Болин Томми


Болин Томми
Родился: 1 августа 1951
Умер: 4 декабря 1976 (25 лет)


Биография


Томас Ричард Болин — американский гитарист, автор песен.

Сотрудничал с группами Zephyr (с 1969 по 1971 год), Energy (с 1971 по 1973 год), James Gang (с 1973 по 1974 год) и Deep Purple (с 1975 по 1976 год), джаз-роковыми легендами Билли Кобэмом, Альфонсом Музоном, Яном Хаммером.

Для музыки Болина характерно сочетание силы и утонченной красоты. Будучи новатором в работе со звуком, в молодом возрасте завоевал признание в среде джазовых и рок-музыкантов. Среди музыкантов, бывших постоянными слушателями Томми Болина и отметивших его влияние на формирование джаз-рока, — Джон Маклафлин и Джефф Бэк.

Томми Болин родился Су-Сити, штат Айова. Он был первым ребёнком в семье Ричарда и Барбары Болин.
Связать карьеру с рок-музыкой он решил ещё в детстве, когда увидел по телевизору выступление Элвиса Пресли.

В подростковом возрасте он решил брать уроки игры на гитаре, однако вскоре забросил, так как его учитель настаивал, чтобы тот начинал учиться на гавайской гитаре.

В 12 лет научился играть на ударной установке, затем два года он увлекался игрой на органе, и вновь вернулся к гитаре.

Zephyr

В 1969 году вошёл в состав денверской группы «Zephyr», вместе с которой записал два альбома — «Zephyr» (1969) и «Going Back To Colorado» (1971). В этот период Болин получил признание в музыкальной среде благодаря новаторскому стилю игры и мастерскому владению гитарными эффектами Echoplex.

Energy

В 1971 году основал собственную джаз-роковую группу «Energy». В создании группы принял участие барабанщик «Zephyr» Бобби Бёрджи. По рассказам вокалиста Джеффа Кука, группа имела слишком авангардное звучание и импровизационный подход, чтобы получить контракт. Сохранились концертные записи и нереализованный студийный альбом, увидевший свет в 90-е годы.

Billy Cobham

В 1971 году выдающийся джазовый музыкант Билли Кобэм пригласил Томми участвовать в записи альбома «Spectrum» в студии Джими Хендрикса Electric Ladyland. Этот диск, выпущенный в октябре 1973 года, считается эталоном стиля фьюжн. В записи принимал участие выдающийся джаз-роковый музыкант Ян Хаммер («Mahavishnu Orchestra»). Записи альбома предшествовали сессии с флейтистом Джереми Стигом (эти записи, включающие оригинальную версию сочинения Яна Хаммера «Sister Andrea» из репертуара «Mahavishnu Orchestra» доступны на сборниках «Tommy Bolin From the Archives», vol.1 и vol.2). К этому же периоду относятся совместные выступления Болина с Джереми Стигом в нью-йоркских клубах, частью доступные на сборнике «Fever».

James Gang

В августе 1973 года Болин принял предложение коммерчески успешной группы «James Gang», заменив ушедшего лидера Джо Уолша. Альбом «Bang» (1973) года был практически полностью составлен из композиций, сочинённых Болином. Здесь же состоялся дебют Болина-вокалиста (Alexis). Композиция «Must be Love» занимала высокие позиции в американских чартах. В следующем году свет увидел альбом «Miami», снова содержавший облегчённые версии композиций «Energy» (Red Skies). Болин исполнил «Spanish Lover». В конце года Болин покинул «James Gang» для организации сольной карьеры.

Alphonse Mouzon

В декабре 1974 года Болин участвовал в записи ещё одного классического альбома жанра фьюжн — «Mind Transplant» барабанщика Альфонса Музона, знаменитого участием в проекте Ларри Корьелла «Eleventh House» (считается наиболее известным джаз-роковым коллективом в истории), концертах Жако Пасториуса и пр. Альфонс Музон являл собой, по его собственным словам, «Лос-Анджелесскую альтернативу» лидерам Нью-Йоркской джаз-роковой сцены барабанщикам Билли Кобхэму и Нарада Майкл Уолдену. Примечательно, что оба сольных альбома двух выдающихся джазовых барабанщиков, в которых принял участие Болин, считаются наиболее успешными в их дискографиях.

Teaser

В 1975 году Томми Болин начал работу над первым сольным альбомом «Teaser». По свидетельству клавишника Джона Лорда, серьёзная работа над сольником началась у Болина после присоединения к Deep Purple, — и это порождало массу вопросов между менеджерами музыкантов. В записи участвовали такие звёзды рок- и фьюжн-, как Ян Хаммер, Джефф Поркаро, Дэвид Санборн, Фил Коллинз, Гленн Хьюз, Нарада Майкл Уолден. По первоначальному плану, альбом планировался как двойной — для первой пластинки планировались песни, а для второй — инструментальные пьесы. В итоге свет увидела одна пластинка с 9 классическими композициями разных лет. Альбом получил восторженные отзывы критиков и музыкантов.

Deep Purple

Летом 1975 года Томми Болин был приглашён на прослушивание в английскую группу «Deep Purple», чтобы заменить гитариста Ричи Блэкмора. Инициатива исходила от Дэвида Ковердэйла, пришедшего в восторг от композиции "Quadrant 4" с альбома Билли Кобэма «Spectrum». Прослушивание прошло в Pirate Sound Studios, в Голливуде. Группа встретила его «нарочито прохладно», однако Томми выкрутил рукоятки усилителей на полную громкость, и после пяти-шести его аккордов прослушивание превратилось в общий джем-сейшн, по окончанию которого Болин был утверждён.

«У него были все задатки рок-звезды: подходящий настрой, манера поведения, хладнокровие, бравада… Самонадеянность и экстравагантность били из него фонтаном. Он ничуть не походил на Ричи Блэкмора, ибо имел свою ауру, мгновенно убедившую нас, что без него нам просто не обойтись».

— Гленн Хьюз

Болин записал с группой альбом Come Taste the Band, вышедший в октябре 1975 года. Как и в случае с «James Gang», альбом снова состоял преимущественно из композиций Болина разных лет (в частности, «Lady Luck» периода «Energy»). В конце года «Deep Purple» начали мировое турне, наиболее успешными были концерты в Австралии, Новой Зеландии и США (концертный альбом «Live at Long Beach»).

По версии, представленной историографом группы Саймоном Робинсоном и позднее приводившейся в русскоязычных изданиях, после концерта в Ливерпуле последние решили прекратить существование Deep Purple, однако из следующего интервью Болина видно, что он, наконец, взял паузу для сольной работы в поддержку альбома Teaser:

«Не думайте, что я официально уже не в составе Deep Purple. Я просто сказал им, что освобожусь к концу месяца, но они ничего не написали мне, ничего не предпринимали. Только один человек из них присутствовал на моём дебютном выступлении (концерт „Tommy Bolin Band“ в зале „The Roxy Theater“, West Hollywood, CA) — Ян Пейс, с которым у нас были, наверное, наиболее отдалённые отношения. Я всё ещё не знаю толком, каково моё положение в группе. После того, как я покинул тур, они не звонили мне, не писали и, так или иначе, я чувствую, что менеджмент просто использовал меня, потому что если вы в ком-то заинтересованы — вы предпринимаете что-то по отношению к нему. Ну, сколько стоит, например, отправить телеграмму — я это имею в виду? — Нисколько по сравнению с теми деньгами, которые они имеют; но они не сделали даже этого. И они знают об этом. Они знают, что происходит, но люди, какие они ни есть, — они такими же и остаются…».

Летом 1976 года Deep Purple прекратили существование.

Tommy Bolin Band

Весной 1976-го Болин сформировал «Tommy Bolin Band» — супергруппу (термин применяется в отношении коллективов с участием особо известных музыкантов) с участием вдохновителя стиля Deep Purple, лидера Vanilla Fudge клавишника Марка Штайна, знаменитого барабанщика Нарада Майкл Уолдена (Mahavishnu Orchestra), саксофонистки Нормы Джин Белл (ex-Frank Zappa), басиста Реджи МакБрайда (ex-Stevie Wonder). В июне группа приступила к записи второго альбома Томми Болина «Private Eyes», вышедшего в сентябре.

Первоначальный план снова предполагал выход двойного альбома — теперь уже одна из пластинок должна была содержать кавер-версии композиций Болина, записанных с другими коллективами — Alexis и т. д. И снова выпущена была лишь одна пластинка. Соавтором нескольких композиций снова выступил вокалист «Energy» Джефф Кук. В записи также принял участие барабанщик «Zephyr» и «Energy» Бобби Бёрджи. В новом турне принимали участие брат Томми барабанщик Джонни Болин (сотрудничал с «Black Oak Arkanzas»), басист Джимми Хэслип («Yellowjackets»), клавишник Макс Карл Гроненталь (сотрудничал с Родом Стюартом, Элтоном Джоном, Джо Кокером).

Смерть

После концерта, который состоялся вечером 3 декабря, Томми скончался в гостиничном номере в Майами от сердечного приступа, спровоцированного передозировкой героина и других веществ, включая алкоголь, кокаин и барбитураты.

Использованное оборудование

Томми Болин использовал гитары Fender Telecaster, Fender Stratocaster, Gibson Les Paul, Ibanez Destroyer, Yamaha SX900. Педаль Sam Ash Fuzzz Boxx, эхо-машину Echoplex EP-3 и Sculte Compact Phaser, усилители Hiwatt DR103 и Sound City Сabs, струны Ernie Ball Extra Super Slinky.