Лосев Алексей Фёдорович


Лосев Алексей Фёдорович
Родился: 10 (22) сентября 1893
Умер: 24 мая 1988 (94 года)


Биография


Алексей Фёдорович Лосев — русский философ, антиковед и переводчик, видный деятель советской культуры. Профессор, доктор филологических наук (1943).

Родился в семье донского казака — учителя физики и математики, впоследствии музыканта (ум. 1916), — и дочери священника. Окончил классическую гимназию с золотой медалью. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по отделениям философии и классической филологии. В 1914 году в научной командировке в Берлине. Был оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию. На заседаниях Психологического общества близко познакомился со многими религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева, Валентина Асмуса и учеником Павла Флоренского.

Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора классической филологии (с 1919) Нижегородского университета и профессора эстетики Московской консерватории (1922—1929). Преподавал также во 2-м МГУ и Государственной академии художественных наук (действительный член); научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки.

« По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист». »

В 1922 году в Сергиевом Посаде в Ильинском храме Павел Флоренский венчал Алексея Фёдоровича и Валентину Михайловну Соколову, дочь бывшего предпринимателя, в квартире которого Лосев снимал комнату с 1918 года.

3 июня 1929 года вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Тайное монашество стало практиковаться во время гонений на Церковь в ХХ веке. Из монашеского облачения носил только скуфью — шапочку на голове.

Вслед за Флоренским Лосев стал сторонником имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». В рамках исследования античной эстетики слова и символа он изучал философию Имени как «изначальной сущности» мира.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он с женой был арестован в апреле 1930 года по Делу о Церковно-христианской монархической организации «Истинно православная церковь» и приговорён к 10 годам лишения свободы.

Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение.
Благодаря ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1933 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.
После возвращения из ссылки обратился к материалистической диалектике, вводя в свои исследования цитаты Маркса и Ленина.

« Светлов рассказывал, что профессор Лосев, недавно уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, что имел в виду её гениальную, почти античную простоту…. »

В 1942—1944 годах профессор кафедры истории философии МГУ. С 1944 года профессор в Московском государственном педагогическом институте. После смерти Сталина у Лосева вновь появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии. Учёный также сотрудничал с «Философской энциклопедией» и 3-м изданием БСЭ; позднее — с энциклопедией «Мифы народов мира» и «Философским энциклопедическим словарём».

В 1954 году его супруга Валентина Михайловна умерла от рака.

В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников.

Как отмечает член-корреспондент РАН В. В. Миронов, «познание, по Платону, является одной из высших форм эстетической деятельности. Это объясняет название труда Лосева „История античной эстетики“, который по существу является историей античной философии и культуры в целом, а не только эстетики».

Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

Учёным также были написаны монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978).

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов более молодого поколения. Среди них — С. С. Аверинцев, В. В. Асмус, В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, Г. Ч. Гусейнов, С. Б. Джимбинов, К. А. Кедров, В. А. Косаковский, А. В. Михайлов, Ю. Н. Холопов, С. С. Хоружий, В. П. Шестаков и другие известные учёные, философы, деятели искусства. Среди исследователей старшего поколения с Лосевым во второй половине XX века были близки В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Б. И. Пуришев, А. Г. Спиркин и др.

В 1983 году в серии «Мыслители прошлого» вышла популярная книга «Вл. Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом распродан. Официальные органы вели двойную игру, то запрещая работы, то награждая всемирно известного учёного.

90-летний юбилей Лосева был отмечен чествованием в стенах МГПИ.
В 1980-х годах уже тяжело больной мыслитель открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие.

Незадолго до смерти учёный участвовал в съёмках документального фильма «Лосев», дебютной картины режиссёра Виктора Косаковского, вышедшей на экран в 1989 году.

К концу жизни Лосев стал практически слепым и различал только свет и тьму. В память о том, что и при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся творческих результатов, в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

А. Ф. Лосев умер 24 мая 1988 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
М. А. Солопова в одной из своих работ называет А. Ф. Лосева наиболее авторитетным из отечественных философов-антиковедов XX века.

Сохранение наследия

В Москве на улице Арбат, дом 33 работает библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева». Работой по сохранению творческого наследия философа руководит сотрудница и последняя спутница жизни профессора Аза Алибековна Тахо-Годи.

23 сентября 2006 года во дворе Библиотеки открыт первый в России памятник Лосеву — бронзовый бюст на гранитном постаменте работы заслуженного деятеля искусств России Василия Герасимова.

Награды

Орден Трудового Красного Знамени (1983 год)
Государственная премия СССР (1986 год)

Крупные сочинения: монографии, учебники, повести

О мироощущении Эсхила. Написано в 1914—1915 гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Форма. Стиль. выражение. М.: Мысль, 1996.
Исследования по философии и психологии мышления. Написано в 1915—1919 гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999.

Философия имени. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927. Философия имени / Снабжено концептуальным словарем В. И. Постоваловой. СПб.: Издательство О. Абышко, 2015.

Античный космос и современная наука. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
Диалектика художественной формы. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
Музыка как предмет логики. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
Диалектика числа у Плотина. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1928.
Критика платонизма у Аристотеля. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1929.
Очерки античного символизма и мифологии. Т.1 . 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930.

Вещь и имя. Книга создавалась во второй половине 1920-х гг. Сохранились: а) краткая редакция 1920-х гг. (1-е изд.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993); глава IV из утерянной полной редакции 1929 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999); краткая редакция 1933 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Имя. СПб.: Алетейа, 1997).

Диалектика мифа. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930 (конфисковано и уничтожено, сохр. лишь несколько экземпляров). 1-е изд., дошедшее до читателя: Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 1-е расширенное изд. (с включением дополнительных неопубликованных текстов): М.: Мысль, 2001.

Николай Кузанский и средневековая диалектика. Книга написана в 1930. Полный текст утерян, сохранились фрагменты.
Трио Чайковского: Повесть. Написана в 1933.
: Повесть. Название дано А. А. Тахо-Годи. Написана в 1933.
Метеор: Повесть. Написана в 1930-х гг.
Женщина-мыслитель: Роман. Написан в 1933—1934. 1-е изд.: Москва. 1993. № 4-8.
Самое само. Написано в 1930-х гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994.

Диалектические основы математики. Написано в 1935 г. 1-е изд. (неполное): Лосев А. Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. Последняя глава книги, обнаруженная позже, впервые опубликована в кн.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. 1-е полное изд.: Москва: Academia, 2013.

Античная мифология с античными комментариями к ней. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Харьков, М.: Фолио, Эксмо, 2005.
Теогония и космогония. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.
Жизнь: Повесть. Написана не ранее лета 1942..
Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии. 1-е изд.: Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. Т. 72. Вып. 3. М.: МГПИ им. Ленина, 1953.

(Совм. с А. А. Сонкиной, Н. А. Тимофеевой, Н. М. Черемухиной). Греческая трагедия. 1-е изд.: М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953.

Эстетическая терминология ранней греческой литературы. 1-е изд: Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М.: МГПИ им. Ленина, 1954. С. 37-262.

Введение в античную мифологию. 1-е изд.: Ученые записки Сталинабадского Государственного педагогического института. Филологическая серия. Сталинабад: СГПИ, 1954. Вып. 5. С. 193—306.

Античная мифология в её историческом развитии. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1957.
Гомер. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1960.
Античная музыкальная эстетика. 1-е изд.: М.: Музгиз, 1960.
Введение в общую теорию языковых моделей. 1-е изд.: М.: МГПИ им. Ленина, 1968.
История античной эстетики. Ранняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1963.
(Совм. с В. П. Шестаковым). История эстетических категорий. 1-е изд.: М.: Искусство, 1965.
История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. 1-е изд.: М.: Искусство, 1968.
Проблема Вагнера в прошлом и настоящем. 1-е изд.: Вопросы эстетики. М., 1968. Вып. 8. С. 67-196.
(Совм. с А. А. Тахо-Годи, А. А. Сонкиной, Н. А. Тимофеевой, Н. М. Черемухиной). Античная литература: Учебник. 1-е изд.: М.: Просвещение, 1973.
(Совм. с М. А. Тахо-Годи). Эстетика природы: Природа и её стилевые функции у Р. Роллана. Написано в 1970- гг. 1-е изд: Киев, Collegium, 1998.
История античной эстетики. Высокая классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1974.
История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1975.
Проблема символа и реалистическое искусство. 1-е изд.: М.: Искусство, 1976. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Русскiй мiр, 2014.
Античная философия истории. 1-е изд.: М.: Наука, 1977.

(Совм. с А. А. Тахо-Годи) Платон. Жизнеописание. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1977. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».

Эстетика Возрождения. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1978.
История античной эстетики. Ранний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1979.
Эллинистически-римская эстетика. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1979.
История античной эстетики. Поздний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1980.
Диоген Лаэрций — историк античной философии. 1-е изд.: М.: Наука, 1981.

(Совм. с А. А. Тахо-Годи) Аристотель. Жизни и смысл. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1982. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».

Вл. Соловьев. . 1-е изд.: М.: Мысль, 1983.
История античной эстетики. Последние века. 1-е изд.: М.: Искусство, 1988.
Дерзание духа. 1-е изд.: М.: Политиздат, 1988.
История античной философии: в конспективном изложении. 1-е изд.: М.: Мысль, 1989.
Владимир Соловьев и его время. 1-е изд.: М.: Прогресс, 1990.
История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. 1-е изд.: М.: Искусство, 1992.
(Совм. с А. А. Тахо-Годи) Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия", 1993. (ЖЗЛ, вып. 723)
(Совм. с А. А. Тахо-Годи). Боги и герои Древней Греции. 1-е изд.: М.: Слово, 2002.
От Гомера до Прокла: история античной эстетики в кратком изложении. СПб.: Азбука, 2016
Николай Кузанский в переводах и комментариях: В 2 т. Т. 1-2. М.: Издательский Дом ЯСК, 2016.

Важнейшие статьи

Абсолютная диалектика — Абсолютная мифология.
Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь (16—17 июня 1909).
Г. С. Сковорода в истории русской культуры.
Двенадцать тезисов об античной культуре.
Диалектика творческого акта.
, в том числе «Миф — развёрнутое магическое имя».
Имяславие / перевод: с немецкого А. Г. Вашестова.
Имяславие и платонизм.
Критические заметки о буржуазной математической логике.
Первозданная Сущность.
Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы.
Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского.
Средневековая диалектика.
Творческий путь Владимира Соловьева.
Философия культуры.
Философско-исторический подвиг Давида Непобедимого (1984).
Эстетика природы.
Эстетическая терминология Платона.

Алексей Фёдорович Лосев — русский философ, антиковед и переводчик, видный деятель советской культуры. Профессор, доктор филологических наук (1943).

Родился в семье донского казака — учителя физики и математики, впоследствии музыканта (ум. 1916), — и дочери священника. Окончил классическую гимназию с золотой медалью. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по отделениям философии и классической филологии. В 1914 году в научной командировке в Берлине. Был оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию. На заседаниях Психологического общества близко познакомился со многими религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева, Валентина Асмуса и учеником Павла Флоренского.

Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора классической филологии (с 1919) Нижегородского университета и профессора эстетики Московской консерватории (1922—1929). Преподавал также во 2-м МГУ и Государственной академии художественных наук (действительный член); научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки.

« По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист». »

В 1922 году в Сергиевом Посаде в Ильинском храме Павел Флоренский венчал Алексея Фёдоровича и Валентину Михайловну Соколову, дочь бывшего предпринимателя, в квартире которого Лосев снимал комнату с 1918 года.

3 июня 1929 года вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Тайное монашество стало практиковаться во время гонений на Церковь в ХХ веке. Из монашеского облачения носил только скуфью — шапочку на голове.

Вслед за Флоренским Лосев стал сторонником имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». В рамках исследования античной эстетики слова и символа он изучал философию Имени как «изначальной сущности» мира.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он с женой был арестован в апреле 1930 года по Делу о Церковно-христианской монархической организации «Истинно православная церковь» и приговорён к 10 годам лишения свободы.

Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение.
Благодаря ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1933 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.
После возвращения из ссылки обратился к материалистической диалектике, вводя в свои исследования цитаты Маркса и Ленина.

« Светлов рассказывал, что профессор Лосев, недавно уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, что имел в виду её гениальную, почти античную простоту…. »

В 1942—1944 годах профессор кафедры истории философии МГУ. С 1944 года профессор в Московском государственном педагогическом институте. После смерти Сталина у Лосева вновь появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии. Учёный также сотрудничал с «Философской энциклопедией» и 3-м изданием БСЭ; позднее — с энциклопедией «Мифы народов мира» и «Философским энциклопедическим словарём».

В 1954 году его супруга Валентина Михайловна умерла от рака.

В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников.

Как отмечает член-корреспондент РАН В. В. Миронов, «познание, по Платону, является одной из высших форм эстетической деятельности. Это объясняет название труда Лосева „История античной эстетики“, который по существу является историей античной философии и культуры в целом, а не только эстетики».

Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

Учёным также были написаны монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978).

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов более молодого поколения. Среди них — С. С. Аверинцев, В. В. Асмус, В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, Г. Ч. Гусейнов, С. Б. Джимбинов, К. А. Кедров, В. А. Косаковский, А. В. Михайлов, Ю. Н. Холопов, С. С. Хоружий, В. П. Шестаков и другие известные учёные, философы, деятели искусства. Среди исследователей старшего поколения с Лосевым во второй половине XX века были близки В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Б. И. Пуришев, А. Г. Спиркин и др.

В 1983 году в серии «Мыслители прошлого» вышла популярная книга «Вл. Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом распродан. Официальные органы вели двойную игру, то запрещая работы, то награждая всемирно известного учёного.

90-летний юбилей Лосева был отмечен чествованием в стенах МГПИ.
В 1980-х годах уже тяжело больной мыслитель открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие.

Незадолго до смерти учёный участвовал в съёмках документального фильма «Лосев», дебютной картины режиссёра Виктора Косаковского, вышедшей на экран в 1989 году.

К концу жизни Лосев стал практически слепым и различал только свет и тьму. В память о том, что и при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся творческих результатов, в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

А. Ф. Лосев умер 24 мая 1988 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
М. А. Солопова в одной из своих работ называет А. Ф. Лосева наиболее авторитетным из отечественных философов-антиковедов XX века.

Сохранение наследия

В Москве на улице Арбат, дом 33 работает библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева». Работой по сохранению творческого наследия философа руководит сотрудница и последняя спутница жизни профессора Аза Алибековна Тахо-Годи.

23 сентября 2006 года во дворе Библиотеки открыт первый в России памятник Лосеву — бронзовый бюст на гранитном постаменте работы заслуженного деятеля искусств России Василия Герасимова.

Награды

Орден Трудового Красного Знамени (1983 год)
Государственная премия СССР (1986 год)

Крупные сочинения: монографии, учебники, повести

О мироощущении Эсхила. Написано в 1914—1915 гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Форма. Стиль. выражение. М.: Мысль, 1996.
Исследования по философии и психологии мышления. Написано в 1915—1919 гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999.

Философия имени. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927. Философия имени / Снабжено концептуальным словарем В. И. Постоваловой. СПб.: Издательство О. Абышко, 2015.

Античный космос и современная наука. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
Диалектика художественной формы. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
Музыка как предмет логики. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
Диалектика числа у Плотина. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1928.
Критика платонизма у Аристотеля. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1929.
Очерки античного символизма и мифологии. Т.1 . 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930.

Вещь и имя. Книга создавалась во второй половине 1920-х гг. Сохранились: а) краткая редакция 1920-х гг. (1-е изд.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993); глава IV из утерянной полной редакции 1929 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999); краткая редакция 1933 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Имя. СПб.: Алетейа, 1997).

Диалектика мифа. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930 (конфисковано и уничтожено, сохр. лишь несколько экземпляров). 1-е изд., дошедшее до читателя: Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 1-е расширенное изд. (с включением дополнительных неопубликованных текстов): М.: Мысль, 2001.

Николай Кузанский и средневековая диалектика. Книга написана в 1930. Полный текст утерян, сохранились фрагменты.
Трио Чайковского: Повесть. Написана в 1933.
: Повесть. Название дано А. А. Тахо-Годи. Написана в 1933.
Метеор: Повесть. Написана в 1930-х гг.
Женщина-мыслитель: Роман. Написан в 1933—1934. 1-е изд.: Москва. 1993. № 4-8.
Самое само. Написано в 1930-х гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994.

Диалектические основы математики. Написано в 1935 г. 1-е изд. (неполное): Лосев А. Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. Последняя глава книги, обнаруженная позже, впервые опубликована в кн.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. 1-е полное изд.: Москва: Academia, 2013.

Античная мифология с античными комментариями к ней. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Харьков, М.: Фолио, Эксмо, 2005.
Теогония и космогония. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.
Жизнь: Повесть. Написана не ранее лета 1942..
Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии. 1-е изд.: Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. Т. 72. Вып. 3. М.: МГПИ им. Ленина, 1953.

(Совм. с А. А. Сонкиной, Н. А. Тимофеевой, Н. М. Черемухиной). Греческая трагедия. 1-е изд.: М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953.

Эстетическая терминология ранней греческой литературы. 1-е изд: Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М.: МГПИ им. Ленина, 1954. С. 37-262.

Введение в античную мифологию. 1-е изд.: Ученые записки Сталинабадского Государственного педагогического института. Филологическая серия. Сталинабад: СГПИ, 1954. Вып. 5. С. 193—306.

Античная мифология в её историческом развитии. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1957.
Гомер. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1960.
Античная музыкальная эстетика. 1-е изд.: М.: Музгиз, 1960.
Введение в общую теорию языковых моделей. 1-е изд.: М.: МГПИ им. Ленина, 1968.
История античной эстетики. Ранняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1963.
(Совм. с В. П. Шестаковым). История эстетических категорий. 1-е изд.: М.: Искусство, 1965.
История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. 1-е изд.: М.: Искусство, 1968.
Проблема Вагнера в прошлом и настоящем. 1-е изд.: Вопросы эстетики. М., 1968. Вып. 8. С. 67-196.
(Совм. с А. А. Тахо-Годи, А. А. Сонкиной, Н. А. Тимофеевой, Н. М. Черемухиной). Античная литература: Учебник. 1-е изд.: М.: Просвещение, 1973.
(Совм. с М. А. Тахо-Годи). Эстетика природы: Природа и её стилевые функции у Р. Роллана. Написано в 1970- гг. 1-е изд: Киев, Collegium, 1998.
История античной эстетики. Высокая классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1974.
История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1975.
Проблема символа и реалистическое искусство. 1-е изд.: М.: Искусство, 1976. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Русскiй мiр, 2014.
Античная философия истории. 1-е изд.: М.: Наука, 1977.

(Совм. с А. А. Тахо-Годи) Платон. Жизнеописание. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1977. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».

Эстетика Возрождения. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1978.
История античной эстетики. Ранний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1979.
Эллинистически-римская эстетика. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1979.
История античной эстетики. Поздний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1980.
Диоген Лаэрций — историк античной философии. 1-е изд.: М.: Наука, 1981.

(Совм. с А. А. Тахо-Годи) Аристотель. Жизни и смысл. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1982. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».

Вл. Соловьев. . 1-е изд.: М.: Мысль, 1983.
История античной эстетики. Последние века. 1-е изд.: М.: Искусство, 1988.
Дерзание духа. 1-е изд.: М.: Политиздат, 1988.
История античной философии: в конспективном изложении. 1-е изд.: М.: Мысль, 1989.
Владимир Соловьев и его время. 1-е изд.: М.: Прогресс, 1990.
История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. 1-е изд.: М.: Искусство, 1992.
(Совм. с А. А. Тахо-Годи) Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия", 1993. (ЖЗЛ, вып. 723)
(Совм. с А. А. Тахо-Годи). Боги и герои Древней Греции. 1-е изд.: М.: Слово, 2002.
От Гомера до Прокла: история античной эстетики в кратком изложении. СПб.: Азбука, 2016
Николай Кузанский в переводах и комментариях: В 2 т. Т. 1-2. М.: Издательский Дом ЯСК, 2016.

Важнейшие статьи

Абсолютная диалектика — Абсолютная мифология.
Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь (16—17 июня 1909).
Г. С. Сковорода в истории русской культуры.
Двенадцать тезисов об античной культуре.
Диалектика творческого акта.
, в том числе «Миф — развёрнутое магическое имя».
Имяславие / перевод: с немецкого А. Г. Вашестова.
Имяславие и платонизм.
Критические заметки о буржуазной математической логике.
Первозданная Сущность.
Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы.
Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского.
Средневековая диалектика.
Творческий путь Владимира Соловьева.
Философия культуры.
Философско-исторический подвиг Давида Непобедимого (1984).
Эстетика природы.
Эстетическая терминология Платона.