Крамер Стэнли


Крамер Стэнли
Родился: 29 сентября 1913
Умер: 19 февраля 2001 (87 лет)


Биография


Стэнли Эрл Крамер — американский кинорежиссёр и продюсер, мастер остросоциальных драм. Наиболее примечательные картины режиссёра — «Нюрнбергский процесс», «Пожнёшь бурю», «Корабль дураков», «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» и «Скованные одной цепью».

Режиссёр Стивен Спилберг описывал Стэнли Крамера как «невероятно талантливого провидца» и «одного из наших великих кинорежиссеров, не только за мастерство и страсть, которые он демонстрировал в своих фильмах, но и воздействие, что он оказывал на сознание окружающего нас мира».

Стэнли Крамер родился в небогатой еврейской семье на Манхеттене, Нью-Йорк, в районе боен и складов, за свою грязь и жестокие нравы прозванном «Адская кухня». Родители были разведены, и его вырастили бабушка с дедушкой. В 1933 году Стэнли окончил Нью-Йоркский университет, и мать, работающая на киностудии Парамаунт, устроила его подсобником на студии.

«Они прошли так быстро, что я их не заметил»
Стэнли Крамер о своих молодых годах

Вскоре стал клерком, потом ассистентом сценариста, редактором, монтажёром. Пройдя нелёгкой дорогой американской мечты, уже в годы Второй мировой войны начал сам делать агитационные антифашистские фильмы. Стремление к независимости, желание не только контролировать, но и управлять сюжетами фильмов заставило его стать режиссёром. Сумел завести друзей и нужные связи, скопил денег и сразу после войны начал работать самостоятельно, основав собственную фирму. Создал в качестве продюсера такие фильмы как «Чемпион» с Кирком Дугласом, «Дом храбрости», «Ровно в полдень» с Гэри Купером, «Смерть коммивояжера», «Восстание Кейна», «Дикарь» с Марлоном Брандо, которого Крамер, кстати сказать, первым вывел на экран в 1950 году в фильме Фреда Циннемана «Мужчины». Спродюсированный Крамером «Дикарь» был первым в ряду картин о бунтующей молодёжи, ставшим во многом символическим для целого поколения. Диалог главного героя «Против чего ты бунтуешь, Джонни? — А что у вас есть?» как нельзя лучше описывает настроение тех неспокойных лет. Всё это вызывало недовольство правых кругов. Спенсер Трейси, снимавшийся во многих картинах Креймера, сказал о нём, что это человек, «который делает больше и проявляет больше упорства, чем кто-либо в американском кино. Он имеет мужество поступать согласно своим убеждениям, тогда как мужество в настоящее время редкое качество, а убеждения — и того реже».

Отстояв свою независимость в годы маккартизма, Крамер сам становится режиссёром и снимает фильм «Не как чужой» и серию остросоциальных лент, подвергая критике американское общество и ставя под вопрос способность личности защитить свободу и человечность в безумном мире эгоизма, равнодушия, жестокости и предрассудков — «Не склонившие головы», «Конец света», «Пожнёшь бурю», «Нюрнбергский процесс». Прямой наследник социального реализма Фрэнка Капры, Уильяма Уайлера и Джона Форда, Крамер равнодушен к новаторским поискам и предпочитает традиционный стиль, выдвигая на первое место тему, конфликт, борьбу идей и придавая особое значение игре актёров и сценарию. По его словам: «...самое основное в моих фильмах — сюжет и содержание. В конце концов главное в том, чтобы у тебя было что сказать зрителю» и «...Я не верю, что может быть хорошей картина, которая не доходит до широкого зрителя. Если фильм не преодолел грань между специалистами и публикой, — значит, в его основе или в его форме скрыт какой-то изъян, значит, фильм сделан плохо».

«Крамер начал как продюсер, и именно в этом качестве он до сих пор наиболее известен в Америке. Дело в том, что он сразу стал независимым и очень влиятельным продюсером и в создании своих фильмов конца 40-х — начала 50-х годов играл чуть ли не большую роль, чем режиссёр. Он первым начал ставить не развлекательные, а серьёзные фильмы. Фильмы, затрагивающие жизненно важные темы в их реальном аспекте. И Крамера ждала участь любого бунтаря. Следующее поколение кинематографистов подняло бунт против него. Его сентиментальность, его неспешный стиль, сама его серьёзность стали символами вопиющей старомодности. Серьёзность отношения к жизни в конце 40-х и в 50-х годах, когда на сцене царил Теннесси Уильямс, а на экране Стенли Крамер, была одним из главных направлений в театре и в кино. После Крамера она стала скорее шокирующим исключением».

Ричард Корлиз, кинокритик журнала «Тайм»

В 1963 году Стэнли Крамер обратился к редкому для себя комедийному жанру и снял «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» — трехчасовой фильм о бешеной гонке за спрятанными сокровищами, в котором были заняты известнейшие комедийные актёры нескольких поколений — Мильтон Берл, Сид Сизар, Фил Сильверс, Бастер Китон, Мики Руни и Терри-Томас. Сам Крамер назвал период работы над этим фильмом счастливейшим временем в своей профессиональной жизни.

В дальнейшем его фильмы, такие как «Корабль дураков», «Благослови зверей и детей», «Оклахома, как она есть», «И спотыкается бегущий» характеризуются печальным осознанием неспособности преодолеть зло в обществе и в человеке.

«Когда я делал „Корабль дураков“, я думал, что он станет величайшим фильмом всех времен и народов, но ошибся. Пересматривая его сейчас, вижу, что это была неплохая работа, и фильм не зря получил 9 номинаций на Оскара. Но от совершенства далёк. Как, впрочем, и всё остальное. Это моя вечная ошибка. Когда я делал „Безумный мир“, я рассчитывал, что это будет самая смешная комедия на свете. И опять просчитался. Я всегда хотел больше, чем мог. Впрочем, о „Нюренбергском процессе“ я не жалею, хотя едва на нём окупил затраты. Но что-то сейчас этот фильм довольно часто показывают по телевидению. Похоже, что его посыл не стареет. Конечно, действия там не много. Но зато драма настоящая».

Стэнли Крамер

В течение всей творческой жизни Крамера отличало внимание к сложным проблемам жизни общества. Он снимал фильмы о расизме, о военных преступлениях нацистов, о социальной справедливости, о ядерной катастрофе. При этом он говорил, что не хотел бы, чтобы на него навешивали ярлык «проблемного» режиссёра. На вопрос о том, почему же он тогда так часто снимает именно такие фильмы, Крамер отвечал, что работает над теми темами, которые затрагивают его эмоционально. По его словам характерной чертой его творчества является: «Утверждение человеческой личности, которая сможет жить в обществе справедливости. В этом и состоит цель кинематографа: помочь человеку стать лучше».

В СССР Крамер приобрёл репутацию прогрессивного режиссёра, и многие его картины: «Не склонившие головы» («Скованные одной цепью»), «Пожнёшь бурю», «Нюрнбергский процесс», «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Корабль дураков», «Благослови зверей и детей», «Принцип домино» с успехом прошли в советском прокате.

Фильмография

Режиссёр

1955 — Не как чужой / Not as a Stranger
1957 — Гордость и страсть / The Pride and the Passion
1958 — Не склонившие головы / The Defiant Ones
1959 — На последнем берегу / Конец света / On the Beach
1960 — Пожнёшь бурю / Inherit the Wind
1961 — Нюрнбергский процесс / Judgment at Nuremberg
1963 — Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир / It’s a Mad Mad Mad Mad World
1965 — Корабль дураков / Ship of Fools
1967 — Угадай, кто придёт к обеду? / Guess Who’s Coming to Dinner
1969 — Тайна Санта-Виттории / The Secret of Santa Vittoria
1970 — Революция в минуту / R.P.M.
1971 — Благослови зверей и детей / Bless the Beasts & Children
1973 — Оклахома, как она есть / Oklahoma Crude
1977 — Принцип домино / The Domino Principle
1979 — И спотыкается бегущий / The Runner Stumbles

Продюсер

1949 — Чемпион / Champion
1949 — Дом храбрости / Home of the Brave
1950 — Мужчины / The Men
1950 — Сирано де Бержерак / Cyrano de Bergerac
1951 — Смерть коммивояжера / Death of a Salesman
1952 — Снайпер / The Sniper
1952 — Ровно в полдень / High Noon
1953 — Дикарь / The Wild One
1954 — Восстание Кейна / The Caine Mutiny
1962 — Точка давления / Pressure Point
1963 — Ребёнок ждёт / A Child Is Waiting

Награды

1962 — Золотой глобус за лучшую режиссуру («Нюрнбергский процесс»)
1973 — Золотой приз Московского кинофестиваля за совокупность творческих работ в кино.

За всю свою долгую карьеру Стэнли Крамер сделал 40 фильмов, которые в целом получили 80 номинаций на «Оскар». Премию «Оскар» получили почти все актёры Крамера, его сценаристы, его композитор (всего 16 наград), но сам Крамер получил от Академии лишь награду имени Ирвинга Тальберга в 1961 году, несмотря на 9 номинаций как режиссер и продюсер.

Добавить комментарий