Моранди Джорджо


Моранди Джорджо
Родился: 20 июля 1890
Умер: 18 июня 1964 (73 года)


Биография


Джорджо Моранди — итальянский живописец и график.

С 1907 учился в Академии Изящных Искусств Болоньи (итал. Accademia di Belle Arti di Bologna). Первоначально намеревался заниматься скульптурой. В 1911 году написал первый пейзаж. На его раннее творчество определённое влияние оказал П. Сезанн, художник тяготел в то время также к кубизму, чуть позднее — проявляет интерес к искусству А. Руссо.

В 1914—1929 он преподавал рисование в начальных школах Болоньи. В 1915 был призван в армию, но пережил нервный срыв, в результате чего — демобилизован. В 1918—1922 сближается с метафизической живописью Де Кирико и К. Карра. В 1930—1956 — профессор гравировального искусства в болонской академии.

Творчество и признание

Джорджо Моранди — совершенно самостоятельное явление в искусстве XX века. «Метафизическое» влияние, которое он испытал на раннем этапе своего творчества не представляло бы никакого интереса (это стереотипное расположение «манекеноподобных» фигур в духе Дж. Кирико в упрощённой до геометрии трёхмерности), и ничего не говорило бы о том художнике, с которым ассоциируется его имя, если бы даже самые ранние его произведения не выдавали изысканного колориста, каковым он предстаёт в наиболее выразительный период своей живописи, поэтому о близости и к минимализму, на которую указывают некоторые искусствоведы, говорить не приходится — гамма художника, при кажущейся простоте, чрезвычайно сложна, и построена на тончайших нюансах; да и формы, присутствующие в его произведениях — просты, но достаточно разнообразны, наделены характером, а порой — изощрённо причудливы, а не примитивны — в смысле, подразумеваемом этим стилем.

Ключ к пониманию его искусства кроется в живописи раннего итальянского Ренессанса, во фресках Джотто, в натюрмортах Ф. Сурбарана или в несложных этюдах Ж.-Б. С. Шардена . Сам образ жизни художника, дистанцировавшегося от проблем суетного мира (он практически не выезжал из Болоньи), говорит о стремлении увидеть и показать красоту простых форм,– возможность постоянно находить её в этой тихой, камерной жизни, предстающей за мнимой монотонностью в многообразии, «интимности» оттенков настроений его живописи.

Также интересны опыты Дж. Моранди в станковой графике. Офорты его отличает валёрно близкая к свойственной его живописным произведениям – мягкая тональная гамма, собственно, здесь он решает те же задачи, что и в масляной живописи, однако достигает того, используя технически совершенно иные средства, результат – единство образного строя. Сюжеты натюрмортов Дж. Моранди и здесь замыкаются на прозаических предметах обихода – кофейниках, банках, бутылках... Художник нашёл свой подход к решению интереснейших композиционных и художественно-пластических задач. При помощи пересекающих штрихов,– пересекающих друг друга или переходящих с одного предмета на другой, без контуров, он добивается передачи пространственных соотношений, света и тени. Предметы плавно переходят в фон, нет обводки, нет чётких границ. Художник достигает высокой гармонии и большой цельности эстампа.

Его живопись и графика были отмечены премиями Венецианской биеннале (1948), биеннале в Сан-Паулу (1957). В 1962 художник получил премию Рубенса, в 1963 — Золотую медаль Болоньи. Работы художника фигурируют в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1960).

Литература о художнике

Morandi: catalogo generale/ A cura di Lamberto Vitali. Milano: Electa, 1977
Wilkin K. Giorgio Morandi. New York: Rizzoli, 1997
Bornfeld A. Seventy shades of green: a biography of Giorgio Morandi. Ventura: Morandi Editions, 1997
Giorgio Morandi: Paintings, Watercolours, Drawings, Etchings. Munich; New York: Prestel Publishing, 1999
Giorgio Morandi: die letzten Zeichnungen. München: Neue Pinakothek, 2000
Jaccottet Ph. Le bol du pèlerin. Paris: La Dogana, 2001
Giorgio Morandi. London: Tate Pub., 2001.
Abramowicz J. Giorgio Morandi: The Art of Silence. New Haven; London: Yale UP, 2004
Сарабьянов Д. Мир Моранди// Творчество, 1973, № 10
Мизиано В. Предмет в творчестве Джорджо Моранди// Вещь в искусстве. Москва: ГМИИ им. A.C.Пушкина, 1986