Кириенко Сергей Владиленович


Кириенко Сергей Владиленович
Родился: 26 июля 1962



Биография


Сергей Владиленович Кириенко — российский государственный и политический деятель. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с 5 октября 2016 года. По сообщению газеты Коммерсант, Герой Российской Федерации (2018).

Председатель Правительства Российской Федерации (апрель — август 1998). Стал самым молодым в истории Российской Федерации главой правительства (в 35 лет). Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (2005—2016).

Сергей Кириенко родился в семье Владилена Яковлевича Израителя (09.07.1938—02.02.1995) и Ларисы Васильевны Кириенко. Отец — выпускник Московского государственного университета, доктор философских наук, профессор, в разное время заведовал кафедрами Горьковского (Нижегородского) института инженеров водного транспорта (научного коммунизма (1980—1990), политологии (1990—1992), гуманитарных и социальных наук (1992—1995)).

Мать — выпускница Одесского экономического института.
Сергей Кириенко — выпускник сочинской средней школы № 7.

Окончил в 1984 году Горьковский институт инженеров водного транспорта и Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации в 1993 году.

Член КПСС с 1984 года. С 1984 по 1986 годы проходил службу в рядах Вооружённых Сил СССР.

Трудовую деятельность начал в должности мастера судостроительного завода «Красное Сормово». В 1986—1991 годах — секретарь комитета ВЛКСМ завода; первый секретарь Горьковского обкома ВЛКСМ. В марте 1990 года был избран депутатом Горьковского областного совета народных депутатов.

В 1991—1997 годах — работал в сфере предпринимательства, финансов и бизнеса: генеральный директор акционерного общества «Концерн АМК»; председатель правления банка «Гарантия»; президент нефтяной компании «НОРСИ-ОЙЛ».

В апреле 1997 года Кириенко переехал на работу в Москву, где его друг, первый вице-премьер Борис Немцов убедил сомневающегося премьера Виктора Черномырдина взять молодого нижегородского бизнесмена на высокую должность в министерстве топлива и энергетики. Черномырдин сначала возражал, ссылаясь на отсутствие государственного опыта у Кириенко, однако затем, не желая спорить по малозначительному, как тогда казалось, кадровому вопросу, уступил напору Немцова.

В 1997—1998 годах Кириенко — первый заместитель министра, министр топлива и энергетики Российской Федерации.

23 марта 1998 года президентом Ельциным Кириенко был назначен исполняющим обязанности главы Правительства после отставки кабинета Виктора Черномырдина. Как стало известно годы спустя, в тот день Ельцин выбирал между генералом Андреем Николаевым и Кириенко. Как отмечал в своих мемуарах Ельцин, ему на посту премьера требовался политик молодой, энергичный и твёрдый в преобразованиях. После первой же встречи Ельцину понравился стиль мышления Кириенко — «ровный, жёсткий, абсолютно последовательный».

Правительство Кириенко и дефолт 1998 года

С апреля по август 1998 года Сергей Кириенко — Председатель Правительства Российской Федерации. Государственная Дума дважды — 10 и 17 апреля 1998 года — отказывала в согласии на утверждение Кириенко на посту Председателя Правительства Российской Федерации. Только 24 апреля, после третьего голосования по его кандидатуре, Кириенко 251 голосом (при минимуме 226) был утверждён Государственной Думой в должности Председателя Правительства Российской Федерации (после 3-го отказа Президент имел право распустить Думу). В тот же день Ельцин подписал Указ Президента Российской Федерации о назначении Кириенко Председателем Правительства Российской Федерации.

К моменту назначения Кириенко в России вот-вот должна была рухнуть финансовая пирамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО), запущенная при премьере Черномырдине. В программной речи перед Госдумой Кириенко сообщил, что «экономике России нанесён тяжёлый удар азиатским финансовым кризисом». В результате кризиса мировые цены на нефть упали до уровня 10 долларов за баррель с дальнейшей понижательной тенденцией. Общий объём годового государственного бюджета России тогда составлял около 20 млрд долларов, при этом накопленный долг по зарплатам в РФ — около 70 млрд долларов, а совокупный внешний долг — около 170 млрд долларов. Последствия азиатского кризиса ещё не стали в России для всех очевидными, предупредил Кириенко, но неизбежные потери федерального бюджета новый премьер оценил в 30 млрд долларов. Фактически уже в первые дни работы Кириенко обнаружил, что ситуация с финансами намного хуже, чем он ожидал. Средств федерального бюджета не хватало даже на исполнение текущих обязательств государства перед бюджетниками. Ресурсов для выплаты внешних долгов вовсе не оказалось.

При формировании правительства единственным заметным изменением стало резкое сокращение числа вице-премьеров и упразднение должностей первых заместителей Председателя Правительства. Портфели заместителей Председателя Правительства получили Борис Немцов, Олег Сысуев и Виктор Христенко. В кабинете Кириенко находился и политик левого спектра: при перестановках в правительстве 22 июля 1998 года на должность министра промышленности и торговли был назначен представитель КПРФ Юрий Маслюков. Этой мерой, считало Би-Би-Си, правительство Кириенко ничего не приобретало в плане профессионализма, зато теряло верного сторонника примиренческой линии в Госдуме. Такой шаг был предпринят Кириенко из тактических соображений, чтобы как-то самортизировать неизбежную критику деятельности своего кабинета со стороны влиятельной думской фракции коммунистов.

Главной макроэкономической идеей, которую сразу стали обсуждать в правительстве Кириенко, была девальвация рубля; курс его тогда составлял около 6 рублей за доллар, что в условиях сверхдешёвой нефти приводило к быстрому истощению валютных ресурсов государства. Подешевевшими в результате девальвации рублями было бы проще рассчитаться по внутреннему долгу. Однако тяжёлое долговое бремя лежало в 1998 году не только на федеральном бюджете, но и на коммерческих банках. Их интересам девальвация нанесла бы существенный урон — на обесценившиеся рубли банки не смогли бы приобрести достаточные объёмы долларов, чтобы расплатиться по внешним долгам. Ускорилось бегство капиталов из России. 20 июля 1998 года Международный валютный фонд выделил Российской Федерации стабилизационный кредит, первый транш которого в 4,8 млрд долларов поступил в конце месяца. Однако эффект его оказался кратковременным. Ельцин, который сам никогда не был сильным экономистом и слабо представлял себе, что происходит с бюджетом, пребывал в полной растерянности, был подвержен различным, часто взаимоисключающим, влияниям, но все свои спасительные ожидания направил на молодого премьер-министра. В этой ситуации Кириенко предложил Госдуме антикризисную программу, суть её состояла в том, чтобы резко сократить государственные расходы. Были предложены два варианта действий на выбор депутатов. Либо парламентским актом одобрить секвестр бюджета — пропорциональное урезание его расходов по всем или большинству статей. Либо — если Госдума не готова принять на себя ответственность, — позволить правительству сократить расходы самостоятельно и по своему усмотрению.

Госдума отклонила антикризисную программу кабинета Кириенко, не дав ему дополнительных прерогатив, и не предложив никакой разумной альтернативы. Летом 1998 года у президента Ельцина, раздражённого жесткой позицией фракции коммунистов в Госдуме, возникло спонтанное желание издать указ о запрете КПРФ, однако срочно прибывший к нему Кириенко смог удержать главу государства от поспешного и рискованного решения. Тем не менее, правительство не смогло сэкономить на расходах, в результате доверие к его кредитоспособности снизилось, западные инвесторы ажиотажно избавлялись от российских ценных бумаг, а вырученные рубли срочно конвертировали в доллары. Курс рубля стал стремительно падать. На фоне отказа российских властей от непопулярных мер экономии МВФ не пожелал предоставлять второй транш кредита. В первых числах августа 1998 года из-за обесценивания российских валютных бумаг и отсутствия спроса на ГКО коммерческие банки оказались перед угрозой банкротства, частный сектор экономики был не в состоянии вернуть долларовые кредиты. 14 августа российский валютный рынок практически остановился. Перед Кириенко встала дилемма — или потратить последние резервы, напечатать ничем не обеспеченные рубли и таким образом рассчитаться с держателями ГКО; или — провести девальвацию рубля и приостановить, хотя бы частично, выплату долгов. В этих обстоятельствах Кириенко предпочёл удержать на плаву коммерческие банки и спасти государственную казну от неминуемого разорения, которое вызвала бы расплата по ГКО.

Впервые в российской истории премьер Кириенко объявил дефолт — мораторий (временный отказ) от выплаты долгов. Эта мера коснулась как суверенных, так и частных долгов. Российским частным заёмщикам было разрешено не платить по долгам иностранным кредиторам в течение 90 дней. Сам Кириенко впоследствии признал что «принял плохое решение, — но только для того, чтобы избежать худшего».

16 августа, в воскресенье, Кириенко известил президента Ельцина, что правительство принимает на себя ответственность за случившееся и готово подать в отставку. Тогда Ельцин счёл отставку кабинета Кириенко преждевременной и предложил ему продолжить работу. На следующий день, в понедельник 17 августа 1998 года, в России было публично объявлено о дефолте, курс рубля рухнул почти в 3 раза, к 1 октября он опустился до 16 рублей за доллар. Среди населения началась паника, люди массово ринулись забирать вклады из банков, а затем в обменные пункты — скупать твёрдую валюту на все оставшиеся наличные рубли. Возвратить вклады всем желающим, да ещё одномоментно, банки не смогли. Обменные пункты стали закрываться из-за отсутствия валюты. На предприятиях и в организациях начались массовые увольнения, поскольку выплачивать зарплату стало нечем. Как признал позже Кириенко, принимая решение о дефолте, он и его коллеги по правительству не предвидели, что психологический удар по населению будет такой сокрушительной силы, что в обществе распространится такая паника.

В пятницу, 21 августа 1998 года, все фракции Госдумы солидарно приняли постановление о недоверии правительству и потребовали отставки премьера Кириенко. Утром в воскресенье 23 августа Ельцин вызвал к себе Кириенко и объявил ему об отставке. Экс-премьер воспринял решение главы государства с пониманием, предложил назначить новым председателем правительства близкого к левым политическим кругам главу Совета Федерации Егора Строева. Против бывшего секретаря ЦК КПСС Строева, считал Кириенко, коммунисты возражать ни в коем случае не будут, а это сразу снизит градус напряжённости и панические настроения в обществе. Ельцин рекомендацию Кириенко не принял, пытался вновь вернуть на пост премьера Черномырдина, однако Госдума дважды отклонила его кандидатуру. Не желая нового противостояния с парламентом и возможного его роспуска, на третий раз Ельцин под давлением парламентского большинства поручил сформировать правительство министру иностранных дел и политическому тяжеловесу Евгению Примакову.

В правительстве Примакова Ельцин предложил недавно уволенному Кириенко должность первого вице-премьера. Тем самым Ельцин пытался соединить опыт Примакова с динамизмом Кириенко, которого президент считал «талантливым и умелым» человеком. Однако Кириенко отказался, мотивируя своим неверием в коалиционное правительство и отсутствием внятной экономической программы у кабинета Примакова.

По итогам своей деятельности во главе правительства Кириенко вместе с Борисом Немцовым и Анатолием Чубайсом стал известен как «молодой реформатор», пытавшийся реализовать в России масштабные экономические реформы либерального толка. Проведение реформ было осложнено резким снижением экспортных цен на нефть (в моменте до 9 долларов за баррель), которое привело к нестабильности на финансовых рынках и удорожанию обслуживания государственного долга РФ.

Результатом проведённого правительством Кириенко дефолта стала ликвидация пирамиды ГКО-ОФЗ, снижение государственных расходов на обслуживание долга. Вместе с тем дефолт повлёк за собой спад производства и доходов населения, потерю работы сотнями тысяч граждан, острый банковский кризис, скачок инфляции, сильное падение обменного курса рубля. Не лучшим образом на репутации Кириенко отразилось широковещательное заявление президента Ельцина, сделанное 14 августа 1998 года, то есть за три дня до дефолта, когда глава государства со ссылкой на правительство уверенно гарантировал россиянам, что девальвации не будет, что всё просчитано и находится под контролем. Впоследствии эти «гарантии» трактовались как сознательное введение граждан в заблуждение. Положительным следствием резкой девальвации рубля стало масштабное импортозамещение и увеличение конкурентоспособности внутреннего производства — которые стали очевидными уже при премьерстве Примакова. В народе четырёхмесячное премьерство Кириенко ещё долго ассоциировалось с кризисом и потрясениями 1998 года, закрепившимся за молодым реформатором прозвищем «Киндер-сюрприз».

Дальнейшая карьера

В 1999 году — кандидат в мэры Москвы (11,2 % голосов, второй результат после переизбранного Юрия Лужкова), лидер списка Союза правых сил на выборах в Государственную Думу. Список получил 8 процентов и занял четвёртое место. Накануне выборов Кириенко от имени СПС встретился с премьер-министром России В. В. Путиным и передал ему программу блока, подготовленную перед выборами.

В 1999—2000 годах — депутат Государственной Думы. Лидер фракции «Союз правых сил» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

С 18 мая 2000 года — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
С 2001 года — председатель Государственной комиссии Российской Федерации по химическому разоружению.
14 ноября 2005 года уволен с должности полномочного представителя в результате кадровых перестановок, проведённых президентом.

Росатом

15 ноября 2005 года назначен главой Федерального агентства по атомной энергии России («Росатома»).

12 декабря 2007 года в связи с реорганизацией переназначен генеральным директором Государственной корпорации «Росатом», созданной на базе агентства.

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (2000)
В 2010 году в рейтинге высших руководителей газеты «Коммерсантъ» занял V место в номинации «Электроэнергетика».

В 2010 году доход главы «Росатома» составил 18 млн рублей, в год окончания деятельности в Росатоме (2016) Кириенко зарабатывал уже около 5 млн рублей в месяц.

Итоги деятельности в Росатоме

Всего в Росатоме Кириенко проработал почти 11 лет. Начиная деятельность в 2005 году, Кириенко поставил перед собой стратегические цели — построить в России 40 новых атомных энергоблоков за 25 лет и довести до 25 % долю АЭС в общем производстве электричества в стране. Фактически к моменту отставки Кириенко в 2016 году из намеченных 40 новых энергоблоков в эксплуатацию было введено три — общей мощностью 3,1 ГВт, в том числе два энергоблока на Ростовской АЭС и один на Калининской АЭС. Почти готовы к пуску в промышленную эксплуатацию ещё два блока на 2 ГВт суммарной мощности — третий блок Белоярской АЭС и первый Нововоронежской АЭС-2. Доля атомной энергетики в выработке электроэнергии в России в 2015 году составляла 17 % (против 15 % в начале деятельности Кириенко в 2005 году), до обещанных им 25 % ещё очень далеко. Суммарная установленная мощность российских АЭС в 2015 году — 26 ГВт. Ежегодная выработка АЭС составляет около 190 млрд кВтч. Это значительное отставание от параметров, заданных правительственной программой в 2006 году, согласно которой в 2015 году следовало достигнуть 33 ГВт и 224 млрд кВтч. Расходы бюджета России на развитие атомной энергетики в 2009—2014 годах составили 826 млрд рублей (плюс ещё начальный имущественный взнос в госкорпорацию 450 млрд). Общий объём планового бюджетного финансирования в период до 2020 года составляет ещё 492 млрд рублей.

К достижениям Кириенко на посту главы Росатома относят существенное снижение операционной себестоимости выработки электроэнергии на АЭС — до 60 копеек за кВтч в 2011 году. К 2015 году этот показатель, впрочем, снова вырос — до одного рубля за кВтч. При Кириенко была оптимизирована численность персонала корпорации с более 40 000 до 34 000 сотрудников. К 2015 году численность снова выросла — до 37 000 работников. За 10 лет Кириенко удалось увеличить коэффициент использования установленной мощности АЭС: средняя загрузка выросла с 73 % до 82 %, за счёт чего получено около половины достигнутого прироста выработки электроэнергии. Отмечалось, что Кириенко удалось частично решить задачу избавления России от импортной зависимости по урану — главным образом, за счёт приобретения зарубежных активов.

В целом же, по оценке директора ООО «Институт энергетической политики» Владимира Милова, сотни миллиардов бюджетных рублей потрачены в Росатоме неэффективно. Критиковалась практиковавшаяся при Кириенко «агрессивная политика продления эксплуатации очень старых энергоблоков» — прежде всего, по соображениям безопасности. Тяжёлые проблемы усугублялись в сфере производственной базы. Низкое качество строительства привело к обрушению арматуры защитной оболочки реактора на Ленинградской АЭС-2 в 2011 году. Непросто налаживалось новое производство корпусов реакторов. Завод Петрозаводскмаш в Карелии, куда корпорацией планировалось инвестировать 80 млн евро, оказался неприспособленным для этой цели; спустя два года, впустую потратив средства, проект закрыли. Однако в октябре 2015 года впервые за много лет волгодонское производственное объединение «Атоммаш» построило и отгрузило новый реактор ВВЭР-1200 для строящейся Белорусской АЭС. Дефицит отечественной машиностроительной базы для сооружения реакторов — один из основных сдерживающих факторов в модернизации атомной энергетики в России.

При Кириенко так и не был создан весомый потенциал для приращения атомных мощностей в России. До 2025 года предстоит вывести из эксплуатации около 12 ГВт мощности АЭС. Ещё минус 5 ГВт составляют блоки постройки 1980-х годов, которые должны быть выведены из эксплуатации из-за окончания нормативных сроков службы. Новые проекты, которым дан старт при Кириенко, теоретически смогут принести лишь 9 ГВт мощности до 2025 года. Это первый и второй блоки Кольской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2, 2-й блок Нововоронежской АЭС, 5-й и 6-й блоки Курской АЭС, 4-й блок Белоярской АЭС и 4-й блок Ростовской АЭС. Даже с учётом этих перспективных объектов баланс ввода и выбытия атомных мощностей прогнозируется отрицательным, и доля атомщиков на энергетическом рынке в итоге сократится. Суммарную мощность около 15 ГВт могут принести пять новых АЭС, запланированных Кириенко, — Нижегородская, Балтийская, Тверская, Северская, Смоленская АЭС-2; однако к их строительству пока даже не приступали. Утверждённые Кириенко планы по достройке уже начатых АЭС могут быть не исполнены ввиду сокращения возможностей федерального бюджета из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке углеводородов. На атомной энергетике решено экономить, в федеральном бюджете-2016 расходы на отрасль сокращены на 48 %, дальнейшие сокращения намечены и в бюджете-2017. В этой связи сроки ввода в эксплуатацию новых АЭС неизбежно отодвинутся, что усугубит отрицательный баланс ввода-вывода мощностей на период до 2025 года. Таким образом, в обозримой перспективе ожидается сокращение доли АЭС на российском рынке электроэнергии.

Намеченные Кириенко планы, не выполненные по ряду объективных и субъективных причин, укладываются в тенденцию потери популярности атомной энергетики на планете. Её доля в мировом производстве первичной энергии снизилась в XXI веке в 2 раза: если в 2000 году она составляла 8 %, то в 2015 — только 4 %. Неблагоприятное отношение к атомной энергетике усилилось в 2011 году, после аварии в Японии на АЭС Фукусима-1. Энергия, получаемая на АЭС, имеет высокую себестоимость: не столько по текущим издержкам производства, сколько по капитальным затратам. Мировая тенденция состояла в том, что темпы выработки ресурса атомных энергетических реакторов, сооружённых во второй половине XX века, значительно опережали темпы строительства и ввода в строй новых АЭС. Фактическая стоимость строительства АЭС в России при Кириенко составляла около 3800 долларов за киловатт — это крайне затратно, в 2 раза выше, чем строительство АЭС в Китае, и почти в пять раз дороже, чем обходится строительство газовых электростанций в России. Все эти обстоятельства не были должным образом учтены Кириенко при обосновании федеральных инвестиций.

В годы работы Кириенко при участии российских атомщиков было завершено строительство и осуществлён запуск в эксплуатацию АЭС в Бушере (2010—2011) — первой атомной электростанции в Иране и на всём Ближнем Востоке. Помимо этого, при участии Росатома введено в строй три реактора в Китае, два реактора в Индии. Строительство ещё 30 энергоблоков в разных странах мира продолжается. Общая цена портфеля международных контрактов Росатома, сформированного при Кириенко, — более 100 млрд долларов до 2025 года.

Директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики академик Леонид Большов оценил деятельность Кириенко во главе Росатома как успешную, если сопоставить её с прежним периодом развития отрасли (когда российские атомщики были явными аутсайдерами на мировом рынке технологий) и работой аналогичных иностранных предприятий. Согласно этой оценке корпорация эффективно решала важные для российской экономики задачи. Основными элементами успешной стратегии Кириенко эксперт назвал ставку на высокотехнологичный экспорт, подъём атомного машиностроения, развитие прикладной науки и строгое обеспечение безопасности. За 11 лет работы отрасли при Кириенко в России на АЭС не произошло ни одного аварийного происшествия с оценкой в два балла или выше по международной семибалльной шкале INES.

Деятельность в Администрации Президента Путина

После перехода осенью 2016 года Вячеслава Володина в Госдуму РФ, где он стал спикером седьмого созыва, освободилась вакансия первого заместителя руководителя администрации Президента России. На этот пост с 5 октября 2016 года и был назначен Кириенко, параллельную должность ещё одного первого зама главы АП уже много лет занимает бывший пресс-секретарь Путина Алексей Громов, известный консервативными, ретроградными взглядами. При назначении принимался во внимание солидный государственный опыт и внушительный послужной список Кириенко, именно он в качестве премьер-министра в 1998 году представил коллективу ФСБ РФ нового руководителя Владимира Путина. Эксперты отмечали, что не последнюю роль в назначении сыграла и прежняя близость Кириенко к либеральным кругам (в 1990-е годы он был другом и соратником Бориса Немцова). Политолог Аббас Галлямов охарактеризовал Кириенко как чиновника, «явно не вписывающегося в идеологический мейнстрим последних лет», назначение которого указывает на то, что Кремль начал поиск альтернативных путей. Начало деятельности Кириенко на новом посту отмечено серией его встреч с политтехнологами и лидерами экспертного сообщества. Обсуждались предстоящие в 2018 году очередные выборы президента России. Кириенко столкнулся с дилеммой, как на фоне старения и утраты перспектив исторических соперников Путина — Зюганова и Жириновского, минимальных рейтингов Миронова и Явлинского — гарантировать исход выборов с заданным результатом (70 %), но в то же время обеспечить видимость политической конкуренции.

В сферу деятельности Кириенко в президентской администрации (после раздела полномочий с Громовым) попал внутриполитический блок, что включает в себя выборы всех уровней, взаимодействие с политическими партиями, общественными организациями, молодёжную политику. Кириенко подчинены управление внутренней политики и управление общественных проектов, он курирует интернет-издания и социальные сети. По прогнозам экспертов Bloomberg, Кириенко должен был возглавить предвыборный штаб Путина на президентских выборах 2018 года.

В ноябре 2016 года Кириенко включился в обсуждение обострившейся в России проблемы наступления цензуры и морализаторства на свободу творчества, собрав у себя вместе с министром культуры Владимиром Мединским художественных руководителей крупнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга. Эта тема нашла сочувственное отражение в послании президента Путина к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года, подготовленном при участии Кириенко, и в выступлении на следующий день главы государства на встрече с деятелями культуры в Санкт-Петербурге.

С 27 декабря 2016 года — председатель наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В феврале 2017 года прессе стало известно о практике выступлений Кириенко на необъявленных брифингах в Кремле перед пулом доверенных СМИ и на условиях анонимности. В пул доверенных СМИ вошли 10 изданий, а именно телеканал «Дождь», газеты «Ведомости», «Коммерсант», Росбизнесконсалтинг, МК, «Известия», «Комсомольская правда», интернет-газета Gazeta.ru, информационные агентства РИА Новости и ТАСС. В сообщениях с закрытых брифингов Кириенко именуется как «источник в Кремле», «источник, близкий к Администрации президента России», «высокопоставленный федеральный чиновник» и подобное. Технология распространения информации с закрытых брифингов Кириенко предполагает запреты на сообщение о проведении брифинга, о точном источнике информации, требования к журналистам делать заметки «поразнообразнее» и публиковать их дозированными порциями, — таким образом, чтобы не вызывать подозрений в обществе. По данной схеме, которую приняли к исполнению все упомянутые издания, была распространена информация Кириенко о передаче Исаакиевского собора Русской Православной церкви без согласования с Путиным, ситуация с отставками губернаторов, и возможная схема избирательной кампании по выборам президента России в 2018 году.

Личная жизнь

Сергей Кириенко женат первым браком, семейными узами связал себя ещё на третьем курсе. Жена — Мария Владиславовна Кириенко (до замужества — Аистова). Дети — Владимир (род. 1983), Любовь (род. 1990), Надежда (род. 2002).

Владимир Кириенко в 2008—2011 годах занимал пост председателя совета директоров Нижегородпромстройбанка, с 2011 по 2016 год — должность председателя совета директоров нижегородского ООО «Капитал». В конце сентября 2016 года назначен на должность старшего вице-президента «Ростелекома», где будет заниматься корпоративным маркетингом, координацией коммерческой деятельности макрофилиалов оператора и новыми направлениями развития бизнеса. Является со-основателем компании Titanium Investments, занимающейся инвестициями в венчурные проекты, с начальным капиталом 47,8 млн долларов, владеет электростанцией во Владимирской области и проектами в Москве и Московской области (с долями от 5 % до 20 %).

Сергей Кириенко — обладатель четвёртого дана айкидо. Занимается стрельбой, спортивной охотой и рыбной ловлей. Дайвер.

Стиль

Характеризуя профессиональный и человеческий стиль поведения Кириенко, различные эксперты отмечают его неизменную корректность, вежливость и учтивость — как в отношениях со сторонниками, так и с политическими оппонентами; и в конфликтных ситуациях, и с разными по рангу чиновниками. Несмотря на то, что ещё с 1990-х годов Кириенко давно и хорошо знаком с Владимиром Путиным, определённый период времени в 1998 году был выше его в государственной иерархии и в неофициальной обстановке по-прежнему общается с ним на «ты», ревностных моментов между Путиным и Кириенко никогда не возникало, отмечает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Во многом это связано с тем, что уже с 1999 года, когда Путин возглавил правительство России, Кириенко сразу же позиционировал себя как подчинённый, дисциплинированный государственный служащий. С 2005 года в «Росатоме» как руководитель Кириенко прежде всего продвигал компанию, а не себя. Кириенко и Путина также роднит интерес обоих к восточным силовым единоборствам. Со всеми этими обстоятельствами связывают успешное продолжение карьеры Кириенко после отставки с поста главы «Росатома» в 2016 году, когда ему фактически было поручено на должности первого заместителя главы кремлёвской администрации заниматься организацией президентской кампании 2018 года. Характерная особенность кадрового стиля Кириенко при получении нового поста — привлечение к сотрудничеству коллег, с которыми он работал на прежних местах.

Деятельность в области культуры и спорта

В 2005 году избран председателем Национального совета айкидо России (Президент «Федерации Айкидо „Айкикай России“»). С момента основания в 2005 году — сопредседатель Российского Союза боевых искусств (совместно с Ю. П. Трутневым).

В 1998 году принимал участие в церемонии награждения конкурса интернет-литературы «Тенёта», в 1999 году был в числе организаторов фестиваля искусств «Неофициальная Москва».

С 2012 года является исполнительным директором Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.

Награды

5 июля 2018 года появились сообщения о том, что Владимир Путин закрытым указом присвоил Сергею Кириенко звание Героя России. В Кремле от комментариев по этому поводу отказались.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (24 ноября 2010 года) — за большой вклад в развитие атомной промышленности и многолетнюю эффективную государственную службу

Орден Почёта (12 декабря 2005 года) — за заслуги в укреплении российской государственности и многолетнюю добросовестную работу
наградное оружие — именной гладкоствольный карабин «Сайга-12»
Медаль Анатолия Кони

Почётная грамота Президента Российской Федерации (8 июня 2016 года) — за большой вклад в работу по сохранению архитектурного ансамбля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, подготовку и проведение праздничных мероприятий, посвящённых 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2014 год) — во внимание к помощи Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в связи с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (РПЦ, 2003 год)
Орден преподобного Серафима Саровского I степени (РПЦ, 2012 год)
Орден преподобного Серафима Саровского II степени (РПЦ, 2006 год)
Орден Почёта (Армения, 2012 год).