Медведев считает, что понятие "шпионских" приборов нужно уточнить

Уточнение понятия специальных технических средств в законе требуется для исключения из группы риска людей, которые пользуются подобными приборами в бытовых целях, а не для негласного получения информации, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Как отметил премьер на заседании правительства, представляя соответствующий законопроект, документом предлагается дополнить нормы УК и КоАП определением того, что подразумевается под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации. "Поскольку отсутствие этого термина в законодательстве приводило к размытому толкованию правовых норм и в зоне риска могли оказаться те, кто приобретал такие спецсредства для решения бытовых проблем",- сказал Медведев.

Он отметил, что подобных приборов становится все больше, поэтому нужно четко разграничить те, что используются в обычной жизни, от устройств, специально созданных для скрытного применения.

Ранее Верховный суд РФ рекомендовал не наказывать людей, случайно купивших "шпионские" ручки или другие технические приспособления. Диктофоны и видеорегистраторы могут считаться "шпионскими" устройствами, только если их доработали и перепрограммировали, говорится в постановлении пленума ВС. В постановлении уточнялось, что не попадают под эту уголовную статью и действия людей, купивших "шпионские" устройства "для использования, например, в целях личной безопасности": чтобы следить за домом, квартирой, безопасностью своих родных, за животными.

Как поясняла пресс-служба кабинета министров, в действующем законодательстве значение термина "специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации" (СТС) не раскрыто. Согласно Уголовному кодексу РФ, на данный момент незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, карается вплоть до лишения свободы на четыре года.

Уточняется, что предлагаемое значение термина СТС позволяет дифференцировать такие средства от устройств, которые по своим техническим характеристикам, параметрам и предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем. Изменения предлагается внести в уголовный и административный кодексы.

Тему уголовных дел о незаконном обороте спецсредств, предназначенных для негласного получения информации, подняли в конце 2017 года на ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. По данным следствия, в конце января 2017 года житель Курганской области для личных целей заказал в интернет-магазине с доставкой из Китая устройство для передачи акустической информации из помещения. Устройство, как заявляло следствие, запрещено к свободному обороту в РФ, так как относится к специальным техническим средствам для негласного получения информации. Дело дошло до суда, однако Лебяжьевский районный суд по ходатайству гособвинителя вернул дело прокурору для проверки обоснованности привлечения к уголовной ответственности.

Фермер заявлял, что купил GPS-маячок для коровы, отбивающейся от стада. Путин, которому задали вопрос о ситуации с фермером, сказал, что постарается разобраться в инциденте. В марте 2018 года следственные органы прекратили уголовное дело в отношении фермера, сообщив, что у мужчины не было умысла на негласное получение информации. Представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной заявлял РИА Новости, что российские прокуроры изучат все дошедшие до суда уголовные дела о незаконном обороте спецсредств, предназначенных для негласного получения информации.