Доминго Пласидо


Доминго Пласидо
Родился: 21 января 1941



Биография


Пласидо Доминго — испанский оперный певец, лирико-драматический тенор, дирижёр-постановщик в Вашингтонской опере и Опере Лос-Анджелеса. Вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в тройку наиболее известных в мире теноров.

За более чем полувековую карьеру на сцене в разных странах мира Доминго исполнил 140 ведущих оперных партий, никто из известных теноров не исполнял такого количества партий. Доминго провёл более 300 вечеров в оркестровой яме или за дирижёрским пультом, всего участвовал более чем в 3500 представлениях. Записал более 100 выступлений, представляющие собой полнометражные оперные спектакли, сольные записи и дуэты.

Не менее 21 раза открывал сезоны в Метрополитен-опера, побив рекорд Карузо.

Семья

Пласидо Доминго родился в январе 1941 года в квартале Баррио де Саламанка в Мадриде, Испания.

Родители — Пласидо Доминго старший и Пепита Эмбиль (басконка по национальности) — были звёздами сарсуэлы, испанского музыкально-драматического жанра. Впервые Пласидо связал себя узами брака в 1957 году c мексиканской пианисткой Аной Марией Геррой, вскоре родился сын Хосе. В 1962 году Пласидо Доминго женился на мексиканской певице Марте Орнелас (сопрано), с которой познакомился во время учёбы в консерватории в Мехико. У них родились два сына — Пласидо младший (род. 1965 год) и Альваро Маурицио (род. 1968).

Начало карьеры в Мексике

В 1949 году в возрасте восьми лет Пласидо вместе с семьёй переехал в Мексику, где его родители основали собственную театральную труппу. На 13 лет столица Мексики стала его родным домом. В Мехико Пласидо учился музыке в национальной консерватории, куда был принят в возрасте 14 лет, участвовал в бэк-вокале «Los Black Jeans» и в музыкальной группе под руководством Сезара Косты (1958 год). Доминго изучал также дирижирование и фортепиано.

В 16-летнем возрасте Пласидо дебютировал в труппе своих родителей как певец, его первой ролью стал Борса в опере «Риголетто», затем он исполнил более значительную партию капеллана в мексиканской премьере оперы Пуленка «Диалоги кармелиток».

Рано став отцом, в молодости Пласидо брался за любую музыкальную работу. Пел в мюзиклах, играл на фортепиано для гастролирующей балетной труппы, подрабатывал тапёром в барах, исполнял небольшие драматические роли в телевизионных постановках по произведениям Пиранделлы, Гарсиа Лорки и Чехова, попутно сочиняя фоновую музыку для спектаклей. Организовал собственную музыкальную программу на новой культурной радиостанции в Мехико, обучал хор для сарсуэлы и мюзиклов, где впервые встал за дирижёрский пульт; аккомпанировал матери на пианино во время её сольных выступлений, исполнял в театральной труппе отца небольшие роли как баритон, продюсировал американскую популярную музыку для мексиканских звукозаписывающих компаний и для себя самого. Всё это дало Пласидо неоценимый жизненный и профессиональный опыт.

В первой мексиканской постановке «Моя прекрасная леди» сыграл роль второго плана в 185 спектаклях, 170 раз выходил на сцену в постановке «Весёлая вдова».

На большой сцене

Его дебют на большой сцене состоялся 23 сентября 1959 года в партии Борсы в опере «Риголетто» в Palacio de Bellas Artes Мехико. Затем он исполнял второстепенные роли в операх, «Диалоги кармелиток», «Тоска», «Турандот» и др. Первая главная роль Пласидо — Альфредо в Травиате в театре Монтеррея исполнена 19 мая 1961 года. В это же время (1959 год) распадается первый юношеский брак певца.

В ноябре 1961 года Доминго дебютирует в США, начиная более чем полувековую историю покорения Америки своими коронными оперными партиями. Его первой площадкой становится ближайший к Мексике Даллас, где артист исполнил роль Артуро в «Лючии ди Ламмермур» композитора Гаэтано Доницетти. Начало 1962 года ознаменовано знакомством в консерватории с Мартой Орнелас, обладательницей божественного сопрано, на которой очарованный 21-летний тенор вскоре женится. Молодые супруги переезжают в Тель-Авив, где вместе три сезона выступают на сцене Еврейской Национальной Оперы. За эти три года Доминго исполнил 12 партий в 280 представлениях. Биографы отмечают, что в этот период Марта и их общий друг Франко Иглесиас помогают Пласидо преодолеть небольшие технические проблемы в пении. В 1965 году чета возвращается из Израиля, Марта завершает свою карьеру певицы и полностью посвящает себя семье и карьере мужа. В этом же году родился сын Пласидо-младший, а спустя три года, в 1968-м, сын Алваро. Спустя много лет Марта Орнелас смогла вернуться к творческой деятельности уже в качестве оперного режиссёра.

Через полгода после возвращения с Земли обетованной Доминго впервые появляется в Нью-Йорке, исполнив роль Альберто в мировой премьере «Дона Родриго» Хинастеры, которой New York City Opera открыла новый Линкольн Центр в Нью-Йоркском государственном театре. После этого успеха на артиста обрушивается град приглашений, для него открываются сцены лучших оперных театров. В 1967 году Пласидо уже как именитый профессионал открывает для себя Европу, где прошло его детство: он дебютирует на сцене Гамбургской государственной оперы в спектакле «Тоска», в Венской государственной опере в «Дон Карло».

1968 год начинает новый этап в жизни тенора: Доминго дебютирует на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке, тогда он спел партию Маурицио в опере «Адриана Лекуврёр». Следующие четыре десятилетия без Пласидо здесь не обходится ни один сезон.

В 1969 году Доминго уже разрывается между Европой и Америкой, тенор поёт в опере «Турандот» на сцене Вероны, в опере «Эрнани» в миланском театре La Scala, для участия в «Богеме» прилетает в Сан-Франциско. В 1970 году солирует в спектакле «Джоконда» в Мадриде, в «Торжественной мессе» Бетховена на Эдинбургском фестивале. В октябре 1970 года впервые выступил в «Бале-маскараде» Верди в дуэте с испанской певицей Монтсеррат Кабалье, этот дуэт потом стал одним из самых популярных в мире.

1971 год отмечен его участием в Лондонской королевской опере Ковент Гарден («Тоска»), 1972 год — в Баварской государственной опере в Мюнхене («Богема»), 1973 год — в Парижской опере («Трубадур»). В сезоне 1973/1974 в опере «Травиата» в Нью-Йорк Сити дебютировал как дирижёр. В 1975 году пел на Зальцбургском фестивале («Дон Карло»). В 1992 году Доминго впервые выступил на Байрейтском фестивале в опере «Парсифаль».

В 2003 году в Лос-Анджелесе певец исполнил роль Распутина в мировой премьере оперы «Николай и Александра», написанную Джеем Ризом на исторический сюжет из жизни семьи последнего русского царя. В июле 2004 года Доминго пел в опере «Гойя», написанной специально для него Ж. К. Менотти и впервые исполненной тенором ещё в 1986 году в Вашингтоне. В 2005 году Доминго блистал в опере «Сирано де Бержерак» в Метрополитен-опера. Первого императора Китая певец сыграл в 2006 году в премьерной постановке одноимённой оперы китайского композитора Тан Дуна. Широко популярные оперы «Тоска», «Богема» и «Кармен» известны тем, что Доминго в них много десятков раз и солировал, и дирижировал. Необычное событие в жизни Пласидо произошло в июле 2003 года в Лондоне: в дневном представлении оперы «Паяцы» Леонкавалло Доминго солировал, а в вечернем представлении той же оперы — дирижировал.

При всём многообразии разноплановых партий у артиста не было ни любимой оперной роли, ни любимой оперной сцены, отмечают музыковеды. Однако подмечено, что в Метрополитен-опере Доминго выступал чаще, чем на других ведущих площадках мировой оперной сцены. 21 раз тенор открывал сезоны в Метрополитен-опере, ещё в 1999 году побив рекордное достижение Карузо.

С 1968 по 2009 год Пласидо Доминго 42 сезона кряду выступал на сцене Метрополитен-опера. Ежегодный график тенора включал 60-70 выступлений в качестве исполнителя и ещё несколько десятков представлений в качестве дирижёра. На правах руководителя оперных театров Лос-Анджелеса и Вашингтона каждый сезон Доминго включал в репертуар не только произведения Моцарта, Верди и Пуччини, но и оперы американских композиторов.

В 1992 году был художественным руководителем Всемирной выставки в Севилье.
24 августа 2008 года на церемонии закрытия Олимпийских игр в Пекине Доминго исполнил песню на китайском языке с певицей Song Zuying.

В 2012 году 71-летний тенор участвовал более чем в 80 представлениях, включая пение и дирижирование, — в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Валенсии, Монте-Карло, Мадриде, Берлине, Лиссабоне, Шанхае, Вероне, Лондоне, Киеве, Сантьяго (Чили), Мехико, Цюрихе, Зальцбурге, Новом Орлеане, Севилье, Вене, Бахрейне, Стокгольме, Мальмё, Праге и Акапулько.

Творчество

Голос Доминго — ярко выраженный лирико-драматический тенор, тембрально насыщенный, мощный и выразительный. Тембр его голоса критики называют экстраординарно тёплым. Манера исполнения — экспрессивная, страстная.

За более, чем полувековую карьеру на момент 2014 года Доминго спел 144 партии на сцене и в студии.

Многие альбомы тенора проданы более чем миллионным тиражом, стали золотыми и платиновыми, принесли Доминго 11 наград «Grammy». Записал несколько десятков оперных видео, стал соавтором четырёх известных оперных фильмов — «Травиата», «Отелло», «Кармен» и «Тоска». Певец также получил премию «Эмми» за телевизионные фильмы «Hommage a Sevilla» и «Mets Silver Gala».

Будучи с детства поклонником сарсуэлы, Доминго способствовал популяризации этого вида испанской оперетты в международном масштабе. В постановке «Лусия Фернанда» в Милане исполнил партию Дона Видаля для баритона. Благодаря артисту «Лусия Фернанда» вошла в программы Вашингтонской национальной оперы, Лос-Анджелесского оперного театра, а также «Teatro Real» в Мадриде.

Доминго — автор книги воспоминаний «Мои первые 40 лет», первое издание мемуаров вышло в 1983 году, неоднократно переиздавались. В 2009 году опубликована его книга «Радость оперы».

Три тенора

Вместе с другими всемирно известными тенорами Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом Пласидо Доминго участвовал в совместных концертах. Первый концерт состоялся в Риме 7 июля 1990 года при закрытии чемпионата мира по футболу. Изначально концерт предназначался для сбора средств в основанный Каррерасом фонд борьбы с лейкемией.

Затем совместные концерты состоялись во время чемпионатов мира по футболу в 1994 году в Лос-Анджелесе, в 1998 году в Париже и в 2002 году в Иокогаме.

В 2006 году Доминго выступал во время чемпионата мира по футболу в Берлине.

Выступления в Москве и Санкт-Петербурге

Доминго много раз приезжал в Москву и Санкт-Петербург для сольных выступлений, в качестве члена жюри оперных конкурсов, а также для участия в других мероприятиях. Впервые в СССР он побывал в 1974 году. Среди концертов, получивших широкое освещение в прессе, выступления в Барвиха Luxury Village 12 июля 2009 года (в сопровождении Вирджинии Тола), и в Крокус сити холле 7 июня 2010 года (в сопровождении Анны-Марии Мартинес).

19 декабря 2012 года Доминго и Хосе Каррерас приняли участие в благотворительном концерте в Храме Христа Спасителя, и это было их первое совместное выступление за пять лет, со времени смерти Лучано Паваротти.

2 мая 2013 года Доминго пел и дирижировал на открытии новой сцены Мариинского театра и праздновании 60-летнего юбилея Валерия Гергиева, а так же исполнил партию Набукко в одноимённой опере Верди на исторической сцене Мариинского театра.

На выступлениях в Москве тенору аккомпанировал симфонический оркестр Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, за пультом был американский дирижёр Юджин Кон. Среди хитов своего репертуара Доминго исполнил, в частности, на русском языке арию Германа из оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского.

Конкурс «Опералия»

С 1993 года Пласидо Доминго даёт путёвку на большую сцену даровитым молодым оперным исполнителям — обладателям всех типов голосов. О цели конкурса маэстро сказал так: «Для молодых артистов совершенно необходимо попасть в зону внимания импресарио, менеджеров, кастинг-директоров, дирижёров и руководителей театров, которые могут способствовать росту их профессиональной карьеры». Каждый год 40 претендентов, прошедших строгий отбор, принимают участие в конкурсе «Опералия», проходящем в разных странах под патронатом певца, а их выступления оценивает авторитетное международное жюри. Смотр уже состоялся в Мехико, Мадриде, Бордо, Токио, Гамбурге, Лос-Анджелесе, Вашингтон, Валенсии, Милане, Париже, Пуэрто-Рико и других городах. С 18 по 24 июля 2011 года конкурс «Опералия» прошёл на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

В 2008 году стартовали «Программа для молодых исполнителей Доминго—Кафритца» в Вашингтонской национальной опере и «Программа для молодых исполнителей Доминго — Тортона» в опере Лос-Анджелеса.

Доминго был ментором аргентинского тенора Хосе Кура, исполнявшего главные роли в Метрополитен-опера. В 1994 году Кура стал победителем на международном конкурсе певцов, который проходил под патронатом Доминго.

Состояние здоровья

В феврале 2010 года после серии концертов в Японии тенор почувствовал с каждым днём прогрессирующее недомогание. Впоследствии Доминго вспоминал, что долго терпел боль и не придавал ей значения, надеясь, что всё обойдётся. Прошёл медицинское обследование, которое обнаружило серьёзную болезнь. 2 марта 2010 года 69-летнему тенору в Нью-Йорке сделана операция по удалению раковых полипов толстого кишечника, которая прошла удачно и не повлекла серьёзных последствий для здоровья и продолжения карьеры. Всего через 6 недель после операции, 16 апреля 2010 года, Пласидо Доминго триумфально вернулся на сцену, выступив в миланском театре Ла Скала как баритон в опере Верди «Симон Бокканегра», прямую трансляцию спектакля вели десятки телекомпаний мира. Доминго дал шесть спектаклей в театре Ла Скала, затем выступил в лондонском Королевском оперном театре и в мадридском Тeatro Real. В апреле же Доминго планировал выступить с сольным концертом в Москве, однако не смог прилететь в российскую столицу из-за извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии. Тем не менее запланированный концерт в Москве состоялся через два месяца.

9 июля 2013 года Доминго был госпитализирован в Мадриде в связи с тромбом в лёгком. Тромбэмболия легочной артерии (ТЭЛА) явилась следствием тромбоза глубоких вен нижних конечностей. В связи с этим, Доминго был вынужден отменить свои выступления в опере Даниэля Катана «Почтальон» в Мадридском Королевском театре. 14 июля артист выписан из больницы после пятидневного лечения, вопрос о завершении карьеры им не рассматривается. Через 3 недели после выписки Доминго уже выступал на Зальцбургском фестивале. В концертном исполнении оперы Верди «Жанна д’Арк» Доминго исполнил партию Джакомо — отца Жанны.

Отзывы

Журнал «Newsweek» выбрал историю и фотографию артиста главной темой для обложки, назвав Доминго «Король оперы». Итальянская газета «Corriere della Sera» написала о Пласидо: «Настоящий человек эпохи Ренессанса!». «Коммерсантъ» озаглавил анонс к московскому концерту Доминго 2010 года «Великий рабочий сцены».

Критики отмечают, что Доминго, несмотря на возраст и преодолённый недуг, всегда честно и добросовестно работает на своих концертах, исполняя всякий раз не меньше объёма оперной партии: спеть только три арии и номер на бис ему не свойственно.

Почётные звания

Доминго является Почётным доктором Мадридского университета, доктором изящных искусств Нью-Йоркского университета, Почётным доктором музыки в университете Оклахомы, Филадельфийском колледже сценических искусств и в Джорджтаунском университете.

Увлечения

С детства сильной страстью Пласидо был футбол, с энтузиазмом он наблюдал и за корридой. Став прославленным исполнителем, Доминго охотно принимал участие в благотворительных концертах перед стадионной аудиторией на спортивных мероприятиях.

Награды

Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1997).
Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1991).

В феврале 2009 года Пласидо Доминго назван первым лауреатом премии имени Биргит Нильсон (знаменитая шведская оперная певица, 1918—2006). Приз в миллион долларов США будет вручаться за выдающиеся достижения в оперном искусстве каждые три года.

Пласидо Доминго получил звезду на аллее славы в Голливуде за вклад в развитие театра.
Орден Дружбы (18 июля 2011, Россия) — за большой вклад в развитие российско-испанского сотрудничества в области музыкального искусства.
Премия Вольфа в области искусств (музыка, 2012)
Введён в Зал славы журнала Gramophone.

Награды Grammy

1971 Дж. Верди. Аида. Солист лучшей оперной записи
1974 Ж. Пуччини. Богема. Солист лучшей оперной записи
1983 Дж. Верди. Травиата. Солист лучшей оперной записи
1984 Ж. Бизе. Кармен. Солист лучшей оперной записи
1984 Навсегда в моём сердце. Лучшее поп-представление в стиле латино
1988 Р. Вагнер. Лоэнгрин. Солист лучшей оперной записи
1990 Концерт Каррераса, Доминго и Паваротти. Лучшее классическое вокальное представление
1992 Р. Штраус. Женщина без тени. Солист лучшей оперной записи
1999 100 лет Марьяче. Лучшее Мексиканско-Американское представление

Латиноамериканские награды Grammy

2000 Т.Бретон. Долорес. Лучший классический альбом
2001 И.Албенис. Мерлин. Лучший классический альбом

Видеозаписи

1998 — Камиль Сен-Санс, опера «Самсон и Далила», (Самсон), постановка «Метрополитен-Опера», дирижёр — Джеймс Ливайн. Постановка оперы была приурочена к 30-летию Пласидо Доминго на сцене Метрополитен-Опера.

Добавить комментарий