Башкирцева Мария Константиновна

Башкирцева Мария Константиновна

Мария Константиновна Башкирцева
Родился: 11 (23) ноября 1860 года
Умер: 31 октября 1884 года


Биография


Мария Константиновна Башкирцева (1860-1884), русская художница . Родилась в селе Гавронцы (близ Полтавы) 11 (23) ноября 1860 года, в богатой аристократической семье. После того как родители разошлись, находилась под опекой деда, генерала П.Г. Башкирцева. С детства отличаясь слабым здоровьем, в 1870 году была отправлена на лечение в Ниццу. Обосновавшись в 1877 году в Париже, занималась в академии Р. Жюльена, испытав особое влияние Ж. Бастьен-Лепажа, который был одним из ее наставников. Побывала в Италии, Испании и Германии, трижды (1876, 1881, 1882) наезжала в Россию — на Украину, в Петербург и Москву. С 1880 года выставляла свои работы в парижском Салоне, пользуясь обычно псевдонимом "Мари Константин Рюсс".

Сохранилось совсем немного ее произведений (большинство из них погибло на Украине в годы Второй мировой войны). Картины Башкирцевой , с доминирующими в них фигурами-олицетворениями, решены в духе символизма, подобно "Дождевому зонтику" (1883, Русский музей, Петербург), где простой мотив девочки под зонтом выглядит как будничная тайна, "Весне" (1884, там же), родственной поэтическим крестьянским образам Бастьен-Лепажа, или "Обнаженной, сидящей верхом на стуле напротив скелета" (1880-е годы, музей д’Орсе, Париж). Наивно-гордым честолюбием впечатляет "Автопортрет с палитрой и арфой" (1883, Художественный музей, Ницца).

Мария Башкирцева выступала также как скульптор ("Навзикая", 1882, музей д’Орсе, Париж).

В 1880 году Башкирцева поместила в газете "La Citoyenne" ("Гражданка") статью в защиту женского равноправия. Наиболее интересен огромный дневник, который она вела с детства по-французски (1872-1884; опубликован, хотя далеко не полностью, в Париже в 1887; первый русский перевод вышел в 1902).

Умерла Мария Константиновна Башкирцева в Париже 31 октября 1884 года. Среди ее поклонников были Ги де Мопассан, безуспешно добивавшийся ее любви (см. его переписку с художницей в книге "Мопассан знакомый и незнакомый", М., 1993), и М.И. Цветаева, посвятившая ей свой первый поэтический сборник ("Вечерний альбом", 1910).