Кларк Артур Чарльз


Кларк Артур Чарльз
Родился: 16 декабря 1917 года.
Умер: 19 марта 2008 (90 лет) года.


Биография


Сэр Артур Чарльз Кларк (англ. Sir Arthur Charles Clarke, 16 декабря 1917, Майнхед, графство Сомерсет, Великобритания — 19 марта 2008, Коломбо, Шри-Ланка) — английский писатель, учёный, футуролог и изобретатель, наиболее известен совместной работой со Стэнли Кубриком по созданию культового научно-фантастического фильма «Космическая одиссея 2001» (1968). В 1999 году Кларк получил рыцарское звание (и приставку Sir к своему имени) от королевы Елизаветы II.

Артура Кларка, Айзека Азимова и Роберта Хайнлайна называют «большой тройкой» научных фантастов, как оказавших большое влияние на жанр в середине XX века.

Родился 16 декабря 1917 года в городе Майнхэд, графство Сомерсет. В 10 лет Кларк впервые открыл для себя фантастику, когда ему подарили номер журнала «Amazing Stories». Когда Артуру исполнилось 13 лет, умер его отец, ветеран Первой мировой войны, что серьёзно повлияло на жизнь Кларка и отразилось на его будущем творчестве. Окончив школу, в 1936 году переехал в Лондон, где был принят на должность аудитора в казначействе и вступил в Британское межпланетное общество, которое одной из своих целей ставило пропаганду идеи космических полётов; в 1940—1950-е годы дважды избирался его председателем. Один из основателей и активистов британского фэндома.

С началом Второй мировой войны был призван в Королевские ВВС, служил в звании лейтенанта, участвовал в разработке радарной системы для упрощения навигации пилотов в сложных погодных условиях, о чём впоследствии написал полудокументальный роман «Укатанный путь» («Glide Path»), изданный в 1963 году. После войны демобилизовался в звании лейтенанта и с отличием окончил Королевский колледж в Лондоне по специальностям физика и математика.

Кларк был женат один раз на американке Мэрилин Мэйфилд, привлекательной молодой женщине, с которой он познакомился во время путешествия по США в 1953 году. После бурного романа продолжительностью менее трёх недель, они поженились в Нью-Йорке, в июне того же года. Супруги провели свой медовый месяц в горах Поконо в Пенсильвании, где Кларк корректировал свой знаменитый роман «Конец детства» («Childhood’s End»). Однако вскоре им стало ясно, что брак оказался неудачным: Кларк проводил большую часть своего времени за чтением, письмом и разговорами о своей работе. Кроме того, он хотел стать отцом, а Мэрилин, у которой уже был сын от предыдущего брака, сообщила Кларку после свадьбы, что она больше не может иметь детей из-за неудачной операции при рождении её первого ребёнка. В результате в декабре супруги расстались, хотя официально процедура развода была завершена только в 1964 году. Впоследствии Кларк объяснял свой развод тем, что не принадлежит к тому типу мужчин, которые женятся, но советовал всем хоть раз попробовать.

В 1956 году Кларк вместе со своим другом Майком Уилсоном перебрался в Шри-Ланку. Сначала он жил в деревне Унаватуна (Unawatuna) на южном побережье острова, а затем в Коломбо, где, получив впоследствии местное гражданство, и проживал до самой смерти. На острове он много занимался подводными исследованиями и фотографированием морских глубин, что в будущем нашло отражение в его многочисленных книгах о подводном мире и обитателях морских глубин.

Артур Кларк — лауреат премии Калинги за достижения в популяризации науки (1961). Будучи известным писателем, он выдал грант, на котором была основана британская литературная награда за лучший научно-фантастический роман — премия Артура Кларка.

В 1980 Кларк стал известен многим благодаря своим телевизионным программам «Таинственный мир Артура Кларка», «Мир необычных способностей Артура Кларка» и «Таинственная вселенная Артура Кларка». В 1985 году Американской ассоциацией писателей-фантастов он был признан Великим Магистром Небьюлы. В 1984 году ему был поставлен диагноз постполиомиелитного синдрома, развившегося после перенесённого в 1962 году полиомиелита; и он был прикован к инвалидному креслу практически всё дальнейшее время. Кларк в течение многих лет был вице-руководителем Британской полиомиелитной ассоциации.

В 1989 году он был награждён Орденом Британской империи «за заслуги перед британскими культурными интересами в Шри-Ланке». 26 мая 2000 года на церемонии в Коломбо он был произведён в рыцари-бакалавры «За заслуги перед литературой». Решение о присвоении звания было принято королевой Елизаветой II ещё в 1998 году, но награждение с вручением было отложено по просьбе самого Кларка из-за обвинений его в педофилии, напечатанных в британском таблоиде «The Sunday Mirror». Они оказались необоснованными, что подтвердила полиция Шри-Ланки. По данным «The Daily Telegraph», «The Sunday Mirror» впоследствии опубликовал извинение, и Кларк решил не подавать на издание в суд за клевету. После урегулирования этого вопроса Кларк был должным образом посвящён в рыцари.

В последние годы жизни Артур Кларк тяжело болел (по некоторым данным, рассеянным склерозом), вследствие чего вынужден был перейти к сотрудничеству с другими писателями. За несколько дней до смерти он успел отрецензировать рукопись романа «Последняя теорема», над которой трудился вместе с Фредериком Полом. Книга вышла уже после смерти Артура Кларка. Писатель скончался утром 19 марта 2008 года, на 91-м году жизни, из-за проблем с дыханием, связанных с постполиомиелитным синдромом.

Хоть Артур Кларк положительно относился к идее крионики, но сам после смерти заморожен не был. Его похороны прошли 22 марта про традиционному шри-ланкийскому обряду. На церемонии присутствовали тысячи людей, среди них младший брат Кларка, Фред, и его приёмная шри-ланкийская семья.

Вклад в развитие науки и техники

В 1945 году в статье «Внеземные ретрансляторы» («Extra-Terrestrial Relays»), опубликованной в октябрьском номере журнала «Wireless World», Кларк предложил идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах, которые позволили бы организовать глобальную систему связи. Эта идея впоследствии была реализована и обеспечила создание во второй половине XX века практически всех глобальных систем коммуникации, в том числе Интернета. Геостационарную орбиту также называют орбитой Кларка или поясом Кларка. Впоследствии Кларк на вопрос, почему он не запатентовал изобретение (что было вполне возможно), отвечал, что не верил в возможность реализации подобной системы при своей жизни, а также считал, что подобная идея должна приносить пользу всему человечеству.

В 1954 году Кларк в письме к директору отдела науки американского национального Бюро Погоды Гарри Векслеру предположил, что орбитальные спутники можно будет использовать для предсказания погоды. Идея была поддержана и впоследствии реализована.

Артур Кларк вместе с Уолтером Кронкайтом и Уильямом Ширра вёл прямые телерепортажи об экспедициях на Луну космических кораблей «Аполлон-11», «Аполлон-12» и «Аполлон-15», чем снискал себе огромную популярность.

Именно Артур Кларк сделал широко известной и популярной идею космического лифта.

Литературное творчество

В период с 1937 по 1945 год Кларк опубликовал несколько своих рассказов в фэнзинах. Первая его профессиональная публикация в фантастике — рассказ «Лазейка» (англ. Loophole) в апрельском номере журнала «Astounding Science Fiction» за 1946 год, хотя первым был продан тому же журналу рассказ «Спасательный отряд» (англ. Rescue Party), вышедший в следующем, майском номере. До 1951 года, когда Кларк полностью посвятил себя писательству, он работал в качестве помощника редактора «Science Abstracts».

Артур Кларк внёс несомненный вклад и в кинофантастику, став одним из авторов сценария знаменитого фильма «Космическая одиссея 2001» (1968), поставленного Стэнли Кубриком. Несколько позже Кларк опубликовал написанный по мотивам сценария фильма роман «2001: Космическая одиссея», который положил начало циклу из четырёх книг.

Среди романов Артура Кларка наиболее известны «Конец детства» (1953), «Город и звёзды» (1956), «Свидание с Рамой» (1973), «Фонтаны Рая» (1979).

Темы, стиль и предшественники

Для работ Кларка характерен оптимистический взгляд на развитие науки и освоение Солнечной системы (а также Мирового океана). Изображаемое им будущее человечества зачастую было утопично, с продвинутыми технологиями, благоприятной экологической обстановкой и стабильной общественной структурой.

Повторяющейся темой в произведениях Кларка является идея о том, что развитие разумных видов в конечном счёте поднимет их на уровень, близкий к божественному. Она была использована в романе «Конец детства» и отчасти затронута в «Земной империи». Эта идея, возможно, возникла под влиянием Олафа Стэплдона, который написал ряд книг схожей тематики. Кларк признавался, что роман «Последние и первые люди» (1930) повлиял на его жизнь сильнее любого другого, и считал его вместе с «Создателем звёзд» (1937) вершиной творчества Стэплдона.

Советские и русские мотивы в творчестве

В творчестве Кларка часто прослеживаются мотивы, так или иначе связанные с СССР и Россией. Например, в романе «Остров дельфинов», вышедшем через шесть лет после запуска «Спутника-1», одного из дельфинов зовут Спутником, а один из главных героев — русский учёный Николай Казан, который работает на Острове Дельфинов у берегов Австралии, а во время болезни к нему приезжает жена из Москвы.

В СССР Артур Кларк был одним из самых издаваемых на русском языке западных фантастов, и считался «прогрессивным». Большинство его новых романов почти сразу выходили в журнале «Техника — молодёжи», с главным редактором которого Василием Захарченко Кларк был знаком лично.

В рассказе «Солнечный ветер» (Sunjammer, 1963 г.) о регате космических яхт, приводимых в движение давлением солнечного ветра на солнечный парус, упоминается русская яхта «Лебедев» с парусом в виде мальтийского креста, построенная Астроградским университетом и ведомая русским капитаном Дмитрием Марковым. Как говорится в рассказе, название «Лебедев» яхта получила в честь Петра Николаевича Лебедева, первооткрывателя давления солнечного света.

Однако именно из-за русских мотивов путь его произведения к советскому читателю оказался трудным, долгим, а главное — трагическим для журнала. В 1984 году «Техника — молодёжи» начала публикацию романа Кларка «2010: Одиссея Два». Роман был посвящён автором космонавту Алексею Леонову и академику А. Д. Сахарову. Посвящение Сахарову из публикации было убрано, однако ни переводчики, ни редакторы не обратили внимание, что все русские персонажи романа носили фамилии известных на Западе диссидентов. После выхода в журнале второй части, публикация романа была прекращена цензурой, сотрудники редакции получили строгие взыскания, а главный редактор В.Захарченко — уволен. Тем не менее, роман был заново напечатан с посвящением Леонову и Сахарову ещё в советское время, в том же журнале и даже при том главном редакторе, которого назначили вместо Захарченко (С. В. Чумаков) — в № 11—12 за 1989 год и № 1—5 за 1990 год. Причём в № 5 указывалось, что роман опубликован полностью и приводилась статья о том, как самостоятельно вырезать и переплести его.

«Законы Кларка»

Основная статья: Три закона Кларка В книге «Черты будущего» (в оригинале «Profiles of the Future», 1962) Артур Кларк сформулировал так называемые «законы Кларка», в соответствии с которыми развивается современная наука.

Первый Закон: Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определённо ошибается.
Второй Закон: Единственный путь обнаружить пределы возможного — уйти за эти пределы, в невозможное.
Третий Закон: Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Отдельные романы

Прелюдия к космосу (Prelude to Space, 1951)
Пески Марса (Sands of Mars, 1951)
Острова в небе (Islands in the Sky, 1952)
Конец детства (Childhood’s End, 1953)
Земной свет (Earthlight, 1955)
Город и звёзды (The City and the Stars, 1956)
Большая глубина (The Deep Range, 1957) Русский перевод — 1966.
Лунная пыль (A Fall of Moondust, 1961)
Остров дельфинов (Dolphin Island, 1963)
Земная Империя (Imperial Earth, 1975)
Фонтаны Рая (The Fountains of Paradise, 1979)
Песни далёкой Земли (The Songs of Distant Earth, 1986)
Колыбель (Cradle, в соавторстве с Джентри Ли, 1988)
Призрак Великих отмелей (The Ghost From the Grand Banks, 1990)
По ту сторону ночи (Beyond the Fall of Night, в соавторстве с Грегори Бенфордом, 1990)
Молот Бога (The Hammer of God, 1993)
10 баллов по шкале Рихтера (Richter 10, в соавторстве с Майк МакКуэй, 1996)
Триггер (The Trigger, в соавторстве с Майклом Кьюбом-Макдауэллом, 1999)
Свет иных дней (The Light of Other Days, в соавторстве со Стивеном Бакстером, 2000)
Рифы Тапробаны (The Reefs of Taprobane, 2002)
Последняя теорема (The Last Theorem, в соавторстве с Фредериком Полом, 2008)

Экранизации

Капитан Видео и его видеорейнджеры (1949—1955) (сценарий эпизода)
Космическая одиссея 2001 (1968) (по рассказу «The Sentinel»; в титрах не упоминается)
Космическая одиссея 2010 (1984)
Сумеречная зона (1985—1989) (телесериал, эпизод «Звезда»)
Артур Кларк: До 2001 (1993)
В космической ловушке (1994) (по рассказу «Breaking Strain»)
Цвета бесконечности (1995)
Свидание с Рамой (в процессе)
Конец детства (2015) (телесериал)