Глиэр Рейнгольд Морицевич


Глиэр Рейнгольд Морицевич
Родился: 11 января 1875
Умер: 23 июня 1956 (81 год)


Биография


Рейнгольд Морицевич Глиэр — советский, украинский и российский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. Учился во 2-й Киевской гимназии.

Первоначальное музыкальное образование получил в домашних условиях (уроки скрипки у А. Вейнберга, К. Воута). В 1894 году окончил Киевское музыкальное училище (ныне Киевский институт музыки имени Глиэра) у О. Шевчика (скрипка), Е. Рыба (композиция) и М. Сикарда и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

29 апреля 1897 года принял Российское подданство.

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 годах брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов — участник собраний Беляевского кружка в Петербурге.

В 1900—1907, 1909—1913 годах преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Музыкальном училище Е. и М. Гнесиных (ныне Колледж имени Гнесиных). В 1902—1903 годах давал частные уроки Н. Я. Мясковскому и С. С. Прокофьеву.

С 1908 года выступал как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.
Как композитор сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым С 1900 года педагог.
10 января 1913 года Правительствующим сенатом присвоено звание личного почётного гражданина.

В 1913—1920 годах — профессор Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 годах директор консерватории (по другим данным, 1914—1918), а также руководитель оперного, оркестрового, камерно-инструментального классов. Среди учеников — Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов и др.

В 1920—1941 годах — профессор Московской консерватории по классу композиции. Среди учеников — А. А. Давиденко, Н. П. Иванов-Радкевич, А. Г. Новиков, Н. П. Раков, Л. К. Книппер и др.

В 1920—1922 годах — заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 годах — член этнографической секции Московского отделения Пролеткульта.

В 1923 году получил приглашение Наркомпроса Азербайджанской ССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941)

В конце 30-х годов, а также в 1947 и 1950 годах предпринял несколько гастрольных поездок по СССР, выступая с авторскими концертами.

В 1924—1930 годах — председатель Всероссийского общества драматургов и композиторов. В 1938 году — председатель Московского союза композиторов, в 1939—1948 — председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

Доктор искусствоведения (1941), автор первого советского репертуарного балета на современную тему «Красный мак».

Единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской.

Автор статей, некоторые из которых опубликованы в книге: «Р. М. Глиэр. Статьи и воспоминания» (М., 1975).

Умер 23 июня 1956 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3) (памятник работы скульптора М. К. Аникушина, архитектор В. А. Петров (изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года).

Семья

отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской
мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937)
жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни
дочери — Нина, Лия (1905—1982), Валентина (1913—2002)

сыновья — Роман (род. 1907), Леонид (1913—1994) — инженер, работал в государственном проектно-изыскательском институте транспортного строительства «Мосгипротранс». Участвовал в проектировании Московского железнодорожного вокзала в г. Горький (ныне Нижний Новгород), Центрального стадиона «Локомотив», нескольких железнодорожных вокзалов в разных городах, кинотеатра дома отдыха «Скала» в г. Гагра, электровозного депо на станции Баладжары в Азербайджанской ССР и в др. проектах. Соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. Глиэра живут и работают в Москве. Внучка — Сэнта Викторовна Глиэр, хранительница музея-квартиры своего деда. Её сын — Кирилл Новосельский, учёный, доктор географических и экономических наук.

Награды и звания

Премия имени М. И. Глинки (1905) — за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым и Балакиревым)
Премия имени М. И. Глинки (1912) — за симфоническую поэму «Сирены»
Премия имени М. И. Глинки (1914) — за Третью симфонию («Илья Муромец»)
Заслуженный артист Республики (1925)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)

Народный артист Азербайджанской ССР (1934) — «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»

Народный артист РСФСР (1935)
Народный артист Узбекской ССР (1937) — за создание музыкальной драмы «Гюльсара»
Народный артист СССР (1938)
Доктор искусствоведения (1941)
Сталинская премия первой степени (1946) — за Концерт для голоса с оркестром
Сталинская премия первой степени (1948) — за Четвёртый струнный квартет
Сталинская премия первой степени (1950) — за балет «Медный всадник» (1949)
Орден Трудового Красного Знамени (1937) — за музыкальную драму «Гюльсара»
Орден «Знак Почёта» (1938)
Орден Ленина (11.01.1945) — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
Орден Ленина (1950) — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
Орден Ленина (1955) — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

Прижизненные исполнения

При жизни композитора его произведения исполняли:

И. Гржимали, А. Глен, Л. Ауэр, А. Вержбилович, С. Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, А. Нежданова, И. Козловский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска;

квартеты: А. Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), А. Хартмана (США), им. Бетховена (Москва) и др.;
симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.

дирижёры: А. Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, С. Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Г. Варлих, Л. Стоковский, Ю. Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, С. Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер, Г. Шерхен

в городах: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.

Список произведений

Оперы

«Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900)
«Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я ред. 1934)
«Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
«Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940)
«Рашель», либретто М. Булгакова в переработке М. Алигер по новелле Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи» (1942—1943).

Балеты

«Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)

«Клеопатра» («Египетские ночи»), балет-пантомима, либретто Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратов по поэме А. С. Пушкина. Премьера: 11 января 1926 года, Москва, Музыкальная студия Художественного театра имени Вл. И. Немировича — Данченко. Дирижёр — В. Бакалейников, постановка Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратова.

«Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре, постановка Н. Андросова, дирижёр А. Аниханов, художник Е. Пулити). Новую российскую постановку представил В. В. Васильев в Красноярске 23 ноября 2010

«Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
«Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. С. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
«Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. В. Гоголю (1951—1952)

Симфонические произведения

Первая симфония (1899)
Вторая симфония (1907)
Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
«Сирены», поэма (1908)
«Тризна», симфоническая картина (1915)
«Запорожцы», картина (1921, по И. Е. Репину)
Торжественная увертюра (1937)
Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1937)
«Заповит», поэма (1939)
«Ферганский праздник», увертюра (1940)
«Дружба народов», увертюра (1941)
Увертюра на славянские темы (1941)
Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов (1943)
«Победа», увертюра (1944—1945)
Кантата «Слава Советской Армии» (1953)

Концерты

онцерт для арфы с оркестром (1938)
Концерт для голоса с оркестром (1943)
Концерт для виолончели с оркестром (1945-46)
Концерт для валторны с оркестром (1951)
Концерт для скрипки с оркестром (1956, закончен и инструментован Б. Н. Лятошинским)

Камерно-инструментальные произведения

Первый квартет (1899)
Второй квартет (1905)
Третий квартет (1928)
Четвёртый квартет (1946)
Первый секстет (1898)
Второй секстет (1904)
Третий секстет (1905)
Октет (1901)

Для духового оркестра

«На праздник Коминтерна» (фантазия, 1924)
«Марш Красной Армии» (1924)
«25 лет Красной Армии» (увертюра, 1943)

Прочее

Около 150 фортепианных пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара, в том числе 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.

Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано (для скрипки, в том числе 12 дуэтов для 2 скрипок (1909), для виолончели — свыше 70 пьес, в том числе 12 листков из альбома (1910).

Около 20 хоров.

Около 150 романсов («В порыве слез», сл. Т. Гольденвейзер (1903), «Придешь ли с новою весною» (сл. М. Лохвицкой, 1903), «О, не вплетай цветов» (сл. Д. Ратгауза, 1904), «Коль любить, так без рассудка» (сл. А. К. Толстого, 1906), «О, если б грусть моя» (сл. Россвейн, 1906), «Жить, будем жить» (сл. Галиной, 1906), «Сладко пел душа соловушко» (сл. И. Лажечникова, 1908), «Ночь серебристая» (сл. Д. Ратгауза, 1908), «Мы плыли с тобой» (сл. С. Скитальца, 1909), «Ночь идёт» (сл. И. Бунина, 1909), «Проснись, дитя» (сл. М. Лохвицкой, 1909), «Лада» (сл. Л. Столицы, 1912) и др.) и песен («Будет Гитлеру конец» (сл. И. Доронина, 1941), «Храброе сердце» (сл. А. Коваленкова, 1939) для голоса и фортепиано.

Сочинения для оркестра народных инструментов — «Симфония-фантазия» (1943).

Музыка к спектаклям драматического театра (в том числе «Царь Эдип» Софокла (1921, «3-й театр РСФСР. Комедия», Москва), «Лисистрата» Аристофана (1923, Музыкальная студия MXAT), «Меловой круг» (1924, Московский драматических театр), «Свадьба Фигаро» Бомарше (1927, MXAT), «Мольер» М. Булгакова (1936, Москва), «Фархад и Ширин» С. Вургуна (1946, Москва), «Цюй-Юань» Го Можо (1954, Москва) и др.)

Редакции произведений других авторов

Редакция балета Ц. Пуни «Эсмеральда» (несколько номеров для партитуры написал также С. В. Василенко).

Композиторская фильмография

1930 — Земля жаждет (совм. с В. А. Соколовым и С. Н. Ряузовым)
1939 — Друзья встречаются вновь
1947 — Алишер Навои (совм. с Т. Садыковым)

Память

Имя Р. Глиэра носят:
Киевское музыкальное училище (Украина)
детские музыкальные школы (Москва, Калининград (Россия), Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен (Германия), Алма-Ата (Казахстан)

улицы в посёлке Загорянский (Щёлковский район, Московская область), Магнитогорске (Челябинская область), Луцке (Волынская область, Украина), Донецке (Украина), Киеве (Украина) (бывшая Школьная, в 1974—1980 — Р. Глиэра, ликвидирована в связи с перестройкой района, 7 декабря 2015 года улице В. Примакова возвращено имя Р. Глиэра).

В 1924—1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Р. Глиэра.

Дом в Москве по адресу Петровский бульвар, 5, в котором композитор жил с семьёй и работал в 1904—1913 и 1920—1938 годах является выявленным объектом культурного наследия, но многие десятилетия находится в состоянии запустения и саморазрушения.

Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе М. К. Аникушиным (1954).

Его именем назван пассажирский теплоход (прогулочный катер) типа «Александр Грин», построенный в начале 1980-х годов и приписанный к Николаевскому порту.