Мадонна Луиза Чикконе


Мадонна
Родилась: 16 августа 1958



Биография


Мадонна Луиза Чикконе — американская певица, автор песен, музыкальный продюсер и предприниматель. Переехав в Нью-Йорк в 1978 году ради карьеры в танцевальной труппе, Мадонна сначала стала участницей рок-групп, а потом успешной сольной исполнительницей и автором песен.

Мадонна прославилась постоянным «перепридумыванием» своей музыки и образов. Она стала одной из первых музыкантов-женщин, сделавших успешную карьеру на крупном лейбле и не потерявших творческий или финансовый контроль. Клипы певицы являются неотъемлемой частью MTV, добавляя в мейнстрим новые тематики текстов или образов видеоклипов. Песни Мадонны в основном получают положительные отзывы музыкальных критиков, несмотря на часто вызываемую в СМИ полемику относительно затрагиваемых в них тем — расизма, половой дискриминации, религии, политики, секса и насилия. Дебютный альбом Мадонны с одноимённым названием вышел в 1983 году на лейбле Sire и стал первым в череде успешных альбомов автора/певицы. На счету артистки бывшие до недавнего времени рекордными 20 статуэток MTV Video Music Awards и 7 премий Грэмми, в том числе в престижных номинациях за альбомы Ray of Light (1998) и Confessions on a Dance Floor (2005). У певицы много рекордов чартов и хитов, достигших первого места главных музыкальных чартов, среди которых самыми успешными стали песни «Like a Virgin» (1984), «La Isla Bonita» (1986), «Like a Prayer» (1989), «Vogue» (1990), «Frozen» (1998), «Music» (2000), «Hung Up» (2005) и «4 Minutes» (2008).

Певица считается самой коммерчески успешной исполнительницей в истории по версии Книги рекордов Гиннеса с 300 миллионами подтверждённых лицензионных продаж альбомов. Time включил певицу в список «25 женщин прошлого столетия, обладающих наибольшей властью», оценив её влияние на современную музыку. Певица также является самой продаваемой рок-исполнительницей XX века по версии Американской ассоциации звукозаписывающих компаний и второй по продажам певицей в Соединённых Штатах с 64,5 миллиона сертифицированных продаж альбомов. Billboard признаёт певицу самым успешным артистом за всю историю звукозаписи среди сольных певиц и певцов. По сведениям американского делового журнала Forbes на 2016 год Мадонна является самой богатой женщиной-музыкантом в мире с состоянием в 560 млн долларов. Концертный тур певицы 2008—2009 годов Sticky & Sweet Tour занимает первое место по доходам среди сольных исполнительниц за всю историю. Известно признание Мадонны в музыке и кино — с конца 1980-х СМИ называют её «королевой поп-музыки», но в 2000 году антипремия Золотая малина назвала её худшей актрисой XX века. Фильмы Мадонны в качестве режиссёра и сценариста «Грязь и мудрость» и «МЫ. Верим в любовь» были разгромлены критикой и получили ограниченный прокат в кинотеатрах.

1958—1977: детство, школа, университет

Мадонна родилась 16 августа 1958 года в городке, расположенном на берегу озера Гурон штата Мичиган США. Мать и тёзка певицы Мадонна Луиза Чикконе (в девичестве Фортэн), франкоканадка и домохозяйка, периодически работавшая техником рентгенографии. Отец Сильвио Энтони Чикконе, итало-американец, сделал карьеру ведущего инженера-конструктора оборонного КБ концерна Chrysler/General Motors. Мадонна — третья из шести детей четы. Первую девочку в семье называют в честь матери Мадонной Луизой, это имя так и остаётся официальным. Имя «Вероника» выбрано Мадонной Луизой Чикконе в 12 лет для традиционного католического таинства миропомазания и не является официальным. Мадонна Чикконе вспоминает:

«Я не могу припомнить, чтобы меня дразнили из-за моего имени. Правда, я ходила в католическую школу. Лишь попав в Нью-Йорк, я поняла, что у меня совершенно необычное имя. Кроме моей матери, я не знаю никого, кого бы звали Мадонной. Когда я пришла в музыкальный бизнес, все считали, что я выбрала себе артистический псевдоним.»

Мать Мадонны является потомком янсенистов из числа первых французских поселенцев и её набожность граничит с фанатизмом. Мать прекрасно играет на фортепиано и поёт, но даже не стремится выступать на публике. Во время шестой беременности у Мадонны Чикконе (старшей) диагностируют рак груди. Чикконе старшая придерживается представлений доватиканского периода, ещё признававших секс аморальным деянием, а аборт — убийством при любых условиях. Поэтому она отказывается от лечения до конца беременности и через несколько месяцев после рождения шестого ребёнка умирает в возрасте 30 лет. Неприятие Мадонной (младшей) того факта, что Бог мог допустить смерть её матери, становится важным аспектом жизни и творчества певицы. Через два года овдовевший отец семейства повторно женится на горничной Джоан Густафсон. Семья Чикконе не является бедной, однако Густафсон привносит в дом протестантский дух тотальной экономии на одежде и еде — кормит детей исключительно полуфабрикатами и почти не покупает им одежды, предпочитая шить самостоятельно. По мнению младшего брата певицы Кристофера, своими методами воспитания Джоан походит на фельдфебеля и ревнует отца к дочери, что ещё больше накаляет атмосферу в семье. Чикконе подвергается издевательствам двух старших братьев-наркоманов, боровшихся с ней за внимание отца, что, по мнению биографов, рано закладывает в ней редкое для музыкантов неприязненное отношение к наркотикам.

Семья Чикконе живёт в разных пригородах Детройта, где Мадонна проходит обучение в католических школах св. Фредерика, св. Эндрю и Западной школе (англ. West), участвует в группе поддержки баскетбольной команды. Старшие классы певица заканчивает в светской школе Рочестер Адамс, где впервые не носит форму, участвует в театральных постановках и школьных мюзиклах. Биографы отмечают большое влияние на Чикконе учительницы философии и русской истории Мэрилин Фэллоус, которую певица называет одним из двух важнейших людей своего детства. Несмотря на отличные оценки и спортивные успехи, Чикконе считается сверстниками девочкой «с приветом», её недолюбливают за блестящую успеваемость и положение любимчика учителей, а парни боятся пригласить на свидание. В интервью известному радиоведущему Говарду Стерну певица уточнила, что почти не общалась со сверстниками, так как считала их «идиотами», себя же — бедно одетой «деревенщиной».

В 14 лет на Мадонну как поп-лирика оказывает влияние дружба с будущим признанным поэтом Уином Купером (англ.)русск., который учится с ней в одной школе на класс старше. По воспоминанием Купера, девушка Чикконе кажется застенчивой и немного отстранённой, она избегает общества, скромно одевается и особо любит книги Олдоса Хаксли и роман «Любовник леди Чаттерлей». Ключевым событием детства Мадонны считают выступление на вечере талантов школы West в 14 лет. На нём покрытая зелёной и розовой краской артистка в топе и шортах шокирует публику исполнением танца под известную песню «Baba O'Riley (Teenage Wasteland) (англ.)русск.» группы The Who. Этим она мгновенно убивает репутацию примерной девочки-отличницы, в городе долго обсуждают выступление, а отец сажает дочь под домашний арест. «Героиню дня», братьев и сестёр начинают поддразнивать: «Мадонна — шлюха», хотя к сексу это не имеет никакого отношения. О том моменте Мадонна вспоминала:

«Я рано узнала, что меня никогда не будут считать хорошей. Мадонна — странное имя. Я чувствовала, что должна жить так, как оно мне подсказывает.»

С четырёх лет Чикконе подражает танцам звезды Ширли Темпл, но начинает серьёзные занятия балетом почти в 15-летнем возрасте, что делает её тело приемлемым только для хореографии не сложнее стиля джаз-модерн. С этого момента балетмейстер Кристофер Флинн начинает оказывать на неё наибольшее влияние. Флинн является геем, он на 30 лет старше Мадонны, поэтому влюблённость ученицы остаётся безответной. Флинн водит несовершеннолетнюю ученицу на классические концерты, выставки и, для расширения кругозора, в гей-клубы. Внешний вид отличницы меняется в сторону неряшливого богемного облика, отпугивающего окружающих. Биографы Андерсен, Тараборелли и О’Брайен особо обращают внимание на то, что хотя в 14 лет у Мадонны была репутация развратницы, но только в 15 лет она получила первый сексуальный опыт с 17-летним Расселом Лонгом, о чём с подачи Чикконе узнали вся школа и отец. По мнению Люси О’Брайен, борьба против стереотипного отношения к женщине по критерию «девственница/шлюха» и желание рассказать окружающим о своих любовных переживаниях являются основными темами творчества певицы.

Чикконе заканчивает школу экстерном в 1976 году за несколько месяцев до выпускных экзаменов. Она продолжает танцевальное образование на бюджетной основе в Мичиганскогом университете города Энн-Арбор, где Флинн получает должность профессора. Выбор «несерьёзной» артистической профессии прокладывает трещину в отношениях певицы с отцом, желавшим видеть дочь врачом или юристом. Отец уверен, что дочь может найти лучшее применение своему отличному аттестату, успешно сданному тесту на IQ (по данным биографов Кристофера Андерсена (1991) и Рэнди Тараборелли (2000) результат певицы в 17 лет показал 140 баллов) и блестящим рекомендациям учителей.

По мнению преподавателей и однокашников, у неё отмечается редкая, даже для танцовщицы, природная выносливость, которая дополнительно развивается балетной выучкой. В будущем это позволит ей меньше задыхаться во время исполнения песен с синхронным танцем. По воспоминаниям хореографа Гайи Деланг, юная Чикконе «была очень стройна и легка, её танец был заразителен». В техническом плане Чикконе ожидаемо уступает многим балеринам из-за слишком запоздалого начала, поэтому пытается выделиться внешним обликом — разорванным трико и немытыми волосами. В свободное от учёбы время Мадонна ходит в клубы Детройта, в одном из которых знакомится с чернокожим ударником Стивеном Брэйем, своим будущим соавтором и сопродюсером.

1978—1981: современный танец, рок-группы

Через полтора года в Университете Мичигана Мадонна попадает на мастер-класс к известному нью-йоркскому хореографу Перл Ланг (англ.)русск. и загорается мечтой попасть в её труппу. Она бросает университет и в 1978 году переезжает в Нью-Йорк, в будущем мечтая когда-нибудь открыть свою собственную танцевальную студию. Пройдя строгий кастинг, она поступает в группу Ланг, но далеко не в первый состав, что не позволяет оплачивать аренду жилья. Танцовщица пытается подработать в фаст-фуде, но неудачно, и вскоре дебютирует на нью-йоркской сцене в постановке Ланг «Я больше никогда не видел других бабочек» в роли мальчика из еврейского гетто. От голода Чикконе начинает слабеть на занятиях и Ланг через знакомых устраивает танцовщицу на вечернюю работу гардеробщицей в ресторан «Russian Tea Room». Тогда же она начинает подрабатывать натурщицей в художественной студии и ню-моделью фотографов.

Танцовщица снимает комнату в дешёвом опасном районе Нью-Йорка, где её однажды насилуют в подъезде. После психической травмы Чикконе решает не заявлять о преступлении «дабы избежать дополнительного унижения». Вскоре она становится рассеянной на занятиях в классе и перестаёт верить в своё танцевальное будущее с труппой Ланг — ученицы культовой Марты Грэм.

Из-за нехватки средств для оплаты аренды Чикконе начинает пробоваться в мюзиклы Бродвея и подтанцовки. В 1979 году на кастинге в подтанцовку для мирового турне французского диско-певца Патрика Эрнандеса выступление Мадонны Чикконе привлекает внимание его бельгийских продюсеров — Ван Лье и Перрелена. С трудом заставив стесняющуюся танцовщицу спеть «Jingle Bells», профессионалы, помимо показавшейся им слишком безупречной для подтанцовки пластики, хвалят её приятный голос. К полному удивлению Мадонны, до этого не считавшей себя певицей, её приглашают в Париж, где обещают сделать из неё «что-то вроде танцующей Эдит Пиаф».

Артистка окончательно бросает труппу Ланг, своего тогдашнего возлюбленного Дэна Гилроя и шесть месяцев проводит с туром Эрнандеса во Франции, Бельгии и Тунисе. Продюсеры убеждают её в перспективности карьеры певицы, но 20-летняя Мадонна увлечена панк-роком, бунтует против бельгийцев и не желает петь предлагаемый диско-поп материал. Полгода спустя она заболевает воспалением лёгких и после выздоровления улетает в Нью-Йорк, поддавшись на письма и уговоры ждавшего её в Нью-Йорке Гилроя. Именно Дэн Гилрой оказывает огромное влияние на превращение Чикконе из танцовщицы в музыканта: учит играть на ударных и электрогитаре, основам композиции. После ежедневных занятий на барабанах под диск Элвиса Костелло с присущим Мадонне трудолюбием она становится достаточно классным ударником и её принимают в группу Гилроя Breakfast Club.

Через несколько месяцев в группе барабанщица ожидаемо начинает «тянуть одеяло на себя», предлагая собственный материал, и уходит из команды вместе с примкнувшим гитаристом. В 1980 году вместе с Майклом Монахэном и Гари Берке певица собирает команду «Madonna And The Sky», которая быстро распадается. Потом она создаёт рок-группу «Эмми» (-англ. Emmy) — от Эм, уменьшительное от первой буквы имени Madonna (Мадонна Чикконе подписывала и продолжает подписывать свои песни как М. Ciccone). Emmy & The Emmys подражают ранним The Pretenders, где Мадонна играет на гитаре и имеет возможность петь собственные песни. Бывший парень певицы Стивен Брэй садится на ударные и с ним группа Эмми продолжает поиски собственного направления.

Весной 1981 года Мадонна Чикконе знакомится с владелицей студии звукозаписи Готэм Камиллой Барбон. Вскоре Барбон предлагает стать личным менеджером певицы при условии, что та уйдёт из группы. Чикконе сразу соглашается. Барбон решает, что у неё Мадонна будет выступать без гитары, чтобы дать свободно танцевать на сцене. Камилла с гордостью вспоминает, что разглядела потенциальную звезду, причём делает акцент на том, она была одной из немногих менеджеров-женщин в «мужском царстве шоу-бизнеса». До знакомства с менеджером Чикконе находится в отчаянном положении — выступая на сцене в мужской пижаме, просит еду у встречных парней, ездит только на велосипеде и нелегально проживает в дешёвой студии.

Поначалу Мадонна пробуждает в тридцатилетней лесбиянке Барбон материнские чувства: Камилла снимает подопечной жильё, назначает жалование 100 долларов в неделю и даёт денег по необходимости. Группа Чикконе делает несколько демозаписей и играет в маленьких клубах и на студенческих вечеринках. Камилла сильно привязывается к певице и окружает её отличными музыкантами для записи и выступлений, утверждая, что не считает Мадонну таковой:

« Талант? Не сказала бы. Она была самым заурядным музыкантом. Умела сочинять песни и подбирать их на гитаре. Хотя, знаете, она хорошо чувствовала поэзию. Чтение стихов помогло ей писать песни. Но самое главное — это её личность и то, что она великолепно держалась на сцене. »

Камилла видит в певице новую Крисси Хайнд, но вскоре начинает злоупотреблять алкоголем, ревновать Мадонну ко всем подряд и устраивать сцены, нещадно критиковать. Барбон безуспешно добивается для певицы контракта с лейблом, но боссы мэйджеров не хотят рисковать и вкладывать деньги.

1982—1983: дебютный альбом Madonna

Ещё со времён Детройта ударник афроамериканец Стивен Брэй тяготеет к танцевальной музыке и хип-хопу. Он просит Мадонну записать что-нибудь совместно в этом стиле параллельно с его работой в её рок-группе. После основной репетиции они остаются вдвоём и сочиняют четыре песни: «Everybody», «Ain’t No Big Deal», «Stay» и «Burning Up». В это время её менеджер Камилла Барбон по-прежнему видит в Мадонне новую рок-звезду и полтора года пытается устроить Мадонне контракт лейблам, но подопечная решает тайно от Барбон распространять танцевальную кассету с демозаписью в клубе «Danceteria» на Манхеттене. Диджей клуба Марк Каминс (англ.)русск. приносит понравившуюся кассету на Island и организует совместную встречу Мадонны с шефом лейбла Крисом Блэквэллом. Встреча заканчивается провалом — Мадонна в это время живёт у Каминса в комнате без горячей воды с ящиками из-под молока вместо мебели и начинает сильно потеть из-за волнения, и её отвергают.

Каминс столь раздосадован провалом собеседования из-за нелепой причины запаха пота, что сразу же через своего знакомого Майкла Розенблатта устраивает Чикконе встречу с основателем относительно независимого от Warner Music лейбла Sire Records Сеймуром Стейном (англ.)русск.. Тот незамедлительно подписывает с Мадонной контракт, несмотря на то, что находится в это время в больнице с инфарктом. О первом впечатлении от встречи Стейн скажет следующее:

«Она меня поразила, словно молния. Я сразу же понял, что её воля сильна в такой же степени, как и её талант.»

Чикконе становится просто Мадонной в целях упрощения, так как итальянскую фамилию Ciccone, от итал. cicciona — рус. толстяк, часто неправильно произносят на американский манер «Сиккон».

Обманутая менеджер Барбон не может простить предательства своей «деточки» и более 20 лет не даёт разрешения на выпуск ранних песен певицы. Уже в 2000-е Барбон публично признаётся в своём тогдашнем алкоголизме и прощает Мадонне обиду. Экс-менеджер высоко оценивает свою важность в жизни певицы, считая что благодаря именно ей, Камилле Барбон:

« не пришлось с кем-то спать, чтобы попасть на сцену… Хотя поначалу ходили слухи, что кто-то вкладывает в неё деньги, в конечном итоге её начали воспринимать всерьёз».

Так как все права на более чем дюжину записанных песен Мадонны до этой танцевальной демозаписи принадлежат студии «Готэм» и Барбон, встаёт вопрос о том, что выпускать пробным синглом. Все песни на кассете написаны совместно, но друзья обмениваются правами — 100 % авторства Брэйя на «Ain’t No Big Deal» взамен полных прав Мадонны на «Everybody».

«Everybody», как и хотела Мадонна, выпускают синглом. При нулевом бюджете на раскрутку фото певицы решают не помещать на обложке, чтобы не отпугнуть цветную аудиторию якобы «негритянской диско-соул-певицы». «Everybody» поднимается на 3-е место в чарте Hot Dance Club Songs, а потом на 107 место в основном, немного не дотянув до первой сотни Hot 100 журнала Billboard. Менеджмент считает это отличным результатом, учитывая нулевые затраты на пиар, и хочет убедиться, что взлёт «Everybody» не случаен. По просьбе Мадонны вместо Каминса берут более опытного штатного аранжировщика Warner Bros. Records Регги Лукаса (англ.)русск.. Второй сингл «Burning Up» тоже достигает в чарте танцевальных хитов 3-го места, повторив успех «Everybody». И только после этого Мадонне позволяют арендовать студию для записи первого альбома.

В июле 1983 года выходит дебютный альбом под названием Madonna. Поначалу он остаётся незамеченным, но в течение года достигает 8-го места в чарте Billboard 200 и 6-го места британского чарта. Критик журнала Billboard Пол Грэйн делает прогноз:

«Синди Лопер — это надолго, а Мадонна через полгода будет никому не нужна».

Хитами становятся синглы «Borderline» (написана Лукасом), «Lucky Star» (авторство Мадонны и посвящена дважды отставленному бойфренду и продюсеру Каминсу) и «Holiday». Мадонна считает диск довольно посредственным и не слишком довольна работой с Лукасом, но спустя годы альбом становится классикой пост-диско. По мнению О’Брайен, на Madonna её музыка звучит как нечто среднее между Пэт Бенатар и Тиной Мари.

Хотя Мадонна является автором большинства песен альбома, но главный коммерческий успех приносит «Holiday» сторонних авторов, к тому же найденный тогдашним бойфрендом певицы диджеем Джоном «Мармеладом» Бенитесом. Этот факт на десятилетия определяет скептическое отношение к Мадонне как к автору, способному написать хит. Как замечают биографы и более поздние исследователи, хотя Стивен Брэй, по его же собственному утверждению, не написал до начала сотрудничества с Мадонной ни одной песни, его слава и репутация как «автора хитов Мадонны» — это результат нежелания СМИ упоминать неординарный для женщины того времени композиторский и авторский талант Чикконе, полностью сосредоточившись на критике её внешнего вида и вокала . По мнению французского электронщика Мирвэ, это недопонимание прессой произошло также из-за скромности будущей рекордсменки чартов (по количеству авторских хитов №1 с 13-ю хитами в Великобритании на сегодняшний день она уступает только Леннону и Маккартни, у которых 33):

«Мадонна не кричала на каждом углу о своих музыкальных способностях. Она замечательный композитор. Мадонна слушает много классических мюзиклов, причем не только широко известных, как, например, «Поющие под дождем», но и более редко исполняемых... Замечательные, запоминающиеся мелодии. И она сама пишет замечательные мелодии».»

Например, в интервью радио BBC 2016 года Леди Гага, до этого обвинённая прессой в плагиате сингла «Born This Way» с «Express Yourself» Мадонны/Брэйя, возмущается сравнениями с коллегой, мотивировав это тем, что является продюсером и автором всех своих песен, «в отличие от Мадонны».

Юная Чикконе также подвергается серьёзной критике за «девчачий» вокал и сексуальную манеру исполнения. На критику альбома Madonna певица отвечает:

«Люди думают, что если ты сексуальна, внешне привлекательна и возбуждаешь этим публику, то тебе больше просто нечего предложить. Сложился только такой мой образ. Вероятно, внешне это выглядит именно так, и я соответствую стереотипу, однако все это я делаю совершенно сознательно. Я все держу под контролем и жду, когда это поймут и придут в замешательство». »

Несмотря на первоначальную критику, в 2013 году Rolling Stone включает этот альбом в сотню лучших дебютных альбомов всех времён.

После записи альбома по рекомендации Стейна менеджером Чикконе становится Фредди Деманн (англ.)русск., до этого работавший на Майкла Джексона.

1984—1985: Like a Virgin, брак с Шоном Пенном

Второй альбом Like a Virgin выходит в 1984 году. Критика принимает диск прохладно: «Терпимо, не более того» (журнал People). Лейбл по-прежнему не разрешает Мадонне продюсировать свой альбом, но ей дают много денег на востребованного в то время аранжировщика Найла Роджерса (до этого он продюсировал Дэвида Боуи). Мадонна не до конца уверена в необходимом коммерческом потенциале уже написанных ею песен, поэтому просит продюсера дать ей послушать чужой материал для вдохновения. В итоге, из сторонних «более попсовых» песен на альбоме оказываются 3 трека, которые она «не смогла выбросить из головы» (все они выходят синглами), а также одна кавер-версия. Альбом впервые в карьере певицы возглавляет альбомный чарт США. Сингл «Like a Virgin» (авторства Тома Келли и Билли Стейнберга) 6 недель остаётся на первом месте хит-парада Billboard Hot 100.

В 1984 году Мадонна исполняет «Like a Virgin» на первой церемонии награждения MTV Video Music Awards и, потеряв каблук, выходит из положения следующим образом — начинает валяться на сцене и ползать на коленях в свадебном платье и ставшим культовым поясе с надписью BOY TOY. Это выступление шокирует американскую телеаудиторию, а песня становится одним из главных свадебных хитов на долгие годы.

«Like a Virgin» входит в список «200 Знаковых песен всех времен» под эгидой Зала славы рок-н-ролла в США. По словам Тори Амос:

«Она создала новую парадигму, показав, что Дева Мария может быть сексуальной и духовной одновременно. Не важно, понимает ли современная Мадонна всю значимость подтекста, что её назвали Мадонна, и в песне „Like A Virgin“ она приняла своё предназначение.»

Хотя большинство песен альбома написаны Мадонной, главными хитами Like a Virgin после лид-сингла становятся «Material Girl» (Питер Брауна и Роберта Ранса) и «Dress You Up (англ.)русск.» (Анрдеа ЛаРуссо и Пегги Станциале). Меньшими хитами становятся последующие синглы «Angel» (Мадонны и Стивена Брея) и «Over and Over (англ.)русск.» (Мадонны и Стивена Брея). Название радиохита «Material Girl» (рус. материальная девушка, меркантильная девица) закрепляется как прозвище певицы. Мадонна часто отмечает, что сожалеет о записи песни из-за того, что именно она стала её визитной карточкой в дальнейшие годы её музыкальной карьеры. Певица также заявила, если бы она знала это, никогда бы не сделала запись этой песни.

Первый тур певицы The Virgin Tour проходит в 1985 году и включает только США, группа Beastie Boys выступает на «разогреве». Залы отражают скачок популярности певицы в это время: концерты стартуют с залов на 2000 человек, а через 3 месяца в культовом Мэдисон-сквер-гарден собирается 22 000 зрителей.

Тур вызывает «мадонноманию»: девочки массово одеваются «под Сьюзен/Мадонну» из фильма «Отчаянно ищу Сьюзен» и клипов.

В июле 1985 года журналы Penthouse и Playboy публикуют чёрно-белые фотографии обнаженной певицы из полуголодного танцевального прошлого, сделанные в 1979 году и впоследствии проданные фотографом Мартином Шрайбером. Это вызывает первый скандал в только что начавшейся большой карьере Мадонны Чикконе, угрожавший её карьере. С ним она собственноручно справляется. В самый разгар критики на благотворительном концерте Live Aid, будучи одета в несколько слоёв старомодной одежды, певица видит толпу, кричащую «Раздевайся!». Она отвечает, что не снимет с себя пиджак даже в дикую жару, так как через несколько лет это может быть использовано против неё. Передовица The New York Times с заголовком «„Голые“ фотографии. Мадонна: „Ну и что?“» становится основой картины друга певицы художника Кита Харинга.

Как только утихает скандал с фотографиями, в начале августа Los Angeles Times распространяет информацию, что любительский фильм «Конкретная жертва» (1979) с участием артистки является порнографическим, что сразу подхватывают другие издания.

Летом 1985 года в собственный день рождения Мадонна выходит замуж за актёра Шона Пенна. Бракосочетание сопровождается вторжением журналистов на вертолётах во время произнесения брачных клятв и стрельбой по вертолётам из револьвера в исполнении пьяного жениха. В своём дневнике гость свадьбы Энди Уорхол описывает этот день «самым захватывающим в жизни», отметив гостей — «восхитительную смесь знаменитостей и ничтожеств».

Только в октябре LA Times неохотно пишет опровержение, что к «разочарованию поклонников» Мадонна не является бывшей порнозвездой.

1986—1988: True Blue, неудачи в кино, развод

Третий альбом True Blue с посвящением Шону Пенну выходит в 1986 году. Пластинка становится продюсерским дебютом Мадонны (совместно с Патриком Леонардом) и является самым «пряничным» и коммерчески успешным релизом певицы. Певица также меняет имидж и впервые предстаёт в голливудском образе соблазнительной голубоглазой блондинки.

В альбом входит знаковая для певицы баллада «Live to Tell», написанная для фильма «В упор (англ.)русск.». «Live to Tell» становится первым для Мадонны хитом № 1 чарта Billboard Hot 100 в качестве автора. О своих более зрелых текстах того периода певица уточняет:

«Я нахожу слова для своих песен только в том, что вызывает мое любопытство и приносит счастье… Каждый день я веду дневник, записываю свои мысли или пишу о том, что прочитала, что мне запомнилось за день, удивило меня, впечатлило…. »

На первую строчку Billboard попадают три песни с альбома: «Live to Tell», «Papa Don’t Preach», «Open Your Heart», а в пятёрку входят «True Blue» и «La Isla Bonita». В том же году песня «Each Time You Break My Heart (англ.)русск.» авторства Мадонны/Брэя в исполнении Ника Камена (англ.)русск. возглавляет британский чарт, принося Мадонне столь желанное признание в качестве успешного сонграйтера.

В 1987 году Мадонна попадает в больницу на рентген после удара по голове бейсбольной битой. Пресса ожидает иска, но певица не подаёт в суд по поводу домашнего насилия, так как её мужа Шона Пенна уже ожидает двухмесячный срок за драку и езду в нетрезвом виде. Из-за агрессивного поведения «мистера Мадонны» по отношению к журналистам и жене в прессе их начинают называть нелестными словосочетаниями «злобные Пенны» и «S&M» — (англ. Sean & Madonna) — намёк на садомазохистские отношения в семье знаменитостей.

В том же году певица снимается в широко разрекламированном фильме «Кто эта девчонка?», который с треском проваливается. Однако заглавная одноимённая композиция саундтрека становится хитом № 1 в США и Великобритании. Журнал New York Times называет картину худшим фильмом года. В том же году Мадонна Луиза Чикконе Пенн отправляется в тур Who’s That Girl World Tour, который полностью компенсирует негативный эффект от провального фильма.

К августу 1987 года Шона Пенна досрочно выпускают из тюрьмы, и в декабре Мадонна впервые подаёт бумаги на развод, но неожиданно забирает их спустя две недели. В 1988 году певица дебютирует на Бродвее в постановке «Пошевеливайся», с очевидным желанием улучшить актёрскую репутацию. Во время репетиций Мадонна начинает дружить с актрисой и открытой бисексуалкой Сандрой Бернхард, вызвав кривотолки общественности и гнев только что вышедшего из тюрьмы мужа. Певица и Бернхард в одинаковых одеждах появляются на шоу Дэвида Леттермана, что влечёт за собой шквал публикаций о бисексуальности певицы.

Спектакль получает восторженные отзывы, но сама Мадонна удостаивается негативных комментариев практически всех критиков и разочаровывается в пользе рекомендаций мужа для успеха её актёрской карьеры. Окончательное расставание Мадонны с мужем происходит в декабре 1988 года после жестоких побоев, описанных в официальном протоколе задержания Шона Пенна. Брак певицы и Пенна официально заканчивается в январе 1989 года. Певица забирает своё заявление в полицию, на людях сохраняя с мужем дружеские отношения по причине его наследственных проблем с алкоголем. Только в 2003 году Пенн впервые говорит о Мадонне в интервью Опре Уинфри:

«Она становилась величайшей звездой. Мне же хотелось просто делать кино и не привлекать к себе ненужного внимания. Я был озлобленным молодым человеком, во мне жило столько демонов, что даже не знаю, кто бы мог меня терпеть тогда».»

1989—1991: Like a Prayer, «В постели с Мадонной»

В начале 1989 года Мадонна подписывает контракт с компанией Пепси, согласно которому её новая песня «Like a Prayer» дебютирует в рекламе компании. Рекламный ролик безобиден и показывает детство певицы, но видеоклип к песне содержит анти-расистский сюжет и множество католических символов, среди которых были стигматы и горящие кресты. Двусмысленные отношения героини Мадонны с ожившей статуей чернокожего святого Фомы шокируют телезрителей и провоцируют общественные организации.

Компания изымает рекламу из ротации и расторгает контракт, но певица получает полагающуюся ей сумму в пять миллионов долларов. Представители Ватикана осуждают видеоклип, а кардиналы в первый раз отлучают её от Церкви. В 2015 году Мадонна подтверждает, что Ватикан отлучал её три раза (в католицизме это наказание снимается в случае изменения поведения). Песня названа авторитетным британским еженедельником New Musical Express 3-й лучшей в истории поп-музыки, VH1 ставит клип на 2-е место.

Четвёртый альбом Like a Prayer выходит в конце 1989 года и становится поворотным в карьере Мадонны. Like a Prayer написан и спродюсирован в сотрудничестве с Патриком Леонардом и Стивеном Брэйем. Певица продюсирует второй альбом подряд и очевидно её желание доказать, что успех True Blue не был случайностью. Журнал Rolling Stone характеризует альбом как «… настолько близкий к искусству, насколько поп-музыка может быть» и включает в список «500 лучших альбомов всех времён». Пэт Леонард называет его «разводным» из-за депрессии певицы по причине болезненного расставания с Шоном Пенном.

Песня «Express Yourself» становится феминистским «призывом к оружию» с «проповедью самоуважения», представляя переход от рефлексии к действию. Темой других песен ожидаемо становятся домашнее насилие («Till Death Do Us Parts»), ностальгия по утраченным отношениям с братьями и сёстрами («Keep It Together»), мечты о ребёнке («Dear Jessie»). Все песни альбома Like a Prayer написаны Мадонной, что делает альбом самым личным, так как на предыдущих дисках встречались одна-две песни сторонних авторов. На претензии критиков, что она не единоличный творец, а «всего лишь со-автор и со-продюсер», певица реагирует так:

«Я стараюсь тщательно контролировать свою карьеру, однако я не тиран. На моем альбоме не должно быть указано, что абсолютно всё написано, аранжировано, спродюсировано и исполнено Мадонной. Если установить полную монополию, то, по-моему, это угрожает потерей объективности. Я хотела бы продолжать совместную работу с талантливыми и умными людьми, которым бы я могла доверять, просить у них совета, использовать их идеи».»

Тур Blond Ambition World Tour проходит в 1990 году в поддержку альбомов Like A Prayer и I’m breathless. Rolling Stone хвалит турне за новаторское переплетение театра, балета, кино и концерта на невиданном для того времени постановочном уровне.

Центральная идея шоу о сопоставлении мастурбации и религиозного исступления выливается в призыв к бойкоту выступления певицы в Риме. Мадонна пытается оправдаться на месте, прознеся отличную речь в аэропорту Леонардо Да Винчи:

«Моё шоу — театральная пьеса, приглашающая зрителей в эмоциональное путешествие… Я никому не навязываю своего представления, как надо жить, я просто описываю зрителям своё понимание жизни, и пусть они сами всё оценивают. »

Концерт отменяют из-за низкого уровня продаж билетов. За концертное видео тура певица получает свою первую Grammy, но сама она не считает награду признанием её творчества, так как номинация за видео второстепенна.

В том же году певица шокирует общественность с клипом на песню «Justify My Love». Видео запрещают к показу по телевидению из-за наличия эротических сцен. «Justify My Love» служит поводом к ещё нескольким скандалам, первый из которых связан с плагиатом. Мадонна использует текст попавшегося ей на глаза письма Ингрид Чавез, тогдашней подружки со-продюсера песни Ленни Кравитца. Не желая, чтобы слушатели относили его к фантазиям другой женщины, она не упоминает её в авторах. Chicago Sun-Times (англ.)русск. клеймит певицу позором словами о «беспрецедентной подлости» воровства песни. Мадонна оправдывается и переписывает песню, заменяя текст цитатами из Откровения (новая версия песни называется «The Beast Within»), но сразу получает новые обвинения в антисемитизме, которые приходится отвергать в заявлении.

Сам текст «Justify My Love» о желании заняться любовью и связанные с ним обвинения и скандалы затрагивают самолюбие и авторское тщеславие певицы. Качественный скачок в творческих поисках Мадонны неожиданно впервые заводит вчерашнего кумира подростков на территорию «для взрослых».

В 1991 году песня Сондхайма «Sooner or Later» из «Дика Трейси» получает премию Оскар и исполняется Мадонной на церемонии в образе Мэрилин Монро. Именно с этого момента певицу называют новой Мэрилин и начинают сопоставлять с покойным секс-символом, тут же предрекая схожую незавидную судьбу.

Документальный фильм о прошедшем турне называется «Мадонна: Правда или вызов». Фрагмент с шуткой/бравадой «Мадонна с бутылкой», понятый вне контекста игры для вечеринок (англ.)русск. в стиле фант (сказать правду или принять вызов), способствует восприятию певицы в контексте порнографии.

За пределами США и Канады (стран, где была популярна игра) прокатчики пускают ленту под другим тайтлом — «В постели с Мадонной», которое не отражает содержания, но певица не в праве изменить, хотя и «ненавидит название из-за его глупости». Фильм попадает в десятку самых прибыльных документальных картин всех времён, и газета New York Times называет картину «умным, дерзким, ярким автопортретом».

1992—1993: Erotica, собственный лейбл, «Sex»

В 1992 году Мадонна основывает свою собственную компанию, работающую в сфере развлечений — Maverick, совместное предприятие с Time Warner. Сделка предусматривает для певицы рекордные авторские отчисления наравне с Майклом Джексоном.

В 1992 году выходит книга-фотоальбом «Sex». «Sex» содержит иллюстрированные сексуальные фантази альтер-эго Мадонны — некой «госпожи Диты», беседующей с психоаналитиком. Книга оформлена в металлическую обложку и выглядит как арт-объект и предполагается как манифест. В прессе устраивают многостраничные похороны карьеры Мадонны, посчитав, что она зашла слишком далеко.

«Sex» распродаётся тиражом 1,5 млн экземпляров только в Америке и вызывает шквал негативной реакции в СМИ и напуганном СПИДом обществе. Книга «Sex» затрагивает темы мастурбации, и проводит явную параллель между садомазохизмом и религиозным самобичеванием, а также содержит ироническое отношение к табу.

Оскорбленными оказываются даже меньшинства: лесбиянки считают, что певица насмехается над их движением, изображая одну из них, и назвали её «сексуальной туристкой». Французская журналистка Франсуаза Турнье формулирует отношение либеральной Франции: «Добравшись до сути „Секса“, словно отыскав ядовитый гриб, понимаешь, что той, кого называют „новая малышка Пиаф“, руководит скорее жажда денег, чем жажда секса».

Певица отвечает на критику:

« Задача моего творчества — научить людей не стыдиться себя, своего тела, своей внешности, своих желаний и сексуальных фантазий. Именно страх является причиной и фанатизма, и сексизма, и расизма, и гомофобии. Все боятся своих чувств, боятся неизвестности… Я же призываю не бояться». »

«Sex» и бурная реакция на него в обществе становится темой многих научных исследований и на данный момент считается самой мощной прививкой стремящемуся к вуайеризму обществу от склонной к эксгибиционизму знаменитости/музыканта. Книга уже несколько лет является самой разыскиваемой из уже не издающихся.

После выхода «Sex» с певицей разрывает 8-месячные отношения бойфренд Vanilla Ice, тогда якобы не ожидавший публикации в книге своих фотографий. Популярный тогда рэпер испугался реакции общественности, хотя в книге нет его обнаженного тела.

В 1992 году выходит пятый студийный альбом Erotica. Erotica занимает второе место в американских чартах, а заглавный сингл — третье место в Billboard Hot 100. В год релиза Erotica прохладно принят критиками и слушателями из-за «гигантской тени книги SEX», но впоследствии начинает считаться одной из самых сильных работ певицы.

Синглы «Erotica», «Rain», «Deeper and Deeper», «Bad Girl» и «Fever» (кавер-версия песни Элвиса Пресли) не имеют такого успеха в чартах, как предыдущие работы певицы. Пресса культивирует образ Мадонны — секс-маньячки, воплощения греха, делающего карьеру исключительно через постель.

Тур 1993 года «The Girlie Show» по Европе и Южной Америке (вместо США и Канады) содержит больше бурлеска, иронии и клоунады, нежели эротики, что смягчает негатив после выхода книги «Sex», альбома Erotica и киноролей.

Концерт в Пуэрто-Рико вызывает пикеты: одетая в военную форму певица в ответ на свист публики при появлении огромного американского флага проводит пуэрто-риканским в районе промежности. Эпизод с возможным имевшим место быть оскорблением национального флага был неожиданно интерпретирован неоднозначно, скорее даже позитивно, по причине многочисленных романтических увлечений певицы пуэрториканцами, и позднее даже подвергся скрупулёзному анализу как пример взаимного влияния латиноамериканской культуры и США.

1994—1997: Bedtime Stories, «Эвита», «Золотой глобус»

В марте 1994 года Мадонна второй раз привлекает большой скандал, появившись в качестве гостя на ТВ-шоу (англ.)русск.Дэвида Леттермана (первый раз это было в 1988). На шоу она приходит в военных ботинках, закуривает сигару, смачно матерится, ведёт беседы о мочеиспускании в ду́ше. За этим следует шквал негативных публикаций о «шокирующих 13-ти матерных словах на национальном телевидении». Рэй Кэррисон из New York Post формулирует отношение к интервью:

«Она построила свою карьеру, если это можно так сказать, на богохульстве, пошлости, невежестве и похабщине. Смешно говорить о славе женщины, лишённой таланта и ума. Ей нечего продать, кроме скандала».»

Баллада «I'll Remember» из фильма её друга Алека Кешишьяна «С почестями» становится первым шагом певицы по смягчению имиджа.

Шестой студийный альбом Bedtime Stories выходит в 1994 году и становится для неё первым за 10 лет карьеры диском, номинированным на Грэмми. Хитами становятся «Secret», «Take a Bow», «Bedtime Story» и «Human Nature». Песня Babyface/Мадонны «Take a Bow» становится № 1 американского Billboard Hot 100, но одновременно прерывает рекордную серию из 32-х последовательных попаданий в Топ-10 британского синглового чарта.

Певица меняет стиль в сторону R’n’B и хип-хопа, и впервые со времён Like A Virgin работает с крупными, уже известными продюсерами — Далласом Остином, Дэвидом Фостером, Дэйвом Холлом (работавшим с Мэрайей Кэри) и Мариусом Де Фрис и Нелли Хупером (работавшим с Бьорк).

«Bedtime Story», слова которой написаны уже признанной Бьорк, становится важной вехой творческого развития Чикконе как автора. Мадонна прекрасно осваивает «бьорковскую архитектуру текста» и закладывает этой песней основу своих следующих альбомов.

Отношения с рэпером Тупаком Шакуром заканчиваются по расистской причине — его друзья «не могут поверить, что тот гуляет с белой девкой». У певицы начинаются короткие отношения с баскетболистом Дэнисом Родманом. Через год после расставания он пишет бестселлер с целой главой о сексе с Мадонной. По мнению Люси О'Брайен (англ.)русск., во время обсасывания в прессе истории Родмана стало очевидно, что желающая иметь ребёнка Мадонна заводит отношения с малоподходящими мужчинами, что вредит её карьере.

В 1995 году международным хитом становится «You'll See» с альбома баллад Something to Remember. Альбом напоминает публике о таланте Мадонны как автора песен и продюсера, на что пресса до этого не обращала внимания на фоне скандалов. По мнению Тараборелли (англ.)русск., только тогда «впервые о её карьере заговорили более честно и справедливо».

В 1996 году певица снимается в главной роли в экранизации мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера «Эвита». Для записи саундтрека Мадонна впервые начинает брать уроки вокала у Джоан Лэдер, что приносит свои результаты. На альбоме «Эвиты» она впервые демонстрирует свой верхний регистр и пение диафрагмой.

Фильм про Эву Перон, противоречивую жену аргентинского президента, получает положительные отзывы кинокритиков и Ллойд Уэббера. Британский композитор получает своего первого и пока единственного Оскара за исполненную Мадонной «You Must Love Me», написанную специально для фильма. Песня «Don't Cry For Me Argentina» становится хитом Billboard Hot 100 и UK Singles Chart, а певица получает «Золотой Глобус» за Лучшую женскую роль в комедии или мюзикле.

В октябре 1996 года у Мадонны рождается дочь Лурдес Мария Чикконе-Леон. Отцом девочки является кубинский фитнес-тренер и начинающий актёр Карлос Леон. Через семь месяцев после рождения дочери они расстаются, и Мадонна навлекает на себя гнев общественных организаций «за полную семью» и обвинения в «беременности с целью рекламы фильма». Певица крестит девочку в католичестве и неожиданно называет в честь города Лурд во Франции, в котором мечтала побывать её крайне религиозная мать.

Во время беременности певица углубляется в йогу, изучение буддизма и каббалы, последнюю она описывает как «урок физики, мост между наукой и духовностью», а не как религиозное учение.

1998—1999: Ray of Light, премии Грэмми

Седьмой студийный альбом певицы Ray of Light (1998) отражает «духовное перерождение» певицы и становится знаковым во всём её творчестве. На направление его развития влияют много факторов: материнство, философское переосмысление действительности и роман с английским сценаристом и актёром Энди Бёрдом (англ. Andy Bird).

Пластинка получает одобрение критиков, а в авторитетном музыкальном издании Slant Magazine названа «одним из величайших поп-шедевров 90-х гг.». Диск входит в список «500 величайших альбомов всех времён» и занимает 28-е место в «100 лучших альбомов 1990-х» по версии журнала Rolling Stone.

Релизу сопутствует и коммерческий успех: альбом возглавляет национальные чарты Австралии, Канады, Великобритании и большинства стран Европы, а в США финиширует на второй строчке Billboard 200, уступив первое место саундтреку к фильму «Титаник».

Сингл альбома «Frozen» становится первым синглом со времён «Vogue» (1990) в дискографии певицы, финишировавшим на первом месте в чарте Великобритании. В США песня добирается лишь до второй строчки Billboard Hot 100, устанавливая рекорд Мадонны по наибольшему числу синглов, достигших второго места.

На диске певица «внимательно всматривается в прошлое и много думает о мистической стороне бытия». После Ray Of Light в Мадонне снова начали видеть прогрессирующего музыканта. Оценивая работу, певица всячески старается превознести «гениального» продюсера альбома Уильяма Орбита, но сам он считает свой вклад в «её» альбом довольно скромным. По сложившейся традиции снисходительного отношения к поп-авторам/исполнительницам, критики приписывают успех пластинки Орбиту.

Ray of Light награждён Грэмми (в том числе в одной из главных номинаций «Лучший поп-альбом»). Мадонна на церемонии награждения:

«В музыкальном бизнесе я работаю шестнадцать лет и сегодня в первый раз получила Грэмми, и не одну, а целых четыре. Эти годы прошли не зря.»

Хитами становятся «The Power Of Good-Bye», «Nothing Really Matters», «Drowned World/Substitute for Love» и заглавный трек «Ray of Light». Клип на «Ray of Light» получает 6 наград MTV Video Music Awards в 1999 году. Выступление Мадонны на церемонии с песней на санскрите «Shanti/Ashtangi» и «Ray of Light» в индийском наряде с точкой на лбу, символизирующей преданность Богу, вызывает протесты индуистских организаций страны и обвинения в богохульстве.

На имидж певицы того времени оказывает большое влияние её увлечение книгой «Мемуары гейши». В том же 1999 году выходит сингл «Beautuful Stranger» (рус. прекрасный иностранец), написанный для саундтрека к фильму «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил». Песня становится большим хитом за пределами США и приносит Мадонне ещё одну Grammy за «лучшую песню, написанную для художественного фильма». Отношения певицы с Энди Бёрдом, описанным в данной песне «прекрасным иностранцем», продолжаются около года.

Летом 1998 года в его сопровождении она посещает вечеринку Стинга и его жены Труди Стайлер, где знакомится с Гаем Ричи, своим будущим мужем и отцом второго ребёнка. Ричи несвободен, встречаясь с моделью Таней Стрекер, и романтические отношения с певицей возникают лишь через год, а их развитие включает публичную драку в баре между Ричи и Бёрдом. Эта история потом становится основой песни Робби Уильямса «She's Madonna (англ.)русск.» (2006).

2000—2002: Music, переезд в Англию, брак с Гаем Ричи

В 2000 году выходит фильм c Мадонной в главной роли «Лучший друг», для которого она записывает кавер-хит «American Pie» и балладу «Time Stood Still». Эти песни завершают эру альбома Ray of Light.

В начале 2000 года по причине беременности от работавшего над фильмом «Большой куш» Гая Ричи певица вынуждена переехать к бойфренду в Лондон для записи альбома. В августе 2000-го у них рождается сын Рокко.

В сентябре 2000 года выходит восьмой студийный альбом Music. Диск получает лестные отзывы критиков и становится № 1 и в Великобритании и США, повторив успех Like a Prayer (1989). Под влиянием соавтора и сопродюсера диска Мирвэ Мадонна полностью меняет звучание и впервые начинает использовать вокодер.

С Music выходит три сингла: Music, «Don’t Tell Me» и «What It Feels Like for a Girl (англ.)русск.». Клип Гая Ричи на последний сингл запрещают к показу на каналах MTV и VH1 из-за сцен жестокости.

Для альбома певица выбирает гротескный имидж ковбойши, выражавший одновременно ностальгию и ироничное отношение к Америке новоявленной жительницы Лондона:

«Я считаю, что даже самый глупый англичанин в десять раз умнее самого глупого американца».»

22 декабря 2000 года выходит замуж за Ричи, бывшего пасынка баронета, что автоматически причисляет певицу к английской аристократии. Свадьба в шотландском замке проходит по пресвитерианскому обряду. Вскоре Мадонна становится подданной Великобритании.

В 2001 году впервые за 8 лет певица возобновляет гастроли с аншлаговым мировым туром Drowned World Tour. Концерты получают положительные отзывы критиков, хотя журналисты и отмечают чересчур мрачную драматургию. Впервые с начала 1980-х певица начинает аккомпанировать себе на гитаре и удостаивается номинации на премию Орвила Гибсона.

После терактов 11 сентября Мадонна исключает из шоу момент стрельбы из ружья в самурая, по сюжету пытавшегося отрубить ей голову. Во время концерта в Лос-Анджелесе 15 сентября 2001 года артистка произносит следующее:

«Насилие рождает насилие. То, что случилось, ужасно, но я предпочитаю думать об этом событии как о предупреждающем звонке. Террористические акты происходят каждый день в разных точках земного шара… США, посмотрите, что происходит в окружающем мире… Если вы хотите изменить мир, измените сначала себя…»

«Деланный» британский акцент уроженки Мичигана неожиданно становится предметом раздражения американцев и иронии англичан. Это приживается в разговорном языке идиоматическими выражениями «синдром Мадонны» и «комплекс Мэдж».

Жизнь в собственном поместье Эшкомб уилтширской деревни влияет на настроение последующих работ певицы и её отношение к родным Штатам.

2003—2004: American Life, детские книги, поцелуй с Бритни Спирс

Девятый альбом American Life выходит в 2003 году и возглавляет хит-парады США и Великобритании. Альбом написан и спродюсирован Мадонной в сотрудничестве с Мирвэ в концепции минимализма.

American Life, несмотря на хороший дебют в чартах, быстро теряет позиции и становится самым провальным по продажам в карьере певицы на тот момент. Альбом вызывает смешанные отзывы критиков из-за темы развенчания «американской мечты» в свете 11 сентября и войны в Афганистане. Позднее сама музыка на диске оценивается более высоко.

Помимо «Die Another Day» (2002) синглами становятся «American Life», «Hollywood», «Love Profusion», «Nothing Fails». Во Франции диск имеет большой успех из-за пацифистского настроения, так как эта страна не участвовала в операции против талибов.

В клипе на заглавную песню присутствует пародия на американского президента Джорджа Буша и его поцелуй с Саддамом Хусейном. После обвинений в отсутствии патриотизма следует запрет проигрывания новых песен Мадонны на республиканских радиостанциях Америки.

Нерешительность и противоречивость высказываний певицы также убавляют количество её поклонников. За неделю до релиза она смело утверждает, что «нет лучшего времени для пацифистского клипа, чем время войны». В последний момент Мадонна вдруг отзывает клип, заявив о «нежелании смущать людей, чьи родственники воюют в Афганистане». Эта запоздалая обеспокоенность о собственном творчестве не влияет на республиканский запрет ротаций, сделавший практически невозможным для Мадонны любое попадание на высокие позиции Billboard Hot 100.

В сентябре 2003 года Мадонна Чикконе Ричи дебютирует в детской литературе с книжкой с картинками «Английские розы», возглавив список бестселлеров газеты The New York Times. Своим положительным мнением о книге неожиданно делится тогдашний премьер-министр Польши Лешек Миллер, назвав её «больше чем просто детской сказкой» в газете Rzeczpospolita.

Но выступление Мадонны на церемонии MTV провоцирует неуместный для детской писательницы скандал. На сцене Мадонна в костюме жениха, а Бритни Спирс и Кристина Агилера в роли невест. Французский поцелуй со Спирс (импровизация Бритни вместо репетированного обычного причмока) вызывает в прессе скандал из-за намёка на лесбийство. Мадонна очевидно не желает скандала, усугубления проблем с радиостанциями, ей приходится с трудом оправдываться — логичностью поцелуя в исполняемых сценических образах.

В 2004 году проходит мировой тур Re-Invention World Tour в поддержку American Life. В отличие от Drowned World Tour турне содержит достаточное количество старых хитов в новом звучании помимо песен из нового альбома. Выступления вызывают смешанную реакцию критиков из-за общей политизированности и открытой поддержки фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11».

Во время тура снимается второй документальный фильм «I’m going to tell you a secret». Фильм в стиле «В постели с Мадонной», показывает увлечение певицы «Зоаром» и трогательные отношения с детьми и мужем Гаем Ричи. DVD с фильмом и одноимённым концертным альбомом был выпущен через год. По мнению Люси О'Брайен (англ.)русск., с этого фильма начинается слияние певицы с образом праведницы.

2005—2007: Confessions on a Dance Floor, скандалы с распятием и усыновлением

В 2005 году с Мадонной Чикконе Ричи происходит несчастный случай в поместье в Уилтшир. Подаренная на день рождения лошадь крайне неудачно сбрасывает певицу на землю во время первого катания. До этого несчастного случая в деревне Мадонна полностью срослась с ролью английской аристократки (по мужу), жены-затворницы и матери семейства. Помимо британского акцента и верховой езды, она стала пить эль в местных пабах, рыбачить, увлеклась охотой на фазанов, за что попала в чёрный список PETA. После того, как лошадь «поиграла в поло» телом певицы, по словам очевидцев, Мадонна теряет сознание и с множественными переломами рёбер, лопатки, ключицы и руки попадает в больницу. Но даже в таком состоянии она не откладывает запланированную дату выхода нового альбома.

Пластинка 2005-го года Confessions on a Dance Floor выходит в ноябре и возвращает Мадонне лидирующие позиции почти во всех чартах мира, а также титул королевы танцпола. Это происходит не в последнюю очередь благодаря мега-хиту «Hung Up», написанному на основе семпла группы Abba. Мадонна пишет и продюсирует пластинку вместе со своим давним звукоинженером и клавишником Стюартом Прайсом. Из-за отсутствия ротации новых песен Мадонны в США со времён скандала American Life родина певицы становится одной из немногих стран, где сингл «Hung Up» не становится № 1, а занимает только 7-е место. Во время последующего турне происходит ещё один скандал, по мнению Люси О'Брайен (англ.)русск., вызванный переживанием близости смерти в связи с падением с лошади. Исполнение классической баллады «Live To Tell» а-ля Иисус Христос с терновым венцом на зеркальном кресте в сопровождении видеоряда страдающих в Африке детей сопровождается цитатой из Мф. 25:40. В конце номера показаны адреса сайтов для сбора пожертвований для больных африканский детей.

Это выступление вызывает вопросы и гнев у активистов общественных движений, которые довольно быстро сходят на нет по причине распространения видео через интернет и последующего заявления певицы:

«Крест — это очень сильный образ страдания, однако он также связан с любящей и делящейся со всеми личностью , Его посланием о безусловной любви. Я попыталась взять сильный образ и использовать его для привлечения внимания к ситуации, которая этого заслуживает. Считаю, что все мы должны уподобляться Иисусу в наших жизнях. Посланием Иисуса было любить ближнего, как самого себя, а это и есть нуждающиеся люди».

Все билеты на концерты тура были распроданы, кроме первого концерта певицы в Москве, где Русская Православная Церковь призывала верующих бойкотировать выступление, назвав его «богохульным».

По окончании тура певица и муж усыновляют годовалого ребёнка из Малави, Дэвида Банду. Это вызывает ещё один скандал и волну протестов против «покупки» ребёнка, так как тогдашние законы Малави, несмотря на 1 млн сирот в стране, не разрешали усыновление иностранным гражданам.

2008—2011: Hard Candy, «МЫ. Верим в любовь», развод

Одиннадцатый альбом Hard Candy выходит в начале 2008 года и возглавляет чарты 37 стран, в том числе США и Великобритании. Для работы над Hard Candy Мадонна Чикконе обращается к главным хит-мейкерам второй половины 2000-х годов: Тимбалэнду, Джастину Тимберлейку и Фарреллу Уильямсу. Причину смены стиля певица объясняет интересом к этим артистам и желанием поучиться у нового поколения. Певица честно признаётся, что хотела бы вернуть себе любовь американских радиослушателей, которых она потеряла с антивоенным альбомом 2003-го года.

Пластинка получает смешанные отзывы критиков из-за отсутствия оригинальности, свойственной предыдущим работам Мадонны, и некоторый кризис самой певицы, отражённый на провокационной обложке перепродюсированного альбома, резко контрастирующего со стилистикой эталонного «Ray of Light».

Первым синглом альбома становится дуэт с Тимберлейком 4 Minutes. Песня 4 Minutes лишь отчасти оправдывает ожидания, став радиохитом и самым успешным синглом Мадонны в Штатах со времён «Don't Tell Me» (2001), но так и не становится № 1 в США из-за малой ротации на радио, даже несмотря на рекордные продажи. Песня становится её рекордным 13-м синглом № 1 в Великобритании. Хитом в Европе становится «Give It 2 Me», исполненная вместе с Фареллом Уильямсом.

Тур в поддержку альбома назывался Sticky and Sweet Tour и не содержит провокационного материала. Sticky and Sweet Tour бьёт рекорд успешности тура для сольного исполнителя, установленный до этого самой Мадонной с предыдущим Confessions Tour.

Книга брата певицы гомосексуала Кристофера Чикконе «Жизнь с моей сестрой Мадонной», вышедшая против её воли в начале 2008 года, показывает мужа Мадонны Гая Ричи явным гомофобом и скользким типом, манипулирующим его сестрой.

Во время тура в октябре 2008 года певица объявляет о разводе с мужем. 12 июня 2009 года Мадонна удочеряет очередного ребёнка — малавийскую девочку Мерси Джеймс, желание удочерить которую считают основным поводом развода Мадонны с мужем, которому хватало трех детей. После этого певица впервые в карьере решает продлить тур 2008 года до лета 2009 года.

В 2009 году состоялся выпуск третьего сборника лучших песен Мадонны Celebration, поставивший точку в 25-летних отношениях певицы с лейблом Warner Bros.. В клипе на песню «Celebration» Мадонна снимает своего нового бойфренда и модель Хесуса Луса.

В 2010 году Мадонна эксклюзивно предоставляет телесериалу «Хор» права на весь каталог своих песен. В апреле 2010 года эпизод сериала «The Power of Madonna» получает одобрение певицы, а саундтрек к нему возглавляет альбомный чарт Billboard 200.

В том же 2010 году Чикконе открывает сеть собственных фитнес-клубов, названных в честь её альбома Hard Candy.

В том же году Мадонна вместе с дочерью Лурдес запускают бренд молодёжной одежды Material Girl. На презентации коллекции певица знакомится с выступавшим на мероприятии брейкдансером Pokemon Crew Брахимом Зеб́а, который на 3 года становится бойфрендом певицы и также снимется в её клипе.

2012—2013: MDNA, Супер Боул

В начале 2012 года песня Мадонны «Masterpiece» из фильма «Мы. Верим в любовь» признана лучшей на церемонии вручения премии «Золотой глобус».

5 февраля 2012 года Мадонна выступает в перерыве 46-го Супер Боула, который транслирует на канале NBC. Она поёт попурри из песен «Vogue», «Music», «Open Your Heart», «Express Yourself», «Like a Prayer» и новую композицию «Give Me All Your Luvin’» совместно с Ники Минаж, M.I.A. и группой LMFAO. Игра и выступление Мадонны становятся самой просматриваемой телепередачей в истории США.

Патриотичные критики отмечают, что певица неподобающе иронизировала над «священностью» Супер Боула для американцев, использовав образы богини Исиды/Клеопатры в исполнении Элизабет Тейлор.

В США новый сингл устанавливает рекорд по попаданиям в десятку для сольного исполнителя, побив достижение Элвиса Пресли. Тем не менее, сингл не дотягивает до лучшего результата прошлого альбома. В Великобритании сингл с треском проваливается.

Двенадцатый альбом певицы MDNA выпущен 26 марта 2012 года и сразу попадает на первое место в хит-парады США и Великобритании. Критики оценивают его как «мрачный альбом болезненного развода», а The Telegraph даже называет его «последним успехом» по причине отсутствия у Мадонны прогресса в качестве автора песен.

Клип на второй сингл Girl Gone Wild подвергается цензурному запрету из-за откровенных сцен. Пластинка без промотура в поддержку становится самой худшей по продажам в карьере певицы, побив антирекорд American Life 2003-го года.

Тур MDNA Tour стартует 31 мая и становится самым успешным туром 2012 года. Концерты проходят с большим успехом, однако вызывают общественный резонанс в США из-за использования имитации оружия на сцене. Billboard называет Мадонну рекордсменом по доходам музыкальной индустрии — 34,6 миллиона долларов за год.

В 2013 году Мадонна получает 3 премии Billboard Music Awards. В августе 2013 года журнал Forbes называет певицу лидером года по доходам среди знаменитостей с заработком 125 млн долларов.

2014 — настоящее время: Rebel Heart, клоунское шоу

В декабре 2014 года израильский хакер взламывает компьютер Мадонны — происходит утечка в Интернет более 40 демо-версий композиций, которые были записаны во время работы над тринадцатым студийный альбомом. Спустя несколько дней после утечки, 20 декабря, Мадонна анонсирует тринадцатый лонгплей, получивший название Rebel Heart. В связи с предварительным заказом альбома в iTunes становятся доступны для загрузки шесть новых песен из 19 возможных, в том числе лид-сингл. Релиз альбома происходит 10 марта 2015 года.

Альбом Rebel Heart очень тепло принят критикой (некоторые издания называют диск ее лучшим со времён Ray Of Light). Лонгплей достигает второй строчки главных альбомных чартов США и Великобритании. Синглами выходят песни «Living for Love», «Ghosttown», «Bitch I'm Madonna» и «Hold Tight».

Тур в поддержку альбома 2015—2016 годов включает 82 концерта и приносит доход в 170 млн долларов, делая Мадонну рекордсменом среди сольных исполнителей по сумме выручки с проданных билетов — 1,3 млрд долларов за карьеру.

В марте 2016 года в Сиднее Мадонна неожиданно выступает для фанатов с камерной, но «сырой», по её собственным словам, программой «Слёзы клоуна» (англ. Tears Of A Clown). Сорок минут концерта певица в клоунском наряде чередует пение с шутками и анекдотами. Второе «клоунское» выступление в Майами проходит в рамках благотворительной акции по сбору средств на детскую больницу в Малави в декабре того же года, собрав 7,5 млн долларов.

21 января 2017 года во время выступления на массовой акции протеста против Дональда Трампа Мадонна дважды нецензурно выражается в адрес противников "Марша женщин" во время своей речи. В последовавшем после речи выступлении с песнями «Express Yourself» и «Human Nature» она меняет строчку последней на ругательство в адрес 45-го президента, с которым находится в открытой вражде ещё с начала 90-х. Из-за этого американские телеканалы вынуждены прервать прямую трансляцию «Марша женщин». Певицу подвергают критике за мат и высказанные вслух «антипатриотичные» размышления о взрыве Белого дома. Позже с публичным осуждением выступает и Дональд Трамп.

Критика

Певица вызвала наибольшую реакцию общественных организаций и СМИ со времён критики Элвиса Пресли. Основной причиной критики стал переход сценического имиджа певицы от игривого образа 80-х в сторону вызывающей сексуальности 1990—1994 годов. В результате многообразия и полярности оценок творчества певицы обществом в университетах Европы и США с начала 90-х стали изучать так называемый «феномен Мадонны» в рамках семинара о женщинах в искусстве, а также в контексте постмодернизма, феминизма и позднее — модернизма. СМИ и общественные организации обвиняли певицу в «богохульстве» за использование распятий в качестве украшений, а также осуждали за то, что она испытывает наслаждение от собственной эротичности. В Санкт-Петербурге певица стала объектом судебного разбирательства, названного «делом Мадонны».

Интерпретации и культурное влияние

Для описания творческой Мадонны и влияния её на различные сферы общества и культуры иногда применяется термин Феномен Мадонны (англ. Madonna Phenomenon).

Творчество Мадонны 1990-х годов было встречено отрицательными отзывами прессы и порицанием общества, но привлекло внимание академической среды. По примеру Гарвардского университета, высшие учебные заведения включали мини-курсы «мадонноведения» (англ. Madonna Studies). Междисциплинарный курс об «интерпретации корпуса её работ» и их влиянии на субкультуры положил начало многолетнему дискурсу, рассматривавшему само его возникновение как «симптом времени», как отметил профессор английского языка Университета Огайо Роберт Миклич в работе «От Гегеля до Мадонны: навстречу экономике товарного фетишизма».

Философия

По причине вызывающего поведения, нарушения традиций, смены образов и музыки Мадонну с начала 90-х стали называть «иконой постмодернизма». Творчество Мадонны имеет все черты философии постмодернизма: пародия, подражание, неопределенности и обобщения. И Мадонна поначалу считается идеальной иллюстрацией этого явления, для которого внешнее выражение (представление) важнее внутреннего содержания (глубинного смысла) (по определению Дэвиду Харви в книге «Условия постмодернизма»). Мадонну также начали изучать как культурный, гендерный и медиафеномен. Это происходит по причине постоянно меняющегося образа, ломки гендерных стереотипов, пародии и имитация гламурных голливудских звезд, положения на грани «девственица/шлюха» и переплетения стилей и жанров.

По принятому мнению, поняв, что постмодернизм открывает пропасть между высокой и массовой культурами, возвеличивая последнюю, певица без страха осуждения стала воплощать образы неряхи, проститутки и стриптизерши. Её утверждение, что она ребёнок из рабочего класса далеко от правды, но в начале карьеры это приблизило её к уличным фанатам, оградив от обвинений в элитарности и сделав пропагандистом субкультуру улицы — паркура, скейтбординга, брейк-данса.

Знаменитый французский философ Жан Бодрийяр сказал о ней:

Она добилась смешения культур, подняла тему сексуальной вариативности, смешав все карты. Может быть, это и есть постмодернизм — возможность смешения.

Также Бодрийяр считал Мадонну асексуальной и противопоставлял порнозвезде Чиччолине: «Ее антипод — Мадонна, этот девственный плод аэробики и ледяной эстетики, лишенный всякого шарма и всякой чувственности, мускулистое человекообразное существо».

Е. Энн Каплан, тогда ректор Гуманитарного Института Нью-Йорка (англ.)русск., и автор книги «Маятник часов: музыкальное телевидение, постмодернизм и общество потребления» назвала все это «феноменом Мадонны». Она заявила, что маскарады и маски Мадонны являются отражением «иллюзорности буржуазного представления об индивидууме (являющемся ничем иным, как маской)», а её постоянная изменчивость и игра с сексуальными категориями «воплощают современную тенденцию предпочтения внешнего внутреннему».

Профессор университета Джорджии Кэтти Швихтенберг совтавила сборник научных статей «Феномен Мадонны: методы репрезентации, субкультурное явление и теория культуры» (1993), где написала, что Мадонна в своем творчестве занимается деконструкцией и составлением мозаики из разрозненных категорий культуры, особенно касательно интерпретации гендерных вопросов, и использует «возможности мультикультурных слияний в рамках постмодернизма».

Жорж-Клод Жильбер, автор книги «Мадонна как миф постмодернизма» (2002) и профессор Руанского университета во Франции, заявляет:
— «американское зеркало», показывающее одержимость американцев знаменитостями, восхваляющее труд и стремление к достижению успеха.

В противовес взглядам коллег-учёных, Дуглас Келлнер в научном эссе «Мадонна: мода и идентичность» делает вывод, что в ней более силён модернизм, нежели постмодернизм. По его мнению, разрушая устоявшиеся представления об идентичности, сексуальности и гендерных стереотипах, Мадонна лишь по-новому истолковывает нормы, принятые в современном обществе потребления, предлагая своё представление о свободе.

Феминизм

Феминистки поначалу видят в Чикконе стереотип женщины-соблазнительницы, унизительный и неудачный пример для молодых женщин. Представители движения обвиняли Мадонну в том, что её способы привлечения внимания эпатажем и обнажением своего тела делают её антифеминисткой, утверждающей патриархальное отношение к женщине как к сексуальной собственности мужчины. В книге «Мадонна, непристойность и душа» (англ. Bowdy and Soul) канадская феминистка Карлен Фейт заявила, что Мадонна рушит устоявшиеся представления об этических, расовых и гендерных рамках, тем самым «ломая культурные границы» и принимая «в любой момент любое выбранное ею обличье», которое тут же сама уничтожает.

Профессор искусствоведения Университета Искусств Филадельфии (англ.)русск. и культурный критик Камилла Палья пишет в 1990 году:

Мир прожженных, зажатых и закомплексованных англо-саксонских феминисток" не способен понять, что Мадонна учит «молодых девушек быть в полной мере женщинами, открыто сексуальными, и при этом сохранять контроль над своей собственной жизнью», «смело противопоставляя патриархальной системе свою свободную чувственность и эротизм».

Палья видела её «будущим феминизма» и утверждала: «Мадонна объединила традиционно противопоставленные друг другу образы Девы Марии и Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы». Мадонна не воспринимает профессора Палью всерьёз и отказывается встречаться с ней для интервью, посчитав её слова банальной лестью с целью познакомиться и переспать со звездой, ведь Палья — открытая лесбиянка.

В 1993 году фольклористка Калифорнийского университета Кэй Тёрнер собирает ставшую бестселлером книгу из 50 женских снов, в которых присутствует певица. Причиной возникновения подобных сборников музыкальный критик Люси О’Брайен называет имеющееся у певицы смятение души после перенесённого насилия, из-за которого мужчины испытывают по отношению к ней противоречивые чувства, а женщины воспринимают как «свою» и даже видят в снах.

Британский профессор Джон Айзод замечает, что она «не столько воспевает любовь и сексуальность, сколько играет с представлениями о них». Айзод в своей книге «Миф, Разум и Экран: понимание героев нашего времени», изданной Cambridge University Press, делает вывод, что:

Мадонна — трикстер, и ей покровительствует Афина, а не Афродита.

В 2008 году газета The Guardian обращает внимание на негодование Камиллы Пальи и академических феминистских кругов по поводу замужней англичанки Чикконе-Ричи, назвав его разочарованием в «будущем феминизма», которое они пророчили:

Мадонна — это девушка из среднего класса, притворявшаяся крутышкой; религиозная девушка, притворявшаяся не религиозной; скромница, притворявшаяся извращенкой; фанатка самоконтроля, притворявшаяся оторвой.

В 2012 году выходит знаковый сборник «Мадонна и я: писательницы о королеве поп-музыки», в котором более сорока авторов повествуют о влиянии на них исполнительницы в детстве, юности и зрелости.

В декабре 2016 года Мадонна произносит быстро разобранную на цитаты 10-минутную речь по случаю вручения ей награды Billboard «Женщина года». В ней она высказывается, среди прочего, по поводу феминизма, начав благодарственную речь словами:

Я стою перед вами как половая тряпка. Оу, я имею ввиду, как эстрадная артистка.

При этом она якобы путает своих сторонников с критиками, ошибочно приписав феминистке Камилле Палье обвинения в подаче дурного примера молодым девушкам. Палья в ответной статье для британского издания Daily Mail критикует биллбордсковую речь певицы за нелепое обвинение в собственный адрес, подтвердив ведущую роль творчества певицы 90-х в развитии феминизма, и себя как «ранней защитницы» Мадонны. Палья также «с грустью наблюдает», по её мнению, 20-летний период творческой деградации Чикконе. Причинами нынешнего «саморазрушения» Мадонны профессор искусствоведения называет нехватку самокритики, а также испорченность деньгами и славой. Вскоре сама Камилла не менее жёстко критикуется популярным блогом Jezebel.com (англ.)русск.:

Что должно больше всего бесить Палью, так это то, что в 90-х Мадонна отказалась с ней встретиться и очевидно не воспринимала всерьёз. Мадонна пошутила, что Палья, как открытая лесбиянка, возможно просто хотела с ней переспать. Мадонна мудро оценила, что Палья переоценила её с самого начала: хотя Палья могла быть абсолютно права, оценивая роль духа Мадонны в истории, но Мадонна знала или просто чувствовала, что как человек она никогда не смогла бы соответствовать воображаемому Пальей образу.

Палью также критикуют, что она не к месту предлагает Мадонне в качестве примера достойного старения Марлен Дитрих, в то время как основная посылка речи певицы — дискриминирующее отношение американских радиостанций к женщинам-музыкантам старше 40 лет.

Дискография

1983 — Madonna
1984 — Like a Virgin
1986 — True Blue
1989 — Like a Prayer
1992 — Erotica
1994 — Bedtime Stories
1998 — Ray of Light
2000 — Music
2003 — American Life
2005 — Confessions on a Dance Floor
2008 — Hard Candy
2012 — MDNA
2015 — Rebel Heart

Туры

1985 — The Virgin Tour
1987 — Who's That Girl World Tour
1990 — Blond Ambition World Tour
1993 — The Girlie Show World Tour
2001 — Drowned World Tour
2004 — Re-Invention World Tour
2006 — Confessions Tour
2008—2009 — Sticky and Sweet Tour
2012 — The MDNA Tour
2015—2016 — Rebel Heart Tour

Фильмы


Избранные киноработы
«Отчаянно ищу Сьюзен». Реж. С. Зейделман. 1985
«Кто эта девчонка?». Реж. Дж. Фоули. 1987
«Дик Трэйси». Реж. У. Битти. 1990
«В постели с Мадонной». Реж. А. Кешишан. 1991
«Их собственная лига». Реж. П. Маршалл. 1992
«Опасные игры». Реж. А. Феррара. 1993
«Эвита». Реж. А. Паркер. 1996
«Лучший друг». Реж. Дж. Шлезингер. 2000
«Унесённые». Реж. Г. Ричи. 2002
«Мадонна. Я хочу открыть вам свои секреты». Реж. Ю. Окерлунд, Д. Гонсалес. 2005
«Я есть, потому что мы есть». Реж. Н. Риссман. 2008.
«Грязь и мудрость». Реж. Мадонна. 2008
«МЫ. Верим в любовь». Реж. Мадонна. 2011