Герасимов Сергей Аполлинариевич


Герасимов Сергей Аполлинариевич
Родился: 21 мая (3 июня) 1906
Умер: 26 ноября 1985 (79 лет)


Биография


Сергей Аполлинариевич Герасимов — советский кинорежиссёр, киноактёр, сценарист, драматург и педагог, профессор ВГИКа.

Академик АПН СССР (1978). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1948). Лауреат Ленинской премии (1984), трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971).

Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 года. Отец — инженер-технолог Аполлинарий Алексеевич Герасимов (1863—1909), из семьи мценского уездного исправника, за организацию социал-демократических кружков на Путиловском заводе был арестован и в 1888 году сослан в Енисейскую губернию сроком на 4 года под гласный надзор полиции. Политссыльной была и мать — Юдифь Борисовна Эстрович, — из двинской еврейской купеческой семьи, выросшая в Старобельске и принявшая ради брака православие (в замужестве — Юлия Борисовна Герасимова). В ссылке находились и два её брата — народовольцы Михаил Эстрович (1869—1938) и Осип Эстрович, оба приняли участие в восстании ссыльных в 1889 году в Якутске, во время которого Осип был ранен, а Михаил осуждён ещё на 8 лет каторжных работ.

В 1894 году супруги переехали на Урал, где отец, инженер, работал на Миасском заводе. В 1909 году он трагически погиб на реке Лозьве во время геологической экспедиции, оставив пятерых детей. Младшему, Сергею, едва исполнилось три года. В возрасте восьми лет Герасимов попал в театр, на оперу «Евгений Онегин». Там же, в Екатеринбурге, он впервые увидел и драматический спектакль — «Разбойников» Шиллера. С того времени театр стал предметом мечты Сергея.

В 1923—1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году (по другим данным — в 1930-м) окончил Техникум сценических искусств.

В кино — с 1924 года. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика.

Первые годы актёрской деятельности проходили в мастерской «ФЭКС», где прошёл школу эксцентрического актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: шулера («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. М. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и других.

В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист. С 1930 года — режиссёр кинофабрики «Совкино» (с 1934 — «Ленфильм»). Режиссёрским дебютом был фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. И. Бартеневым); затем поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934).

Большое место в творческой биографии занимала педагогическая работа, с 1931 года руководил актёрской мастерской экранного искусства при киностудии «Ленфильм». В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

Своеобразие дарования выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936). Работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Ф. Макарова, П. М. Алейников и др.).

Уже в этом фильме проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя — все эти черты были присущи и фильму «Комсомольск» (1938). Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 1930-х годов, закладывающих новый город в далёкой тайге. Значительной работой в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939).

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, поставил фильм «Маскарад» (1941), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы М. Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин — Н. Д. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение С. Герасимовым роли Неизвестного.

Но современная тема по-прежнему осталась основной для С. Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики Коммунистической партии и Советского государства».

В годы войны принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу. Член КПСС с 1943 года.

В 1944—1946 годах возглавлял Центральную студию документальных фильмов.
В феврале 1945 года возглавлял съёмочную группу кинематографистов, которые снимали кинохронику Ялтинской конференции.

В 1944 году возвращается к педагогической работе, руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК). Работая со студентами, всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм «Молодая гвардия». Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства (лично И. Сталина) за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской премии.

С 1945 года — режиссёр киностудии «Союздетфильма» (ныне — ЦКДЮФ имени М. Горького).

Совместно с киноработниками КНР создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), в 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 году по сценарию С. Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 — фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).

В конце 1950-х годов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода — фильм «Тихий Дон» (3 серии, 1957—1958) по мотивам одноимённого романа М. А. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. Фильму (1-я серия) присуждена премия за цвет на МКФ в Брюсселе (1958), 3-й серии фильма присуждён главный приз «Хрустальный глобус» на XI МКФ в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I ВКФ в Москве (1958).

Продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. С. Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта Князя Львова-Щербацкого.

Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста С. Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где вёл объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководил кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, Н. В. Розанцев, И. В. Макарова, Н. Н. Рыбников, 3. М. Кириенко, Н. Н. Губенко, Ж. А. Болотова, Г. А. Польских, Ю. В. Кара и многие другие. Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Выступал и как драматург — автор пьес «Учитель» (1939), «Наши дни» (1940) и эпизодически как театральный режиссёр.

В 1960-х годах перешёл к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин («Журналист», «У озера», «Любить человека») социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссёр, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений).

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького.

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля.

В 1971 году — член жюри VII Московского международного кинофестиваля.

Умер 26 ноября 1985 года (по другим источникам — 28 ноября) в Москве после операции на сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Общественно-педагогическая деятельность

Член КПСС с 1943 года
Профессор Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в Москве (1946)
Действительный член АПН СССР (1978)
Депутат Верховного Совета СССР 3—4 созывов (1950—1958)
Член Президиума Советского комитета защиты мира (с 1950)
Доктор искусствоведения (1967)
Секретарь правления Союза кинематографистов СССР
Член Союза писателей СССР.

Семья

Жена — Тамара Фёдоровна Макарова (1907—1997), актриса, играла главные роли во многих фильмах режиссёра. Народная артистка СССР (1950).
Приёмный сын — Артур Сергеевич Макаров (1931—1995), племянник жены, писатель и киносценарист.
Дочь двоюродной сестры, учителя вокала Миры Михайловны Эстрович — Ирина Бенционовна Роднянская (род. 1935), литературовед.

Награды и звания

Герой Социалистического Труда (03.09.1974)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.04.1944)
Народный артист СССР (11.11.1948)
Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель» (1939)
Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948)
Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай» (1950)
Премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большую общественно-политическую деятельность
Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера» (1969)
Ленинская премия (1984) — за кинофильмы последних лет
Четыре ордена Ленина (15.09.1961; 20.05.1966; 03.09.1974; 19.05.1981)
Орден Октябрьской Революции (22.06.1971)
Два ордена Трудового Красного Знамени (23.05.1940; 06.03.1950)
Орден Красной Звезды (14.04.1944)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «Ветеран труда»
Орден Белого льва III степени (ЧССР)
Ордена и медали иностранных государств.
Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Почётный диплом, фильм «Семеро смелых»)
ВКФ в Москве (1958, Первая премия фильму, фильм «Тихий Дон»)
ВКФ в Москве (1958, Премия за лучшую режиссуру, фильм «Тихий Дон»)
Гильдия режиссёров США (1958, Диплом лучшему иностранному фильму, фильм «Тихий Дон»)
МКФ в Карловых Варах (1958, Главный приз «Хрустальный глобус» «за создание широкой панорамы жизни народа», фильм «Тихий Дон»)
МКФ в Мехико (1959, Диплом, фильм «Тихий Дон»)
МКФ в Москве (1967, Большой приз, фильм «Журналист»)
МКФ в Карловых Варах (1970, Главный приз, фильм «У озера»)
ВКФ в Алма-Ате (1973, Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы», фильм «Любить человека»)
ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «В начале славных дел»)
ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «Юность Петра»)
МКФ в Карловых Варах (1984, Главный приз «Хрустальный глобус», фильм «Лев Толстой»)
ВКФ в Минске (1985, Главный специальный приз и диплом, фильм «Лев Толстой»)

Фильмография

Режиссёрские работы

1929 — Двадцать два несчастья (короткометражный) (совм. с С. И. Бартеневым) (фильм не сохранился)
1932 — Сердце Соломона (совместно с М. Л. Кресиным)
1932 — Лес (фильм не вышел на экраны)
1934 — Люблю ли тебя?
1936 — Семеро смелых
1938 — Комсомольск
1939 — Учитель (совм. с Р. И. Тихомировым)
1941 — Маскарад
1941 — Старая гвардия
1941 — Боевой киносборник № 1 (эпизод «Встреча с Максимом»)
1943 — Непобедимые (совместно с М. К. Калатозовым)
1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии (совм. с Е. Л. Дзиганом и М. К. Калатозовым)
1944 — Большая земля
1945 — Московский мюзик-холл
1945 — Крымская конференция
1945 — Берлинская конференция
1948 — Молодая гвардия
1950 — Новый Пекин (документальный)
1950 — Освобождённый Китай (документальный) (совместно с киноработниками Китая)
1951 — Сельский врач
1953 — Великое прощание (документальный) (совм. с другими)
1954 — Надежда (короткометражный)
1957 — Роза ветров (совм. с другими)
1958 — Тихий Дон
1959 — Говорит спутник (совм. с Б. И. Волчеком, В. Д. Дорманом и Г. Б. Оганесяном)
1962 — Люди и звери
1967 — Журналист
1969 — У озера
1972 — Любить человека
1974 — Дочки-матери
1976 — Красное и чёрное
1980 — Юность Петра
1980 — В начале славных дел
1984 — Лев Толстой

Сценарные работы

1932 — Сердце Соломона
1932 — Лес (совм. с И. Л. Прутом)
1934 — Люблю ли тебя?
1936 — Семеро смелых (совм. с Ю. П. Германом)
1938 — Комсомольск (совм. с 3. С. Маркиной и М. С. Витухновским)
1939 — Учитель
1941 — Маскарад (по пьесе М. Ю. Лермонтова)
1941 — Чапаев с нами (короткометражный) (совм. с Л. О. Арнштамом)
1943 — Непобедимые (совместно с М. К. Калатозовым и М. Ю. Блейманом)
1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии
1944 — Большая земля
1948 — Молодая гвардия
1950 — Освобождённый Китай (документальный) (совместно с киноработниками Китая)
1954 — Надежда
1956 — Дорога правды
1958 — Память сердца (совм. с Т. Ф. Макаровой)
1962 — Люди и звери (совм. с Т. Ф. Макаровой)
1967 — Журналист
1969 — У озера
1972 — Любить человека
1976 — Красное и чёрное (совм. со Г. И. Склянским)
1980 — Юность Петра (совм. с Ю. С. Кавтарадзе)
1980 — В начале славных дел (совм. с Ю. С. Кавтарадзе)
1984 — Лев Толстой

Художественный руководитель

1954 — Дамы
1961 — У крутого яра
1961 — Карьера Димы Горина
1963 — Состязание
1964 — Первый снег

Актёрские работы

1925 — Мишки против Юденича — шпик
1926 — Братишка (короткометражный) — 2-й шофёр
1926 — Чёртово колесо (короткометражный) — «Человек-вопрос», фокусник, главарь бандитской шайки
1926 — Шинель — Ярыжка, шулер-шантажист
1927 — Союз великого дела — Медокс
1927 — Чужой пиджак — агент Скальковский
1929 — Новый Вавилон — журналист Лютро
1929 — Обломок империи — меньшевик
1931 — Одна — председатель сельсовета
1938 — Выборгская сторона — эсер (в титрах не указан)
1933 — Дезертир — второй бонза
1934 — Разбудите Леночку (короткометражный)'
1938 — Комсомольск — шпион
1941 — Маскарад — неизвестный
1962 — Люди и звери — князь Львов-Щербацкий
1967 — Журналист — Алексей Петрович Колесников
1969 — У озера — Сергей Григорьевич
1974 — Дочки-матери — Пётр Воробьёв
1984 — Лев Толстой — Лев Толстой

Участие в фильмах

1948 — Памяти С. Эйзенштейна (документальный)
1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)
1973 — О кино, кино! (документальный)
1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный)
1978 — Василий Шукшин. По страницам прозы (художественно-публицистический)
1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
1987 — Жизнь одна… (документальный)
1988 — По следам фильма «Молодая гвардия» (документальный)

Архивные кадры

1969 — Золотые ворота
2003 — Марлен. Прощание с шестидесятыми (из цикла передач «Кино, которое было») (документальный)
2004 — «Легенды Мирового Кино», еженедельный цикл телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура»
2005 — Сергей Герасимов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2005 — Григорий Козинцев (из документального цикла «Острова»)
2006 — Сергей Герасимов. Богатырская история (документальный)
2010 — Валентина Теличкина (из документального цикла «Острова»)
2013 — Александр Антипенко (из документального цикла «Острова»)

Театральные постановки

1952 — «Седая девушка» Хэ Цзинчжи и Дин Ни (вместе с С. И. Самсоновым и Т. М. Лиозновой) — Театр Вахтангова (Москва).

Память

В 1986 году имя С. Герасимова присвоено ВГИКу.
В селе Кундравы, где родился режиссёр, есть музей его имени.

В Москве и Санкт-Петербурге, на домах, где жили Т. Макарова и С. Герасимов, установлены мемориальные доски. Таблички были установлены к 100-летию С. Герасимова. Инициатором установки табличек выступил актер Виталий Матвеев; пробивая установку, актер потратил много сил и здоровья, он считал её целью своей жизни в последние годы.

В Челябинске имя С.Герасимова носит улица в Тракторозаводском районе (новый микрорайон Чурилово).
В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр Александр Тютин.
В городе Куса Челябинской области открыт кинотеатр имени С.А. Герасимова
В 2016 году авиакомпания Аэрофлот назвала в честь С. А. Герасимова переданный 22 сентября самолёт Airbus A320-214 (регистрационный номер VP-BCB)