Фатьянов Алексей Иванович


Фатьянов Алексей Иванович
Родился: 5 марта 1919 года.
Умер: 13 ноября 1959[1] (40 лет) года.


Биография


Алексей Иванович Фатьянов (1919 — 1959) — русский советский поэт, автор многих популярных в 1940—1970 годах песен (на музыку В. П. Соловьёва-Седого, Б. А. Мокроусова, М. И. Блантера и других композиторов).

Родился 5 марта 1919 года в деревне Малое Петрино (ныне в черте города Вязники, Владимирская область)

Происхождение

Отец — Иван Николаевич Фатьянов, сын Николая Ивановича Фатьянова, владельца иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе (ныне посёлок Мстёра Вязниковского района Владимирской области).

Мать — Евдокия Васильевна Меньшова, дочь Василия Васильевича Меньшова, известного специалист-эксперта по льну льнопрядильной фабрики Демидова в Вязниках.

Оба деда были старообрядцами и весьма зажиточными людьми. По воспоминаниям, приданое невесты увозили в Мстёру на 12-ти подводах.

Однако, вскоре семья будущего поэта разорилась, доходы от иконописных мастерских падали, тогда Василий Васильевич Меньшов в приказном порядке позвал семью дочери к себе и дал ей приют в собственном доме. На выделенные им деньги Фатьяновы построили в центре города Вязники двухэтажный каменный дом с колоннами напротив Казанского собора. Родители торговали пивом, обувью, которую шили в своих мастерских, владели частным кинотеатром и обширной библиотекой. После октябрьской революции 1917 года всё имущество Фатьяновых было национализировано, дом отобран — в нём разместилась телефонная станция, ныне там музей Алексея Фатьянова.

Семья перебралась в дом Меньшовых в Малое Петрино (в то время пригород г. Вязники), где в комнате деда родился Алексей — последний ребёнок Ивана и Евдокии Фатьяновых. Трое старших детей — Николай (1898), Наталья (1900), Зинаида (1903). Брат Николай был одним из лидеров скаутского движения, также писал стихи, умер от болезни в 1922 году.

Детство

Крестили Алексея Фатьянова в Казанском соборе города Вязники.

Он рано научился читать, много времени проводил в домашней библиотеке, отец специально для него выписывал книги. Как и многие мальчишки, увлекался голубями и рыбалкой.

Во времена НЭПа в 1923 году семья Фатьяновых вновь поселилась в своём доме в Вязниках напротив Казанского собора. Родители занимались обувным производством. Именно там, в родительском доме, Алексей получил своё первое воспитание и образование. Родители привили Алексею любовь к литературе, театру, музыке и пению.

Родился в 1919 году в деревне Петрино бывшей Владимирской губернии в довольно зажиточной семье, то есть настолько зажиточной, что отец мог мне обеспечить массовую доставку книг сразу же, как только я смог себе твёрдо уяснить, что «А» — это «А», а «Б» — это «Б».

Всё своё детство я провёл среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа. Сказки, сказки, сказки Андерсена, братьев Гримм и Афанасьева — вот мои верные спутники на просёлочной дороге от деревни Петрино до провинциального города Вязники, где я поступил в школу и, проучившись в ней три года, доставлен был в Москву завоёвывать мир. Мир я не завоевал, но грамоте научился настолько, что стал писать стихи под влиянием Блока и Есенина, которых люблю и по сей день безумно.

— Алексей Фатьянов «Нечто вроде автобиографии» В 1929 году имущество у Фатьяновых было окончательно отобрано советской властью — политика НЭПа закончилась.

Семья Фатьяновых уехала из Вязников и перебралась в посёлок Лосиноостровский Московской области, ныне в черте города Москвы. Поселились на Тургеневской улице. Здесь Алексей окончил среднюю школу, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки. В это время он впервые показал свои стихи взрослому другу. Учитель математики П. А. Новиков, человек музыкально одаренный и добросердечно умный, увидел в мальчике будущего поэта.

Молодость

В 1935 году Алексей Фатьянов поступает в театральную студию Алексея Денисовича Дикого при театре ВЦСПС.

В 1937 году принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии А. Д. Попова. Играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдалённым гарнизонам Дальнего Востока. Алексей Дмитриевич Попов был доволен молодым актёром, упоминал о нём, как об одном из лучших. Обаятельный парень, пишущий стихи, по-хорошему озорной, благородный и старательный был самым молодым в труппе, а нагрузку в концертах нёс за двоих.

В мае 1940 года Фатьянова призывают в армию, он попадает в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа и участвует в полковой художественной самодеятельности. Через три месяца он уже режиссёр-постановщик Окружного Ансамбля Орловского Военного Округа. Литературно-музыкальная композиция Фатьянова «Великой родины сыны» принесла ансамблю успех и славу. Тогда же с молодым композитором, рядовым Владимиром Дорофеевым, Алексеем была написана первая песня, вышедшая на сцену. С этого времени он начинает много писать, публикует свои первые очерки и стихи в орловской областной «Молодёжке».

«Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной Армии. Точнее — к началу войны. Только тогда я стал писать много и получал всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс. Стал писать стихи, которые узнал фронт; статьи, очерки, которые узнала армия; песни, которые узнал и запел Советский Союз. Чувствую — голос крепнет. Может, не сорвётся…» — Алексей Фатьянов «Нечто вроде автобиографии» 19 декабря 1943 года.

Начало войны застало ансамбль в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы Алексей Фатьянов с концертами объезжает передовые позиции Брянского фронта и пишет рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывает. Только он мог в сумасшедших условиях военной дороги в считанные часы написать целую программу для фронтовых выступлений, быстро схватывал газетные материалы и перерабатывал их в стихи и песни, мог написать новый злободневный сценарий. Неудобства его только бодрили. У него был хорошо поставлен голос, он живо вёл концерты, импровизировал, веселил, мог работать и на сцене, и в тёмной землянке. В это время, по некоторым источникам, Алексей получает первое ранение, когда пришлось трое суток выходить из смыкавшегося кольца немецкого окружения.

В феврале 1942 года ансамбль отводится в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург) Южно-Уральского округа и переформируется в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в госпиталях Башкирии, Оренбуржья, Казахстана, Куйбышевской и Актюбинской областей, выступали перед эшелонами, уходящими на фронт. В это время Фатьянов знакомится с композитором Василием Павловичем Соловьёвым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта.

"В опалённом войной 1942-м, в маленьком заштатном городке Чкалове (ныне — Оренбург), в захудалом скверике с громким названием «Тополя» я познакомился с молодым и красивым парнем-богатырём. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастёрку третьего срока носки, кирзовые сапоги держались на честном слове, а щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной, чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, по-детски наивные, чуть озорные глаза светились, глядели на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом. Если есть любовь с первого взгляда, то это был тот самый случай. Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно войти в мою жизнь… — Из воспоминаний композитора Василия Соловьёва-Седого. Их совместная работа «Тальянка» («На солнечной поляночке…») стала настоящим военным шлягером.

В июне 1944 год, при содействии Василия Павловича Соловьёва-Седого, Алексей Фатьянов откомандирован в состав Краснознамённого ансамбля песни и пляски Союза ССР на должность заведующего литературно-драматургической частью. Во время гастролей в освобождённом Харькове произошёл конфликт с руководством, 30 августа 1944 года, приказом А. В. Александрова, Фатьянов направлен на прохождение службы в рядах действующей армии и попадает в Пятнадцатый самоходно-артиллерийский полк, находящийся на переформировании в Подмосковье.

В сентябре подразделение вошло в состав Шестой гвардейской танковой армии. Фатьянов — фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года, при штурме города Секешфехервар (Венгрия) ранен вторично, награждён медалью «За отвагу» и 10-дневным отпуском.

18 апреля 1945 года, по инициативе Соловьёва-Седого откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. В Восточной Пруссии выступает в передовых частях перед пехотинцами 2-го Прибалтийского фронта. Руководство отмечает сочетание отличных литературных данных поэта и высокой работоспособности. Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой. Известность Фатьянова растёт, по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки.

30 апреля 1945 года Алексей Фатьянов получил воинское звание сержанта. За работу в ансамбле награждён орденом Красной Звезды.

В феврале 1946 года демобилизован из армии.

Согласно наградным документам (приказ 03/н от 17 марта 1945 года), в РККА с 1941 года, в действующей армии с 1945 года и ранее в боях не участвовал. Писатель, лауреат Сталинской премии.

За короткий период с февраля по июнь 1946 года написал не меньше десятка песен, присутствовал на съёмочной площадке кинофильма «Большая жизнь-2», встречался со зрителями, выступал на радио, занимался литературным трудом. Новая песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», прозвучавшая впервые осенью 1946 года, произвела шок.

16 июня 1946 года Алексей Фатьянов женится на Галине Николаевне Калашниковой.

В 1947 году принят в Союз писателей СССР как поэт-песенник (сам Фатьянов считал себя поэтом и не любил, когда его так называли). Отношения с писателями сложились сложные. Поэты-песенники были одними из самых высокооплачиваемых специалистов в литературном цехе, и Фатьянов многократно подвергался критике с формулировками: «поэт кабацкой меланхолии», «дешёвая музыка на пустые слова», обвинялся в «творческой несостоятельности» и т. п. Многие композиторы неоднократно награждались Сталинскими премиями за песни на его стихи, однако автор слов отмечен не был. Несмотря на это, к нему продолжали приходить режиссёры и композиторы, с новыми заказами. После 1946 года вышло 18 кинофильмов с песнями Фатьянова.

Большинство произведений Фатьянова написано в стиле гражданской и любовной лирики, его стихи органично ложились на музыку, были простыми, легко запоминались с первого раза.

Послевоенные песни, такие, как лучшая лирическая песня Великой Отечественной войны «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», бесхитростные и мелодичные, опираются на фольклорные традиции, звучат во всех популярных фильмах («Свадьба с приданым», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Дом, в котором я живу») и завоёвывают большую популярность. Тем не менее, при жизни Фатьянова вышла только одна небольшая книга его стихов «Поёт гармонь» (1955), а широко они стали издаваться только в 1960—1980 годах.

Фатьянов был не только поэтом, но также и артистом, играл на аккордеоне и фортепиано, обладал певческим голосом. На творческих вечерах он, наряду с декламацией своих стихотворений, пел песни на свои собственные стихи, которые тогда были очень популярны.

Стихи Фатьянова простые, но пронзительно искренние, нежные и изящные. Фатьянов — один из тончайших советских лириков, его герои — простые парни и девушки, молодые, свежие, благородные и романтичные, как правило крестьянского происхождения, пришедшие учиться и работать из деревни в город либо демобилизовавшиеся. Быт и чувства таких людей воспеты Фатьяновым, многие стихи стали песнями, популярными на протяжении более чем 60 лет, надолго пережившими автора. Среди них — песни из кинофильмов «Солдат Иван Бровкин» («Если б гармошка умела…», «Шла с ученья третья рота»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придёт, не знаю…»), «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не стану…»), «Дом, в котором я живу».

При жизни Фатьянов имел многочисленные административные взыскания из-за злоупотребления алкогольными напитками.

По этому поводу ходил стих:
Видели Фатьянова, Трезвого, не пьяного! Трезвого, не пьяного?! Ну, значит — не Фатьянова…

Последние дни жизни

В начале ноября 1959 года, во время прогулки на речном трамвайчике по Москве-реке неожиданно почувствовал себя плохо. Находился дома, кардиографическое обследование наличие инфаркта не подтвердило, к 10 ноября состояние улучшилось и Фатьянов продолжил работу над поэмой «Хлеб», которую закончил и перепечатал набело на машинке 12 ноября (после смерти текст был утерян).

Скоропостижно скончался 13 ноября 1959 года около 3 часов вечера от разрыва аневризмы аорты. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Гроб с телом от самых ворот несли на руках простые люди, меняя друг друга. По воспоминаниям очевидцев, со времени похорон писателя Максима Горького такого стечения народа в Москве не было.

Награды

орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно, Указ Президента РФ Бориса Ельцина от 16 февраля 1995 № 148) орден Красной Звезды (1944) медаль «За отвагу» (приказ по 912 самоходному артполку № 03/н от 17.3.1945 — старший писарь А. Фатьянов награждён за чтение стихов на огневой позиции и воодушевление бойцов) медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Память

Стихотворение Я. В. Смелякова памяти Фатьянова
В честь Фатьянова в Вязниках с 1974 года проводится ежегодный фестиваль песни.
В 1996 году Союзом писателей России учреждена Фатьяновская литературная премия.
В честь Алексея Ивановича Фатьянова названы улицы во Владимире и Бишкеке.
В Москве на доме, где в 1935—1948 годах жил Фатьянов (Новая Басманная ул., д. 10), установлена мемориальная доска.

Творчество

Песни

1942 — На солнечной поляночке (музыка В. П. Соловьёва-Седого)
1942 — Соловьи (музыка В. Соловьёва-Седого)
1943 — Ничего не говорила (музыка В. Соловьёва-Седого)
1943 — Песня мщения (музыка В. Соловьёва-Седого)
1943 — Баллада о Матросове (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 — Мы, друзья, перелётные птицы (Первым делом, первым делом самолёты) (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 — Давно мы дома не были (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 — Наш город (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 — Звёздочка (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 — Далёко родные осины (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 — Тропки-дорожки (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 — Про Васеньку (музыка В. Соловьёва-Седого)
1945 — Вспомним походы (музыка В. Сорокина)
1946 — Шли два друга (музыка Б. Мокроусова)
1946 — Три года ты мне снилась (музыка Н. Богословского)
1946 — Золотые огоньки (музыка В. Соловьёва-Седого, соавтор стихов С. Фогельсон)
1946 — Когда проходит молодость (музыка В. Сорокина)
1947 — В городском саду (музыка М. Блантера)
1947 — Разговорчивый минёр (музыка В. Соловьёва-Седого)
1947 — Стали ночи светлыми (музыка В. Соловьёва-Седого)
1947 — Начальник станции (музыка В. Соловьёва-Седого)
Сюита «Возвращение солдата» (музыка В. Соловьёва-Седого)
Шёл солдат из далёкого края
Расскажите-ка, ребята
Колыбельная (Сын)
Поёт гармонь за Вологдой
Где же вы теперь, друзья-однополчане
Величальная (Славься, русская земля)
1948 — За тех, кто в пути! (музыка С. Каца)
1948 — Где ж ты мой сад? (музыка В. Соловьёва-Седого)
1948 — По мосткам тесовым (музыка Б. Мокроусова)
1948 — Мы люди большого полёта (музыка Б. Мокроусова)
1949 — Хвастать, милая, не стану (музыка Б. Мокроусова)
1949 — На крылечке (музыка Б. Мокроусова)
1949 — Земля моя (музыка Б. Мокроусова)
1950 — Хороши колхозные покосы (музыка А. Новикова)
1954 — Путевая-дорожная (музыка В. Соловьёва-Седого)
1954 — В рассветном тумане (музыка А. Новикова)
1954 — Сегодня мне не весело (музыка Ю. Милютина)
1954 — Шла с ученья третья рота (музыка А. Лепина)
1954 — Я сижу на берегу (музыка М. Блантера)
1955 — Вновь к черёмухе душистой (музыка В. Соловьёва-Седого)
1955 — Праздничная (музыка В. Соловьёва-Седого)
1956 — Если б гармошка умела (музыка А. Лепина)
1956 — Парень непутёвый (музыка А. Лепина)
1956 — Сердце друга (музыка А. Лепина)
1956 — Ходят тучи (музыка Ю. Милютина)
1956 — Караваны птиц (музыка Г. Жуковского)
1957 — На Заречной улице (музыка Б. Мокроусова)
1957 — У меня идёт всё в жизни гладко (музыка Б. Мокроусова)
1957 — Песня про незадачливого штурмана (музыка В. Соловьёва-Седого)
1957 — Тишина за Рогожской заставою (музыка Ю. С. Бирюкова)
1958 — Комсомольцы тридцатых годов (музыка А. Лепина)
1958 — Забрала подруга детства (музыка А. Лепина)
1958 — Степи Оренбургские (музыка А. Лепина)
1958 — На трудных дорогах (музыка А. Лепина)
1958 — Дорога, дорога (музыка В. Соловьёва-Седого)
1958 — Это всё Россия (музыка Ю. Милютина)
1958 — В рабочем посёлке (музыка Ю. Милютина)
1958 — На счастливой улице (музыка Л. Бакалова)
1958 — В соловьиную ночь (музыка Л. Бакалова)
1958 — В добрый путь (музыка Б. Терентьева)
1958 — Здесь Ленин жил (музыка Б. Терентьева)
1959 — У старых клёнов (музыка Ю. Слонова)
1959 — Над Москвой-рекой (музыка Ю. С. Бирюкова)
Возвращение из похода (музыка В. Сорокина)
Возле горенки (музыка В. Сорокина)
Гимн Великому городу (музыка Р. Глиэра)
Как хорошо, подруженьки (музыка Н. Богословского)
Марш коммунистических бригад (музыка С. Каца)
Мой верный товарищ (музыка Р. Манукова)
На Кавказе ночи жаркие (музыка С. Каца)
Наговоры (музыка Б. Мокроусова)
Новогодняя ночь (музыка С. Каца)
Однажды ночью лунною (музыка А. Новикова)
Песня дальних дорог (музыка В. Соловьёва-Седого)
Проходят пионеры (музыка Б. Терентьева)
Рабочее утро (музыка Ю. С. Бирюкова)
С праздником, шахтёры (музыка З. Дунаевского)
Сердце солдата (музыка Б. Терентьева)
Споёмте, девушки (музыка В. Соловьёва-Седого)
Страдание (музыка В. Соловьёва-Седого)
Третий батальон (музыка Б. Мокроусова)
Ты как зорька (музыка С. Каца)
Ухажёры (музыка В. Сидорова)
Шумит под ветром Ладога (музыка А. Фатьянова)
Это что же, от чего же (музыка Л. Бакалова)