Гундарева Наталья Георгиевна


Гундарева Наталья Георгиевна
Родилась: 28 августа 1948
Умерла: 15 мая 2005 (56 лет)


Биография


Наталья Георгиевна Гундарева — советская и российская актриса театра и кино. Одна из самых популярных актрис советского кинематографа 1970—1990 годов. Народная артистка РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980). Лауреат премии Москвы (1994). Лауреат премии Ленинского комсомола (1978). Депутат Государственной думы Российской Федерации I созыва (1994—1996).

Ведущая актриса Московского академического театра имени В. Маяковского (1972—2001). Наиболее известные роли сыграла в таких фильмах, как «Труффальдино из Бергамо», «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома», «Сладкая женщина», «Однажды двадцать лет спустя» и других.

Начало

Родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке. Отец, Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей. Мать, Елена Михайловна, работала инженером-проектировщиком — руководителем группы — в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий. Родители рано развелись, и Наталью воспитывала мать. Любовь к театру передалась Наталье от матери, но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала — считала, что это не для неё. Восьмиклассницей Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. В десятом классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей.

Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище. В 1971 году она окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева, где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатырёвым, Натальей Варлей.

В 1971 году многообещающую выпускницу училища приглашали в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, и Гундарева выбрала Театр им. Маяковского, в котором служила до конца жизни. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров предлагал молодой актрисе только эпизодические роли.

В 1974 году в спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» по Островскому Гончарову понадобилось ввести новую актрису на роль Липочки, которую исполняла Доронина. После 10 дней репетиций Гундарева органично вошла в спектакль; её дебют в главной роли сразу был оценен театральной Москвой.

В кино в эпизодических ролях Наталья Гундарева снималась с 1971 года.

Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине «Сладкая женщина» Владимира Фетина. Предложения от кинорежиссёров следовали одно за другим.

Практически ни одна работа актрисы не оставалась незамеченной критикой — на сцене, на телевидении, в кино. К концу 1970-х годов Гундарева стала одной из ведущих актрис театра.

В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой.

Расцвет карьеры

1979—1984 годы становятся временем расцвета театральной и кинематографической карьеры актрисы. Она ушла наконец от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.

Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда». Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в Театре на Малой Бронной. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны назначил Наталью Гундареву.

Честно говоря, дело тут не только в инсценировке, тогда у меня не было Н. Гундаревой. Ни на Бронной, ни потом в ГИТИСе я не мог осуществить ни инсценировку Дикого, ни свою, над которой начал работать, из-за отсутствия актрисы, способной поднять эту роль. Сергея-то найти было возможно; Катерину Львовну — нет!

— Андрей Гончаров «Режиссёрские тетради»

Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» стал одной из наиболее значительных постановок в истории Театра им. Маяковского и с успехом шёл в течение 13 лет.

Другой её значимой ролью стала Нина Бузыкина в фильме «Осенний марафон». Ещё одно серьёзное достижение периода — Валерия в телефильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота» (1979 год, режиссёр В. В. Мельников). К сожалению, фильм был признан упадническим и дошёл до зрителя только в 1987 году.

Фильмы «Одиноким предоставляется общежитие» (режиссёр С. Самсонов) и «Хозяйка детского дома» (режиссёр В. Кремнев), вышедшие в 1984 году, затрагивают социально важные темы одиноких женщин и брошенных детей. Аркадий Инин писал сценарий фильма «Одиноким предоставляется общежитие» и образ Веры Голубевой именно «под Гундареву». Темы, поднятые в картинах, и мастерство актрисы вызвали большой отклик у аудитории — спустя много лет она продолжала получать письма от зрителей. Сама лишённая счастья материнства, Наталья Гундарева нередко воплощала на экране образ матери и в том числе многодетной матери — эти работы стали одними из лучших в её карьере.

Последние годы

С начала 1990-х актриса меньше снималась и репетировала, сетовала на то, что всё меньше ей предлагают подходящих ролей. Заметными работами стали роли леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..» и княгини Шадурской в сериале «Петербургские тайны».

Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993—1995 работала в Госдуме во фракции «Женщины России».

Ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя.

Последней работой в театре стала роль Леттис в «Любовном напитке» (1997). В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и перенесла пластическую операцию. Последнюю роль — Василису Саввичну в сериале «Саломея» — актриса сыграла в начале 2001 года; зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой.

Гундарева, появившаяся на обложках глянцевых журналов после пластической операции, выглядела сногсшибательно, но это была всего лишь фотогеничная маска. На телеэкране — в движении всё обстояло не столь радужно. Застывшее лицо отказывалось слушаться, и, судя по всему, это стало потрясением для чрезвычайно требовательной к себе актрисы… После радикального изменения внешности организм испытывает стресс, потому что сам себя не узнаёт.

— врач-невролог Нина Андриенко

Гундарева, преданная одному театру и привыкшая к определённой традиции и манере, редко играла в антрепризных спектаклях и постановках других творческих коллективов. В 2001 году Гундарева получила предложение от Олега Табакова в МХТ им. Чехова на роль Мадлены Бежар в «Кабале святош» Булгакова. Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку, и она начала репетиции. Однако в новом коллективе были свои порядки, и ей сложно было с ними свыкнуться. Как вспоминал Игорь Костолевский: «Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему всё происходит не вовремя». В итоге незадолго до премьеры Гундарева отказалась от роли.

Июль 2001 года запомнился москвичам аномальной жарой. Лето Наталья Гундарева проводила на даче в Подмосковье в районе станции Дедовск, в санатории Управления делами президента «Снегири». В ночь с 18 на 19 июля она почувствовала себя плохо и была доставлена в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Актрису экстренно перевезли в Институт Склифосовского, по дороге состояние её резко ухудшилось. 21 июля она впала в кому, и врачи констатировали обширный ишемический инсульт. 27 июля пациентку перевели в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, ситуация начала меняться к лучшему. 1 августа Гундарева полностью пришла в себя.

Постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулись речь и ограниченное движение. Врачи осторожно начали давать позитивные прогнозы на исход лечения. К лету 2002 года Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей. В 2002 году в рамках акции «Во имя здоровья» она занималась благотворительностью и помогала многим актёрам пройти курс лечения.

Больше Наталья Гундарева на сцену уже не выходила и не появлялась на публике. Несмотря на усилия родственников и врачей, полное выздоровление не наступало. В 2002 году во время прогулки она поскользнулась и ударилась затылком.

15 мая 2005 года, на 57-м году жизни, Наталья Гундарева скончалась в больнице Св. Алексия (бывшая 5-я градская) из-за повторного геморрагического инсульта. Актриса была похоронена 18 мая на Троекуровском кладбище Москвы. Авторами памятника на могиле выступили отец и сын Согоян.

Семья и личная жизнь

Наталья Гундарева трижды была замужем.

В 1973 году во время съёмок телевизионного спектакля «Обрыв» она познакомилась с Леонидом Ефимовичем Хейфецем. Известный режиссёр был на 14 лет старше молодой актрисы. Сразу после съёмок они поженились. Леонид Ефимович — который до того, как обзавёлся семьёй, не имел своего жилья и обитал прямо в театре — получил квартиру. Через шесть лет супруги развелись. Гундарева жаловалась, что разрывается между семейными заботами и навалившейся тогда высокой профессиональной востребованностью. В 1979 году во время работы над звёздным спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Гундарева сблизилась со сценическим партнёром по роли Виктором Корешковым. После короткого и бурного романа они поженились, но брак вскоре распался.

О первом и особенно о втором браке актриса не любила вспоминать. В те годы актриса жила на 8-м этаже сталинской высотки у Красных ворот на Садовом кольце.

После второго брака у Гундаревой начались отношения с актёром Сергеем Насибовым. Сергей и Наталья сблизились во время совместных репетиций в театре имени Маяковского. Десятилетняя разница в возрасте не стала препятствием для романа. Официально Гундарева и Насибов начали встречаться, оказавшись вместе на гастролях в Кишинёве. Наталья просто перебралась к Сергею в номер, о чём немедленно узнали все, кто их сопровождал. Некоторое время спустя актёр развелся с Екатериной Дуровой. Роман продолжался в течение трёх лет, затем Гундарева и Насибов оповестили друзей о своём расставании. Насибов полагал, что в их расставании виноват он один, так как ввиду молодости ещё не научился ценить своё счастье.

Затем в течение полутора лет был роман (1984—1985) с футболистом московского «Динамо» Александром Минаевым.

Третий и последний брак (с 1986 года) — с Михаилом Филипповым, актёром театра Маяковского с 1973 года. Филиппов и Гундарева были давними знакомыми. В этом браке актриса, по собственному признанию, наконец-то обрела своё счастье. Как вспоминала сама актриса:

Миша пришёл в наш театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу, — Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы… Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он…


Последние годы актриса провела в своей квартире в Москве на 1-й Тверской-Ямской.

Детей у Натальи Гундаревой не было. По свидетельству её спутника Александра Минаева, — бесплодие наступило из-за неудачной операции, случившейся в молодости. Сама Гундарева говорила, что детей ей заменил театр. Однако у Натальи Гундаревой в 40 лет появилась так называемая «приёмная дочь» Ирина Дегтева. О ней писал муж Гундаревой Михаил Филиппов в книге воспоминаний «Наташа»:

«Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку…». Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли — Человеческого детёныша — Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого Подкидыша, ребёнку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали — она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы.

Творчество

Обзор

Первые роли Натальи Гундаревой эксплуатировали характерную внешность. Образ типичной русской женщины, кустодиевской красавицы привлекал публику. Однако даже в дебютных ролях ощущалось, что актриса способна на гораздо большее. Она воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность.

За без малого 30 лет своей творческой карьеры Гундаревой удалось создать галерею разноплановых образов. Первая же роль — Липочки в «Банкроте» — показала, что актриса способна передавать тонкие нюансы психологии героини. Способность раскрыть и донести режиссёрскую мысль в персонажах с самых разных полюсов — ещё одна грань таланта актрисы ученицы вахтанговской школы. Драматург Александр Володин упоминал даже о том, что с Гундаревой стало отождествляться представление о том, что её героини — пошлые и приземлённые создания, своего рода хозяйки современной жизни. Но и в таких образах можно было увидеть тонкие штрихи, которые актриса создала своим дарованием в неприглядных героях. Карен Шахназаров считал, что Гундаревой, как никому другому в советском театре и кино, свойственны страстность, темперамент и точность в деталях. Её работа в фильме «Зимний вечер в Гаграх», по словам Шахназарова, спасла плоскую и маловыразительную по сценарию роль певицы Мельниковой.

Гундарева всегда считала себя прежде всего театральной актрисой. Андрей Гончаров стал для неё больше чем режиссёром и наставником. В статье, посвящённой его памяти, актриса писала: Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера…. Партнёры по сцене считали, что Наталья Гундарева и Армен Джигарханян — идеальные актёры для Гончарова. Гундаревой всегда был больше по душе академический театр, традиции чеховской и горьковской драматургической школы. В 1990-е годы ей было очень сложно свыкнуться с новыми веяниями и авангардистскими изысками. Как вспоминал Виктор Мережко, создавший в своих сценариях несколько интересных героинь для актрисы, с конца 1980-х началась эксплуатация её профессиональных возможностей.

Мне кажется, что театр из Храма превращается в балаган. Из носителя духовности и нравственности — в царство натурализма, цинизма и примитивизма… Все традиции, которые складывались десятилетиями, попираются и осмеиваются новыми дельцами от искусства. Этот вирус проникает даже и в традиционные реалистические классические постановки, которых становится всё меньше, — их просто уже стыдятся ставить.

— из интервью актрисы

Гундаревой удалось успешно поработать и в таком сложном жанре, как художественное чтение. Она всегда любила русскую классику, особенно Достоевского и Лескова. Ещё во время учёбы в Щукинском училище педагог Дина Андреева привила будущей актрисе вкус к слову, способность передать слушателю его музыку и колорит. В 1981 году Наталья Гундарева записала для ЦТ СССР моноспектакль «Тупейный художник», в котором она читала прозу Лескова.

Теперь очевидно, что, ограничивая актрису, режиссёры словно насильно совершили выдающееся открытие. Таких «простых» женщин, как женщины Гундаревой, в советском кино ещё не было. «И простые бывают роковыми, а роковые — простыми»…

— Михаил Трофименков

Фильмография

1966 — Хмырь — здоровячка
1972 — Здравствуй и прощай — Надежда Сергеевна (Надёжка), буфетчица в кафе «Улыбка»
1972 — В Москве проездом… — продавщица биноклей в ГУМе
1973 — Назначение — Майя Золоткова
1973 — Ищу человека — Клава
1974 — Смешные люди! — Машуня, жена следователя
1974 — Осень — Дуся
1974 — Самый жаркий месяц — Таня
1974 — Сергеев ищет Сергеева — председатель месткома
1976 — Сладкая женщина — Анна Александровна Доброхотова
1976 — Труффальдино из Бергамо — Смеральдина, служанка в доме Панталоне (вокал — Елена Дриацкая)
1977 — Подранки — Тася
1977 — Обратная связь — Медведева
1978 — Гарантирую жизнь — Ольга
1978 — Уходя — уходи — Марина
1978 — Вас ожидает гражданка Никанорова — Катя Никанорова
1978 — След на земле — Клава
1979 — Отпуск в сентябре — Валерия
1979 — Осенний марафон — Нина Евлампиевна Бузыкина
1980 — Мнимый больной — Белина
1980 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся — Алёна Миловидова
1980 — Белый снег России — Надежда, русская жена Алёхина
1980 — Однажды двадцать лет спустя — Надя Круглова
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Жужу, модистка
1980 — Дульсинея Тобосская — Альдонса-Дульсинея
1980 — Незваный друг — Анна Глушенкова, бывшая жена Виктора
1981 — Проданный смех — фрау Бебер
1982 — Детский мир — Людмила Яковлевна
1983 — Одиноким предоставляется общежитие — Вера Николаевна Голубева
1983 — Подросток — Татьяна Павловна
1983 — Срок давности — Наталья
1983 — Хозяйка детского дома — Александра Ивановна Ванеева
1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь — повариха
1985 — Подвиг Одессы — тётя Груня
1985 — Зимний вечер в Гаграх — Мельникова, певица
1985 — Личное дело судьи Ивановой — Любовь Григорьевна Иванова, судья
1985 — Прощание славянки — Женя
1985 — Дети солнца — Меланья Николаевна, сестра Бориса Чепурного
1987 — Избранник судьбы — трактирщица
1988 — Жизнь Клима Самгина — Марина Петровна Зотова (Премирова)
1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам — Аэлита
1989 — Оно — Клемантинка де Бурбон
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века — Вдова
1989 — Сердце не камень — Аполлинария Халымова
1990 — Паспорт — Инга
1990 — Собачий пир — Жанна
1990 — Искушение Б. — Наталья Петровна, она же Маркиза
1991 — Виват, гардемарины! — императрица Елизавета
1991 — Чокнутые — княгиня Отрешкова
1991 — Затерянный в Сибири — Фаина
1991 — Тысяча долларов в одну сторону — Анфиса
1991 — Курица — Алла
1991 — Небеса обетованные — Люська, сожительница Васьки, посудомойка
1992 — Гардемарины 3 — императрица Елизавета
1992 — Осколок «Челленджера» — Зинаида
1993 — Альфонс — Света
1993 — Личная жизнь королевы — Рапа, генсек КПЗ
1993 — Заложники «Дьявола» — Елена Сергеева
1994 — Петербургские тайны — Татьяна Львовна Шадурская, княгиня
1995 — Московские каникулы — Дуся
1998 — Райское яблочко — Римма Петровна Крутилина, директор
1998 — Хочу в тюрьму — Маша
1999 — Криминальное танго — генеральша
2000 — Любовь.ru — Марина
2001 — Ростов-папа — Анна Гусарова
2001 — Саломея — Василиса Саввична, сваха

Телеспектакли

1973 — Обрыв — Марфинька
1975 — Возвращение — Софья
1975 — Трактирщица — Мирандолина
1978 — Капитанская дочка (Страницы романа) — Екатерина Вторая
1986 — Переход на летнее время — Венцова

Озвучивание мультфильмов

1984 — То ли птица, то ли зверь
1986 — Сказка о глупом муже
1993 — Шут Балакирев — Екатерина I

Награды и премии

Лучшая актриса года по результатам опросов журнала «Советский экран» (1977, 1981, 1985)
Премия Ленинского комсомола (1978) — за создание образов современников и высокое исполнительское мастерство.
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980) — за исполнение роли Нины Бузыкиной (фильм «Осенний марафон»).
Приз IX Международного кинофестиваля в Болгарии (1981).

Государственная премия СССР (1984) — за исполнение ролей Садофьевой в спектакле «Молва» А. Д. Салынского и Катерины Львовны Измайловой в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова.

Народная артистка РСФСР (1986).
Премия Союза кинематографистов России «Ника» в номинации «Актриса года» (1990).
Приз «Алмазный венец» Всероссийского фестиваля «Созвездие» (1990).
Приз на Международном кинофестивале в Монреале в номинации «Лучшая женская роль» (1990).
Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1994) — за участие в спектакле «Жертва века».
Премия «Хрустальная Турандот» (1996).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 февраля 1998) — за большие заслуги в развитии театрального искусства.
Независимая премия «Кумир» (1999).
Премия МКФ «Восток-Запад» в Баку — за лучший женский образ (2000).
Международная театральная премия имени К. С. Станиславского (2001).
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002).
Приз Российской академии кино «Золотой орёл» в номинации «Лучшая актриса года» за фильм «Ростов-папа» (2003).