Спилберг Стивен


Спилберг Стивен
Родился: 18 декабря 1946



Биография


Стивен Аллан Спилберг — американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и монтажёр, является одним из самых успешных кинорежиссёров США в истории. Его 20 самых кассовых картин собрали в прокате 8,4 млрд долларов.

Трёхкратный лауреат премии «Оскар». Постановщик знаковых и нашумевших картин «Челюсти», «Инопланетянин», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Линкольн», а также тетралогии об археологе Индиане Джонсе и трилогии «Парк юрского периода».

На волне успеха именно его фильма («Челюсти») голливудские блокбастеры стали выпускать в прокат летом.

Ранние годы

Стивен Аллан Спилберг родился 18 декабря 1946 года в Цинциннати (штат Огайо, США) в семье инженера Арнольда Меера Спилберга и профессиональной пианистки Леи Адлер (урождённой Познер). Отец был одним из изобретателей ранних компьютеров GE-200. Родители происходили из семей еврейских эмигрантов из Российской империи. Стивен Спилберг говорил: «Я вырос с идишем и русским языком в доме». Его дедушка и бабушка со стороны отца Шмуэл Шпильберг (Сэмюэл Спилберг, 1873—1945) и Ривка Чечик (Ребекка Спилберг, 1884—1969) эмигрировали в Америку из Каменца-Подольского в 1906 году. Дед Стивена со стороны матери Файвл (Филип) Познер (1884—?) эмигрировал из Одессы с братом — актёром еврейского театра Борисом Познером; его жена Дженни Фридман (1881—?) родилась в семье иммигрантов уже в Цинциннати.

Вскоре семья переехала в Финикс (штат Аризона), где Стивен пошёл в школу. Матери пришлось расстаться с мыслью о карьере ради воспитания четверых детей — Стивена, Энн, Сью и Нэнси. Стивен часто сидел дома и смотрел телевизор. Получил от отца в подарок портативную 8-миллиметровую кинокамеру, и она оказалась настолько удачным подарком, что через некоторое время у Стивена появилось прозвище «человек-кинокамера». Спустя несколько месяцев он попробовал снять короткометражные фильмы с актёрами и даже пытался делать фильмы ужасов, в которых вместо крови использовал вишнёвый сок. В 12 лет он, учащийся Колледжа штата Калифорния (California State College) — впервые принял участие в юношеском конкурсе любительских фильмов. В первом в его жизни конкурсе мальчик победил, представив на суд жюри свою 40-минутную картину о войне «Побег в никуда» (1960), в котором снимались его родители и сёстры.

24 марта 1963 года в местном кинотеатре состоялась необычная премьера — двухчасовой фильм «Небесные огни», снятый местными школьниками во главе со Стивеном Спилбергом, рассказывающий историю похищения людей инопланетянами для использования их в космическом зоопарке. Профинансировали картину родители Стивена: в проект было вложено около 600 долларов, бесплатное питание съёмочной группы обеспечивала мать Спилберга, помощь в строительстве макетов оказывал отец.

Дебют

В Калифорнии, куда переехали Спилберги, Стивен дважды пытался поступить в киношколу при Университете Южной Калифорнии. Дважды его отвергли с резюме — «слишком бездарен». Тогда он поступает в технический колледж, а на каникулах снимает 26-минутный фильм «Эмблин», который стал его трамплином в большое кино. В 1969 году компания Universal Pictures после просмотра «Эмблин» заключает с молодым режиссёром контракт на первый эпизод нового сериала «Ночная галерея» (1969).

В дальнейшем был снят первый эпизод ещё одного нового сериала, «Коломбо» — «Убийство по книге». Через два года Спилберг снимает свой первый полнометражный фильм «Дуэль». Картина, созданная для телевидения, завоевавшая Гран-при на только что созданном фестивале фантастических фильмов «Авориаз», после своего успеха была перенесена на большой экран. Основой для «Дуэли» послужил рассказ Ричарда Мэтисона, который в свою очередь был написан, опираясь на реальный случай. В картине в качестве главных действующих лиц «снялись» два автомобиля: миниатюрная легковушка и большой бензовоз, который всё время преследует легковушку, стремясь её уничтожить.

Режиссёрским дебютом Спилберга на большом экране стал фильм «Шугарлендский экспресс» (1974), получивший хорошие отзывы критиков.

«Челюсти»

Следующий фильм принёс ему мировую известность и признание. В 1975 году Спилберг снимает триллер «Челюсти», принесший её создателям огромную прибыль: лента стала третьей в прокате по итогам 1970-х годов, собрав 260 млн долларов. История небольшого приморского американского городка, который терроризирует огромная белая акула-людоед, нашла своё продолжение ещё в трёх фильмах: «Челюсти 2», «Челюсти 3» и «Челюсти: Месть».

Поворотным пунктом моей карьеры стал фильм «Челюсти». До него я был просто режиссёром по вызову, амбициозным и неизвестным. После огромного успеха картины я, как говорится, проснулся знаменитым и мог теперь позволить себе снимать всё, что хочется. Несколько лет я обивал пороги киностудий, предлагая сценарий фильма о летающих тарелках, неизменно получая ответ в стиле «да ты сумасшедший, парень!». После «Челюстей» ко мне обратились десятки заинтересованных людей со словами: «Стивен, как там насчёт фильма о летающих тарелках? Ещё в силе?». Так появились «Близкие контакты третьей степени»

«Близкие контакты третьей степени»

В 1977 году вышел серьёзный, «интеллигентный» (по замечанию кинокритика Леонарда Малтина) научно-фантастический фильм «Близкие контакты третьей степени» о попытке установления непосредственных контактов с внеземной цивилизацией. Перед созданием картины Спилберг тщательно изучил многие доклады, любые доступные сведения о НЛО, лично встречался с людьми, которые, по их словам, сталкивались с пришельцами.

В 1980 году вышла «специальная редакция» фильма. Она на три минуты короче, но с изменениями в финале: земляне всё-таки входят в космический корабль пришельцев, где видят ниспадающий «божественный» свет и смутные очертания инопланетного существа. Фильм также стал суперхитом и одной из самых кассовых лент того периода.

«Тысяча девятьсот сорок первый»

Фильм «Тысяча девятьсот сорок первый», снятый в 1979 году, собрал в мировом прокате более 90 млн долларов США при бюджете в 30 млн. Отзывы критиков были в основном негативными, но фильм номинировался на «Оскар» в трёх номинациях — за лучшую работу оператора, за лучшие визуальные эффекты и за лучший звук.

«Индиана Джонс»

Фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) начал серию об Индиане Джонсе — профессоре археологии одного из американских колледжей 1930-х годов — и его фантастических путешествиях. Были выпущены фильмы «Индиана Джонс и храм судьбы» (1984) и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). Трилогия упрочила репутацию режиссёра как создателя зрелищного и кассового кино.

О намерении снять четвертый фильм цикла было объявлено вскоре после выхода картины «Индиана Джонс и последний крестовый поход», однако за полтора десятилетия фильм не продвинулся дальше нескольких вариантов сценария. Четвёртая часть серии — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» — вышла в 2008 году. За первый уик-энд проката в США фильм собрал более 100 млн долларов.

К работе над сценарием фильма на разных этапах привлекались Джефри Боум (англ.)русск. и М. Найт Шьямалан. В мае 2002 года был подписан договор о написании сценария с Фрэнком Дарабонтом. Представленный им сценарий был одобрен Харрисоном Фордом и Стивеном Спилбергом, однако в 2004 году был отклонён Джорджем Лукасом. В 2005 году в качестве сценариста был приглашён Джефф Натансон, а доводкой созданного им сценария занимался Дэвид Кепп под надзором Спилберга и Лукаса.

«Инопланетянин»

В 1982 году на американских экранах начинает демонстрироваться лента «Инопланетянин». Сценарий к картине Спилберг вместе с Мелиссой Мэтисон начал писать ещё во время съёмок первой части трилогии об Индиане Джонсе. Фильм снимался в течение восьми месяцев, а в мае 1982 года состоялся первый просмотр «Инопланетянина».

Новые эксперименты

1980-е годы для Спилберга были своего рода площадкой для новых экспериментов и создания картин совсем другого плана. Он также много продюсирует, являясь владельцем созданной им в 1984 году кинокомпании «Amblin Entertainment», которая в свою очередь помогла выйти к широкому зрителю таким ныне известным режиссёрам, как Джо Данте, Джон Лэндис, Тоуб Хупер, Роберт Земекис, Дж. Миллер. При участии Спилберга было выпущено более ста фильмов — «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера», снятые Робертом Земекисом, а также «Гремлины», «Смерч», «Люди в чёрном», «Столкновение с бездной», «Маска Зорро» и другие.

«Цвета пурпура», «Империя солнца» и «Всегда»

Сам же Спилберг начинает снимать фильмы, лишённые внешней развлекательности, авантюрности, без использования современных компьютерных трюков. Это такие картины, как «Цвета пурпура» (по роману Алисы Уолкер), «Империя Солнца» по автобиографическому роману Джеймса Балларда) и «Всегда».

Фильм «Цвета пурпура» отмечен в Книге рекордов Гиннеса как картина, имевшая наибольшее число номинаций и ни одной премии «Оскар» (вместе с картиной «Решающий момент», 1977). Обе ленты выдвигались по 11 номинациям, но премии так и не получили. Помимо этого, картина «Империя Солнца» принесла убыток (сборы составили 22 млн при бюджете свыше 38 млн долларов).

«Капитан Крюк» и «Парк юрского периода»

Возврат к зрелищному кино произошёл в ремейке полнометражного диснеевского мультфильма «Питер Пэн» (1953) — картине «Капитан Крюк» о злобном одноруком пирате Крюке. С этого фильма начался новый взлёт популярности Стивена Спилберга, который был закреплён историей о парке динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду. Вышедший летом 1993 года фильм «Парк юрского периода» стал сенсацией. Кассовые сборы по всему миру принесли около 1 млрд долларов, поступления от продажи видеокассет принесли ещё половину этой суммы.

Сиквел «Затерянный мир: парк юрского периода» (1997), продолжающий историю парка динозавров, собрал 620 млн долларов. В третьей части — «Парк юрского периода 3» (2001, режиссёр Джо Джонстон) — Стивен Спилберг выступил лишь как продюсер.

«Список Шиндлера»

Фильм «Список Шиндлера», снятый по книге Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», рассказывал о горькой судьбе евреев в годы Второй мировой войны. Картина стала обладателем 7 премий «Оскар»; сам Спилберг получил сразу две статуэтки — за фильм и режиссуру. Работать над фильмом режиссёр начал с 1983 года, однако сами съёмки были осуществлены только в 1993 году.

Фильм стал самым дорогим чёрно-белым фильмом XX века — бюджет составил 25 млн долларов. В то же время это самый коммерчески успешный чёрно-белый фильм: мировые сборы составили 321 млн долларов, в том числе 96 млн долларов — в американском прокате. Согласно некоторым источникам,Спилберг отказался от гонорара за фильм, по его словам, это были бы «кровавые деньги».

На деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («шоа» на иврите — «холокост, катастрофа»), который до конца 2005 года находился на территории Universal Studios, а в начале 2006 переехал в Университет Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Деятельность «Фонда Шоа» состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе холокоста.

«Амистад»

В 1997 году Спилберг выпустил сиквел фильма «Парк юрского периода», но настоящим достижением режиссёра в 1997 году стал конец работ и выпуск на экраны художественного фильма «Амистад», рассказывающего о борьбе за отмену рабства в США в 1840-е годы. Эту тему Спилберг продолжил в картине «Линкольн». Всего фильм получил 22 номинации, но так и не удостоился премий Гильдий художников кино и режиссёров, Общества политических фильмов, Общества кинокритиков, пишущих в Интернете. Мощным конкурентом по числу полученных в 1998 году призов был «Титаник». Как шутили журналисты, под обломками «Титаника» были погребены надежды на премии многих интересных киноработ, в том числе и творение Спилберга.

«Спасти рядового Райана»

Спасти рядового Райана

В 1999 году фильм Спилберга «Спасти рядового Райана» принёс создателям пять «Оскаров» в номинациях «Лучший режиссёр», «Лучшая работа оператора» и некоторых других. «Спасти рядового Райана» стала последней картиной, монтаж которой производился без применения цифровых технологий, и завоевала «Оскар» в номинации «Лучший монтаж». Однако лучшим фильмом стала другая картина — «Влюблённый Шекспир».

«Спасти рядового Райана» рассказывает историю капитана Джона Миллера, который с отрядом из восьми человек должен отправиться в тыл врага на поиски рядового Джеймса Райана.

«Искусственный разум»

В 2000 году Спилберг начал работу над фантастическим фильмом по рассказу Филипа Дика «Особое мнение», но после смерти Стэнли Кубрика отложил работу над фильмом и начал съёмки задуманной Кубриком перед смертью фантастической ленты «Искусственный разум». Ради этого фильма Спилберг также отказался от более выгодного «Гарри Поттера».

Картина, вышедшая на экраны 29 июня 2001 года, в американском прокате провалилась, и только за счёт мировых премьер удалось собрать 150 млн долларов. История двенадцатилетнего мальчика-андроида, который больше всего на свете хочет стать человеком и найти настоящую семью основана на рассказе Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето» и перекликается с сюжетами таких фантастических лент, как «Инопланетянин» того же Спилберга и «Двухсотлетний человек» Криса Коламбуса, а также с историей персонажа Пиноккио.

«Особое мнение»

Фантастический триллер Спилберга «Особое мнение» был поставлен по мотивам повести Филипа Дика. Фильм был номинирован на «Оскар» за лучшую звукорежиссуру.

«Поймай меня, если сможешь»

Спилберг делает резкий поворот и снимает фильм, сюжет к которому, по некоторым сведениям, ему предложил Леонардо ди Каприо. 25 декабря 2002 года состоялась премьера фильма Спилберга «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо ди Каприо и Томом Хэнксом в главных ролях. В картине, основанной на реальных событиях начала 1960-х годов, рассказывается о молодом блестящем аферисте, мошеннике высшей пробы Фрэнке Эбэгнейле, который благодаря своему уму и везению никогда не сидел в тюрьме. И если бы ему на хвост, подобно «рыбе-прилипале», не сел агент ФБР Карл Хэнрэти, этот зарвавшийся юнец стал бы преступником высшей пробы. Интересно, что прототип героя, настоящий Фрэнк Эбэгнейл, написавший когда-то книгу о своей бурной молодости, работал у Спилберга в этой картине консультантом и снялся в эпизодической роли.

«Терминал»

В 2004 году Стивен Спилберг выпустил полубиографическую драму под названием «Терминал». Главный герой фильма Виктор Наворски прилетает в Нью-Йорк, но во время полёта в его родной стране Кракожии произошли политические изменения, неугодные США. Виза Виктора аннулируется ещё в полёте. Поэтому он не может пройти паспортный контроль, но и улететь обратно тоже не может — все рейсы в его страну «Кракожию» (вымышленная страна Восточной Европы, хотя Виктор говорит с соотечественником на болгарском языке и читает брошюру на русском) были отменены. Бедному Виктору с весьма скудными познаниями английского ничего не остается, как ночевать в аэропорту. Но главный офицер службы безопасности аэропорта хочет как можно быстрее избавиться от нежелательного постояльца.

В основе сюжета «Терминала» лежит реальная история, приключившаяся в 1988 году с иранским беженцем Мехраном Карими Нассери (англ. Mehran Karimi Nasseri), который был вынужден прожить 18 лет в парижском аэропорту, поскольку все его документы были украдены. В главной роли снялся актёр Том Хэнкс. В результате фильм хорошо был оценен критиками и зрителями.

«Война миров»

В 2005 году, Спилберг экранизировал адаптированный роман Герберта Уэллса «Война миров» (совместного производства Paramount и DreamWorks). Он пригласил Тома Круза и Дакоту Фэннинг на главные роли в фильме. «Война миров» стала второй совместной работой Тома Круза и Стивена Спилберга после фантастического триллера «Особое мнение». В фильме Спилберг использовал спецэффекты компании «Industrial Light & Magic», созданной Джорджем Лукасом, как и во многих своих предыдущих фильмах. Рабочим названием фильма было «Во тьме ночи».

Если не считать того, что действие в фильме перенесено из Англии начала XX века в Америку начала XXI века, в целом сюжеты книги и фильма довольно близки. Бюджет фильма составил 132 млн долларов, кассовые сборы во всём мире составили 591,7 млн долларов.

«Мюнхен»

В 2005 году Стивен Спилберг выпускает в широкий прокат фильм «Мюнхен». Поставлен по книге канадского журналиста Джорджа Джонаса (англ. Vengeance: The True Story of an Israeli Counter-Terrorist Team). История о террористическом акте на Мюнхенской Олимпиаде и о последовавшей ответной операции со стороны израильских спецслужб. Фильм был номинирован как лучшая картина на 78-ю премию «Оскар».

Стивен Спилберг собирался снимать эту картину с прицелом на выпуск в 2003 или 2004 году. Однако после того, как в съёмочном расписании Тома Круза образовалось окно, Стивен предпочел заморозить данный проект и поработать с Томом над «Войной миров».

Достижения в киноиндустрии

К началу 1998 года Спилберг стал самым богатым деятелем индустрии развлечений (313 млн долларов, а к 2001 году — уже около 2 млрд долларов). Его совместная с двумя другими магнатами — бывшим продюсером студии Walt Disney Джеффри Катценбергом и музыкальным продюсером Дэвидом Геффеном (англ. David Geffen) — кинокомпания Dreamworks SKG постепенно набрала обороты, выпуская полнометражные мультфильмы («Муравей Антц», «Принц Египта») и «оскароносные» картины («Красота по-американски», «Гладиатор»).

В 2001 году «за неоценимый вклад в развитие британской кинопромышленности» он был награждён королевой Елизаветой II званием почётного Рыцаря-Командора ордена Британской империи.

Спилберг является самым кассовым режиссёром в истории мирового кинематографа. Кассовые сборы всех фильмов составляют свыше 8,45 млрд долларов.

Компьютерные игры

Будучи большим любителем компьютерных игр, Спилберг неоднократно принимал участие в создании игр, выступая в роли автора идеи или сюжета. В 1995 году одна из его задумок, на тот момент трудновыполнимая в кинематографе, превратилась в приключенческую игру от компании LucasArts «The Dig». Позже Спилберг принимал участие в создании игр компании DreamWorks Interactive и плодотворно сотрудничал с компанией Electronic Arts. Он был занят в производстве таких игр, как «Trespasser: The Lost World — Jurassic Park» (1998) и «Medal of Honor» (1999). Именно Стивен Спилберг выступил автором идеи популярной серии игр Medal of Honor.

В 2005 году Спилберг подписал контракт с Electronic Arts о создании ряда игр. В 2008 году вышла игра «Boom Blox» (англ.)русск. для Wii, ставшая первым собственным проектом Стивена Спилберга в области видеоигр, в котором он выступил в качестве художественного руководителя. Игры Стивена Спилберга получили множество наград. По мнению Луиса Касла (англ.)русск. — опытного геймдизайнера, одного из основателей компании Westwood Studios и вице-президента Electronic Arts, — Спилберг прекрасно понимает людей и обладает потрясающим инстинктом, позволяющим создавать то, что востребовано аудиторией.

Семья

Сестра — сценарист Энн Спилберг, замужем за сценаристом Дэнни Опатошу .
Сестра — Сьюзен (Сью) Пастернак (род. 4 декабря 1953), предприниматель.
Сестра — Нэнси Кац (род. 7 июня 1956), продюсер документального кино.

Первая жена — Эми Ирвинг, на которой Спилберг женился в 1985 году, а развёлся в 1989 году.

Вторая жена — Кейт Кэпшоу. Поженились 12 октября 1991 года.
Семь детей.

Награды

Орден Почётного легиона (Франция, 21 мая 2008) — за творчество в целом, а также за вклад в освещение геноцида евреев и конфликта в Дарфуре

Медаль Свободы (США, ноябрь 2015) — за артистическую и гуманитарную деятельность

Фильмография

1959 — «Последнее оружие» / The Last Gun
1961 — «Боевой взвод» / Fighter Squad
1961 — «Побег в никуда» / Escape to Nowhere
1964 — «Небесные огни» / Firelight
1968 — «Эмблин» / Amblin
1971 — «Дуэль» / Duel
1972 — «Нечто злое» / Something Evil
1973 — «Дикарь» / Savage
1974 — «Шугарлендский экспресс» / The Sugarland Express
1975 — «Челюсти» / Jaws
1977 — «Близкие контакты третьей степени» / Close Encounters of the Third Kind
1979 — «Тысяча девятьсот сорок первый» / 1941
1981 — «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» / Raiders of the Lost Ark
1982 — «Инопланетянин» / E.T. the Extra-Terrestrial
1983 — «Сумеречная зона» / Twilight Zone: The Movie (новелла «2»)
1984 — «Индиана Джонс и храм судьбы» / Indiana Jones and the Temple of Doom
1985 — «Цветы лиловые полей» / The Color Purple
1987 — «Империя солнца» / Empire of the Sun
1989 — «Индиана Джонс и последний крестовый поход» / Indiana Jones and the Last Crusade
1989 — «Всегда» / Always
1990 ― «Крёстный отец из Гонконга» / 奇蹟 / Miracles
1990 — «Провидец» / The Visionary (новелла «Путь пара»)
1991 — «Капитан Крюк» / Hook
1993 — «Парк юрского периода» / Jurassic Park
1993 — «Список Шиндлера» / Schindler’s List
1997 — «Затерянный мир: парк юрского периода» / The Lost World: Jurassic Park
1997 — «Амистад» / Amistad
1998 — «Спасти рядового Райана» / Saving Private Ryan
1999 — «Неоконченное путешествие» / The Unfinished Journey
2001 — «Искусственный разум» / Artificial Intelligence: AI
2002 — «Особое мнение» / Minority Report
2002 — «Поймай меня, если сможешь» / Catch Me If You Can
2004 — «Терминал» / The Terminal
2005 — «Война миров» / War of the Worlds
2005 — «Мюнхен» / Munich

2008 — «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull

2008 — «Вызов вне времени» / A Timeless Call
2011 — «Приключения Тинтина: Тайна единорога» / The Adventures of Tintin: Secret of the Unicorn
2011 — «Боевой конь» / War Horse
2012 — «Линкольн» / Lincoln
2015 — «Шпионский мост» / Bridge of Spies
2016 — «Большой и добрый великан» / The BFG
2018 — «Первому игроку приготовиться» / Ready Player One

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить