Полански Роман


Полански Роман
Родился: 18 августа 1933



Биография


Роман Полански — один из крупнейших кинематографистов послевоенного времени, уроженец Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше и работавший преимущественно в Великобритании (1963—1967), США (1968—1976) и Франции (после 1976).

Обладатель важнейших наград в кинематографе: «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса» и премии BAFTA за лучшую режиссуру, а также «Феликса» за лучший фильм, режиссуру и вклад в развитие кино.

Детство

Роман Полански родился во Франции, в Париже 18 августа 1933 года в еврейской семье. У него была старшая сестра Анета от первого брака матери. Когда ему было три года, его родители вернулись в Польшу и поселились в Кракове (где жила семья отца). Во время немецкой оккупации они были интернированы в Краковском гетто. Его мать, Була Либлинг (урождённая Кац), погибла в Белжеце, а его отцу, Рышарду (Мойзешу) Либлингу (1903—1984), удалось выжить в Плачуве и Маутхаузене. После ликвидации краковского гетто до конца войны мальчика по договорённости с его отцом укрывала польская семья. Он вспоминает, что нацисты использовали его как мишень на стрельбах. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, Полански нашёл себя в искусстве. В 1945 году он сумел отыскать отца, который направил его учиться в техническую школу, однако вскоре Роман начинает работать на детском телевидении, играет в радиопостановках и в театре: исполняет заглавную роль в постановке популярной повести Валентина Катаева «Сын полка» (1948, Варшавский театр юного зрителя). Связать свою жизнь с кино Роман решил после просмотра английского фильма «Выбывший из игры», который произвёл на него сильнейшее впечатление.

Польский период

Молодость Романа Поланского пришлась на социалистический период в истории Польши. В 1953 году двадцатилетний актёр впервые снимается в кино; в 1955 году получает роль в фильме «Поколение» Анджея Вайды, — Вайда помогает поступить в Киношколу в Лодзи.

Одной из режиссёрских работ Поланского была короткометражка «Убийство» (1957): некто заходит в комнату и убивает спящего человека. Фильм ужасов длился две минуты. Другой его студенческий фильм «Двое мужчин со шкафом» (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Полански окончил киношколу в Лодзи в 1959 году.

В 1959 году Полански женился на актрисе Барбаре Квятковской, с которой прожил в браке до 1962 года. В том же году Полански снял свой первый полнометражный фильм «Нож в воде», прохладно принятый в ПНР, но произведший сенсацию на иностранных фестивалях и номинировашийся на «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Англо-американский период

После съёмок фильма Полански переехал во Францию, где познакомился с Жераром Брашем. Вместе они написали сценарии фильмов «Отвращение» (получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале) и «Тупик» (получил «Золотого медведя»). Эти два фильма были сняты в Англии, где режиссёр жил с 1964 по 1968 годы.

В 1968 году, после женитьбы на американской актрисе Шэрон Тэйт, которую он встретил на съёмках своего первого цветного фильма «Бесстрашные охотники на вампиров», он перебрался в США. Дебютировал в Голливуде картиной «Ребёнок Розмари» (1968), ставшей заметной вехой в истории кинематографа. Главную роль в фильме сыграла Миа Фэрроу.

Успех Поланского в Голливуде был омрачён убийством его беременной жены и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После убийства Полански на несколько лет уехал в Европу. Эта трагедия сильно повлияла на всё его дальнейшее творчество.

В 1974 году Полански возвращается в США, где снимает фильм по сценарию Роберта Тауна «Китайский квартал», в котором главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. Фильм удостоился «Золотого глобуса» за режиссуру и был выдвинут на «Оскар» в 11 номинациях (почти во всех номинациях его обыграл «Крёстный отец 2»).

Уголовное преследование

В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Фотомодель Геймер, которую Полански пригласил якобы для съемки для французского издания Vogue, вспоминала, что Полански дал ей шампанское и наркотик «Кваалюд» (метаквалон), после чего принудил её к оральному и анальному сексу. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством соглашения о признании вины смягчить обвинения, поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ. До вынесения приговора и по условию соглашения между прокуратурой и адвокатами режиссёра Полански согласился на прохождение психиатрического обследования в течение трёх месяцев в госпитале для преступников при калифорнийской тюрьме города Чино. По возвращении из тюрьмы Полански был уведомлен адвокатом, что судья, рассматривавший его дело, сообщил ему, что он изменил свою позицию и не намерен соглашаться с рекомендацией прокуратуры о вынесении Полански условного приговора без лишения свободы. Это стало нарушением договора, достигнутого адвокатами режиссёра с прокуратурой и ранее одобренного этим же судьёй, и 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, Полански бежал из США в Великобританию (в Лондон). А затем, чтобы избежать экстрадиции, — во Францию, жил он также на территории Швейцарии и Польши.

Впоследствии в печати всплыли и другие обвинения. Например, британская актриса Шарлотта Льюис заявила, что режиссёр силой овладел ею в парижском доме во время съёмок фильма «Пираты» в 1983 году, когда ей было 16 лет.

Французский период

Последующие фильмы режиссёр снимал в Европе, преимущественно во Франции. В 1983 году он предсказывал:

В то время, когда мир стоит на пороге новой индустриальной революции, советская система настолько централизована и тоталитарна, что она душит все инновации. Когда она сгниет изнутри, империя рухнет. Полагаю, что извечная Россия с её экспансионистскими традициями продолжит существовать, тогда как моя страна направит свои стопы в сторону Запада. Но даже и тогда об неё время от времени будут вытирать ноги.

В 1979 году вышла картина «Тэсс», за которую в 1981 Полански был номинирован на «Оскар», а также получил премию «Сезар». Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт. Исполнительница главной роли немецкая актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет (возраст согласия в Германии составляет 14 лет, а во Франции 15 лет, так что нарушения закона в этом не было). Ранее, в 1976 году она снялась в фотосессии для французского журнала «Vogue», приглашённым редактором которого был Полански.

В 1989 году третьей по счёту женой Поланского стала французская актриса и модель Эммануэль Сенье; она родила ему двоих детей. Полански снял её в своих фильмах «Неистовый», «Девятые врата», «Горькая луна» и «Венера в мехах».

В 1999 году Роман Полански снял мистический триллер «Девятые врата», в котором главную роль сыграл Джонни Депп.

В 2002 году режиссёр обратился к лично выстраданной теме холокоста, — снял фильм «Пианист». Жюри во главе с Дэвидом Линчем присудило картине «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль.

Решения по экстрадиции в Швейцарии и Польше

В сентябре 2009 года Роман Полански прибыл в Швейцарию, чтобы получить награду за свою режиссёрскую деятельность. Организаторы кинофестиваля в Цюрихе заявили, что кинорежиссёр 26 сентября 2009 года был арестован полицией по ордеру, выданному в США и датированному 1978 годом, а также на основании международного ордера на арест 2005 года. Поскольку Полански признал вину и скрылся от суда, согласно американским законам, принцип давности на него не распространяется.

Министр культуры Франции Фредерик Миттеран заявил, что поражён арестом Полански. В коммюнике министерства говорилось, что Миттеран сожалеет об аресте режиссёра и французский министр «с изумлением узнал о действиях против Романа Полански — кинорежиссёра с мировым именем и французского гражданина, который задержан в Швейцарии», — сообщалось в документе.

Несколько десятков известных кинематографистов подписали обращение в поддержку Полански. В их числе Вуди Аллен, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Даррен Аронофски, Терри Гиллиам, Педро Альмодовар и др. Известные актрисы Фанни Ардан и Моника Беллуччи тоже выразили своё сожаление по поводу ареста Полански. За режиссёра также вступился Никита Михалков.

Главы внешнеполитических ведомств Франции и Польши заявили, что намерены обратиться к президенту США Бараку Обаме с тем, чтобы тот помиловал Полански и закрыл уголовное дело в отношении него. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отказался помиловать режиссёра. Апелляционный суд Лос-Анджелеса также отказался закрыть дело Полански.

Во время нахождения режиссёра под арестом на Берлинском кинофестивале состоялась премьера его нового фильма «Призрак»; фильм был удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали американскому правительству в экстрадиции Полански в США и освободили режиссёра из-под домашнего ареста.

30 октября 2014 года заместитель министра иностранных дел Польши Рафал Тшасковский заявил, что Польша не видит оснований для задержания Романа Полански и передачи его властям США.

В октябре 2015 года польский суд (как ранее и суды других европейских государств) отказался экстрадировать Полански в США. Судами принималось во внимание, что сама потерпевшая, став взрослой, неоднократно подтверждала, что не имеет претензий к режиссёру.

Основные темы

Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.

Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.

Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.

Зло у Поланского может принимать самые разные формы:

Психические: медовый месяц оборачивается чередой унизительных издевательств со стороны неверной жены и невесть откуда взявшегося громилы («Тупик»), у психопатки наподобие хичкоковской Марни прикосновение любого мужчины пробуждает травматическое воспоминание о приставаниях со стороны отца («Отвращение»), эмигрант-неудачник ощущает себя не только кастрированным, но и буквально превращающимся в женщину («Жилец»).

Мистические: молодой человек подвергается сексуальным домогательствам со стороны вставших из могилы упырей («Бал вампиров»), беспринципный букинист неведомо для себя оказывается в постели с дьяволом («Девятые врата»), а на голом теле девушки, воспитанной у монашек, Сатана вершит чёрную мессу («Ребёнок Розмари»).

Социально-политические: рафинированный еврейский интеллигент попадает в облаву озверевших нацистов («Пианист»), незадачливый писатель-инженю проводит ночь в постели с агенткой ЦРУ, инспирировавшей преступления мирового масштаба («Призрак»), наивный ребёнок благородных кровей оказывается вовлечён в шайку циничных воров («Оливер Твист»).

Влияние

Полански принадлежит к числу самых влиятельных кинематографистов послевоенного времени. Например, его лента «Ребёнок Розмари» (1969) породила моду 1970-х на мистические фильмы ужасов («Изгоняющий дьявола», «Омен», «Сияние»). «Отвращение» стало ориентиром для адептов сюрреалистической образности и тонко психологизированных концовок. «Китайский квартал» предвосхитил расцвет жанра неонуар в 1990-е годы. Фильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (которому каннское жюри во главе с Поланским присудило «Золотую пальмовую ветвь») по признанию его создателей, — оммаж в честь Поланского времён «комнатной трилогии». И если Лодзь формировал абсурдизм молодого Поланского, то присудивший режиссёру Золотую пальмовую ветвь («Пианист», 2002) Дэвид Линч в весьма зрелом возрасте отдал должное этому городу, сняв здесь свою «Внутреннюю империю» (2006).

Фильмография

Режиссёр

1962 — Нож в воде / Nóż w wodzie
1965 — Отвращение / Repulsion
1966 — Тупик / Cul-de-Sac
1967 — Бесстрашные убийцы вампиров («Бал вампиров»)/ The Fearless Vampire Killers
1968 — Ребёнок Розмари / Rosemary’s Baby
1971 — Макбет / The Tragedy of Macbeth
1972 — Что? / What?
1974 — Китайский квартал / Chinatown
1976 — Жилец / Le Locataire
1979 — Тэсс / Tess
1986 — Пираты / Pirates
1988 — Неистовый / Frantic
1992 — Горькая луна / Bitter Moon
1994 — Смерть и девушка / Death and the Maiden
1999 — Девятые врата / The Ninth Gate
2002 — Пианист / The Pianist
2005 — Оливер Твист / Oliver Twist
2010 — Призрак / The Ghost Writer
2011 — Резня / Carnage
2013 — Венера в мехах / La Vénus à la fourrure
2017 — Основано на реальных событиях / D’après une histoire vraie

Короткометражные фильмы

1955 — Велосипед / Rower — фильм не закончен
1957 — Убийство / Morderstwo
1957 — Разгоняем танцульку / Rozbijemy zabawę
1957 — Зубастая улыбка / Uśmiech zębiczny
1958 — Двое мужчин со шкафом / Dwaj ludzie z szafą
1959 — Лампа / Lampa
1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
1961 — Толстый и худой / Gros et le maigre, Le
1962 — Млекопитающие / Ssaki
2007 — У каждого своё кино / Chacun son cinéma — эпизод «Эротический кинотеатр»
2009 —Жадность, новый аромат от Франческо Веззоли / GREED, a New Fragrance by Francesco Vezzoli
2012 — Терапия / A Therapy

Актёр

1953 — Три повести / Trzy opowieści (segment Jacek)
1955 — Волшебный велосипед / Zaczarowany rower
1955 — Три старта / Trzy starty
1955 — Велосипед / Rower
1955 — Поколение / Pokolenie
1956 — Необыкновенная карьера / Nikodem Dyzma
1957 — Обломки корабля / Wraki
1957 — Конец ночи / Koniec nocy
1958 — Эроика / Eroica
1958 — Двое мужчин и шкаф / Dwaj ludzie z szafą
1958 — Позвони моей жене / Zadzwońcie do mojej żony?
1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
1959 — Летучая / Lotna
1960 — Косоглазое счастье / Zezowate szczęście
1960 — До свидания, до завтра / Do widzenia, do jutra
1960 — Невинные чародеи / Niewinni czarodzieje
1961 — Осторожно, йети! / Ostrożnie, Yeti!
1961 — Толстый и худой / Le Gros et le maigre
1961 — Самсон / Samson
1962 — Нож в воде / Nóż w wodzie (озвучка)
1965 — Отвращение / Repulsion
1967 — Бесстрашные убийцы вампиров («Бал вампиров»)/ The Fearless Vampire Killers — Альфред
1969 — Волшебный христианин (др. название Чудотворец) / The Magic Christian — пьяница

1970 — Чао, Федерико ! (фр.)русск. / Ciao Federico ! (документальный фильм Гидеона Бахмана (нем. Gideon Bachmann) о съёмках «Сатирикона»)

1972 — Что? / What? — Москито
1974 — Кровь для Дракулы / Blood for Dracula
1974 — Китайский квартал / Chinatown
1976 — Жилец / Le Locataire
1982 — Чехарда / Chassé-croisé
1989 — В ожидании Годо / En attendant Godot (TV)
1992 — Назад в СССР (фильм, 1991) (англ.)русск. / Back in the U.S.S.R. — русский мафиозо Курилов
1994 — Чистая формальность / Una Pura Formalita
1994 — Коварство славы / Grosse fatigue
2000 — Дань уважения Альфреду Лепети / Hommage à Alfred
2002 — Месть / Zemsta
2007 — Час пик 3 / Rush Hour 3 — комиссар Реви
2008 — Тихий хаос / Caos calmo

Награды и номинации

Награды

Фильм «Отвращение» — «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля.
Фильм «Тупик» — «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля.

Фильм «Пианист» — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля; лучшая режиссура, премия «Оскар».

Номинации

Фильм «Нож в воде» — лучший иностранный фильм, премия «Оскар».
Фильм «Китайский квартал» — лучшая режиссура, премия «Оскар».
Фильм «Тэсс» — лучшая режиссура, премия «Оскар».

Нереализованные проекты

«Двойник»

В 1997 году Полански отказался от идеи переработать для экрана «Мастера и Маргариту» и приступил к давно задуманной экранизации повести Достоевского «Двойник». Однако на съёмочной площадке выяснилось, что режиссёр добавил сцену, в которой главный герой в исполнении Джона Траволты должен был появиться обнажённым. Траволта наотрез отказался продолжить съёмки и без объяснения с режиссёром уехал из Парижа, оставив в недоумении 250 человек на съёмочной площадке. Полански впоследствии прокомментировал этот эпизод: «Столько народу вложили огромные усилия в этот проект, и тут совершенно внезапно всё разваливается на части. Пьер Гуффруа, который давно работает со мной в качестве художника-постановщика, плакал, когда пришлось демонтировать декорации… Как может Траволта, получающий за фильм зарплату в 20 млн долларов, вести себя столь глупым образом?» С осуждением действий Траволты выступили и другие режиссёры, в частности, Дэвид Линч.

«Помпеи»

В 2007 году широко анонсировалось начало съёмок фильма по роману Роберта Харриса — «Помпеи». Главные роли должны были исполнить Орландо Блум и Скарлетт Йоханссон . Однако работа над картиной была отложена на неопределённый срок, — при том, что права на фильм уже купили дистрибьюторы из 35 стран. В 2014 году фильм все же вышел с другим режиссёром и актерами.

Фильмы о Полански

«Роман Полански: Разыскиваемый и желанный» / Roman Polanski: Wanted and Desired (США, Великобритания; режиссёр Марина Зенович / Marina Zenovich; 2008).

«Роман Полански: Киномемуары» / Roman Polanski: A Film Memoir (Великобритания, Италия, Германия; режиссёр Лоран Бузеро /Laurent Bouzereau; 2011).

«Роман Полански: Третий лишний» / Roman Polanski: Odd Man Out (США; режиссёр Марина Зенович / Marina Zenovich; 2012)