Плисецкая Майя Михайловна


Плисецкая Майя Михайловна
Родилась: 20 ноября 1925
Умерла: 2 мая 2015 (89 лет)


Биография


Майя Михайловна Плисецкая — артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.

Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор нескольких мемуаров. Супруга композитора Родиона Щедрина. Считается одной из величайших балерин XX века.

Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Была старшей из троих детей (Александр родился в 1931-м, Азарий — в 1937 году).

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — и генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года Михаил Плисецкий был арестован, расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой Рахиль была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер (её брата Александра забрал к себе дядя, Асаф Мессерер).

Суламифь Мессерер показала своей племяннице Майе балет, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда племянница вернулась домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей - балет её заинтересовал. В хореографическое училище её также отвела тетя Суламифь. Майе Плисецкой было 7 лет и 8 месяцев, когда стал проходить очередной набор. По существующим правилам, ребенку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс. Суламифь Мессерер смогла убедить членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Суламифь Мессерер старалась сделать номер таким, чтобы Майя Плисецкая показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук. Также тетя Суламифь придумала выход балерины спиной к публике. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство — она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).

Майя Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене, на 90-м году жизни, от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Личная жизнь

В своих мемуарах Майя Михайловна писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани. В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, однако через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было.

В 1999 году Пресненский суд Москвы по иску Плисецкой к газете «Московский комсомолец» по поводу статьи «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой» подтвердил, что дочери у Майи Плисецкой нет, в 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе.

Творчество

Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.

Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) — через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж) и номер «Ave Maya» (1995); начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт».

Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку классического балета Глазунова (хореография Мариуса Петипа) «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

4 мая 2015 года труппа Мариинского театра посвятила спектакль «Шурале» Майе Плисецкой.
15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале Цауберзее состоялся вечер-посвящение.
20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт-вечер памяти в Большом театре.

Репертуар

(*) — первая исполнительница партии.
(**) — первая исполнительница партии в Большом театре.
Большой театр
21 ноября 1945 — Осень*, «Золушка» Ростислава Захарова
29 января 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике**, «Шурале» Леонида Якобсона (Батыр — Юрий Кондратов)
1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Александра Радунского (Иванушка — Владимир Васильев, Царь — Александр Радунский)
1956 — Лауренсия, «Лауренсия»
? — Вакханка, «Вальпургиева ночь» Леонида Лавровского
1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» Юрия Григоровича (Данила — Николай Фадеечев).
1964 — Жар-птица, «Жар-птица»

30 марта 1965 — Мехменэ Бану**, «Легенда о любви» Юрия Григоровича (Ферхад — Марис Лиепа, Визирь — Александр Лавренюк, Ширин — Наталия Бессмертнова)

1967 — «Прелюдия»* на музыку И. С. Баха, балетмейстер Наталия Касаткина
20 апреля 1967 — Кармен*, «Кармен-сюита» Альберто Алонсо (Хозе — Николай Фадеечев, Тореро — Сергей Радченко, Рок — Наталия Касаткина)

13 июня 1972 — Анна Каренина*, «Анна Каренина», постановка Майи Плисецкой совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, (Вронский — Марис Лиепа, Каренин — Николай Фадеечев)

27 мая 1980 — Чайка, Нина Заречная*, «Чайка» (Треплев — Александр Богатырёв)

20 ноября 1985 — Анна Сергеевна*, «Дама с собачкой», художник Валерий Левенталь, костюмы для Майи Плисецкой Пьера Кардена (Гуров — Борис Ефимов)

На других сценах
1973 — «Гибель розы»*, балетмейстер Ролан Пети
28 декабря 1976 — «Айседора»*, балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
1978 — «Болеро», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
19 декабря 1978 — «Леда»* (партнёр — Хорхе Донн), балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
«Пруст, или Перебои сердца», балетмейстер Ролан Пети
«Федра» Сержа Лифаря, Балет Нанси
1991 — «Астурия» на музыку Альбениса; «Мария Стюарт», хореография Хосе Гранеро
1992 — «Безумная из Шайо»*, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж
1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер Морис Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — Патрик Дюпон)

Фильмография

1951 — «Большой концерт»
1953 — «Мастера русского балета», фильм-балет — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» (Мария — Галина Уланова, хан Гирей — Пётр Гусев)
1957 — «Лебединое озеро» кинофильм-балет
1959 — «Хованщина», фильм-опера — Персидка
1961 — «Конёк-Горбунок», фильм-балет — Царь-девица
1964 — «Майя Плисецкая», документальный фильм (режиссёр Василий Катанян)
1967 — «Анна Каренина», режиссёр Александр Зархи — Бетси Тверская
1969 — «Чайковский», сценарист и режиссёр Игорь Таланкин — Дезире Арто
1969 — «Новогоднее похищение», фильм-концерт — балерина
1974 — «Анна Каренина», фильм-балет — Анна Каренина
1976 — «Фантазия», режиссёр Анатолий Эфрос — Полозова (Санин — Анатолий Бердышев)
1977 — «Поэзия танца», фильм-балет — «Болеро», «Айседора» Мориса Бежара
1978 — «Кармен-сюита», фильм-балет, режиссёр Феликс Слидовкер — Кармен
1985 — «Leçon de ténèbres», документальный фильм (режиссёр Доминик Делуш)
1987 — «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», документальный фильм (50 мин, режиссёр Борис Галантер)
2000 — «Maïa», документальный фильм (1 час 30 мин, режиссёр Доминик Делуш)
2005 — «Ave Майя», документальный фильм (52 мин, режиссёр Никита Тихонов)
2005 — «Стихия по имени Майя», документальный фильм (2 части по 39 мин, режиссёр Никита Тихонов)
«Прелюдия», хореография Наталии Касаткиной (режиссёр Доминик Делуш)

Мемуары

Майя Плисецкая — автор нескольких мемуаров:
Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М.: Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7020-0903-7.

Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-045344-3.

Плисецкая М. Читая жизнь свою.... — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-068256-0.

Признание и награды

Герой Социалистического Труда (19 ноября 1985) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской, Галиной Волчек, Валентиной Матвиенко и Людмилой Вербицкой)

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность

Три ордена Ленина (27 октября 1967, 25 мая 1976, 19 ноября 1985)
Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981)
Заслуженный артист РСФСР (1951)
Народный артист РСФСР (1956)
Народный артист СССР (1959)
Ленинская премия (1964)
Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)
Орден Почётного легиона (Франция)
кавалерский крест (1986),
офицерский крест (2012)
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
‎Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
Медаль «Про Финляндия» (1968)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)
Доктор Сорбонны (1985)
Почётный профессор Московского государственного университета (1993)
3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
Премия «Триумф» (2000)
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
Премия «Национальная гордость России» (2003)
Премия Принца Астурийского (2005, Испания)
Международная Императорская премия Японии (2006)
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»

Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)

Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
Почётный гражданин Испании.

Названы в честь Плисецкой

Сорт пионов, выведенный в 1963 году.

Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).

В октябре 2013 года бразильские художники Эдуардо Кобра (Eduardo Kobra) и Агналдо Брито (Agnaldo Brito) посвятили Майе Плисецкой одну из своих работ. Граффити длиной 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.

Память

20 ноября 2015 года, в день 90-летия со дня рождения балерины, имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 — там же, где находится граффити Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.

20 ноября 2016 года в сквере Майи Плисецкой состоялось открытие памятника балерине.