Минский Николай Максимович


Минский Николай Максимович
Родился: 15 (27) января 1855 года.
Умер: 2 июля 1937 года.


Биография


Минский Николай Максимович (настоящая фамилия Виле́нкин; 15 (27) января 1855, с. Глубокое, Виленская губерния, Российская империя — 2 июля 1937, Париж, Франция) — русский поэт и писатель-мистик, адвокат.

Родился в бедной еврейской семье. В 1875 году окончил Минскую мужскую гимназию, в 1879 — юридический факультет Петербургского университета. В дальнейшем занимался литературной деятельностью. Его первые стихотворения были написаны на «гражданские темы». В 1882 г. Минский перед заключением брака с писательницей Ю. Яковлевой принял православие. С 3.04.1886 стал присяжным поверенным в Санкт-Петербурге. В 1889 Минский выпустил книгу «При свете совести», где изложена его «теория» мэонизма, провозглашающая, что самое главное для человека «небытие», «внежизненная правда», «внесуществующее и непостижимое» (мэ он значит по-гречески не сущий).

В 1900 Мережковский, Минский, Гиппиус, В. Розанов и другие основывают в Петербурге Религиозно-Философское Общество, ставившее целью сблизить русскую интеллигенцию с церковью.

В 1905 Минский, как и большинство интеллигентов, сочувствовал революции и социал-демократии. Вместе с М. Горьким возглавлял легальную большевистскую газету «Новая Жизнь», в которой, в частности, в тот период была напечатана известная статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Минский как редактор и издатель был арестован, однако затем выпущен под залог. С 1906 жил за границей в Париже, став одним из вождей русского декадентства и символизма, проповедовавшим культ красоты и наслаждения и объявившим войну общественным тенденциям в искусстве, как наносящим вред «чистоте» художественного творчества.

Вернулся в Россию в 1913 после амнистии, но с началом Первой мировой войны в 1914 эмигрировал окончательно. В начале 20-х годов жил в Берлине, основал там в 1921 «Дом искусств», затем переселился в Лондон, где был сотрудником советского полпредства. С 1927 жил в Париже.

Развивал учение о двух путях добра — эмпирико-рациональном и мистическом. Религиозно-философская концепция изложена в трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905).

Стихи Минского отражают коле­бания и противоречия его жизненного пути. Лучшее в них (благодаря чему он, испыты­вавший влияние С. Надсона и Метерлинка, считается предшественником символи­стов) показывает глубину поисков смысла жизни и желание обрести опору в Боге.

Творчество Минского в оценке современников

Раннее творчество Минского (киевский период), наряду с романами Иеронима Ясинского, Виктора Бибикова относят к неоромантической ветви предсимволизма. Об эстетике предсимволизма см.: Владимир Соловьев, «Иллюзия поэтического творчества».

Дмитрий Мережковский оценивал поэзию Минского как пролагающую пути в будущее. Его философские и мистические воззрения он возводил к герметически-гностической традиции. Характеристика поэзии Минского Мережковским выявляет в ней именно те черты, которые вообще типичны для «декадентства» (пессимизм, патология, тоска по смерти, ирония, склонность к рефлексии и др.)

Валерий Брюсов возводил Минского в ранг основного, хотя и не первоклассного представителя раннего символизма. Особенно высоко он оценивал стихотворение «Город смерти», в котором сконцентрированы все существующие признаки «диаволического» мира.

Поэзия Минского, по мнению Александра Блока, сильнее всего там, где она выражает жизнеощущение «декадентской музы» в аллегорической форме. Минский как бы преподносит «рецепт» поэтики и мировоззрения предсимволизма. Выше всего Блок оценивал стихотворение Минского «О двух путях добра».

Семья

Был женат трижды.
Первый раз — на писательнице Ю. И. Яковлевой, публиковавшейся под псевдонимом «Юлия Безродная». Перед бракосочетанием, состоявшимся в сентябре 1882 года, принял православие.
Второй — на поэтессе, писательнице и переводчице Л. Н. Вилькиной, родственнице семьи Венгеровых — близких друзей Минского. Их фактический союз начался в 1896 году, официальный брак был заключен в 1905 году и продолжался до кончины Вилькиной в 1920 году.
Третий — на писательнице, переводчице и литературном критике З. А. Венгеровой, приходившейся теткой второй жене писателя. Брак был заключён в Париже в 1925 году и продолжался до кончины Минского.

Публикации

Стихотворения (1877-1882). - СПб., 1883. - запрещено цензурой.
При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. — СПб.,1890.
Стихотворения.(3 изд.) — СПб.,1896.
Религия будущего: (Философские разговоры). — СПб,1905.
О свободе религиозной совести. — СПб.,1905.
Полное собрание стихотворений. Т.1-4. — СПб.,1907.
На общественные темы. — СПб.,1909.
От Данте к Блоку. — Берлин,1922.
Из мрака к свету. — Берлин,1922.

Литература

Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. 2-е изд. — М.,1995. — С.389.
Русская философия: Энциклопедия / Под общей редакцией М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. — М.: Алгоритм, 2007. — С.339-340.
Сапожков С. Поэзия и судьба Николая Минского
Ранние символисты: Н.Минский, А. Добролюбов. — СПб., 2005. — С. 7-87.
Хангулян С. А., Серебряный век русской поэзии. Книга первая. Модернизм: символизм, акмеизм. М.: — Новая газета, 2009. С. 528, ISBN 978-5-91147-006-7
Меонизм
Русская философия: словарь. — М.: Республика. Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. 1995.
Три ипостаси и три жены Николая Минского. Анатолий Аврутин. — Петербург: Невский альманах, № 1 (26), 2006 год.