Лейрис Мишель


Лейрис Мишель
Родился: 20 апреля 1901
Умер: 30 сентября 1990 (89 лет)


Биография


Мишель Лейрис, правильнее Лерис — французский писатель и этнолог.

Племянник Р.Русселя. В 1920—1930-х был близок к сюрреалистам, печатался в журнале «Сюрреалистическая революция», дружил с Максом Жакобом, Массоном, Пикассо, Кайуа, Батаем и Карлом Эйнштейном, участвовал в издании их журнала «Докюман», в работе Коллежа социологии. Принимал участие в этнологической экспедиции Марселя Гриоля «Миссия Дакар-Джибути» (1931—1933). По возвращении прослушал курс Марселя Мосса в Институте этнологии, возглавил отдел Африки в Этнографическом музее Трокадеро (позднее — Музей человека), опубликовал дневник африканской поездки «Призрачная Африка» (1934). Основной предмет этнологических интересов Лейриса — возможность и разнообразные формы сакрального в современной повседневной жизни.

В 1929—1935 прошел курс психоанализа, обратился к автобиографическому жанру («Пора зрелости», 1939; тетралогия «Правила игры», 1948—1976). После Второй мировой войны сблизился с Сартром, активно участвовал в работе его журнала «Les Temps Modernes». В 1945 вместе с социологом Жоржем Баландье основал журнал «Презанс Африкэн», выступил одним из деятельных противников французского колониализма, подписал «Манифест 121» (1960), отстаивающий право алжирского народа на сопротивление.

Оставил объёмистый и нелицеприятный «Дневник» (1992), эссе о современных художниках (Фрэнсис Бэкон, Джакометти и др.), со многими из которых дружил. Известен портрет Лейриса работы Ф. Бэкона (1976).

Произведения

Simulacre (1925, стихотворения, иллюстрации А.Массона)
Le Point cardinal (1927, стихотворения)
L’Afrique fantôme (1934, этнологический дневник)
Tauromachies (1937, стихотворения, иллюстрации А.Массона)
Glossaire j’y serre mes gloses (1939, стихотворения, иллюстрации А.Массона)
L'Âge d’homme (1939)
Haut Mal (1943, стихотворения)
Aurora (1946, роман)
Biffures (1948, первая книга автобиографической тетралогии «Правила игры»)
La langue secrète des Dogons de Sanga (1948)
Fourbis (1955, второй том «Правил игры»)
La possession et ses aspects théatraux chez les Éthiopien de Gondar (1958)
Vivantes cendres, innommées (1961, стихотворения, иллюстрации Джакометти)
Nuits sans nuit et quelques jours sans jour (1961)
Grande fuite de neige (1964)
Fibrilles (1966, третий том «Правил игры»)
Brisées (1966, эссе)
Afrique noire: la création plastique (1967)
Cinq études d’ethnologie (1969)
Mots sans Mémoire (1969, избранные стихотворения)
Wifredo Lam (1970)
André Masson, «Massacres» et autres dessins (1971)
Francis Bacon ou la vérité criante (1974)
Frêle Bruit (1976, четвертый том «Правил игры»)
Alberto Giacometti (1978, в соавторстве с Ж.Дюпеном)
Au verso des images (1980, эссе о художниках)
Langage tangage (1985, стихотворения)
Francis Bacon (1987)
Roussel l’ingénu (1987)
À cor et à cri (1988)
Bacon le hors-la-loi (1989)
Zébrage (1992, эссе)
Journal 1922—1989 (1992, дневники)
Operratiques (1992, заметки об опере)
Journal de Chine (1994)
L’Homme sans honneur. Notes pour le sacré dans la vie quotidienne (1994)
Miroir de l’Afrique (1996, свод этнологических трудов)
Correspondance 1938—1958 (2002)
Écrits sur l'art (2011)

Публикации на русском языке

Стихи и эссе// Иностранная литература, 2002, № 6
Возраст мужчины. СПб: Наука, 2002
Стихи// Поэзия французского сюрреализма. СПб: Амфора, 2003, с.269-282, 414—429
Коллеж социологии. 1937—1939/ Сост. Дени Олье. СПб: Наука, 2004

Большая игра Фрэнсиса Бэкона. Промыслы и ремесла Марселя Дюшана// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2005, с.115-122.