Солоухин Владимир Алексеевич


Солоухин Владимир Алексеевич
Родился: 14 июня 1924 года.
Умер: 4 апреля 1997 (72 года) года.


Биография


Владимир Алексеевич Солоухин (14 июня 1924, село Алепино, Владимирская губерния (ныне Собинский район Владимирской области) — 4 апреля 1997, Москва) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Родился в крестьянской семье. Отец — Алексей Алексеевич Солоухин, мать — Степанида Ивановна Солоухина (в девичестве Чебурова). Владимир был десятым, последним ребёнком.

Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструментальщик. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

После службы в РККА (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952 года. Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в осуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Солоухин отметил о лауреате Нобелевской премии, что Пастернаку следует стать эммигрантом: «Он там ничего не сможет рассказать интересного. И через месяц его выбросят, как съеденное яйцо, как выжатый лимон. И тогда это будет настоящая казнь за предательство, которое он совершил».

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.

В начале 1960-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему — «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1969) — встретили широкий общественный отклик.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на монархических и православно-националистических позициях[источник не указан 96 дней], он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение[источник не указан 96 дней].

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г. Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.

Журнал «Коммунист» в № 2 за 1982 год содержал резкие нападки на писателя, в которых Солоухин обвинялся в «заигрывании с боженькой». Затем кампания против «религиозно-мистических взглядов члена КПСС Солоухина» вылилась в специальное «литературное» постановление ЦК КПСС против писателей-патриотов (июль 1982).

Публичные выступления В. А. Солоухина времён поздней «перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики. Статья «Читая Ленина» вызвала жесткую критику даже со стороны соратников Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина»:

Настоящей научной критики ленинских взглядов мы до сих пор не имеем. На смену славословиям приходит подтасовка цитат с целью очернить их автора. Наиболее показательный пример — «Читая Ленина» В. Солоухина. С моей точки зрения, это грубая подтасовка, извинительная, может быть, лишь потому, что известный писатель никогда научной работой не занимался. Открыл тома Ленина, наткнулся на «страшные» места. Человек он эмоциональный… Я тоже читал ленинские тома и мог бы доказать, что цитаты Солоухиным вырваны из контекста. Мы в очередной раз имеем дело с недобросовестной, односторонней критикой Ленина.

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

В 1990-е годы Солоухин испытал сильное разочарование от перестройки, на которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущен реформами (в частности, приватизацией), приводимыми правительством Ельцина — Гайдара — Чубайса и категорически не принял новые демократические порядки:

Солоухин от перестройки многого ждал: свободы слова, освобождения от тех пут, которыми мы были связаны в советское время. Но потом он очень разочаровался, потому что не оказалось в перестроечное время настоящего национального деятеля, который обратил бы её на пользу страны <…> Солоухин был расстроен, что перестройка не улучшила общего положения дел в стране. Он был возмущен приватизацией, совершенно не принял новые демократические порядки <…> «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?» — писал он.

[Демократия —] это ширма, за которой группа людей, называющих себя демократами, навязывает населению свой образ мышления, вкусы, пристрастия. Демократия как цель — абсурд. Это лишь средство для достижения каких-то целей. Ленин, большевики до 17-го года все демократами были. А взяли власть — такую демократию устроили, до сих пор расхлебать не можем.

Был ярым монархистом, носил на пальце перстень с изображением царя Николая II.

Солоухин умер 4 апреля 1997 года в Москве, отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.

Награды

орден Трудового Красного Знамени
орден «Знак Почёта»
орден Дружбы народов
Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1979) — за повести и рассказы последних лет «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе», «Барометр», «Варшавские этюды»

Собрания сочинений

Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Голос, 1995 (вышли тома 1—3).
Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русский мир, 2011.
Собрание сочинений в 4 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984.
Избранные произведения в двух томах. — М.: Художественная литература, 1974.

Поэзия

Дождь в степи. — М.: Молодая гвардия, 1953.
Разрыв-трава. — М.: Молодая гвардия, 1956.
Ручьи на асфальте. — М.: Советский писатель, 1958.
Журавлиха. — М.: Молодая гвардия, 1959.
Колодец. — М.: Правда, 1959.
Как выпить солнце. — М.: Советский писатель, 1961.
Имеющий в руках цветы. — М.: Советский писатель, 1962.
Жить на земле. — М.: Советский писатель, 1965.
С лирических позиций. — М.: Советский писатель, 1965.
Не прячьтесь от дождя. — М.: Правда, 1967.
Аргумент. — М.: Советский писатель, 1972.
Разрыв-трава (1972)
Славянская тетрадь (1972)
Венок сонетов (1975)
Лирика (1975)
Седина. — М.: Советский писатель, 1977.
Стихотворения (1982)
Северные березы (1990)
Стихотворения (1990)

Проза

Рождение Зернограда. — М.: Правда, 1955.
Золотое дно. — М.: Советский писатель, 1956.
За синь-морями. (1956).
Владимирские просёлки (1958).
Терновник (1959).
Степная быль (1959).
Капля росы (1960).
Ветер странствий (1960).
Открытки из Вьетнама (1961).
Григоровы острова: Заметки о зимнем ужении рыбы (1963).
Мать-мачеха (1964).
Времена года (1964).
Работа (1966).
Письма из Русского музея. — М.: Советская Россия, 1967.
Третья охота (1967).
Чёрные доски: Записки начинающего коллекционера (1969).
Зимний день (1969).
Закон набата (1971).
Трава (1972).
Прекрасная Адыгене. — М.: Советский писатель, 1976.
Олепинские пруды. — М.: Современник, 1973.
По грибы (1974).
Посещение 3ванки(1975).
Приговор (1975).
Рыбий бог (1975).
Последняя ступень: Исповедь вашего современника (1976, издано в 1995).
Слово живое и мёртвое (1976).
Камешки на ладони. — М.: Советская Россия, 1977.
Под одной крышей. — Ярославль, 1979.
Время собирать камни. — М.: Современник, 1980.
Мед на хлебе (1981).
Продолжение времени (1982).
Волшебная палочка (1983).
Бедствие с голубями (1984).
Каравай заварного хлеба (1986).
Прийти и поклониться. — М.: Правда, 1986.
Смех за левым плечом (1989).
Белая трава (1990).
Возвращение к началу (1990).
Древо. — М.: Молодая гвардия, 1991.
Наваждение. — М.: Огонек, 1991.
При свете дня (1992).
Солёное озеро (1994).
Чаша (1998, опубликовано посмертно).

Песни на стихи В. Солоухина

Благодарствуйте, сударыня» (Т. Ефимов) — исп. группа «Ариэль»
«Захотелось быть» (Т. Ефимов) — исп. группа «Ариэль»
«Мужчины» (Э. Колмановский) — исп. Мария Пахоменко
«Сыплет небо порошею» (С. Березин) — исп. Эдита Пьеха
«Лада» (В. Мулявин) — исп. группа «Песняры»
«Чета белеющих берёз» (Э. Колмановский) — исп. Ренат Ибрагимов
«Синие озёра» (А. Спаринский) — исп. Эдуард Хиль
«Волки» (В. Медяник) — исп. Владислав Медяник