Гарин Эраст Павлович


Гарин Эраст Павлович
Родился: 28 октября (10 ноября) 1902
Умер: 4 сентября 1980 (77 лет)


Биография


Эраст Павлович Гарин — советский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Народный артист СССР (1977)

Эраст Герасимов родился 28 октября (10 ноября) 1902 года в Рязани.

Учился в Рязанской гимназии. Окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани (позже — 1-й самодеятельный театр Красной Армии) (1919—1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром попал в Москву, где был замечен Вс. Мейерхольдом, который посоветовал ему учиться. В 1921 году поступил в руководимые Вс. Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (ГВЫРМ) (позже — Государственные высшие театральные мастерские, куда влился ГВЫРМ), в 1922—1926 годах — в Государственных экспериментальных театральных мастерских Наркомпроса РСФСР (ГЭКТЕМАС), одновременно вёл работу в РКА в создаваемой там «живой газете».

В 1922—1936 годах — актёр Государственного театра имени Мейерхольда. Вс. Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум, прислушивался к его мнению. Э. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Вс. Мейерхольда.

Первую большую работу актёр получил в спектакле «Д. Е.» («Даёшь Европу!») — иронично-политическое обозрение М. Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Э. Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Вс. Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на всё его творчество.

Славу и признание принесла Э. Гарину роль Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены. Его Чацкий в «Горе уму» («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1928) был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Э. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Вс. Мейерхольда в спектакле. Первые роли в Театре им. Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде.

Обладал ярко выраженной комической внешностью — худощавым телосложением (которое подчёркивалось ношением мешковатых костюмов), выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное — высоким, старческим и пронзительным голосом, манерой «проглатывать» слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, философскими и невыносимыми. Был неотразим в гротескных комических ролях, в которых воплощал резко отрицательных персонажей.

В 1934 году — актёр Рабочего театра Пролеткульта (художественный руководитель С. Эйзенштейн).

В 1936 году, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Вс. Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова), где работал актёром и режиссёром до 1950 года, поставив за это время несколько спектаклей. Однако своей дружбы и творческих связей со своим учителем не прерывал. В 1938 году Театр им. Вс. Мейерхольда был закрыт, а сам он подвергся гонениям и нападкам. И только Э. Гарин из всей труппы остался предан Вс. Мейерхольду до конца. В 1939 году Вс. Мейерхольд был арестован. Свой последний вечер он провёл с Э. Гариным и его женой Х. Локшиной, обсуждая их дебют — киноленту «Женитьба» (1936).

«Женитьба»

Картина, представляющая собой сочетание фильма и театрального спектакля, была снята Э. Гариным (он же выступил в роли Подколёсина) в творческой мастерской С. Юткевича и вызвала самые разные отклики зрителей и критики, от восторженных до разгромных. В 1937—1938 годах фильм был подвергнут разгрому в ходе кампании борьбы с «формализмом», негатив был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Поиски в фильмотеках других стран, начатые ещё самим Э. Гариным и продолжающиеся до настоящего времени, пока успеха не принесли.

В 1937 году после краткого, но, в целом, успешного пребывания на экранах картина «Женитьба» была полностью изъята из кинотеатров в связи с развернувшейся в это время борьбой с «мейерхольдовщиной». После чего Э. Гарин и Х. Локшина возвращаются в театральную режиссуру. В Театре Комедии они ставят пьесу «Сын народа» Ю. Германа, где Э. Гарин исполняет главную роль. Спектакль имел огромный успех у зрителей и получил хорошую критику, что дало возможность режиссёрам экранизировать пьесу и, тем самым, вернуться в кинематограф.

«Доктор Калюжный»

Подобная практика вполне укладывалась в рамки творческой мастерской С. Юткевича, где практически каждый снимаемый фильм вышел из поставленного ранее театрального спектакля. Экранизация получила название «Доктор Калюжный». Художественный совет киностудии «Ленфильм» наотрез отказал Э. Гарину в исполнении главной роли, поскольку его облик, по мнению его членов, не укладывался в рамки советского положительного героя. Роль Калюжного сыграл актёр Московского театра Революции (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского) Б. Толмазов, который в точности повторил весь пластический рисунок роли, сыгранной Э. Гариным в театре. Также вместо Б. Тенина, игравшего в спектакле, роль слепого учителя сыграл Ю. Толубеев. А И. Гошеву сменила Я. Жеймо. Некоторые же актёры перешли в фильм из спектакля. Например, травести М. Барабанова. В фильме «Доктор Калюжный» свою вторую роль в кинематографе сыграл А. Райкин. В роли медсестры выступила молодая театральная актриса Е. Милентьева (мать известного актёра М. Боярского).

На гонорар, полученный за фильм «Доктор Калюжный», Э. Гарин и Х. Локшина купили квартиру в Москве и в 1950 году переехали в столицу. В Москве они продолжил работу в кинематографе — поступили на студию «Союздетфильм» (ныне Киностудия имени М. Горького), где уже работал С. Юткевич с остатками своей мастерской, снимался также на «Мосфильме». Одна из лучших его ролей — Король в фильме «Золушка» (1947). В сказках Е. Шварца замечательно сыграл ещё двух королей в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964). Одной из последних заметных его ролей стала роль профессора-археолога Мальцева в комедии «Джентльмены удачи» (1971). Фильмам с Э. Гариным всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высоком уровне актёрского мастерства.

С 1950 года работал также актёром и режиссёром Театра-студии киноактёра. В последние годы жизни поставил в театре спектакль «Горе от ума» А. Грибоедова, повторив постановку Вс. Мейерхольда (где он играл Чацкого), где роль Чацкого исполнял А. Золотницкий. И хотя постановка всеми признавалась как удачная, в целом у зрителя спектакль не пользовался успехом, по всей видимости из-за «заезженности» темы — пьеса входила в обязательную школьную программу и в силу этого воспринималось как скучная «классическая обязаловка».

В 1966 году, во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни», случилась авария. Актёру удалили один глаз, второй — практически не видел. Поэтому его перестали приглашать на съёмки и в спектакли. Много лет актёр выразительно озвучивал мультфильмы на студии «Союзмультфильм».

Много работал на радио, осуществил ряд радиопостановок, положив начало жанру монодраматического звукового спектакля.
Эраст Гарин умер 4 сентября (по другим источникам — 26 августа) 1980 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья

Отец — Павел Эрастович Герасимов, лесничий
Мать — Мария Михайловна Гарина

Бабка по отцовской линии — Елизавета Ивановна, жила в селе Дмитровский Погост (Дмитрия Солунского), Егорьевского уезда, Рязанской губернии

Бабка по материнской линии — Екатерина Дмитриевна
Жена (1922—1980, с перерывом) — Хеся Александровна Локшина (1902—1982), режиссёр и сценарист.
Жена (1935—1941) — Любовь Саввишна Фейгельман (позже известна как Руднева), писатель и театровед.
Дочь — Ольга Эрастовна Гарина (род. 1938), искусствовед.

Награды и звания

Заслуженный артист РСФСР (1950)
Народный артист РСФСР (1964)
Народный артист СССР (1977)
Сталинская премия второй степени (1941) — за исполнение роли Тараканова в фильме «Музыкальная история» (1940)
орден Трудового Красного Знамени (12.04.1974)
орден «Знак Почёта» (01.02.1939) — за исполнение роли Волкова в фильме «На границе» (1938)
медали
МКФ в Канне (1961, Специальный приз за мужскую роль, фильм «Ведьма»).

Творчество

Роли в театре

Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (Москва)
1922 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — роль
1924 — «Земля дыбом» С. М. Третьякова — роль
1924 — «Д. Е.» («Даёшь Европу!») М. Г. Подгаецкого по романам И. Г. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» — семь ролей изобретателей
1925 — «Мандат» Н. Р. Эрдмана — Гулячкин
1926 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
1928 — «Горе уму» («Горе от ума») А. С. Грибоедова — Чацкий
1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского — Жан Вальжан
Ленинградский театр Комедии
1938 — «Сын народа» Ю. П. Германа — Калюжный
Театр-студия киноактёра (Москва)
1956 — «Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца — Король
1956 — «Мандат» Н. Р. Эрдмана — Гулячкин

Постановки

Рабочий театр Пролеткульта (Ленинград)
1928 — «Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина
Ленинградский театр Комедии
1938 — «Простая девушка» В. В. Шкваркина
1938 — «Сын народа» Ю. П. Германа,
1948 — «Медведь» А. П. Чехова
1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева
Театр-студия киноактёра (Москва) (совм. с X. А. Локшиной)
1950 — «Флаг адмирала» А. П. Штейна (совм. с X. А. Локшиной)
1953 — «Раки» С.В. Михалкова (совм. с X. А. Локшиной)
1956 — «Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца
1956 — «Мандат» Н. Р. Эрдмана
Московский театр Сатиры
1956 — «Тень» Е. Л. Шварца

Радиопостановки

1931 — «Путешествие по Японии» Г. О. Гаузнера
1934 — «Цусима» А. с. Новикова-Прибоя
1938, 1948 — «Клоп» В. В. Маяковского
1952 — «Моё открытие Америки» В. В. Маяковского
1953 — «Париж» В. В. Маяковского
1957 — «Я сам» В. В. Маяковского
1959 — «Рождённые столицы» В. В. Маяковского

1962 — «Приключения Чиполлино» (грампластинка) — Тыква (композиция З. Потаповой и С. Богомазова, музыка Н. Пейко. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия»)

Роли в кино

1934 — Поручик Киже — адъютант Каблуков
1937 — Женитьба — Подколёсин
1938 — На границе — диверсант Волков
1940 — Музыкальная история — Тараканов
1941 — Боевой киносборник № 7 (новелла «Эликсир бодрости») — немецкий солдат
1942 — Швейк готовится к бою (новелла «Моды Парижа») — Франсуа
1942 — Котовский — певец в ресторане
1944 — Иван Никулин — русский матрос — Тихон Спиридонович
1944 — Свадьба — Эпаминонд Максимович Апломбов, жених
1946 — Синегория — эпизод
1947 — Золушка — Король
1949 — Встреча на Эльбе — капитан Томми
1952 — Ревизор — Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
1952 — Джамбул — эпизод
1954 — Синяя птичка (короткометражный) — Петухов
1955 — Неоконченная повесть — Колосков, пациент, дамский мастер-парикмахер
1955 — Нестёрка — школяр Самохвальский
1955 — Фонтан (короткометражный) — Петухов
1957 — Девушка без адреса — дедушка Кати
1958 — Ведьма (короткометражный) — дьячок Савелий
1958 — Шли солдаты… — Якоб Гофман
1960 — Русский сувенир — господин Джонс Пиблс, магистр философии
1961 — Алёнка — Витаминыч
1961 — Водяной (короткометражный) — Прохор Лыков
1962 — Монета (новелла «Воскресенье в джунглях») — прохожий, специалист по вытаскиванию монет
1962 — Необыкновенный город — Секретарша Крутикова / Пал Палыч, дядя Облапошкина / Крутиков, директор бани
1963 — Каин XVIII — Каин XVIII
1963 — Оптимистическая трагедия — Вожачок
1964 — Обыкновенное чудо — Король
1966 — Весёлые расплюевские дни — Кандид Касторович Тарелкин / Сила Силыч Копылов, отставной надворный советник
1968 — Полчаса на чудеса (новелла из одноимённого киноальманаха) — Его Величество
1970 — Два дня чудес — профессор-экзаменатор института мелких пакостей
1971 — Джентльмены удачи — профессор Мальцев
1971 — 12 стульев — критик театра «Колумб»
1971 — Если ты мужчина… — Ульяныч, садовод
1972 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — посетитель кафе (нет в титрах)
1973 — Много шума из ничего — Кисель
1973 — Нейлон 100 % — укротитель
1975 — Меняю собаку на паровоз — хормейстер
1975 — Пошехонская старина (киноальманах) — Василий Порфирыч

Озвучивание мультфильмов

1947 — Квартет — осёл (нет в титрах)
1948 — Федя Зайцев — Учитель (нет в титрах)
1950 — Волшебный клад — Судья
1953 — Лесной концерт — Тюлень (нет в титрах)
1953 — Братья Лю — Мандарин (нет в титрах)
1954 — На лесной эстраде — Филин (нет в титрах)
1955 — Заколдованный мальчик — Гусь Мартин
1955 — Стёпа-моряк — Клоун в колпаке (игрушка Тани), просящий о помощи по радио (нет в титрах)
1956 — Девочка в джунглях — Лис
1956 — Палка выручалка — Старик-волшебник
1956 — Двенадцать месяцев — Профессор (нет в титрах)
1957 — Верлиока — Верлиока (нет в титрах)
1957 — Исполнение желаний — Король Салерно
1958 — Краса ненаглядная — Царь
1958 — Спортландия — Матрас-председатель
1958 — Тайна далёкого острова — Профессор Бобров
1959 — Легенда о завещании мавра — Судья
1959 — Приключения Буратино — фельдшерица Жаба (нет в титрах)
1960 — Человечка нарисовал я — Учитель (нет в титрах)
1961 — Дорогая копейка — Пенс
1961 — Дракон — Дедушка мальчика
1961 — Семейная хроника — Пудель-фотограф
1961 — Чиполлино — дядюшка Виноград (нет в титрах)
1962 — Дикие лебеди — Епископ
1963 — Дочь солнца — Ворон
1963 — Свинья-копилка — Слон
1964 — Дюймовочка — Рак
1964 — Кот-рыболов — Волк
1964 — Лягушонок ищет папу — Рак-отшельник
1964 — Петух и краски — Индюк (нет в титрах)
1964 — Почта — Борис Житков
1964 — Храбрый портняжка — Король
1965 — Наргис — Бамбур Хоруд, повелитель вьюг
1965 — Лягушка-путешественница — Селезень-вожак
1967 — Слонёнок — Питон
1969 — Возвращение с Олимпа — Орёл
1971 — Без этого нельзя — Гусь
1972 — Винни-Пух и день забот — Ослик Иа
1973 — В мире басен — читает текст
1978 — Робинзон Кузя — Попугай

Дублирование

1948 — Карандаш на льду — клоун Карандаш (роль М. Румянцева)

Режиссёр кино (совместно с Х. Локшиной)

1936 — Женитьба
1939 — Доктор Калюжный
1942 — Принц и нищий
1946 — Синегория
1954 — Синяя птичка (короткометражный)
1955 — Фонтан (короткометражный)
1964 — Обыкновенное чудо
1966 — Весёлые расплюевские дни

Сценарист (совместно с Х. Локшиной)

1936 — Женитьба
1964 — Обыкновенное чудо
1966 — Весёлые расплюевские дни

Участие в фильмах

1979 — Профессия — киноактёр (документальный)

Архивные кадры

2004 — «Легенды мирового кино», еженедельный цикл телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура»
2005 — Эраст Гарин (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2007 — Фабрика чудес. Роли озвучивают (короткометражный) (документальный)