссёр интенсивно работал, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм». В 1998—1999 годах вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалось место кинематографа в современной культуре. С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино. Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной премии РФ (1997, 2014) и лауреатом Премии Ватикана — «Премия Третье тысячелетие» (1998). Сокуров 43 раза номинировался на призы престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу

В 2010 году открыта мастерская Сокурова на кафедре кино и телевидения КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова), в Нальчике. В 2017 году дебютный фильм выпускника курса Сокурова Кантемира Балагова «Теснота» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получил приз ФИПРЕССИ.

Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников — так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст», завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».

В 2017 году Сокуров был объявлен почётным гостем на 30-й церемонии вручения премии Европейской киноакадемии, которая состоится 9 декабря в Берлине.

Общественная позиция

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне.

В марте 2014 года Сокуров выступил с заявлением, в котором указал, что использование военной силы против украинцев будет иметь необратимые последствия для самой России. Также он призвал россиян уважать желание украинцев жить отдельным государством:

Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством. Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные и нам эту разность нужно уважать и ценить.

На парламентских выборах 2016 года возглавлял петербургский список партии ЯБЛОКО (при этом оставаясь беспартийным).

В феврале 2017 года Александр Сокуров сказал, что российские политические комментаторы, а также сотрудники российского телевидения и радиовещания рано или поздно предстанут перед Гаагским трибуналом, поскольку они «являются провокаторами, которые во время пожара разбрасываются спичками».

Надеюсь, когда-нибудь эти политические обозреватели предстанут перед Гаагским трибуналом как провокаторы, которые нанесли огромный урон гуманитарному пространству России и всему российскому народу. Эти радио- и телевизионные глашатаи занимаются тем, что во время пожара разбрасываются спичками. На месте власти я бы обратил особое внимание на этих людей, создающих предпосылки для международных конфликтов. Они должны быть наказаны. Это же просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах. И там, и там нет никакой ответственности за подобное поведение.

29 марта 2017 года, получая премию «Ника» в номинации «За честь и достоинство», произнёс речь, часть которой была посвящена школьникам и студентам, вышедшим на акции протеста 26 марта. Сокуров говорил о необходимости для власти вести диалог с молодыми людьми и о недопустимости «гражданской войны» с ними, а также выступил за освобождение осуждённого по обвинению в терроризме Олега Сенцова.

Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов.
.
3 декабря 2018 года вошёл в состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Награды

1987 — Бронзовый Леопард кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
1987 — Московский кинофестиваль — приз внеконкурсной программы;
1987 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
1988 — номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
1988 — номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
1989 — приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
1991 — Роттердамский кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
1995 — решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
1996 — Государственная премия России за фильмы «Элегия из России… Этюды для сна», «Духовные голоса»;
1997 — премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
1997 — Заслуженный деятель искусств России;
1998 — лауреат премии Ватикана — «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II;
1999 — МКФ в Каннах: Приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
1999 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Молох»;
1999 — номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
2001 — Государственная премия России (за фильмы «Молох» и «Телец»);
2001 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру — «Телец»;
2001 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Телец»;
2001 — приз за изобразительное решение за фильм «Русский ковчег» на МКФ в Торонто;
2002 — премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
2002 — Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
2002 — номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ Каннского кинофестиваля за фильм «Русский ковчег»;
2002 — номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
2003 — приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале за фильм «Отец и сын»;
2003 — «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;
2004 — Народный артист России;
2004 — премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
2004 — Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
2005 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
2005 — Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса — «Солнце»;
2005 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Солнце»;
2006 — Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
2007 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
2007 — премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
2007 — обладатель премии имени Тарковского 27 сентября 2007 года;
2010 — Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
2010 — мексиканская премия цифрового кино «Эль Почоте»;
2010 — «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
2011 — «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст».
2011 — орден Восходящего солнца 4 класса (Япония)
2012 — награда за вклад в мировое киноискусство на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского
2012 — премия Армянской церкви «Да будет свет», врученная на IX международном кинофестивале «Золотой абрикос»
2013 — «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру за кинофильм «Фауст»
2013 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Фауст»

2014 — почётный приз за «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию» на фестивале «Кинотавр»

2014 — офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция)

2014 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа»

2015 — Приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония».

2017 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
2017 — Премия Европейской киноакадемии «За жизненные достижения»

Фильмография

Художественные фильмы

1978 — 1987 — Одинокий голос человека
1980 — Разжалованный
1983 — 1987 — Скорбное бесчувствие
1986 — Ампир
1988 — Дни затмения
1989 — Спаси и сохрани
1990 — Круг второй
1992 — Камень
1994 — Тихие страницы
1997 — Мать и сын
1999 — Молох
2001 — Телец
2002 — Русский ковчег
2003 — Отец и сын
2005 — Солнце
2007 — Александра
2011 — Фауст
2015 — Франкофония

Документальные фильмы

1974 — Самые земные заботы
1975 — Лето Марии Войновой
1975 — Позывные Р1НН
1978 — Последний день ненастного лета
1978—1988 — Мария
1979 — Соната для Гитлера
1981 — Альтовая соната. Дмитрий Шостакович
1984 — Жертва вечерняя
1985 — Терпение труд
1986 — Элегия
1986 — Московская элегия (посвящён памяти Андрея Тарковского)
1987 — И ничего больше
1990 — Петербургская элегия
1990 — Советская элегия
1990 — К событиям в Закавказье
1991 — Простая элегия
1991 — Ленинградская ретроспектива (1957—1990)
1991 — Пример интонации (о Борисе Ельцине)
1992 — Элегия из России
1995 — Солдатский сон
1995 — Духовные голоса
1996 — Восточная элегия
1996 — Робер. Счастливая жизнь
1997 — Смиренная жизнь
1997 — Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
1998 — Петербургский дневник. Квартира Козинцева
1998 — Повинность
1998 — Узел. Беседы с Солженицыным
1999 — dolce… (нежно)
2001 — Элегия дороги
2004 — Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
2006 — Элегия жизни: Ростропович, Вишневская
2009 — Интонации
2009 — Читаем блокадную книгу
2011 — Нам нужно счастье (совм. с Алексеем Янковским)

Актёрская фильмография

1980 — «Ты должен жить» (режиссёр Владимир Чумак)
2002 — «Русский ковчег» — спутник маркиза
2015 — «Франкофония» (режиссёр — Александр Сокуров) — камео